К вопросу о праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в случае, когда он и (или) члены его семьи имеют в собственности жилое помещение (жилые помещения), полученное (полученные) им (ими) в порядке приватизации

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 3)

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЛУЧАЕ, КОГДА ОН И (ИЛИ) ЧЛЕНЫ ЕГО СЕМЬИ ИМЕЮТ В СОБСТВЕННОСТИ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ (ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ), ПОЛУЧЕННОЕ (ПОЛУЧЕННЫЕ) ИМ (ИМИ) В ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., юрист, подполковник юстиции запаса.

В статье приводится анализ процедуры «деприватизации» полученного ранее жилого помещения, полученного в собственность в порядке приватизации, а также правовые последствия указанных действий. Рассматриваются возможные варианты получения нового жилья от Министерства обороны Российской Федерации военнослужащими, решившими воспользоваться правом «деприватизации».

Ключевые слова: военнослужащие, приватизация жилья, «деприватизация», учетная норма площади жилья, безвозмездная передача жилья, избранное место жительства, увольнение с военной службы.

The question of law enforcement officer to residential premises from the Russian ministry of defence when he and (or) of his family members have in their living room (living guarters) received him (them) through privatization E. N. Trofimov

This article provides an analysis of the procedure «deprivatization» of the previous premises, resulting in the property by way of privatization, as well as the legal consequences of such actions. Discusses possible options for obtaining new housing from the Russian Defense Ministry servicemen who have decided to use the right «deprivatization».

Key words: military, housing privatization, «deprivatization», an area rate housing, gratuitous transfer of property, location favorites, dismissal from military service.

В последние годы в сфере обеспечения жильем российских военнослужащих произошел настоящий прорыв: по всей стране ударными темпами возводятся дома для людей в погонах и осуществляется закупка готового жилья. Это прежде всего касается обеспечения постоянным жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению их жильем для постоянного проживания. Ранее в качестве сроков окончательного решения проблемы обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, постоянным жильем фигурировал 2023 г. «Очередь нужно закрыть до первого полугодия 2013 года и выйти на плановое обеспечение жильем. На рубеже 2022 — 2023 годов мы должны завершить эту работу полностью уже в текущем режиме», — пояснял бывший Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков на встрече Президента Российской Федерации с руководством Министерства обороны Российской Федерации в сентябре 2012 г. <1>. В настоящее время эти сроки существенно сократились. Так, в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. <2> Президентом Российской Федерации было сказано, что все военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации, вставшие на очередь до 1 января 2012 г., будут до конца текущего года обеспечены постоянным жильем и что в ближайшее время эта задача должна быть полностью решена. ——————————— <1> Рос. газ. 2012. 24 сент. <2> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=155646.

В целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач в части обеспечения постоянным жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, оставшихся в списках нуждающихся в получении жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации, в декабре 2013 г. в региональных управлениях и территориальных отделах Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации шла форсированная работа. Сократить количество военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих в едином реестре нуждающихся в получении жилья, возможно не только посредством предоставления им жилых помещений, но и путем проведения проверок правомерности нахождения их в едином реестре и принятия решения о снятии их с учета нуждающихся в получении жилья при наличии на то оснований, определенных ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Такая работа в региональных управлениях и территориальных отделах Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ведется. В ходе этой работы у соответствующих специалистов часто возникают вопросы в оценке сохранения за военнослужащими и членами их семей права на обеспечение жильем в связи с изменившимися обстоятельствами в части обеспеченности их жильем. За период многолетнего нахождения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, улучшении жилищных условий, нередко возникают обстоятельства, которые ставят под сомнение сохранение ими права на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации. Настоящая статья посвящена правовой оценке лишь одной из таких ситуаций, а именно ситуации, когда военнослужащий и (или) члены его семьи приватизировали полученное ранее жилое помещение, но желали бы получить от Министерства обороны Российской Федерации другое жилье. Сам по себе факт наличия в собственности военнослужащего и (или) членов его семьи жилого помещения не исключает возможность обеспечения их иным жилым помещением, но это зависит от многих юридически значимых обстоятельств. Ни у кого не вызывает сомнений правомерность сохранения за военнослужащим и членами его семьи права на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации в том случае, если общая площадь приватизированного жилого помещения составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании, в котором военнослужащий проходит военную службу, или менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в избранном им при увольнении с военной службы постоянном месте жительства. В данном случае жилое помещение предоставляется военнослужащему и членам его семьи в соответствии с ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом площади жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) у военнослужащего и у членов его семьи в собственности. При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения будет равна разнице между общей площадью жилого помещения, причитающейся военнослужащему и членам его семьи в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, определенными ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, и общей площадью жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) в собственности военнослужащего и (или) в собственности членов его семьи. Существует и иной возможный вариант реализации военнослужащим и членами его семьи жилищных прав при рассмотренных обстоятельствах. Так, если право собственности на жилое помещение военнослужащим и (или) членами его семьи приобретено на основании приватизации предоставленного ранее на условиях договора социального найма жилого помещения, общая площадь которого составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной по месту его военной службы, то такой военнослужащий и (или) члены его семьи вправе воспользоваться правом «деприватизации» имеющегося в собственности жилого помещения. Такое право гарантировано гражданам ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ <3>, ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» <4>. ——————————— <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=147429. <4> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=136603.

В соответствии с вышеприведенными нормами граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. В порядке реализации указанной нормы муниципальными образованиями, а также некоторыми субъектами Российской Федерации установлены порядок и условия передачи гражданами, приватизировавшими жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, принадлежащих таким гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в муниципальную собственность. Так, на территории Московской области и в муниципальных образованиях Московской области указанная процедура регулируется Законом Московской области от 3 августа 2004 г. N 115/2004-ОЗ «О передаче гражданами приватизированных жилых помещений в собственность Московской области или в муниципальную собственность» <5>. При этом во исполнение данного Закона Московской области муниципальными образованиями Московской области приняты свои нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру передачи гражданами приватизированных ими жилых помещений в муниципальную собственность. Таковыми, например, являются: ——————————— <5> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=MOB;n=61622.

— решение Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 30 ноября 2010 г. N 74/25 «Об утверждении Положения о порядке передачи гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность городского поселения Можайск Московской области» <6>; ——————————— <6> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=MOB;n=177675.

— решение Совета депутатов г. Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области от 28 марта 2013 г. N 369/43/2 «Об утверждении Положения о порядке передачи гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области» <7> и др. ——————————— <7> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=MOB;n=170958.

Порядок передачи гражданами (в том числе и военнослужащими) приватизированных жилых помещений в государственную собственность до настоящего момента не установлен, однако это ни в коей мере не должно умалять соответствующие права граждан. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Частью 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом. Вышеприведенные нормы позволяют собственнику жилого помещения по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему жилым помещением, в том числе передать его безвозмездно в федеральную либо муниципальную собственность. Таким образом, военнослужащий и (или) члены его семьи, при наличии на то их воли, вправе передать приватизированное ими жилое помещение в собственность муниципального образования на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. После совершения указанных действий военнослужащий и члены его семьи, проживающие в таком жилом помещении, приобретают право на получение жилого помещения по установленным ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <8> нормам с условием сдачи занимаемого по договору социального найма жилого помещения. При этом, видится, что указанные действия не должны оцениваться с позиции ст. 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в результате таких действий не наступает уменьшение размера занимаемых жилых помещений или их отчуждение в заложенном в приведенных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации смысле, равно как и не возникает право быть признанным нуждающимся в получении жилья, ввиду того, что такое право было у военнослужащего ранее как у имеющего в собственности жилое помещение менее учетной нормы. ——————————— <8> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148523.

В результате «деприватизации» одна форма субъективного вещного права (право собственности — право владения, пользования и распоряжения) меняется на иную форму вещного права — право владения и пользования. При этом как субъект, так и объект вещного права не меняется. Вышеприведенная ситуация раскрыта исходя из наличия в собственности военнослужащего и (или) у членов его семьи приватизированного жилого помещения, общая площадь которого менее учетной нормы, установленной муниципальным образованием. Как же действовать военнослужащему, когда у него и (или) у членов его семьи по месту военной службы имеется в собственности приватизированное жилое помещение, общая площадь которого более учетной нормы площади, установленной в муниципальном образовании по месту военной службы? При таких обстоятельствах военнослужащий не мог и не может находиться в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, так как в период военной службы он и члены его семьи были обеспечены по месту военной службы жилым помещением по установленным нормам (или менее установленных норм, но более учетной нормы) и подлежали снятию с учета. Однако в соответствии с действующим законодательством, несмотря на обеспечение военнослужащего жилым помещением по установленным нормам по месту военной службы, такой военнослужащий и члены его семьи могут приобрести при определенных обстоятельствах право на получение жилого помещения или субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства. Так, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства <9>. ——————————— <9> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148523.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства. Изложенная позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 <10> и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N КАС07-509 <11>. ——————————— <10> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=72832. <11> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=55168.

При этом в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ <12>, право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз (п. 18 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в действующей редакции), что вполне согласуется с приведенными выше положениями п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». ——————————— <12> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW;n=156542.

Одним из возможных вариантов признания нуждающимся в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства является избрание военнослужащим таким местом муниципального образования, в котором учетная норма площади жилого помещения гораздо больше, чем там, где военнослужащий проходит военную службу, и указанная учетная норма позволяет признать его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации <13>. В этом случае для получения жилого помещения по избранному им постоянному месту жительства в дополнение к имеющемуся в собственности у него и (или) у членов семьи жилого помещения (жилых помещений) военнослужащему достаточно избрать такое муниципальное образование в качестве постоянного места жительства. ——————————— <13> Более подробно см.: Трофимов Е. Н. Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 12. С. 37 — 43.

При желании же получить по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства жилое помещение по установленным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормам военнослужащему, независимо от площади имеющегося у него и (или) у членов его семьи приватизированного жилого помещения, необходимо предпринять меры, описанные в начале данной статьи, т. е. «деприватизировать» имеющееся жилое помещение (жилые помещения), передав его (их) безвозмездно в собственность муниципального образования на основании соответствующего договора с заключением на занимаемое жилое помещение договора социального найма. С учетом положений ст. 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях исключения возможного отказа в признании нуждающимся в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, указанные действия военнослужащему следует предпринять не менее чем за пять лет до момента приобретения им статуса военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, имеющего право на получение жилого помещения в порядке п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Хотя, как уже указывалось, по мнению автора, действия военнослужащего, желающего получить жилое помещение по избранному после увольнения с военной службы, по «деприватизации» имеющегося по месту военной службы в собственности жилого помещения, общая площадь которого более установленной учетной нормы, также не должны оцениваться с позиций ст. 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в результате таких действий военнослужащий не приобретает на общих основаниях право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, так как он и члены его семьи продолжат проживать по месту военной службы в жилом помещении по договору социального найма, площадь которого более установленной учетной нормы. Не наступает и уменьшение размера занимаемого жилого помещения или его отчуждение в смысле, заложенном в приведенных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации. Видится существенным также то обстоятельство, что в результате предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в результате описанных в настоящей статье действий какого-либо ущерба интересам Министерства обороны Российской Федерации не причиняется, так как высвобождаемое таким военнослужащим и членами его семьи жилое помещение в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит повторному заселению военнослужащими. Все вышеизложенное указывает на допустимость и возможность применения описанной в настоящей статье схемы действий как не противоречащих действующему законодательству. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что изложенная в настоящей статье позиция требует четкого нормативного регулирования, исключающего неоднозначную трактовку.

——————————————————————