Правительство России предлагает упростить проведение «малой приватизации»
(Керенский И. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ПРЕДЛАГАЕТ УПРОСТИТЬ
ПРОВЕДЕНИЕ «МАЛОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 14 января 2013 года
И. В. КЕРЕНСКИЙ
9 января Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 201812-6 [1] (далее — законопроект), который для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — предприниматели) предусматривает значительное упрощение процедуры выкупа государственного и муниципального недвижимого имущества.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ [2] (далее — Закон N 159-ФЗ) предприниматели имеют право в некоторых случаях по своей инициативе выкупить недвижимость (кроме земельных участков [3]), арендуемую у субъектов РФ или муниципальных образований. Указанные собственники не могут отказать предпринимателям в такой продаже (ч. 2 и 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ) и вправе определить только цену выкупаемого имущества (ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Также для предпринимателей предусмотрено преимущественное право покупки арендуемого недвижимого имущества, если с инициативой о продаже выступает собственник (ст. 3 Закона N 159-ФЗ). В этом случае стоимость выкупаемого имущества равна рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком.
Для реализации вышеперечисленных прав необходимо соблюдение всех условий, установленных Законом N 159-ФЗ. Однако некоторые из этих условий связаны со сроком вступления названного Закона в силу, и в настоящее время их уже довольно сложно соблюсти. Авторы законопроекта предлагают изменить требования, предъявляемые к предпринимателям, желающим приобрести недвижимое имущество. В случае одобрения проекта выкупить государственное и муниципальное имущество сможет большее количество предпринимателей.
Предлагается существенно изменить условия,
при которых возможна приватизация имущества
по инициативе предпринимателей
Закон N 159-ФЗ содержит ряд требований, при одновременном соблюдении которых можно приобрести государственное и муниципальное имущество на льготных условиях. Авторы законопроекта вносят предложение существенно изменить некоторые требования, что позволит расширить сферу действия указанного Закона.
1. Согласно действующей редакции Закона N 159-ФЗ имущество, которое может быть приобретено на льготных условиях, должно находиться у предпринимателя в аренде непрерывно не менее двух лет к моменту вступления в силу данного Закона. Соответственно, если в 2008 г. этот срок был равен двум годам, то для реализации преимущественного права на приобретение имущества в настоящее время предприниматель должен его арендовать непрерывно более шести лет. Это условие существенно сужает круг лиц, которые могут воспользоваться льготным порядком приватизации имущества.
Авторы законопроекта предлагают приблизить точку отсчета непрерывного срока нахождения имущества во владении предпринимателей к настоящему моменту. Для реализации преимущественного права на приобретение имущества нужно будет непрерывно владеть им в течение двух лет до 1 сентября 2012 г.
2. Сейчас Закон N 159-ФЗ позволяет субъектам РФ ограничивать площадь помещений, которые предприниматели могут выкупить из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Законопроектом предлагается исключить данное положение.
3. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы госвласти и местного самоуправления вправе составлять перечни имущества, которое может использоваться только для предоставления предпринимателям и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На имущество, включаемое в данные перечни, нормы Закона N 159-ФЗ не распространяются. Авторы законопроекта предлагают сделать возможной покупку такого имущества по инициативе предпринимателя при одновременном соблюдении двух условий:
— предприниматель непрерывно арендует данное имущество в течение не менее чем пяти лет до 1 сентября 2012 г.;
— имущество входит в перечень, разработанный органами госвласти или местного самоуправления, в течение не менее чем пяти лет до дня подачи заявления о его приобретении.
4. Согласно действующей редакции Закона N 159-ФЗ упрощенный порядок приватизации имущества с 1 июля 2013 г. применяться не будет. Если законопроект будет принят, то данный срок будет продлен до 1 июля 2015 г.
Также предлагается изменить порядок осуществления
приватизации имущества по правилам Закона N 159-ФЗ
1. Согласно Закону N 159-ФЗ при приобретении недвижимого имущества предприниматели могут вносить плату единовременно либо в рассрочку. Период предоставления рассрочки устанавливается законами субъектов РФ. В законопроекте есть положение, согласно которому минимальный период рассрочки составит три года. Отметим, что сейчас региональными законами для одних случаев предусмотрены более короткие сроки, а для других — более длинные. Так, для Москвы предельный срок выплаты стоимости приобретаемого имущества в рассрочку равен одному году, для Московской области — трем, а для Ленинградской — пяти годам [4].
Проектом также предлагается установить правила определения размера единовременных выплат при оплате имущества в рассрочку. Равные суммы нужно будет вносить ежемесячно или ежеквартально.
2. Закон N 159-ФЗ предусматривает, что предприниматель может заключить договор купли-продажи недвижимого имущества в течение 30 дней с момента получения от собственника имущества соответствующего предложения. По окончании этого периода преимущественное право на приобретение недвижимого имущества утрачивается.
Согласно законопроекту течение указанного срока приостанавливается, если предприниматель оспаривает рыночную стоимость, исходя из которой определяется цена выкупаемого имущества. Однако с даты вступления в силу судебного решения по делу о таком оспаривании течение срока возобновляется.
В случае одобрения законопроекта предприниматели,
получившие отказ в выкупе имущества, смогут повторно
обратиться с заявлением о выкупе
Законопроект содержит положение, направленное на защиту интересов предпринимателей, которые уже обращались к собственнику недвижимого имущества с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, но получили отказ.
Для таких предпринимателей авторы законопроекта предусмотрели возможность повторно обратиться с аналогичным заявлением, если в приватизации имущества было отказано по следующим основаниям:
— срок договора аренды не соответствует требованиям ч. 1 ст. 1 и (или) п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ (напомним, это два года непрерывного владения на момент вступления Закона N 159-ФЗ в силу);
— площадь помещений превышает предельные значения разрешенной к выкупу площади арендуемого имущества.
Повторное заявление должно быть рассмотрено уполномоченными органами в общем порядке.
В настоящее время идет подготовка законопроекта к первому чтению.
[1] Законопроект N 201812-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
[2] Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] См. п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134.
[4] Статья 12 Закона г. Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы».
Статья 3 Закона Московской области от 17.10.2008 N 145/2008-ОЗ «О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области».
Статья 2 Областного закона Ленинградской области от 19.12.2008 N 143-оз «Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Ленинградской области или в собственности муниципальных образований Ленинградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
Документ:
Законопроект N 201812-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
——————————————————————