Минэкономразвития России предлагает упростить проведение «малой приватизации»

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДЛАГАЕТ УПРОСТИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ

«МАЛОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 30 октября 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

На сайте открытого правительства (http://zakon. government. ru) для общественного обсуждения размещен разработанный Минэкономразвития России проект Федерального закона (далее — проект), который предусматривает значительное упрощение для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — предприниматели) процедуры выкупа государственного и муниципального недвижимого имущества.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ [1] (далее — Закон N 159-ФЗ) предприниматели имеют право в некоторых случаях по своей инициативе выкупать недвижимость, арендуемую у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Указанные собственники не могут отказать предпринимателям в такой продаже (ч. 2 и 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ). При этом собственники вправе определить только цену выкупаемого имущества (ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ). Также предприниматели имеют преимущественное право покупки арендуемого недвижимого имущества при его продаже по инициативе собственника. При этом стоимость выкупаемого имущества равна рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком.

Минэкономразвития России предлагает изменить процедуру покупки предпринимателями недвижимого имущества, что и является целью разработки проекта. В случае его одобрения выкупить государственное и муниципальное имущество сможет большее количество предпринимателей.

Изменение условий льготной приватизации имущества

Закон N 159-ФЗ содержит ряд требований, при одновременном соблюдении которых можно приобрести государственное и муниципальное имущество на льготных условиях. Некоторые требования существенно изменены проектом, что позволит расширить сферу действия указанного Закона.

1. Согласно действующей редакции Закона N 159-ФЗ имущество, которое может быть приобретено на льготных условиях, должно непрерывно находиться у предпринимателя в аренде не менее двух лет к моменту вступления в силу данного Закона. Соответственно, если в 2008 г. этот срок был равен двум годам, то для реализации преимущественного права на приобретение имущества в настоящее время предприниматель должен его арендовать более шести лет, что существенно снижает число лиц, которые могут воспользоваться указанной льготой. Авторы проекта предлагают приблизить требование о нахождении имущества во владении предпринимателей к текущему моменту. Для реализации преимущественного права на приобретение имущества нужно будет непрерывно владеть им в течение двух лет до 1 сентября 2012 г.

2. В настоящее время Закон N 159-ФЗ позволяет субъектам РФ ограничивать площадь помещений, которые предприниматели могут выкупить из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Проектом предлагается исключить данное положение.

3. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы госвласти и местного самоуправления вправе составлять перечни имущества, которое может использоваться только для предоставления предпринимателям и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Нормы Закона N 159-ФЗ не распространяются на имущество, включаемое в данные перечни. В проекте предлагается сделать возможной покупку такого имущества по инициативе предпринимателя при соблюдении двух условий:

а) если предприниматель непрерывно арендует данное имущество не менее пяти лет до 1 сентября 2012 г.;

б) если имущество входит в перечень, разработанный органами госвласти или местного самоуправления, не менее пяти лет до дня подачи заявления о его приобретении.

4. Нормы Закона N 159-ФЗ имеют ограничения по срокам действия. Согласно его действующей редакции упрощенный порядок приватизации имущества с 1 июля 2013 г. применяться не будет. Авторы проекта предлагают продлить этот срок до 1 июля 2015 г.

Изменение процедуры льготной приватизации имущества

1. Согласно Закону N 159-ФЗ при приобретении недвижимого имущества предприниматели могут вносить плату единовременно либо в рассрочку. Период предоставления рассрочки устанавливается законами субъектов РФ. Авторы проекта предлагают определить минимальный срок для такого способа оплаты имущества, равный трем годам. Отметим, что в настоящее время региональными законами для одних случаев предусмотрены более короткие сроки, а для других — более длинные. Так, для Москвы предельный срок выплаты стоимости приобретаемого имущества в рассрочку равен одному году, для Московской области — трем, а для Ленинградской — пяти годам [2].

Проектом также предлагается установить правила определения размера единовременных выплат при оплате имущества в рассрочку. Равные суммы нужно будет вносить ежемесячно или ежеквартально.

2. Закон N 159-ФЗ предусматривает, что предприниматель может заключить договор купли-продажи недвижимого имущества в течение 30 дней с момента получения от собственника имущества соответствующего предложения. По окончании этого периода преимущественное право на приобретение недвижимого имущества утрачивается.

Согласно проекту течение указанного срока приостанавливается, если предприниматель оспаривает рыночную стоимость, исходя из которой определяется цена выкупаемого имущества. Однако с даты вступления в силу судебного решения по делу о таком оспаривании течение срока возобновляется.

Общественная экспертиза проекта продлится до 8 ноября. Ознакомиться с текстом документа можно по адресу: http://zakon. government. ru/laws/69h_jh6gmosb4chqk9x5r1frldi/.

[1] Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Статья 12 Закона г. Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы».

Статья 3 Закона Московской области от 17.10.2008 N 145/2008-ОЗ «О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области».

Статья 2 Областного закона Ленинградской области от 19.12.2008 N 143-оз «Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленинградской области или в собственности муниципальных образований Ленинградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Документ:

Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

——————————————————————