Доступ населения к официальной правовой информации как одно из условий профилактики правонарушений
(Никитина Е. В.) («Правовые вопросы связи», 2006, N 2)
ДОСТУП НАСЕЛЕНИЯ К ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Е. В. НИКИТИНА
Никитина Е. В., заведующая Публичным центром правовой информации Липецкой областной универсальной научной библиотеки.
Одним из источников предупреждения правонарушений в обществе является правовая культура личности и общества в целом. От уровня развития правовой культуры зависит уровень безопасности и благополучия в обществе. Связь профилактики правонарушений и правовой культуры носит взаимообусловленный характер <1>. ——————————— <1> Назарян Т. В. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений [Электронный ресурс]: вопросы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук. Сочи, 2005. 217 с.
В Липецкой области «правовая культура значительной части населения области остается низкой, у многих граждан отсутствует уважение к закону как основному условию жизнедеятельности демократического общества». Такой «диагноз» местному сообществу вынесен в Областной целевой программе повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) Липецкой области на 2005 — 2007 годы (от 28 июля 2005 г.) <2>. ——————————— <2> Липецкая газета. 2005. 6 августа.
Одной из задач и в то же время проблем, рассматриваемых в Программе, является обеспечение доступа граждан к официальной правовой информации. К сожалению, на мой взгляд, проблемам доступа населения к официальной правовой информации в области не уделяется должного внимания. Так, в большинстве новых Уставов муниципальных образований области в главах, посвященных муниципальным правовым актам, отсутствуют положения о доступе населения муниципального образования к нормативным актам местного самоуправления. Нет упоминания о доступе и в областном Законе «О нормативных актах Липецкой области» (от 27 марта 1997 г.) <3>. Между тем регламентация доступа к правовой информации позволит в большей мере реализовать конституционное право граждан на получение информации. ——————————— <3> Липецкая газета. 1997. 5 апреля.
Хочу напомнить, что гарантией обеспечения доступа населения к официальным документам в определенной мере служат и закрепленные в областном Законе «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области» (от 21 июля 2003 г.) <4> положения о доставке обязательного экземпляра официальных документов в библиотеки области. Так, п. 2 ст. 27 Закона обязывает органы местного самоуправления в семидневный срок после утверждения и регистрации доставлять в библиотеки муниципальных образований области по одному обязательному бесплатному экземпляру официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера. Пункт 3 ст. 27 гласит, что обязательные экземпляры официальных документов доставляются независимо от их публикации в средствах массовой информации. На основе обязательных экземпляров официальных документов в библиотеках создаются фонды документов местного самоуправления (как опубликованных, так и не опубликованных). Библиотека информирует местное сообщество о документах местной власти, организует доступ к ним. ——————————— <4> Липецкая газета. 2003. 2 августа.
Но, к сожалению, некоторые органы местного самоуправления области (можно сказать большинство) не выполняют положения этого Закона. Очень важно понимать, что доступ физических и юридических лиц к данной информации служит основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, «прозрачность» которой может обеспечить муниципальная библиотека. Это будет ее вкладом в процесс демократизации общества и в воспитание гражданина. Структурами, обеспечивающими право граждан на доступ к информации и, по сути, занимающимися правовым просвещением населения, являются Центры правовой информации (ЦПИ) на базе библиотек Липецкой области. Создавались они в рамках общероссийской межведомственной программы. Центры правовой информации при библиотеках действуют на принципах доступности, открытости, достоверности и оперативности предоставляемой информации. По распоряжению главы администрации Липецкой области <5> с 1999 г. в областной универсальной научной библиотеке работает Публичный центр правовой информации, с 2001 г. Центры правовой информации созданы во всех библиотеках муниципальных образований. Таким образом, сегодня на территории области действуют 23 Центра правовой информации в библиотеках области. ——————————— <5> Распоряжение главы адм. Липецкой обл. от 31 мая 1999 г. N 956-р «О создании Публичного центра правовой информации» // Ведомости администрации Липецкой области. 1999. N 6.
Общественная миссия этих центров — реализация конституционного права граждан на информацию путем предоставления свободного бесплатного доступа к официальной правовой информации. Поскольку большую часть пользователей Центров правовой информации составляют студенты, учащиеся, то есть молодое поколение, в Центрах уделяют особое внимание именно этой категории, проводят профилактические беседы правовой тематики, уроки правовых знаний, встречи с участковыми уполномоченными, членами комиссий по делам несовершеннолетних, работниками детских комнат милиции. В районной усманской библиотеке при Центре правовой информации организована информационно-правовая служба по поддержке детей, подростков и молодежи для оказания квалифицированной информационной помощи. Специалист Центра привлек к работе: внештатного психолога, работника детской комнаты милиции, специалиста районной социальной службы, журналиста районной газеты, педагогов, преподавателей, адвокатов, врачей, священников. В планах усманцев создание при ЦПИ клуба для подростков всего района, в котором будут воспитываться гражданская активность, повышаться правовая грамотность, это будет место, где будет оказываться помощь и поддержка подросткам и их родным. Специалистами Центров правовой информации области подготовлены информационные издания: «Проблемы детей в современной России», «Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность детей и подростков», «Я — ученик», «Я — студент», «Я — сирота», «Подросток и закон» и др. Таким образом, обеспечение доступа населения к официальным документам органов власти и управления, органов местного самоуправления способствует правовому просвещению населения, повышению правовой культуры местного сообщества, а значит, и профилактике правонарушений.
——————————————————————