Место и роль войсковых священников в психологическом сопровождении деятельности вооруженных сил (опыт иностранных армий по организации службы войсковых священников)
(Белых-Силаев Д. В.) («Юридическая психология», 2007, N 4)
МЕСТО И РОЛЬ ВОЙСКОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ (ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЙСКОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ)
Д. В. БЕЛЫХ-СИЛАЕВ
Белых-Силаев Д. В., помощник главного редактора, руководитель международного отдела журнала.
В настоящее время деятельность военных священников в зарубежных армиях регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми военные священники назначаются либо высшими органами военного управления, либо руководящими церковными органами, но во всех случаях по согласованию между этими двумя инстанциями. Как правило, они финансируются военными ведомствами и пользуются необходимыми правами и привилегиями (в основном в соответствии со статусом офицерского корпуса). Военно-религиозные службы включают, как правило, руководящие органы, штатный состав военных служителей церкви, нештатный религиозный актив, учебные заведения, религиозные здания и помещения, средства массовой информации. Общие обязанности войсковых священников. Круг обязанностей войсковых священников не сводится только к религиозному воспитанию и включает в себя формирование воинских качеств военнослужащих, их взглядов и настроений, нравственного облика. Как правило, они выполняют в войсках следующие задачи: 1) выступают в роли советников и консультантов командиров и штабов по вопросам религии и морально-боевого состояния личного состава; 2) оказывают помощь командирам в воспитании подчиненных в духе патриотизма, долга и чести, верности традициям, проводят беседы с военнослужащими по вопросам службы, быта, морали, религии; 3) обеспечивают надлежащее отправление религиозных обрядов, ритуалов и таинств; 4) организуют проведение в частях и подразделениях церковных праздников; 5) совершают торжественные службы в дни национальных и военных праздников, церемонии освящения оружия и военной техники; 6) дают консультации по вопросам местных религий и культов в районах дислокации войск; 7) поддерживают связь с местными религиозными и благотворительными организациями; 8) оказывают активную помощь командному составу в борьбе с различными негативными проявлениями в армейской среде; осуществляют морально-психологическую поддержку военнослужащих и членов их семей, а также проводят иные морально-психологические мероприятия с населением, противником, своими войсками. Кроме того, в боевой обстановке на военных священников возлагаются: задачи моральной и духовной поддержки раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации, проведение богослужений во время погребения. Мусульманское военное духовенство. Большое внимание религиозному воспитанию уделяет командование иностранных армий Востока. Речь идет о вооруженных силах Марокко, Алжира, Ливии, Египта, Судана, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана. Служба войсковых священников в армиях указанных государств разрабатывает систему повседневного религиозного воздействия на личный состав, строго контролирует безусловное и тщательное исполнение военнослужащими всех религиозных предписаний и обрядов, организует строительство новых и расширение старых мечетей. Непосредственно богослужения и религиозные обряды могут проводить либо штатные военные муллы, либо проповедники из числа хорошо подготовленных в религиозном отношении солдат и унтер-офицеров, либо прикомандированные к воинским частям гражданские священнослужители, а иногда и сами офицеры. Основная цель деятельности мусульманского военного духовенства — воспитание у личного состава готовности в любой момент выступить на защиту суверенитета и территориальной целостности своего государства, святынь и духовных ценностей исламского мира, а также интересов всех мусульман. Войсковые муллы имеются во всех звеньях до взвода включительно. Подбором и расстановкой священнослужителей занимается специальный штаб <1> по руководству идеологической работой в вооруженных силах. ——————————— <1> Штаб — основной планирующий, организующий и руководящий орган военного управления.
Основными формами деятельности войсковых мулл в иностранных армиях Востока являются беседы на религиозные темы, групповые молебны и проповеди, лекции по религиозно-нравственной тематике, на которые в некоторых армиях (в иранской армии, например) отводится до 8 часов в неделю, а также ежедневные молитвы (намазы) в составе подразделений. Военные муллы, обязанные ежедневно бывать среди личного состава, помогают командирам изучать настроение и поведение военнослужащих. Для религиозного воспитания активно используются средства массовой информации. В эфир выходит несколько радио — и телепрограмм для вооруженных сил, издается более десятка военных газет и журналов, значительное количество брошюр религиозного содержания. Подготовка войсковых мулл осуществляется в специальных учебных центрах, созданных почти при всех действующих теологических школах (медресе). В медресе изучаются такие предметы: методика преподавания Корана, исламская нравственность, политический анализ, история ислама, мусульманское право, хадисоведение, формы и методы пропагандистского, идеологического воздействия, а также военная подготовка. Руководящие религиозно-идеологические кадры готовятся на высших теологических курсах. В ряде иностранных армий Востока военные муллы пользуются теми же правами, что и офицеры, и практически во всех армиях они должны быть готовы и способны заменить в бою выбывшего командира. Во всех частях и соединениях вооруженных сил имеются мечети, комнаты или специальные территории для отправления религиозных (мусульманских) обрядов. В соответствии с замыслом командования иностранных армий Востока войсковые муллы призваны оказывать решающее влияние на военнослужащих. Служба капелланов в вооруженных силах США. Несмотря на то что церковь в США в настоящее время отделена от государства, эта страна имеет достаточно прочные религиозные традиции. По этой причине Министерство обороны США уделяло и уделяет большое внимание религиозной жизни военнослужащих. Даже прием в ряды вооруженных сил США начинается с церемонии вручения капелланом в торжественной обстановке карманной Библии и специального сборника молитв, который начинается словами: «Люби Бога и службу в вооруженных силах». Институт капелланов играет значительную роль в жизни армии и флота США. Это одна из старейших служб вооруженных сил, созданная в 1775 г. На II Континентальном конгрессе США, провозгласившем создание собственной армии, было решено привлекать на службу в нее и капелланов. Все капелланы в США являются кадровыми военнослужащими, имеют воинские звания, носят военную форму со специальными знаками различия и входят в число офицеров штаба части (соединения). В отличие от других офицеров, однако, они не носят оружия и не обучаются навыкам его применения и использования. При Министерстве обороны США существует Совет по делам капелланов, подчиненный помощнику министра обороны по личному составу и боеготовности. Совет состоит из шести человек, в том числе трех капелланов видов вооруженных сил в звании генерал-майор. Работу в войсках на всех уровнях возглавляют попеременно представители протестантского, католического и иудейского вероисповеданий. Всего в армии США около 2500 штатных капелланов. Это позволяет охватить почти весь личный состав вооруженных сил и осуществлять индивидуальный подход к военнослужащим. В среднем один штатный капеллан приходится на 700 военнослужащих (т. е. на батальон). Количество помощников капелланов примерно равно численности капелланов. Подготовка кадров осуществляется в Центре военных священников (Форт-Монмут, штат Нью-Джерси), где они проходят 3-месячный первоначальный курс, а спустя 6 — 10 лет службы в войсках — годичный курс обучения. Кроме общих обязанностей по собственно религиозному сопровождению вооруженных сил, капелланы в США читают лекции о текущих событиях (проводят политинформацию). Капелланы в США, как правило, являются членами дисциплинарных комиссий (т. е. комиссий по поощрению солдат и офицеров, расследованию дисциплинарных проступков, улаживанию конфликтных ситуаций), а также выступают как психологи-консультанты при командирах (т. е. выполняют функции психологической службы). Поскольку капелланы в США являются кадровыми военными, на них возлагается также и решение всех обычных задач служебной деятельности, вплоть до права в случае необходимости заменить выбывшего командира. Капелланы обязаны принимать участие во всех боевых действиях, учениях, маневрах и т. д. В вооруженных силах США действует мощная система религиозных СМИ. Издаются ежемесячный журнал «Военный капеллан», бюллетени главных капелланов видов вооруженных сил и оперативных объединений, а также крупных соединений, малоформатные брошюры, листовки — всего около 2 тыс. наименований. Имеются специальные телепрограммы («Час капеллана», «Взгляд в мир» и др.). Служба военных капелланов Великобритании. В целях поддержания морально-психологического состояния военнослужащих в вооруженных силах Великобритании функционирует Королевская служба военных капелланов, которую возглавляет главный капеллан в звании генерал-майор. Главному капеллану вооруженных сил подчинены управления военных капелланов видов вооруженных сил. Они руководят деятельностью корпуса военных священников, осуществляют административный и дисциплинарный надзор, подбор и подготовку кадров, создают мобилизационный резерв священников на случай войны и готовят его. В настоящее время Служба насчитывает более 350 человек. Войсковые священники в Великобритании имеют звания, соответствующие воинским офицерским званиям: капеллан IV класса — капитан, капеллан III класса — майор, капеллан II класса — подполковник, капеллан I класса — полковник, помощник главного капеллана — бригадир. Королевская служба военных капелланов ставит целью гарантировать каждой из церквей возможность иметь своего представителя в армейской среде. Военное духовенство во Франции. Точкой отсчета истории французского военного духовенства считается эдикт императора Карла Великого от 742 г., согласно которому впервые появляются военные священники, обязанные во время боевых действий служить мессы и отпевать погибших. Особо оговаривалось, что они не должны носить оружия. С 1905 г. церковь во Франции отделена от государства, однако Декретом от 1952 г. учрежден викариат в вооруженных силах, объединивший службы главных военных священников в сухопутных войсках, ВВС и ВМС под начальством архиепископа Парижского. В 1967 г. викариат в вооруженных силах выведен из подчинения архиепископа Парижского, и его возглавил первый викарий вооруженных сил. Указом Папы Римского от 12 апреля 1986 г. статус службы повышен, викариат преобразован в епископат, соответственно введены наименования «епархия вооруженных сил Франции», «епископы в вооруженных силах». В настоящее время организация службы военных священников во Франции строится в соответствии со структурой вооруженных сил. Руководящими органами епархии вооруженных сил Франции являются епископский и церковный советы, национальный пастырский совет, экономический и финансовый советы. Военные священники, работающие непосредственно в воинских частях, находятся в двойном подчинении: помощника военного епископа своего вида вооруженных сил, а также главного военного священника округа (зоны обороны). Епархия вооруженных сил Франции имеет собственные периодические издания: ежемесячник «Церковь в вооруженных силах», «Ежегодник католического военного духовенства вооруженных сил Франции», «Календарь церковной литургии, используемый в епархии вооруженных сил Франции». Опыт иностранных армий Запада показывает, что конституционный принцип отделения церкви от государства не является препятствием для успешной деятельности духовенства в основном звене государственного аппарата и механизма — в армии. Из опыта зарубежных стран мы видим, что служба войсковых священников занимает особое место в системе и структуре военной организации общества и призвана играть и играет решающую роль в вопросах психологического сопровождения деятельности вооруженных сил. Более того, мы должны констатировать, что в ряде иностранных армий психологическая служба в вооруженных силах вообще отсутствует, а ее функции в полном объеме, и успешно, выполняет институт войскового духовенства.
——————————————————————