Проблемы становления и развития теории информационного права
(Сорокин Д. В.) («История государства и права», 2006, N 10)
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Д. В. СОРОКИН
В соответствии с законами информационного взаимодействия (законы аддитивности (от лат. addere — добавлять)), которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей «Тектологии» <1>, суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) друг к другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем (в 1990-е гг. слабость России во многом объяснялась противостоянием всех структур власти: регионы против Центра, парламент против Президента и Правительства, общество против государства и т. п.). И в случае если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Этот закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей, будет действовать при едином целеполагании, единой национальной идее и духовности, которой Россия всегда была сильна. Это предполагает необходимость выделения общей информационной составляющей в каждом из признаков и функций государства, определения общей стратегии его развития в условиях информационного общества, формирования и реализации государственной идеологии. ——————————— <1> Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2-х кн. М., 1989. С. 304, 351; Бодякин В. И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.
В современных условиях, когда виртуальный мир становится реальным по своей значимости для человека и общества, а государство по своей значимости, напротив, становится при этом виртуальным, особое значение приобретает поиск новых правил и форм взаимодействия государства и общества в интересах сохранения своей целостности и безопасного развития всех и каждого. Во-первых, следует отказаться от стратагемы превращения государства в корпорацию, оказывающую услуги населению. Такой подход не только противоречит историческому содержанию, смыслу и предназначению государства в новом тысячелетии — создавать условия для полной реализации прав и свобод каждого гражданина, их реальной защиты при сохранении целостности общества и самого государства, но и предопределяет сегодняшние ошибки власти (в том числе при проведении «монетизации» социальных льгот) — поскольку главной целью любой корпорации является получение прибыли, и даже оправдывает в определенной степени рост коррупции среди чиновников — власть как средство капитализации. Во-вторых, необходима серьезная и срочная корректировка государственной политики в этой сфере. Степень срочности определяется здесь несколькими обстоятельствами. В «триаде» государственной политики: правотворчество, правоприменение и правосознание — последнее сегодня играет определяющую роль, поскольку от его уровня напрямую зависит как содержание писаного права (законов), так и эффективность его применения на практике. Но на его изменение и развитие требуется времени гораздо больше, чем написать и принять закон. Решение задач развития правосознания с позиций современной конституционной доктрины, в том числе в силу его инерционности, должно предшествовать по времени другим компонентам государственной политики. Этого же требует от нас и построение информационного общества, где объективным законом развития информационной сферы является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности <2>. ——————————— <2> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. СПб., 2005. С. 75 — 76.
Причины современного кризиса кроются не только в сегодняшних ошибках власти — они имеют глубокие исторические корни. Это подтверждает и вывод, сделанный еще И. А. Ильиным, о том, что «человечество за последние века пережило великий иррациональный кризис, который захватил подсознательные корни веры, нравственности, науки, искусства и правосознания. Эти корни стали слабеть и отмирать. Этот кризис захватил и правовое чувство человека, обычно называемое правосознанием. Правосознание становилось беспочвенным; мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, забывало свои первоначальные, священные основы и подчинялось духу скептицизма, которому все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условным и относительным, водворились буржуазная беспринципность и социальное безразличие; надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности» <3>. ——————————— <3> Ильин И. А. О правосознании: Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 222 — 223.
В условиях современной информатизации и обеспечения всеобщего доступа к информации для всех роль законодательных запретов и ограничений как правовых регуляторов общественных отношений существенно изменяется. Сегодня зачастую человек руководствуется при принятии решений не нормами писаного права, а соображениями своей морали или ее отсутствием в традиционном понимании. Очевидно, что сегодня уже не работает формула «власть на страхе», но еще не работает заявленная формула «власть на законе». Вот почему государство в лице органов публичной власти, если оно хочет быть эффективным, должно не только восстановить свою утраченную роль в формировании правосознания своих граждан (система правового всеобуча, система профилактики правонарушений), но обеспечить его приоритетное развитие. В этой связи заслуживает поддержки инициатива Администрации Президента РФ в Центральном федеральном округе по разработке модельной программы для субъектов РФ по правовому обучению населения. В-третьих, решение задачи преодоления инерционности правопонимания и правосознания, равно как и установления соответствия правового идеала политическому и общественному на долгосрочную перспективу, возможно при реализации принципа «объединение за», обеспечивающего интерес и ответственность граждан и общества в установлении и поддержании правопорядка в нашей стране. Таким объединяющим началом могут и должны быть права и свободы человека и гражданина как высшая ценность общества и государства. В ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ провозглашен новый правовой идеал, закрепивший верховенство естественных прав, верховенство права над законом. Анализ этих норм с учетом положений ч. ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции РФ позволяет сделать вывод, что права и свободы человека и гражданина с 1993 г. заявлены как источник права в современной России наряду с нормами писаного права. Развитие российской государственности в XXI в. невозможно без создания эффективных основ правового регулирования информационных отношений и обеспечение их безопасности. Необходимо найти решение проблем собственно информационного права, в том числе: выделение перечня абсолютных прав в информационной сфере, не подлежащих никакому ограничению и имеющих прямое действие в силу ст. 18 Конституции РФ, поскольку нынешний перечень прав и свобод, закрепленный в ст. 56 Конституции РФ, является неполным и противоречит как ряду других конституционных норм, так и общепризнанным нормам международного права; режимы тайны и доступа к информации, их соотношение и переходы; институты тайны и персональных данных как институты охраны права на неприкосновенность частной жизни; особенности правовой охраны прав на информацию и ее материальные носители институтами информационного права и интеллектуальной собственности.
——————————————————————