Недобросовестный управляющий ответит сполна
(Смоленский И.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 39)
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ОТВЕТИТ СПОЛНА
И. СМОЛЕНСКИЙ
Игорь Смоленский, судья Арбитражного суда Белгородской области, г. Белгород.
Согласно Закону о банкротстве обеспечение реализации интересов кредиторов является главной целью деятельности арбитражного и конкурсного управляющих в рамках процедур дела о банкротстве. При этом профессионализм управляющих выражается в том числе и в минимизации издержек конкурсного производства. В судебной практике имеют место споры, в рамках которых оценивается добросовестность деятельности указанных лиц при разрешении требований конкурсных кредиторов о возмещении причиненных им убытков.
Когда возникает ответственность
В соответствии с п. 4 ст. 20.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий несет предусмотренную законом ответственность и обязан возместить убытки должнику, кредиторам, иным лицам в случае причинения им убытков при неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него обязанностей.
Согласно разъяснениям, данным в п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29, арбитражный управляющий несет ответственность в виде возмещения убытков при условии, что таковые причинены в результате его неправомерных действий.
Убытки подлежат взысканию по правилам ст. 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Таким образом, для возложения ответственности на основании ст. 15 ГК РФ необходимо доказать одновременно совокупность следующих обстоятельств: неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возложенных на него обязанностей, причинение его действиями или бездействием убытков (вина ответчика) и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков у истца, а также наличие и размер убытков.
В силу п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следовательно, лицо, предъявляя требование о возмещении убытков, обязано доказать, что убытки вызваны недобросовестным и неразумным поведением ответчика, то есть доказать факт противоправного поведения и факт причинной связи между противоправным поведением и возникшими убытками. Кроме того, подлежат доказыванию размер причиненных убытков и их состав.
Обязанность доказывания приведенных обстоятельств, согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, возлагается на лицо, которое на них ссылается как на основание своих требований.
Расходы нужно обосновать
Согласно ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом.
В соответствии с п. п. 2 и 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, в интересах должника и кредиторов.
В силу п. п. 1 и 3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ в случае, если иное не предусмотрено Законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п. 1 ст. 59 Закона N 127-ФЗ, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 разъяснено, что привлечение специалистов должно быть обоснованным.
Согласно п. 15 Постановления N 91 при обнаружении арбитражным управляющим факта недостаточности имеющегося у должника имущества для осуществления расходов по делу о банкротстве он не вправе осуществлять такие расходы в расчете на последующее возмещение их заявителем, а обязан обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о прекращении производства по делу на основании абз. 8 п. 1 ст. 57 Закона N 127-ФЗ. Если арбитражный управляющий не обратится в суд с названным заявлением, впоследствии понесенные им расходы, в том числе невыплаченное ему вознаграждение, в отношении которых доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии средств для погашения их за счет имущества должника, не подлежат взысканию с заявителя. В этом случае кредитор вне рамок дела о банкротстве вправе взыскать с управляющего убытки, понесенные в связи с оплатой услуг привлеченных лиц.
Так, Шестой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 04.05.2011 N 06-АП-1452/2011 согласился с выводом Арбитражного суда Хабаровского края о том, что отвечает признакам недобросовестного поведения необоснованное привлечение конкурсным управляющим на договорной основе шести специалистов, один из которых — отстраненный конкурсный управляющий должника и пять — его бывшие помощники, для проведения инвентаризации, в то время как инвентаризация имущества должника завершена.
Недобросовестная деятельность конкурсного управляющего в указанной части повлекла расходование конкурсной массы на выплату вознаграждения привлеченным лицам.
Оценка позиции кредитора
Между тем необходимо оценивать активность позиции кредитора в рамках конкурсного производства при принятии решений о расходовании конкурсной массы, в том числе в связи с заключением договоров на оказание бухгалтерских и юридических услуг.
Так, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2007 по делу N А63-4892/07, оставленным без изменения актами вышестоящих судебных инстанций, отказано в удовлетворении требований уполномоченного органа — конкурсного кредитора о взыскании с управляющего убытков в размере выплаченных сумм за счет конкурсной массы на оплату вышеуказанных услуг по договору с консалтинговой организацией. При этом суд отметил, что собрание кредиторов, на котором уполномоченный орган обладал 100-процентным числом голосов, не принимало решения, устанавливающего иной порядок и размер оплаты деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим на договорной основе для обеспечения осуществления его полномочий.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.04.2012 N 07АП-2075/12 согласился с позицией суда первой инстанции о причинении конкурсному кредитору убытков исполнением договора аренды помещения и транспортного средства, заключенного конкурсным управляющим от имени юридического лица, признанного банкротом по процедуре отсутствующего должника, что не соотносится с положениями § 2 Закона N 127-ФЗ о необходимости проведения минимального количества мероприятий для проведения процедуры банкротства.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» размер вознаграждения управляющему за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тыс. руб., что также подтверждает обстоятельство наименьшей затратности мероприятий при проведении данной процедуры.
Пункт 3 ст. 228 Закона N 127-ФЗ обязывает управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве, предусмотренным настоящим Законом. Управляющий, в свою очередь, с названным ходатайством не обращался, что свидетельствует о том, что он обладал сведениями об отсутствии у должника активов, но, несмотря на данное обстоятельство, заключил названные договоры аренды, противоречащие целям конкурсного производства.
При этом суды установили, что арендованное имущество не использовалось конкурсным управляющим для достижения целей соответствующего производства.
Бездоказательственные иски
Добросовестность — оценочная категория. Не любое нарушение Закона N 127-ФЗ, допущенное конкурсным управляющим, априори обосновывает правомерность требований кредитора о возмещении убытков.
ФАС ЦО в Постановлении от 04.04.2011 по делу N А48-2820/2010 отметил, что признание ранее состоявшимися судебными актами несостоятельности требований конкурсных кредиторов об отстранении управляющего в связи с неполнотой предпринятых мер для установления и реализации имущества должника влияет на возможность привлечения управляющего к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
В то же время конкурсный кредитор может реализовать право на защиту законных интересов вне рамок дела о банкротстве по правилам ст. 15 ГК РФ и после завершения конкурсного производства вне зависимости от наличия или отсутствия судебных актов в деле о банкротстве, которыми дана оценка действиям управляющего по иным обстоятельствам.
Как указал ФАС МО в Постановлении от 28.04.2010 N КГ-А41/3716-10, лишь при установлении виновности действий управляющего, наличия причинно-следственной связи между этими действиями и возникшими у кредитора убытками возможно применение названного вида ответственности.
Сформировавшаяся судебная практика исходит из того, что несвоевременное предъявление и непредъявление конкурсным управляющим исковых требований о взыскании дебиторской задолженности при недоказанности невозможности обращения с такими исками свидетельствует о недобросовестности бездействия управляющего, влекущего необоснованное затягивание процедуры конкурсного производства. При этом размер убытков, причиняемых таким образом конкурсным кредиторам, прямо пропорционален размеру денежных средств, не поступивших в конкурсную массу за счет реализации мероприятий по формированию конкурсной массы. Соответствующая позиция правоприменения отражена в Постановлениях ФАС ЗСО от 08.10.2010 N А03-6786/2007, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 17АП-6523/2010-ГК.
Вместе с тем необходимо учитывать и перспективность реализации полномочий по предъявлению соответствующих исков. С конкурсного управляющего не могут быть взысканы убытки в случае невзыскания дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском балансе предприятия-должника, однако не подтвержденной первичными финансовыми документами, которые могли бы образовать доказательственную базу иска.
Подобные требования уполномоченного органа к конкурсному управляющему оставлены без удовлетворения решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.01.2012 по делу N А08-7531/2010. Обоснованность выводов суда подтверждена вышестоящими судебными инстанциями.
Необходимо отметить, что предъявление таких бездоказательственных исков приводит к дополнительным издержкам конкурсного производства в виде судебных расходов, взыскиваемых судами в пользу процессуальных оппонентов, причем речь идет не только о государственной пошлине, но и о расходах на оплату услуг представителей.
Принципиально важно при разрешении требований к конкурсным управляющим о возмещении ущерба правильно определять круг участников соответствующих правоотношений и их статус в процессе.
Страхование ответственности
В силу п. 3 ст. 20 Закона N 127-ФЗ условием членства в СРО арбитражных управляющих является наличие у ее члена договора обязательного страхования ответственности.
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 24.1 Закона N 127-ФЗ страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является подтвержденное вступившим в законную силу решением суда наступление ответственности арбитражного управляющего перед участвующими в деле о банкротстве лицами или иными лицами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
При наступлении страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам убытков, установленных вступившим в законную силу решением суда, но не превышающем размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.
Согласно п. п. 1, 4, 5 ст. 25.1 Закона N 127-ФЗ для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих.
Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих может быть предъявлено к организации лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, только при одновременном наличии таких условий, как: недостаточность средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков; отказ арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение арбитражным управляющим этого требования в течение 30 рабочих дней с даты предъявления этого требования.
К требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих должны быть приложены: решение суда о взыскании с арбитражного управляющего убытков в определенном размере; документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего; документ, подтверждающий отказ арбитражного управляющего от удовлетворения требования, или направление арбитражному управляющему такого требования, не удовлетворенного им в течение 30 рабочих дней с даты его направления.
В связи с этим страховая компания, являющаяся страховщиком названной ответственности, и СРО арбитражных управляющих подлежат обязательному привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, поскольку решение суда может повлиять на их права и обязанности по отношению к сторонам в споре.
Есть мнение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО АРХИСЛОЖНАЯ
Иван Рыков, генеральный директор компании «Банкротство Плюс», г. Москва.
Нельзя не согласиться с мнением автора статьи относительно системы норм и особенностей правоприменительной практики по вопросу привлечения арбитражных управляющих к ответственности в виде возмещения убытков.
Действительно, процедура банкротства проводится в том числе и в интересах кредиторов. Несомненно, арбитражный управляющий обязан действовать профессионально и минимизировать расходы.
Вместе с тем отношение к сложившейся практике привлечения арбитражных управляющих к данной гражданско-правовой ответственности двоякое.
С одной стороны, институт возмещения убытков исторически является одним из основных средств обеспечения стабильности отношений гражданского оборота, позволяя его участникам покрывать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду, снижать риски в случае нарушения обязательств их участниками, в том числе и арбитражными управляющими.
С другой стороны, деятельность арбитражного управляющего является сложной, я бы сказал, архисложной.
В силу Закона он обязан выполнять функции целого штата сотрудников, насчитывающего порой десятки специалистов — начиная от юристов и бухгалтеров и заканчивая генеральным директором и советниками по различным узким вопросам.
Как известно, сложившаяся арбитражная практика исходит из того, что арбитражный управляющий обязан знать фактически все нюансы хозяйственной и финансовой деятельности вверенной ему организации. По этой причине деятельность арбитражного управляющего, обладающего широким спектром полномочий по отношению к должнику, имеет повышенные риски наступления убытков для должника и его кредиторов.
Именно в связи с данным обстоятельством ответственность арбитражного управляющего застрахована, и именно поэтому она имеет дополнительное обеспечение в виде компенсационного фонда, создаваемого в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Возмещение убытков, являясь универсальной формой юридической ответственности, позволяет применять этот институт практически во всех гражданских правоотношениях. Такая универсальность является как преимуществом, так и недостатком при реализации ее на практике.
Поэтому любое лицо, требующее от арбитражного управляющего возмещения убытков, сталкивается с необходимостью сбора обширной доказательственной базы, а также обоснования всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, о котором рассказывает автор статьи.
——————————————————————