Судебная защита прав военнослужащих
(Райконен Д. М.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 12)
СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Д. М. РАЙКОНЕН
Райконен Д. М., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащий обладает равными с любым гражданином правами, которые могут быть ограничены только в рамках требований военной службы и на строго законном основании. Закрепление за военнослужащим конституционного статуса гражданина и сведение ограничения его гражданских прав к необходимому для функционирования и эффективности Вооруженных Сил минимуму является важнейшим принципом всей системы военного законодательства Российской Федерации <1>. ——————————— <1> См.: Безнасюк А., Абабков А. Защита прав военнослужащих // Российская юстиция. 1999. N 8. С. 45.
В ряду юридических гарантий защиты прав и свобод военнослужащих особое значение имеет право на судебное обжалование незаконных действий командиров и начальников <2>. Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1 и 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый военнослужащий имеет право на обжалование действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. ——————————— <2> См.: Борисенко В. Судебная защита прав военнослужащих // Российская юстиция. 2000. N 5. С. 26.
Статья 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также устанавливает, что военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Право военнослужащего обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия (бездействие) органов военного управления и должностных лиц содержится и в ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. В последние годы сохраняется и тенденция значительного увеличения количества обращений военнослужащих за судебной защитой своих прав, свобод и интересов. Так, если в 1993 г., когда военнослужащие впервые получили право на обжалование неправомерных действий, военные суды рассмотрели около 3 тыс. жалоб, то в 2002 г. количество рассмотренных военными судами исков и жалоб военнослужащих достигло апогея и составило свыше 200 тыс. <3>. В настоящее время военными судами ежегодно рассматривается порядка 100 тыс. исков и жалоб военнослужащих. ——————————— <3> См.: Петухов Н. А. Правам военнослужащих — надежную судебную защиту // Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих / Сост. К. В. Фатеев. М., 2002.
Рост количества обращений в военные суды объясняется не только повышением правовой грамотности военнослужащих, но и неудовлетворительным состоянием дел в Вооруженных Силах по обеспечению личного состава положенными видами довольствия и соблюдению иных прав военнослужащих. Статистика показывает, что уровень соблюдения прав военнослужащих со стороны органов военного управления по-прежнему остается весьма низким. Об этом свидетельствует то, что почти 87% поданных жалоб судами удовлетворяются. Нередки случаи, когда жалобы в военный суд подают одновременно все офицеры воинской части. Больше всего нарушений допускается командованием при обеспечении военнослужащих положенными видами довольствия — почти 90% от всех установленных военными судами нарушений <4>. ——————————— <4> См.: Петухов Н., Жудро К. Военная юстиция: новые решения старых проблем // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 16.
Ответчиками по искам и жалобам военнослужащих в суды о защите их прав и законных интересов являются не только должностные лица воинских частей и организаций Министерства обороны, но и высшие органы военного управления Российской Федерации. Экс-министр обороны Российской Федерации С. Б. Иванов в концептуальном докладе «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации» признал тенденцию роста количества судебных жалоб и исков непосредственно к Министерству обороны Российской Федерации. Так, если в 2000 г. на Министерство обороны Российской Федерации в суды поступило 2746 жалоб и исковых заявлений, то в 2001 г. — 3778, а в 2002 г. — 3507 жалоб и исковых заявлений, и их число с каждым годом растет <5>. ——————————— <5> См.: Иванов С. Б. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 2003.
Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что количество рассмотренных судами дел по жалобам и искам, связанным с нарушением законодательства о социально-правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, постоянно возрастает. Подавляющее большинство таких жалоб и исков удовлетворяется военными судами, что свидетельствует о значительном числе нарушений прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей <6>. ——————————— <6> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.
В настоящее время в практике деятельности военных судов уголовные дела занимают лишь 10%, вместе с тем сегодня превалируют гражданские дела, связанные с защитой нарушенных прав и интересов военнослужащих. Таким образом, осуществление военными судами правосудия приобретает все более правозащитный, восстановительный характер <7>. Это преимущественно обращения по вопросам неполного или несвоевременного обеспечения денежным и другими видами положенного довольствия. В 2004 г. дела этой категории составили около 75% от общего количества дел, при этом военными судами были удовлетворены почти три четверти исков и заявлений, поступивших от военнослужащих и членов их семей <8>. ——————————— <7> См.: Петроченков А. Я., Украинцев П. Н. Военные суды в единой судебной системе России // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12. <8> См.: Интервью заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателя Военной коллегии генерал-лейтенанта юстиции А. Я. Петроченкова // Красная звезда. 2005. 12 марта; Петроченков А. Я. Полоть сорняки на правовом поле труднее, чем на огороде // Родная газета. 2005. 27 мая. N 19 (05).
В соответствии с ч. 2 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) военнослужащий имеет право подать заявление в военный суд по месту своего жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются. Правом на обжалование в военный суд неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц наделен военнослужащий, считающий свои права нарушенными, его уполномоченный представитель, а также, по просьбе военнослужащего, представитель воинского коллектива. Полномочия представителей должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания части (подразделения). С заявлением в защиту прав и свобод военнослужащего в военный суд на основании ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться военный прокурор. Приняв заявление к рассмотрению, суд по просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения) в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» <9>. ——————————— <9> См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов Российской Федерации. 1993. Выпуск VIII. Ст. 117.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, а также п. 1 ч. 4 ст. 10 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» заявление рассматривается и решается военным судьей единолично. В коллегиальном составе военный суд рассматривает только дела о расформировании избирательных комиссий или комиссий референдума (ч. 3 ст. 260 ГПК). Разбирательство по заявлению происходит в открытом судебном заседании с применением в необходимых случаях правил, предусмотренных ст. ст. 10, 182 ГПК РФ (вопросы гласности судебного заседания, соблюдения тайны личной переписки).
——————————————————————