Некоторые проблемы равенства отдельных категорий военнослужащих (на примере прав военнослужащих мужского и женского пола)

(Печенев И. В.)

(«За права военнослужащих», 2010)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАВЕНСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА)

И. В. ПЕЧЕНЕВ

Печенев И. В., юрист.

Увеличение числа военнослужащих женского пола объективно поставило вопрос перед законодателем о необходимости предусмотреть специальные нормы, призванные отобразить специфику общественных отношений по обеспечению обороны страны и безопасности государства с их участием. Эти правовые нормы нашли свое отражение в ряде нормативных правовых актов, к числу которых в первую очередь следует отнести Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

В основном правовое регулирование военно-служебных отношений с участием военнослужащих женского пола осуществляется по общему правилу, но вместе с тем в отношении таких военнослужащих нормами военного законодательства конкретизированы порядок назначения их на воинскую должность, предельный возраст пребывания на военной службе, порядок реализации ими некоторых конституционных прав и свобод человека, а также расширен перечень оснований увольнения с военной службы.

Сущность принципа правового равенства и принципа запрещения дискриминации исследовалась в процессе деятельности Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, в правовых позициях которых неоднократно подчеркивались их место и значение в системе правовых принципов, всеобщая нормативная обобщенность, в силу которой определяется их действие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Как уже было отмечено ранее, осуществление лицами, проходящими военную службу, своих конституционных прав, в значительной степени регламентировано нормами военного законодательства. Нормативная конкретизация порядка реализации субъективных прав, в том числе и конституционно предусмотренных, обусловлена интересами государства и общества в целом в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Одним из юридических фактов, с которым Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также Положение о порядке прохождения военной службы связывают изменение военно-служебных отношений, является достижение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предельного возраста пребывания на военной службе. Правовое значение этого юридического факта трудно преувеличить: момент достижения предельного возраста пребывания на военной службе законодательно увязан с таким немаловажным основанием прохождения военной службы, как заключение первого и нового контракта.

Юридическим фактом как конкретным жизненным обстоятельством, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере обороны страны и безопасности государства лицами, исполняющими обязанности военной службы в добровольном порядке, выступает заключение контракта о прохождении военной службы.

Заключение и действие контракта предполагает возложение на конкретного военнослужащего обязанностей по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Отечества, что, несомненно, определяет место контракта в системе юридических фактов, с которыми вышеназванный Закон связывает возникновение общественных отношений в сфере прохождения военной службы.

Определяя в подп. «а» п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы виды и сроки действия контрактов, законодатель в качестве ограничения указывает на достижение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предельного возраста.

Вместе с тем достижение предельного возраста не является самодостаточным основанием для увольнения военнослужащего с военной службы, так как законодательство предусматривает возможность заключения нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе. Условия и порядок заключения нового контракта сверх предельного возраста определяются в ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы.

Кроме того, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрено прохождение военной службы, делегировано право определять категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (п. 7 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы).

Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья (п. 6 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы). Пункт 9 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определяя приоритетность заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и имеющим ученую степень, подтверждает индивидуальный подход при решении вопроса о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста.

Предельный возраст пребывания на военной службе не является строго фиксированной константой, а имеет зависимый характер от обстоятельств, нормативно признанных основанием дифференциации предельного возраста военнослужащего. Вариативность данной производной закреплена в ряде правовых норм, среди которых следует указать ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. п. 1 и 2 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы.

Предельный возраст пребывания на военной службе является своеобразной гранью, определяющей трансформацию обязанности должностных лиц в право, которое им предоставлено федеральным законодательством. В заключении контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание об этом, не может быть отказано при отсутствии оснований увольнения его с военной службы. Пункт 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливая запрет безосновательного увольнения военнослужащего с военной службы в форме незаключения с ним нового контракта о прохождении военной службы при наличии соответствующего волеизъявления продолжать военную службу и заключить новый контракт о прохождении военной службы с этой целью, является средством правовой защиты военнослужащих.

Аналогичная ситуация в сфере заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принципиально иная. «Может быть», а также иные синонимы определяют, возможно, положительный, а возможно, и отрицательный характер решения уполномоченного должностного лица о заключении контракта с военнослужащим о прохождении военной службы. Таким образом, ранее юридическая обязанность должностного лица по заключению контракта после достижения военнослужащим предельного возраста трансформируется в право — усмотрение должностного лица о продолжении отношений в сфере военной службы с конкретным военнослужащим.

Как уже отмечалось выше, предельный возраст находится в прямой зависимости от некоторых обстоятельств. Таких обстоятельств как минимум два, и они существенно сказываются на прохождении военной службы после достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

Во-первых, предельный возраст зависит от половой принадлежности военнослужащего. Для военнослужащих женского пола предельный возраст является фиксированной величиной, не зависящей от иных обстоятельств, тогда как для военнослужащих мужского пола предельный возраст не ограничивается 45 годами жизни военнослужащего.

Во-вторых, и это касается только военнослужащих мужского пола, предельный возраст пребывания на военной службе варьируется в зависимости от воинского звания военнослужащего.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что установление единого возраста для всех военнослужащих женского пола без учета воинского звания военнослужащего, в отличие от мужчин, является проявлением нормативного предпочтения последних.

Другим юридическим фактом, с наступлением которого возникает необходимость пересмотра круга обязанностей, возложенных на военнослужащего в силу контракта о прохождении военной службы, является отчисление военнослужащего из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Обучение военнослужащего в военном образовательном учреждении преследует цель его подготовки по определенной специальности, определенной квалификации, что непосредственно находит отражение и в сроках действия контракта. Отчисление из указанного учреждения, по сути, означает невыполнение военнослужащим возложенных на него обязанностей и, как следствие, прекращение действия контракта о прохождении военной службы.

Подпункт «ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в качестве последствий отчисления военнослужащего из военного образовательного учреждения профессионального образования предусматривает его увольнение с военной службы. Подпункт «ж» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы регламентирует порядок увольнения военнослужащих, в том числе военнослужащих женского пола, не имеющих воинского звания офицера или прапорщика (мичмана).

В отличие от военнослужащих мужского пола, а также военнослужащих женского пола, имеющих воинские звания офицера или прапорщика (мичмана), увольнение данной категории военнослужащих женского пола носит обязательный, императивный характер и не зависит от наличия или отсутствия волеизъявления военнослужащего заключить новый контракт о прохождении военной службы.

Законодательное закрепление обязательности увольнения военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана), представляется требующим более объективного и аргументированного критерия, чем принадлежность военнослужащего к женскому полу или к определенному составу военнослужащих, поскольку отчисление из образовательного учреждения может быть осуществлено по ряду оснований, в том числе и в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от военнослужащего причинам. Исходя из этого, следует предположить наличие:

— различия между военнослужащими женского пола, проводимого на основе воинского звания, которое имеет военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. Различие представляет собой нормативно предусмотренное обязательное условие для увольнения военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера, прапорщика (мичмана), — отсутствие желания военнослужащего заключать новый контракт;

— различных нормоустановлений для военнослужащих мужского пола и военнослужащих женского пола, которые не имеют воинских званий офицеров или прапорщиков (мичманов). Как уже отмечалось ранее, для военнослужащих мужского пола, проходящих военную службу по контракту, помимо наступления юридического факта — отчисления из военных образовательных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторантуры требуется наличие субъективного условия — отсутствия желания военнослужащего заключить новый контракт и таким образом продолжать военно-служебные отношения.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о характере отдельных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере прохождения военной службы военнослужащими женского пола, как не в полной мере соответствующих сущности принципов правового равенства и запрещения дискриминации. При этом законодательством устанавливается определенного рода дискриминация в различных формах проявления. Так, правовые нормы, регламентирующие осуществление обязанности родителей по воспитанию ребенка, установленной Конституцией Российской Федерации, предусматривая право на отпуск для реализации указанной обязанности, принципиально исключают возможность его предоставления военнослужащему мужского пола. В вопросе заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, отдают предпочтение военнослужащим-мужчинам, дифференцируя их предельный возраст в зависимости от присвоенного им воинского звания, а в отношениях, возникающих вследствие отчисления военнослужащего из военного образовательного учреждения профессионального образования, существенно различают на основании должностного положения военнослужащего женского пола.

Во всех перечисленных случаях дискриминационность правовых норм военного законодательства основывается в первую очередь на признаке половой принадлежности военнослужащего, который в ряде случаев усугубляется иными основаниями различия правового положения военнослужащего, порождающими при наступлении однородных юридических фактов, с которыми законодательство связывает изменение военно-служебных отношений лиц, находящихся в одинаковых условиях, возникновение принципиально различных последствий.

В силу наличия признаков дискриминации, установленной рядом правовых норм военного законодательства, представляется необходимым внести изменения следующего характера:

— в п. 2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в подп. «д» п. 2 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотреть распространение дифференцированного подхода в определении предельного возраста пребывания на военной службе для военнослужащих женского пола, что позволит осуществлять единообразное правовое регулирование в отношении всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и тем самым привести указанные нормы в соответствие с положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющими основания правовой дифференциации;

— признать необоснованным наличие специального регулирования отношений в сфере увольнения военнослужащих женского пола, не имеющих воинского звания офицера, прапорщика (мичмана), отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (абз. 3 подп. «ж» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Осуществлять правовое регулирование в отношении указанной категории военнослужащих женского пола наравне с военнослужащими женского пола, имеющими воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), а также военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, достигшими 18-летнего возраста.

Внесение изменений в правовые нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Указа Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» упомянутого выше характера привело бы эти положения в соответствие с сущностью конституционных принципов правового равенства и запрещения дискриминации.

Подводя итог, следует отметить, что дискриминация в различных формах ее проявления, направленная на нарушение правового равенства субъектов военно-служебных отношений, существенно сказывается на законных интересах личности, публичных интересах государства, а также на уважении общества к закону. Потому каждое такое проявление, явное или неявное, подлежит устранению в установленном законом порядке.

——————————————————————