Информационная компетентность государственных служащих как фактор полноценной реализации информационных прав и свобод граждан
(Устинович Е. С., Барбашин Е. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 18)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР ПОЛНОЦЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Е. С. УСТИНОВИЧ, Е. А. БАРБАШИН
Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, кандидат политических наук, доцент.
Барбашин Е. А., декан факультета экономики и права Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И. И. Иванова, доктор экономических наук, профессор.
Понятие «информационная компетентность государственных служащих» в настоящее время не только является не разработанным в отечественных политической и правовой науках, но и эта сама проблема практически не поднимается на страницах научной литературы. В Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д. Ушакова «компетентность» определяется как «осведомленность, авторитетность» <1>. В данной статье под информационной компетентностью государственных служащих авторы понимают прежде всего элементарные навыки владения государственными служащими компьютерной грамотностью, их умение пользоваться, в том числе для профессиональной деятельности, персональным компьютером, другими информационными технологиями, в том числе и таким основополагающим интернет-сервисом, как электронная почта. Исходя из такого понимания, считаем, что информационная компетентность государственных служащих на современном этапе информационного развития российского общества и государственных институтов является важнейшей составной частью общей подготовленности государственных служащих, одним из факторов, определяющих уровень их профессионализма. ——————————— <1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. С. 1427.
Сегодня, когда в основном созданы необходимые технологические предпосылки <2>, развивается нормативная правовая база регулирования информационного взаимодействия органов государственной власти и граждан, организаций, становится очевидным, что действительно широкая реализация информационных прав и свобод российских граждан все больше будет зависеть от уровня информационной компетентности государственного кадрового корпуса или, попросту говоря, от государственных служащих. В этой связи напомним, что профессионализм и компетентность гражданских служащих — один из важнейших принципов гражданской службы, закрепленных в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ <3> (п. 4 ст. 4). В ст. 12 Закона сказано, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы, наряду с требованиями к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, входят также и требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 1), что предполагает в том числе и требование уровня информационной компетентности. В соответствии с п. 6 названной статьи Закона «квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего». ——————————— <2> Так, согласно Стратегии развития информационного общества, подготовленной Министерством информационных технологий и связи РФ и устанавливающей целевые ориентиры до 2015 г., уже к концу 2010 г. все граждане России будут обеспечены базовыми телекоммуникационными услугами и количество пользователей широкополосным Интернетом возрастет втрое. В Стратегии ключевая роль отводится использованию информационных технологий в государственном управлении. Предполагается перейти от внедрения информационных систем на уровне отдельных ведомств к предоставлению государственных услуг с использованием сети Интернет. См. об этом: Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Под науч. ред. А. В. Короткова. М.: ООО «ТРЕЙН», 2007. С. 114. <3> См.: Конституционное право России: Сб. нормативных актов / Сост. С. А. Авакьян. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007. С. 299.
Однако же, как отмечают многие ученые и руководители государства, сегодняшняя российская государственная служба поражена карьеризмом, коррупцией, бюрократизмом и низким уровнем профессионализма. В научной литературе даются даже более жесткие характеристики состояния института государственной гражданской службы. Например, В. Л. Романов говорит, что «сформировалось новое поколение управленцев, вскормленное чудовищной смесью авторитарных амбиций дореформенного чиновничества и аномальной продукции либеральных отношений как следствие десятилетия попустительства» <4>. В своем выступлении на заседании Государственного совета РФ 8 февраля 2008 г. В. В. Путин отметил, что, к сожалению, «сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие» <5>. ——————————— <4> Романов В. Л. Управление и самоорганизация в процессе административной реформы // http://spkurdyumov. narod. ru/Romanov37.htm. <5> http//www/ivsnet. ru/Рutin_speak. php/
Таким образом, следует констатировать, что недостаточный, зачастую низкий уровень общей и информационной компетентности государственных служащих в настоящее время становится фактором <6>, объективно не способствующим широкой реализации информационных прав российских граждан и тормозящим развитие взаимоотношений власти и граждан, общества в целом на новом уровне, при использовании преимуществ, которые дают современные информационные технологии. Как нам кажется, при отсутствии целенаправленной единой государственной политики в отношении развития информационной компетентности государственных служащих, нормативного правового обеспечения, регулирующего вопросы «электронного» взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, сами процессы реализации проблемы информационной компетентности государственных служащих на практике носят сугубо хаотичный и ведомственный характер. ——————————— <6> О недостаточном уровне информационной компетентности государственных служащих в региональных органах государственной власти свидетельствуют, например, данные, полученные лично авторами в результате проведения соответствующих исследований при чтении лекций на курсах повышения квалификации «Информационные технологии в государственном управлении», «Формирование необходимого информационного обеспечения административной реформы» и др. в Курском институте государственной и муниципальной службы, начиная с 2006 г.
К сожалению, на наш взгляд, не решает проблему информационной компетентности государственных служащих и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г., 4 мая 2008 г.) «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» <7>. Кстати, разработку и внедрение административных электронных регламентов, в которых, в частности, можно было бы предусмотреть закрепление механизмов «электронного» взаимодействия служащих государственного аппарата и граждан, организаций, предусматривала Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. <8>. Но, к сожалению, по состоянию на сегодняшний день эта проблема еще не решена. Поэтому до сих пор не теряют своей актуальности высказывания ученых и практиков о необходимости разработки специализированных административных электронных регламентов, которые смогли бы во многом решить проблему повышения уровня информационной компетентности государственных гражданских служащих. ——————————— <7> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4933; 2007. N 50. Ст. 6285; 2008. N 18. Ст. 2063. <8> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.
Одна из серьезных причин недолжной реализации информационных прав и свобод российских граждан, связанная с информационной компетентностью государственных служащих, на сегодня упирается в факторы не только правового, но и личностно-психологического и мотивационного характера. Очень сложно преодолеть годами складывавшийся стереотип госслужащего, построенный на пренебрежении и к гражданину, и ко всем иным субъектам, обращающимся в госаппарат. Такое положение дел не удовлетворяет все российское общество, а особенно тех, кто являются активными пользователями Интернета, представляют возможности и желают общаться с властью с использованием действительно современных технологий. Ведь это освобождает человека, различные структурные элементы гражданского общества от непродуктивной траты времени, а еще, что особенно примечательно, от неравноправного общения с властью и других негативов, являющихся многие десятилетия спутниками сложившегося и отнюдь не лучшей практики общения с властью. Поэтому решение проблемы низкого уровня информационной компетентности государственных служащих как правовыми способами, так и в рамках единой государственной информационной политики позволит, на наш взгляд, кардинальным образом изменить взаимодействие власти и общества с использованием новых «электронных» возможностей. Это является одной из важных предпосылок действительно полной реализации конституционных прав и свобод российских граждан.
——————————————————————