Вновь к вопросу о порядке обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 12)

ВНОВЬ К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНЫМИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. В соответствии с указанной статьей Закона военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения <1>. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ——————————— <1> Здесь и далее выделено мной.

Таким образом, Закон не смешивает порядок предоставления служебных жилых помещений с порядком и условиями заключения договора найма такого помещения. Причем если первый, как следует из текста Закона, устанавливается как законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, так и самим договором найма служебного жилого помещения, то второй — исключительно подзаконными актами. Ранее, до внесения в Закон изменений Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», условия и порядок заключения указанного договора найма определялись Правительством Российской Федерации. Еще в более ранней редакции (до внесения в Закон изменений Федеральным законом от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих») в тексте ст. 15 Закона вместо слов «договор найма служебного жилого помещения» фигурировали слова «жилищный договор». Внесение указанных изменений в ст. 15 Закона, как представляется, было обусловлено необходимостью приведения ее норм в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) <2>. Поскольку ЖК РФ не содержит понятия жилищного договора и устанавливает, что служебные жилые помещения предоставляются по договорам найма служебных жилых помещений, постольку в ст. 15 Закона жилищный договор и был «заменен» на договор найма служебного жилого помещения. ——————————— <2> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и данному Федеральному закону.

Напомним, что условия и порядок заключения жилищного договора установлены Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (далее — Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом предусмотрена военная служба». При этом, Положение было утверждено в целях обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями и во исполнение ст. 15 Закона, содержавшей норму о жилищном договоре. Соответственно следует прийти к выводу, что поскольку Закон теперь уже не содержит норм о жилищном договоре, постольку и Положение в настоящее время не подлежит применению, а военнослужащие при получении служебных жилых помещений должны заключать договор согласно Типовому договору найма служебного жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Однако, возвращаясь к порядку предоставления служебного жилья, следует отметить, что Типовой договор найма служебного жилого помещения не содержит как такового порядка предоставления этого жилого помещения, а есть лишь составляющая этого порядка, причем, если можно так выразиться, замыкающая составляющая, поскольку указанный договор подлежит заключению после принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения. Не содержала в полной мере указанного порядка собственно и типовая форма жилищного договора, предусмотренная Положением, согласно п. 3 которого такой порядок устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако следует отметить, что жилищный договор подлежал заключению с военнослужащим до вынесения решения о предоставлении ему служебного жилого помещения, <3> тогда как договор найма служебного жилого помещения, как это следует из ст. 100 ЖК РФ, — после принятия такого решения. При этом типовая форма жилищного договора содержит нормы, согласно которым командир воинской части гарантирует предоставление военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи служебного жилого помещения не позднее трех месяцев со дня заключения договора, т. е. «основная цель» жилищного договора — это гарантия обеспечения военнослужащих служебным жилым помещением в установленный срок. Причем после его заключения — уже со стороны конкретного должностного лица — командира воинской части. Кроме того, жилищный договор изначально ориентирован именно на регулирование жилищных правоотношений с учетом специфики военной службы и содержит ряд норм, устанавливающих гарантии военнослужащим и членам их семей, которых нет в типовом договоре найма служебного жилого помещения. В то же время многие положения указанных договоров фактически дублируются <4>. При этом ни тот ни другой ни по отдельности, ни в своей совокупности собственно порядка предоставления жилых помещений не устанавливают. Тем не менее жилищный договор, как представляется, по крайней мере, этот порядок затрагивает, чего нельзя сказать о договоре найма, содержание которого полностью сводится к нормативному закреплению прав и обязанностей сторон договора, а также условий содержания и освобождения уже предоставленного служебного жилого помещения. ——————————— <3> На это указывает, например, А. В. Кудашкин (Кудашкин А. В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 136). <4> Как отмечают авторы Комментария к Федеральному закону «О статусе военнослужащих», жилищный договор является разновидностью договора найма служебного жилого помещения (см. подр.: Кудашкин А. В., Фатеев А. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005).

Как было отмечено выше, в соответствии со ст. 15 Закона порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим устанавливается иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Насколько известно автору, соответствующего федерального закона в настоящее время не принято. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в свою очередь, также не вносят достаточной ясности в решение рассматриваемого вопроса. Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее — Инструкция), являясь таким актом, казалось бы, должна предусматривать порядок обеспечения служебными жилыми помещениями, поскольку ее разд. III («Порядок предоставления жилых помещений») по своему смыслу подразумевает наличие в нем, в частности, норм, регулирующих порядок предоставления специализированных жилых помещений. Однако фактически таких норм Инструкция не содержит, полностью ориентируясь на порядок предоставления жилых помещений для постоянного проживания. Этот же порядок в соответствии со сложившейся практикой применяется жилищными комиссиями воинских частей и КЭЧ районов при решении вопросов обеспечения служебными жилыми помещениями (постановка на учет, распределение служебных квартир), что само по себе является достаточно спорным. Кроме того, п. 6 Инструкции установлено, что порядок предоставления служебного жилого помещения определяется опять-таки жилищным договором, который, как было отмечено выше, действующей редакцией Закона уже не предусмотрен. Следует отметить и то обстоятельство, что в настоящее время на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1052 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» полномочия по утверждению типовых договоров найма специализированных жилых помещений возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации. Подчеркнем — утверждение типовых договоров, но не более того. Таким образом, на указанное Министерство не возложены полномочия по определению порядка заключения указанных договоров, не говоря уже об определении в целом порядка предоставления специализированных жилых помещений. Логичным было бы предположить, что в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации нормативное закрепление такого порядка должно быть возложено на Министерство обороны Российской Федерации. Однако ни в одном нормативном акте, в том числе и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», такие полномочия Министерству обороны Российской Федерации не предоставлены <5>. ——————————— <5> Так, в указанном Постановлении отмечается, что Министерство обороны Российской Федерации предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе и служебные, но не указано, что оно определяет порядок их предоставления.

Интересным будет отметить и тот факт, что законодатель, наделив органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений полномочиями по определению оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 6 ст. 12 ЖК РФ), вообще «забыл» наделить те же органы полномочиями по определению порядка предоставления таких помещений, как это четко закреплено в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в части установления их полномочий по определению указанного порядка в отношении специализированных жилых помещений соответствующих жилищных фондов (ч. 2 ст. 13 и ч. 4 п. 1 ст. 14 ЖК РФ). Можно, конечно, предположить, что указанным правом органы государственной власти Российской Федерации все же наделены — исходя из содержания ч. 6 ст. 12 ЖК РФ к их компетенции отнесено определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации. Однако заметим, что в указанной норме фигурируют граждане, которые нуждаются в жилых помещениях. Во взаимосвязи с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, а также учитывая, исходя из норм ЖК РФ, что нуждаемость в жилом помещении как юридическая дефиниция есть именно нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, и тот же Кодекс не содержит понятия нуждаемости в специализированном жилом помещении, можно утверждать, что речь в ч. 6 ст. 12 ЖК РФ идет исключительно о полномочиях в части определения порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма в отношении отдельных категорий граждан, не относящихся к малоимущим. Что же касается оснований предоставления служебных жилых помещений, то, по мнению автора, эти основания, равно как условия и порядок заключения договоров найма таких помещений, есть лишь составляющие части порядка их предоставления, о наличии которого в настоящее время говорить не приходится. При этом, как следует из содержания ст. 99 ЖК РФ, указанное основание предоставления — это собственно лишь решение уполномоченного органа или лица. Однако представляется, что для принятия такого решения также необходимо наличие определенных юридически значимых обстоятельств, например, таких как нуждаемость гражданина в специализированном жилом помещении, которая, в свою очередь, также требует подтверждения в строго определенном порядке. Требуется установить и сам порядок принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения, как, впрочем, и порядок заключения договора его найма, следующий за таким решением. Вышеизложенное позволяет в очередной раз прийти к выводу <6> о необходимости комплексной коррекции действующего законодательства в части определения порядка обеспечения специализированными жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. ——————————— <6> Трощенко Р. А. Нуждаемость в получении жилого помещения как условие получения компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (а также к вопросу о порядке обеспечения специализированными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации) // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 6.

——————————————————————