Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на службу в органы прокуратуры без возобновления военной службы, не распространяется (по материалам судебной практики)
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 12)
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ НА ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ, ПОСТУПИВШИХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ БЕЗ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие на практике при выплате пенсий за выслугу лет военным пенсионерам, поступившим на службу в органы прокуратуры.
Ключевые слова: военная служба, военная пенсия, пенсионер, выслуга лет, стаж, правоохранительная служба, органы прокуратуры, статус.
The suspension of the payment of retirement pensions to retired military personnel enrolled in the law-enforcement service in the prosecutor’s office without a resumption of military service (i. e. not having the status of military personnel), does not apply A. V. Efremov
The article deals with the legal issues arising in practice, payment of retirement pensions were at the service of military pensioners in the public prosecutor’s office.
Key words: military service, military pension, pensioner, seniority, experience, law enforcement service, the procurator’s office, the status.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определено, что лицам, имеющим право на соответствующее пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, т. е. в том случае, если гражданин, которому уже назначена пенсия по выслуге лет, вернулся на службу, в том числе и в другом государстве, выплата пенсии ему приостанавливается на все время службы. При применении указанной нормы на практике возникли вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу (не военную) в органы прокуратуры Российской Федерации или Следственный комитет Российской Федерации. Так, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2013 г. гражданское дело N 11-2593/2013 по апелляционной жалобе К. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 г., установила следующее. К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указал, что 29 сентября 2011 г. он, как лицо, проходившее военную службу по контракту, был уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». С 30 сентября 2011 г. проходит службу в должности помощника Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. 23 мая 2012 г. К. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему и выплате пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Однако в удовлетворении заявления ему было отказано в связи со службой в органах прокуратуры, с чем он не согласен, считает отказ ответчика противоречащим Конституции Российской Федерации, ст. 57 названного Закона. Кроме того, ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П. Истец К. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представители ответчика против удовлетворения иска возражали. В обоснование указали, что в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации прохождение службы в органах прокуратуры является основанием для приостановления выплаты, назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Судом в удовлетворении исковых требований истца было отказано. При этом, суд согласился с мнением ответчика. Истец в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося судебного решения, указывает на то, что судом неверно применен закон. Статья 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 содержит исчерпывающий перечень служб, поступление на которые пенсионеров из числа указанных в ст. 1 данного Закона влечет приостановление выплаты назначенных пенсий. В данном перечне органы прокуратуры не значатся. Суд не учел, что из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правило о приостановлении выплаты пенсии применяется в отношении граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры и вновь поступивших на службу в эти органы. Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривался вопрос о приостановлении выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу, поступившим на службу в органы прокуратуры. При этом, истец также ссылается на практику судов иных субъектов Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом первой инстанции было установлено, что 29 сентября 2011 г. К. был уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 30 сентября 2011 г. в соответствии с приказом прокурора Челябинской области истец был принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Челябинской области, где и проходит службу в должности помощника Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по настоящее время. 23 мая 2012 г. К. обратился в военный комиссариат Челябинской области с заявлением о назначении и выплате ему пенсии за выслугу лет как военнослужащему с 30 сентября 2011 г., в чем ему было отказано. Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после поступления на федеральную государственную службу в прокуратуру Челябинской области, которое состоялось на следующий день после увольнения с военной службы, у истца не возникло право на получение пенсии за выслугу лет, поэтому действия ответчика являются законными и обоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении иска. Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является верным в связи со следующим. В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, проходившим военную службу, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из их числа при поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Данный Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан — по буквальному смыслу ст. 1 данного Закона — ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). Предписания Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», касающиеся пенсионного обеспечения прокуроров, отсылают не к отдельным положениям указанного Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т. е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его ст. 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его ст. 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует — оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы и учреждения прокуратуры. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда г. Москвы», которой обоснованно руководствовался суд первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом неверно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, отмену судебных постановлений повлечь не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права. Ссылка заявителя на нарушение единства судебной практики не может служить основанием к отмене вынесенного судебного постановления. Решения судов по российскому законодательству к источникам права не относятся. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, суд первой инстанции правильно установил все значимые обстоятельства дела, дал надлежащую мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. — без удовлетворения. Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в случае поступления на службу в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая и органы налоговой полиции <1>. ——————————— <1> Более подробно см.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 20-В05-17, а также Обзор судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 г.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники — федеральные государственные служащие, исполняющие обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются указанным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется названным Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст. 40 данного Федерального закона. Как следует из ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. По мнению автора, рассмотренное Определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 марта 2013 г. основано на неправильном применении материального права, так как вышеуказанный гражданин К. уволился с военной службы и на другой день поступил на федеральную государственную службу в прокуратуру, т. е. на службу, отличную от военной. В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 служба в органах прокуратуры (не военная служба) не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии военным комиссариатом в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Таким образом, в рассмотренном нами судебном примере выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 К. могла быть назначена, так как он не возвращался на военную службу и не приобретал статус военнослужащего. Таким образом, приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. К такому же выводу пришла и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 20 сентября 2013 г. по гражданскому делу N 75-КГ13-17, которая указала на следующие аналогичные рассмотренные нами обстоятельства: военный комиссариат Республики Карелии (истец) обратился в суд с иском к З. (ответчик) о взыскании в пользу государства незаконно полученной пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование своих требований ответчик ссылался на то, что проходил военную службу по контракту в должности военного прокурора гарнизона, уволен в запас с правом на получение военной пенсии за выслугу лет, затем поступил на службу в органы прокуратуры, ему был присвоен классный чин старшего советника юстиции. В период прохождения службы в органах прокуратуры ответчик продолжал получать пенсию, назначенную по линии Министерства обороны Российской Федерации. Отказывая истцу (военному комиссариату Республики Карелии) в удовлетворении иска, суд первой инстанции — Петрозаводский городской суд Республики Карелии в решении от 13 августа 2012 г. сослался на ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающую запрет на возврат в качестве неосновательного обогащения сумм пенсии в случае отсутствия со стороны гражданина признаков недобросовестности, и пришел к выводу о недоказанности факта недобросовестности ответчика при получении им пенсии. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции полностью отменил, по делу принял новое решение, которым исковые требования были удовлетворены, при этом в Определении от 26 октября 2012 г. указал на то, что при поступлении ответчика на службу в прокуратуру выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им правоохранительной службы, однако этого сделано не было по причине того, что З. не выполнил своего обязательства и не сообщил пенсионному органу о поступлении на службу в органы прокуратуры. Также суд апелляционной инстанции сослался на ст. 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 и п. 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, и, соответственно, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в прокуратуре Республики Карелии у ответчика отсутствовало, при этом усмотрел в действиях ответчика недобросовестность и удовлетворил иск военного комиссариата Республики Карелии. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм действующего законодательства и оставила в силе решение суда первой инстанции. Анализируя указанное Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации <2>, приходим к следующим основным выводам: ——————————— <2> См. более подробно: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. по гражданскому делу N 75-КГ13-17.
1. При поступлении военного пенсионера на службу в органы прокуратуры выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала, в связи с чем отсутствовал сам факт незаконного получения ответчиком сумм пенсии и ежемесячной доплаты к ней. 2. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, выплата военной пенсии подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило военную службу. 3. Правоохранительная служба отлична от военной службы. 4. Выплата военной пенсии за выслугу лет может быть приостановлена только в случае возвращения военного пенсионера на военную службу с одновременным приобретением вновь статуса военнослужащего. 5. Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры (а также всех военных пенсионеров в целом), поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. 6. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам действующего военно-пенсионного законодательства, правоохранительной службы на прокурорских должностях, не влечет увеличение военной выслуги (так как они не обладают статусом военнослужащего) и, соответственно, не влечет за собой увеличение размера ранее назначенной им военной пенсии. При несоблюдении данных выводов, по мнению автора настоящей статьи, будет нарушаться конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан (военных пенсионеров, поступивших на правоохранительную службу в органы прокуратуры) отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет.
——————————————————————