Не всякая оценка наследства приемлема

(Лукьянчикова Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 20)

НЕ ВСЯКАЯ ОЦЕНКА НАСЛЕДСТВА ПРИЕМЛЕМА

Е. ЛУКЬЯНЧИКОВА

Екатерина Лукьянчикова, юрист, г. Москва.

Выдача нотариусами свидетельств о праве на наследство осуществляется на основании оценки недвижимого имущества, принадлежавшего наследодателю на дату смерти. Однако при наличии законодательно закрепленного перечня способов оценки имущества для наследственных дел не любая оценка является приемлемой для совершения нотариального действия.

Инвентаризационная или кадастровая

Нотариусы формируют наследственные дела на основании оценки стоимости имущества на день смерти наследодателя. На основании такой оценки рассчитывается размер государственной пошлины, взимаемой нотариусами с наследников. Так, в соответствии с п. 22 ст. 333.24 НК РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя устанавливается государственная пошлина в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб.; другим наследникам — 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн. руб. При этом нотариусы взимают в каждом случае с наследников дополнительные денежные средства за правовую и техническую работу.

Согласно ст. 333.25 НК РФ по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. Как отметил начальник Управления оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А. Берестянский, до сих пор наименьшей являлась инвентаризационная оценка. На практике кадастровая оценка недвижимости в Москве выше инвентаризационной примерно в 18 — 20 раз (семинар «Кадастровая стоимость объектов недвижимости. Получение сведений о кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства. Актуальность определения инвентаризационной стоимости (в том числе на дату смерти наследодателя)»). Дополнительным преимуществом инвентаризационной оценки является то, что в отличие от кадастровой она содержит данные о жилой площади объекта капитального строительства.

Однако в настоящий момент у БТИ прекращены полномочия на проведение оценки объектов капитального строительства. Так, в силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются. Из этого следует, что если наследодатель умер до 1 января 2013 года, то нотариусы вправе принимать справки БТИ о содержащихся в реестре сведениях об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и на основании этих данных выдавать свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию. Вместе с тем если наследодатель умер после 1 января 2013 года, то надлежащими документами, подтверждающими стоимость имущества, будут являться кадастровый паспорт и кадастровая справка. Инвентаризационная оценка будет являться ненадлежащим документом.

Несовершенная система

В соответствии с положениями НК РФ у наследника остается право выбирать любой способ оценки недвижимости, включая инвентаризационную оценку, в то время как в силу Закона N 221-ФЗ органы БТИ уже лишены полномочий по совершению подобных действий. Требуя предоставления конкретной оценки, нотариусы нарушают закон. Вместе с тем при предоставлении инвентаризационной оценки объекта капитального строительства на дату, следующую после 1 января 2013 года, нотариусы должны вынести постановление об отказе в открытии наследственного дела на основании ст. 48 Основ законодательства о нотариате, так как документы, представляемые для совершения нотариальных действий, не соответствуют требованию законодательства.

Осложняет ситуацию тот факт, что многие органы БТИ, несмотря на отсутствие у них полномочий, до сих пор выдают справки об инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Страдают от такой ситуации в первую очередь обычные граждане, перед которыми открывается искусственный выбор, порожденный несовершенной системой и коллизиями в праве. Оплатив справку БТИ, граждане с большой долей вероятности получат отказ в совершении нотариального действия. Более того, не ясно, почему государственные унитарные предприятия, пользуясь доверием граждан, совершают действия за пределами своих полномочий. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и нотариусы знают о таких действиях, но не предпринимают никаких реальных действий по их пресечению. Незнание тонкостей закона либо желание сэкономить на государственной пошлине за оказание нотариальных услуг может привести к потере наследниками времени и денежных средств.

Внесение изменений в закон должно сопровождаться комплексным анализом сопутствующих нормативных актов и своевременным реформированием системы данных правоотношений в целом. В противном случае такие действия будут приводить к образованию неустойчивой системы правоотношений и формированию различных подходов к конкретной ситуации.

——————————————————————