Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России
(Курячая М. М.) («Конституционное и муниципальное право», 2013, N 7)
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>
М. М. КУРЯЧАЯ
——————————— <*> Kuryachaya M. M. Electronic justice as a necessary element of electronic democracy in contemporary Russia.
Курячая Марина Михайловна, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент (г. Краснодар).
В результате распространения сервисной составляющей концепции электронного государства не только на исполнительную, но и на судебную власть в условиях формирующегося в России электронного государства правосудие с использованием информационных технологий в обозримом будущем будет обладать признаками государственной услуги. Вместе с тем в процессе развития электронной демократии выявился целый ряд организационных, технических и правовых проблем, которые не только сдерживают это развитие, но и дискредитируют саму идею электронной демократии.
Ключевые слова: электронное правосудие; электронная демократия; судебная власть.
As a result of extension of the service element of conception of electronic state to not only the executive but also to the judicial power in conditions of an electronic state forming in Russia the justice with use of information technologies will be characterized by the properties of state service in the nearest future. However in the process of development of electronic democracy there appeared a number of organizational, technical and legal problems which do not only suppress this development but also discredit the idea of electronic democracy.
Key words: electronic justice; electronic democracy; judicial power.
Общечеловеческой ценностью является осуществление государственной власти через специальные формы — законодательную, исполнительную и судебную. Развитая демократия не только предполагает наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы, но и требует обеспечения транспарентности каждодневной деятельности всех ветвей власти, наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе механизмов гражданского контроля). Несколько лет назад на федеральном уровне констатировано, что современное информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государства <1>. ——————————— <1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. N 34. 2008. 16 февраля.
Современная реальность такова, что в нашем обществе под влиянием глубоких изменений в моделях социальной организации и сотрудничества произошла замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, повышением роли самоорганизации граждан для решения конкретной проблемы, ростом авторитета личности. Информация и знания в современном обществе стали не только важным фактором производства, движущей силой экономики, но и приобрели иное социально-политическое значение. В информационном обществе социальные успехи государства все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной и местной системы инноваций. Несколько факторов обусловливают происходящие изменения: — окончательно оформившаяся к середине XX в. тесная связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоемких технологий; — глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, локальный характер; — колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов; — развитие новых информационных и коммуникационных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьезной перестройке и появлению таких новых форм социальной и экономической деятельности, как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия. Цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции и считать информационное общество обществом информационных технологий. Развитие каналов коммуникаций, форм и источников информации позволяет говорить и о формировании электронного государства, необходимым атрибутом которого является электронная демократия. Термины «электронное государство» («e-government (electronic government)») и «электронная демократия» («e-democracy», «цифровая демократия», «электронная демократизация», «теледемократия», «кибердемократия») вошли в употребление в конце XX в. в странах, где особое внимание уделялось развитию информационно-коммуникационных технологий, в том числе развитию международной сети Интернет <2>. ——————————— <2> Васькова М. Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве // СПС «КонсультантПлюс».
Электронная демократия представляет собой «правление самоуполномоченных граждан» <3> как совокупность форм и средств, позволяющих использовать информационные технологии для расширения возможностей любого гражданина путем использования информационно-коммуникационных технологий. Электронная демократия характеризуется онлайновым проведением различных кампаний, высоким уровнем самоорганизации онлайн-сообщества на фоне отсутствия значительных социальных различий между членами сообщества, онлайн-правозащитной деятельностью, использованием электронной среды как средства распространения политической информации. ——————————— <3> Руденко В. И. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003. С. 57.
Правосудие как особый вид государственной деятельности подвержен влиянию информационных технологий в самой меньшей степени. Технологическая модернизация судебного процесса здесь подчинена цели обеспечения эффективности достижения целей правосудия. Электронная система разрешения споров включает в себя руководство процессом и судебным разбирательством; оборот судебных документов; доступ к судебной информации; судебные извещения; правовой поиск; внутренние судебные процедуры <4>. ——————————— <4> Ярков В. В. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. 2006. N 41.
В результате принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в российском процессуальном законодательстве появились нормы, открывшие возможности для электронизации арбитражного судопроизводства, использования достижений научно-технического прогресса в арбитражном процессе при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, предусмотрена подача исковых заявлений, заявлений и жалоб в электронной форме (в частности, подача в электронной форме искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявлений об отмене решения третейского суда, заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, апелляционной и кассационной жалобы, заявлений о пересмотре в порядке надзора, заявлений о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам), регламентировано использование видеоконференцсвязи в судебном заседании, введено обязательное протоколирование судебного заседания с использованием аудиозаписи, извещение о процессе с использованием сайтов арбитражных судов либо по электронной почте <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.
В результате распространения сервисной составляющей концепции электронного государства не только на исполнительную, но и на судебную власть в условиях формирующегося в России электронного государства правосудие с использованием передовых информационных технологий в обозримом будущем будет обладать многими признаками государственной услуги. Концепция электронной демократии предполагает новые правовые формы взаимодействия властных структур и человека в условиях информационного общества. Отличительной чертой электронной демократии является нивелирование вертикальных связей между гражданином и государством, перевод отношений в «горизонтальную плоскость». В силу этого реализация в России принципов электронной демократии не может не отразиться на субъективном представлении личности о социальном статусе судебной власти, осуществляемой в гражданском судопроизводстве. Можно прогнозировать изменение восприятия судебной власти лицами, обращающимися за судебной защитой. Получив принципиально новые технико-технологические и формально-процессуальные средства обращения в суд, заявители начинают воспринимать судебную деятельность как государственную услугу, оказываемую независимым арбитром сторонам частноправового спора. Психологически это вполне объяснимо, ведь в условиях электронного обращения в суды и дальнейшего онлайн-разбирательства дела «управляющий и управляемый находятся в одном информационном потоке, не устанавливая личных отношений… управление происходит через общую цель (горизонтального) взаимодействия» <6>. ——————————— <6> Боков Д. Ю. Социально-правовые основания информационного общества. Балашиха, 2011. С. 91.
Концептуальное изменение способов взаимодействия суда и сторон при разрешении частноправового спора уже сейчас обусловливает изменение основы судопроизводства — процессуальной формы. Наиболее ярко это проявляется применительно к арбитражному процессуальному законодательству. Целый ряд элементов электронного правосудия реализован в проекте Кодекса административного судопроизводства <7>. ——————————— <7> В Госдуму внесен проект Кодекса административного судопроизводства и связанные с ним проекты федеральных законов // URL: http://news. kremlin. ru/acts/17751.
Современные тенденции развития гражданской и арбитражной процессуальной формы в направлении отправления правосудия не как особой государственно-властной деятельности, а как государственной услуги, оказываемой с использованием информационно-телекоммуникационных каналов взаимодействия в условиях максимальной открытости, уже сегодня усиливают роль частноправового начала цивилистического процесса. К такому же выводу приводит анализ существа реформы частного права, имеющей своей целью привести гражданское законодательство в соответствие с потребностями информационного общества <8>. На взаимную обусловленность данных явлений много лет назад указывал В. В. Ярков <9>. ——————————— <8> Гражданский кодекс пришел по-английски // Коммерсантъ. 2012. 3 апреля. С. 1. <9> Ярков В. В. Влияние реформы частного права на развитие системы и форм гражданской юрисдикции // Теоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1998. С. 45 — 72.
Таким образом, электронная демократия из экзотического увлечения наиболее политизированной части интернет-сообщества становится самостоятельной формой участия граждан в управлении делами государства и отправлении правосудия. Вместе с тем в процессе развития электронной демократии выявился целый ряд организационных, технических и правовых проблем, которые не только сдерживают это развитие, но и дискредитируют саму идею электронной демократии. Прежде всего электронная демократия немыслима без обеспечения каждому гражданину свободного доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и судов, о событиях в мире, в стране, в регионе проживания. И здесь информационная открытость, помимо огромной позитивной составляющей, таит в себе возможности массового распространения ложной либо искаженной информации, в том числе — и с целью манипулирования общественным мнением. Понятие информационной войны из книг писателей-фантастов стало обыденной реальностью. В этой связи необходима разработка правовых, в том числе и конституционно-правовых, механизмов, обеспечивающих идентификацию лиц, разместивших информацию, и регламентацию ответственности за размещенную информацию. Думается, что свобода слова не пострадает, если вымышленные имена (ники) заменят реальные, а информация, распространенная анонимно, должна предваряться соответствующим предупреждением. В части осуществления правосудия также необходимо разработать такие организационно-технические и правовые механизмы, которые позволяли бы безусловно и достоверно установить, кому именно предоставлен доступ к информационно-коммуникационным ресурсам и от кого исходит та или иная информация. Решение этой проблемы нам видится в обеспечении информационного взаимодействия между органами исполнительной власти (прежде всего, налоговыми и миграционными службами) и судами за счет взаимной совместимости баз данных. Участие граждан в управлении государством и отправлении правосудия должно обеспечиваться для всех категорий жителей страны, что влечет необходимость обеспечения доступа к ресурсам Интернета абсолютно в каждом населенном пункте России. Консервативность менталитета российских граждан также является серьезным препятствием на пути развития электронной демократии, поэтому ее внедрение должно проходить постепенно и обязательно — при опережающем формировании правосознания и компьютерной грамотности населения. Немаловажное значение при этом имеет обеспечение конституционного права граждан на защиту частной жизни, включая и защиту персональных данных. Таким образом, современные реалии диктуют необходимость объективных изменений всех существующих форм и методов осуществления государственной власти и отправления правосудия. Развитие телекоммуникаций и информационных технологий позволяет сформировать новые механизмы реализации народовластия. Пока электронная демократия не оказывает существенного влияния на политико-правовую действительность в России, но ее возможности значительно шире даже известных нам сегодня, поэтому правовая политика должна быть направлена на обеспечение действенности электронной демократии.
——————————————————————