Доступная Фемида

(Мошкович М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 49)

ДОСТУПНАЯ ФЕМИДА

М. МОШКОВИЧ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Народные избранники еще раз продемонстрировали умение работать очень быстро при наличии соответствующей команды «сверху». Как и в случае с антикризисными налоговыми поправками, озвученными премьер-министром на X съезде «Единой России» и уже ставшими законом, семимильными шагами движется к воплощению в жизнь законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ранее 2 года пролежавший на рассмотрении в Государственной Думе.

Проблем с правосудием в России такое великое множество, что даже трудно предположить, кому и при каком счастливом стечении обстоятельств удастся их разрешить. Даже самая простая часть — коррекция законодательства — и та продвигается вперед крайне медленно, что уж говорить о реализации изменений на практике…

Разработанный еще в начале 2006 года Верховным Судом законопроект, направленный на повышение открытости и гласности работы судов, на (что является самым главным в любом правовом государстве) повышение доверия граждан к правосудию как к доступному и эффективному средству защиты своих прав, получил отрицательное заключение правительства. Результат — законопроект надолго застрял в Госдуме.

Между тем когда подобный закон предложил принять Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию от 05.11.2008, поддержав эту мысль также и в выступлении на съезде судей, то ровно через месяц (05.12.2008) законопроект Верховного Суда был уже принят во втором чтении, еще через пять дней — в третьем. Одним из важнейших изменений второго чтения можно считать распространение действия закона на всю судебную систему страны, включая конституционный и арбитражные суды (в первом чтении речь шла только о судах общей юрисдикции).

К сожалению, этот закон вступит в силу только с 1 июля 2010 года — с учетом времени для подготовительных мероприятий. На какие же положительные изменения в работе судов мы в результате можем рассчитывать через полтора года?

Позвольте поинтересоваться

Любой гражданин, а также организация или общественное объединение смогут не только обращаться в суд с письменным либо электронным запросом о судебной деятельности или о судебных актах (в том числе из архивов) без объяснения причин своего интереса, но и рассчитывать на ответ в 30-дневный срок. Вопросы в устной форме можно будет задать во время приема в суде либо по специальному выделенному для этих целей телефонному номеру. Суды обязаны будут выделить специальные помещения для приема и соответствующих должностных лиц, информация о порядке и времени приема должна быть общедоступна.

Суды в виртуальном пространстве

Выход судов в интернет-пространство сегодня уже не является чем-то необычным. Так, сайт ВАС РФ посещает более миллиона человек в месяц. Однако после вступления закона в силу наличие сайта будет обязательным для каждого суда.

Особо следует обратить внимание на обязательность публикации на сайте следующих сведений:

— номера телефонов для справок;

— типовые формы документов, используемых для обращения в суд, и порядок их заполнения и представления (что должно сделать обращение более понятным, например упростить для обывателя процедуру составления искового заявления в суд);

— информация о размере и порядке уплаты госпошлины по категориям дел;

— информация о находящихся в суде делах: регистрационные номера, наименования, предмет спора, стадия прохождения дела в суде (даты и результаты слушаний с указанием времени и места);

— порядок и результаты обжалования; порядок ознакомления с материалами дела.

В Интернете будут вывешиваться судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам (с соответствующими купюрами в части охраняемой законом тайны и персональных данных): приговоры — после их вступления в силу, решения — сразу после их принятия. Фамилии судей, прокуроров и адвокатов скрываться не будут.

Безусловно, не все судебные решения будут опубликованы. Но перечень ограничений сформулирован в законе, следовательно, дела, не вошедшие в этот перечень, публиковаться должны обязательно.

Публикация судебных постановлений важна как с целью получения информации о тенденциях судебной практики (весьма важной для лиц, планирующих защищать свои права в судебном порядке), так и с целью повышения профессионализма и ответственности судей.

Судебные департаменты в числе прочей информации будут размещать на сайтах: данные о квалификационной аттестации судей, о приостановлении, возобновлении или прекращении их полномочий, сведения о наложении дисциплинарных взысканий.

Граждане, которые не имеют доступа к Интернету, смогут ознакомиться с содержанием судебных сайтов (и обратиться с запросом) в специальных пунктах, созданных в органах власти, библиотеках или других доступных для посещения местах. Также подробная информация о деятельности суда должна будет присутствовать в его помещениях на информационных стендах.

Будем дружить

Законопроект содержит отдельную главу, посвященную взаимодействию судов со средствами массовой информации. Нельзя сказать, что она содержит какие-либо принципиально новые положения. Однако озвучивание необходимости такого взаимодействия в законе само по себе имеет положительное значение. Как отметил в своем докладе на VII Всероссийском съезде судей Председатель ВАС РФ А. А. Иванов, «во многих судах звонок журналиста вызывает панику и инстинктивное желание повесить трубку». Будем надеяться, что вступление данного закона в силу хотя бы постепенно изживет подобную реакцию на интерес СМИ к работе судов.

Теперь председатель каждого суда будет автоматически признаваться его официальным представителем, осуществляющим взаимодействие с прессой (если он не уполномочит выполнять эти функции иное должностное лицо). Предусмотрена также возможность досудебного рассмотрения споров, связанных с освещением деятельности судов в СМИ. Первоначально предполагалось создание при судах конфликтных комиссий с равным участием членов судейского сообщества и СМИ. Данное предложение подвергалось критике на предмет возможной зависимости конфликтных комиссий от судов. Последняя редакция законопроекта относит эту функцию к компетенции организаций (органов), рассматривающих информационные споры.

Пойдем ли мы в суд?

Не секрет, что в России пока не удалось привить присущую всем цивилизованным странам привычку решать споры в суде. Неоправданные затраты времени и сил, бумажная волокита, сомнения в квалификации и независимости судей, отсутствие веры в справедливое рассмотрение дела — все это способствует тому, что россиянин идет в суд только в случае крайней необходимости либо в силу склочности характера. Решить вопрос без суда, зачастую не совсем законными способами, и быстрее, и надежнее.

Ярким примером понимания этой проблемы на самом высоком уровне является недавнее предложение единороссов платить гражданам пособие по безработице на равных условиях независимо от основания их увольнения. Трудовой кодекс РФ, на бумаге надежно защищающий работников, ничем не помог им в период кризиса. Работодатели с легкостью заставляют граждан писать заявления об уходе по собственному желанию с тем чтобы сэкономить на обязательном при сокращении выходном пособии — и никакого вала судебных процессов… Хотя в данном случае они в 90% случаев были бы выиграны незаконно уволенными работниками.

Безусловно, новый закон не идеален. Есть недоработки, есть слабые места, которые могут привести к невыполнению предписанных норм. Но если реализация его положений хоть что-то изменит в российском менталитете, сделает для граждан поход в суд более привычным, то можно будет считать, что один шаг на пути в правовое государство все же сделан.

——————————————————————