Персональные данные государственного гражданского служащего
(Кулешов Г. Н.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 7)
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Г. Н. КУЛЕШОВ
Кулешов Георгий Николаевич — соискатель Московского гуманитарного университета.
Информационные правоотношения играют важную роль в правовом регулировании государственно-служебных отношений. Как писал в свое время А. Б. Венгеров, «…информационными являются те отношения, которые складываются в сфере управления между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации» <1>. Информация, которая вращается в системе государственной службы, несет в себе различную социальную нагрузку. В системе государственной службы есть информация, которая касается служебной деятельности, есть информация, которая касается непосредственно государственных служащих. Информация в системе государственной службы имеет различный правовой статус или специальный правовой режим. Специальный правовой режим касается персональных данных государственного служащего. Как отмечает М. М. Лебедева, «…выделение специального правового режима персональных данных было произведено по специальному объекту информации» <2>. В настоящее время достаточно много внимания уделяется защите персональных данных в системе государственной службы. В этой связи вполне справедливо отмечает Э. А. Цадыкова: «…само по себе распространение персональных данных не столько наносит ущерб личности, сколько создает возможность для причинения ущерба. Защита персональных данных подстраховывает от возможных нарушений неприкосновенности частной жизни, так как отдельные данные о человеке могут складываться в обобщающую картину его личности» <3>. ——————————— <1> См.: Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. С. 27. <2> См.: Лебедева М. М. Специальные правовые режимы информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 12. <3> См.: Цадыкова Э. А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14. С. 15.
Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, — к сведениям, составляющим государственную тайну. В этой связи неслучайно, что служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством РФ к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» <4> персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3). ——————————— <4> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» <5> определяет, что сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, являются персональными данными. ——————————— <5> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
Согласно Указу Президента РФ от 30 мая 2005 г. «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела» <6> под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело. ——————————— <6> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.
При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования: — обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы РФ (далее — гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей; — персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных; — запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах; — при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей; — защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами; — передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право: — получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной); — осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; — требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением Федерального закона. Гражданский служащий при отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить персональные данные гражданского служащего имеет право заявить в письменной форме представителю нанимателя или уполномоченному им лицу о своем несогласии, обосновав соответствующим образом такое несогласие. Персональные данные оценочного характера гражданский служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения; — требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них; — обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего. К личному делу гражданского служащего приобщаются: — письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы РФ; — собственноручно заполненная и подписанная гражданином РФ анкета установленной формы с приложением фотографии; — документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса); — копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; — копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы; — копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются); — копии решений о награждении государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ, об объявлении благодарности Президента РФ, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются); — копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы; — экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт; — копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы; — копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); — копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении; — аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период; — экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы РФ; — копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы РФ (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга); — копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва; — копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены; — копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы; — документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; — сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего; — копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; — копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ; — копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан; — медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; — справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами. В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела. К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись. Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом РФ, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит: — обеспечение сохранности личных дел гражданских служащих; — обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах гражданских служащих, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с настоящим Положением; — предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям; — предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов РФ для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям; — ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Библиографический список:
1. Беляева Н. Г. Право на неприкосновенность частной жизни и доступ к персональным данным // Правоведение. 2001. N 1. 2. Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. 3. Киселев С. В. Правовой статус персональных данных в Российской Федерации // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 1997. 4. Кротов А. В. Опыт обработки персональных данных работника в компании // Информационное право. 2007. N 2. 5. Лебедева М. М. Специальные правовые режимы информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 6. Рассолов М. М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1982. 7. Шиверский А. А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996. 8. Цадыкова Э. А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14.
——————————————————————