Правовое регулирование оказания скорой и плановой медицинской помощи иностранным гражданам, обучающимся в высших военно-учебных заведениях МО РФ

(Филиппов Ю. Н., Франк Д. Л., Абаева О. П., Тарычев В. В.)

(«Медицинское право», 2012, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ

И ПЛАНОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ,

ОБУЧАЮЩИМСЯ В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МО РФ

Ю. Н. ФИЛИППОВ, Д. Л. ФРАНК, О. П. АБАЕВА, В. В. ТАРЫЧЕВ

Филиппов Юрий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета повышения квалификации врачей ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия».

Франк Дмитрий Леонидович, старший преподаватель кафедры военно-специальных и инженерных дисциплин Нижегородского военно-инженерного института инженерных войск.

Абаева Ольга Петровна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПКВ ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития.

Тарычев Владислав Витальевич, заведующий организационно-методическим отделом МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», г. Нижний Новгород.

Статья посвящена проблеме юридического обеспечения медицинского обслуживания иностранных граждан, проходящих обучение в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. В статье проведен анализ современной нормативной базы, а также обсуждены перспективы развития здравоохранения в аспекте оказания медицинской помощи иностранным гражданам в рамках обсуждения Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ключевые слова: медицинская помощь, граждане иностранных государств.

Legal regulation of provision of emergency and routine medical aid to foreign citizens studying in higher military institutions of the Moscow region in the Russian Federation

Yu. N. Philippov, D. L. Frank, O. P. Abaeva, V. V. Tarychev

Article is devoted to the legal provision of health care of foreign nationals of suitable training in higher educational institutions of the Ministry of defence of the Russian Federation. The article analyzes the current legal framework, and discussed prospects of development of public health, in the aspect of medical care to foreign citizens in the debate on the law «On the basis of health of Russian citizens».

Key words: medical aid, foreign citizens.

Одним из направлений внешнеполитической деятельности нашей страны является обучение военнослужащих иностранных государств в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (далее — ВВУЗ МО РФ). В настоящее время в ВВУЗах МО РФ обучаются тысячи курсантов и слушателей из десятков стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. При этом российскими институтами, академиями и университетами системы Министерства обороны РФ накоплен большой опыт по подготовке студентов, имеющих гражданство иных государств. На протяжении нескольких десятилетий руководством ВВУЗов МО РФ совершенствуются вопросы организации учебного процесса, жизни и быта данной группы учащихся. В то же время при организации медицинского обеспечения иностранных граждан, обучающихся в ВВУЗах МО РФ, возникают многочисленные вопросы, связанные с особенностями правового статуса указанной категории пациентов. В связи с чем возникает необходимость:

— анализа нормативно-правовой базы, регулирующей порядок медицинского обслуживания иностранных граждан, обучающихся в ВВУЗах МО РФ;

— перспектив развития норм законодательства по вопросу оказания медицинской помощи иностранным гражданам в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Порядок и правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, регламентированы Конституцией РФ, федеральным законодательством и Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546.

Иностранные граждане, пребывающие на территории нашей страны, подразделяются на следующие категории.

1. Временно пребывающие в Российской Федерации — это иностранные граждане, пребывающие в Российской Федерации на основании визы (или в порядке, не требующем визы), но не имеющие вида на жительство.

2. Постоянно или временно проживающие на территории РФ — это граждане иностранных государств, получившие разрешение на временное проживание в РФ либо вид на жительство.

Условия получения данными категориями иностранных граждан медицинской помощи на территории РФ представлены в таблице.

Таблица

Условия получения медицинской помощи

на территории РФ гражданами иностранных государств

Вид медицинской Категории иностранных Условия Нормативно-правовое

помощи граждан получения основание

Скорая Временно пребывающие в Бесплатно Пункт 3

медицинская РФ, постоянно или Постановления

помощь временно проживающие на Правительства РФ от 1

территории РФ сентября 2005 г.

N 546 «Об утверждении

правил оказания

медицинской помощи

иностранным гражданам

на территории

Российской Федерации»

Пункт 3 Приказа

Министерства

здравоохранения и

социального развития

РФ от 1 ноября 2004

г. N 179 с

изменениями «Об

утверждении порядка

оказания скорой

медицинской помощи»

Первичная и Временно пребывающие Только на Пункты 5 — 9

специализированная в РФ платной Постановления

(плановая) основе Правительства

медицинская помощь РФ от 1 сентября 2005

г. N 546 «Об

утверждении правил

оказания медицинской

помощи иностранным

гражданам на

территории

Российской Федерации»

Постоянно или временно В рамках Статья 10 ФЗ

проживающие на стандартов «Об обязательном

территории РФ ОМС медицинском

страховании в

Российской Федерации»

Иностранные военнослужащие — курсанты (слушатели) ВВУЗов МО РФ относятся к категории временно пребывающих на территории РФ, так как согласно Федеральному закону РФ от 15 августа 1996 г. N 114 ФЗ «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации»: «Военнослужащим Вооруженных Сил иностранных государств, въезжающим в Российскую Федерацию с целью реализации международных договоров или решений органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, выдается служебная виза».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иностранные военнослужащие не входят в перечень лиц, застрахованных в системе ОМС, и таким образом указанная норма создает препятствия для интеграции лечебно-профилактических учреждений Министерства обороны РФ в систему ОМС, являющейся одним из направлений реформирования Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, иностранные граждане, обучающиеся в ВВУЗах МО РФ, имеют право на бесплатное получение первой и скорой медицинской помощи, а плановая медицинская помощь данному контингенту пациентов в российских медицинских организациях должна оказываться на платной основе. Законодательством определен следующий порядок оказания плановой медицинской помощи иностранным гражданам:

— перед началом лечения иностранный гражданин или лицо, представляющее его интересы, должны дать гарантийные обязательства по оплате стоимости фактической медицинской помощи и осуществить предоплату лечения в предполагаемом объеме;

— после завершения лечения лечебным учреждением направляется счет за фактически оказанную медицинскую помощь и выписка из истории болезни с указанием объема диагностических и лечебных мероприятий. Однако, если международным договором (соглашением) установлен иной порядок медицинского обеспечения иностранных граждан, чем тот, который определен законодательством, то применяются нормы договора. При этом нормы договора не должны ущемлять права и свободы человека в области охраны здоровья, закрепленные российским законодательством.

В целях оптимизации медицинского обеспечения иностранных граждан, обучающихся в ВВУЗах МО РФ, вышеуказанные положения отражаются в контракте на обучение, который заключается с каждым курсантом с учетом условий международных договоров с государством, направившим курсанта на обучение.

В настоящее время медицинская общественность нашей страны широко обсуждает положения нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Считаем необходимым отметить, что на протяжении почти двадцати лет принципы медицинского обслуживания населения, в том числе вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства, регламентировались Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В связи с чем мы сочли необходимым провести сравнительный анализ положений, регламентирующих правовой статус пациента-иностранца, в данных федеральных законах.

Вопросам оказания медицинской помощи иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства на территории РФ в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. была полностью посвящена ст. 18. В соответствии с п. 1 указанной статьи всем иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, были даны гарантии права на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. В Законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2012 г., вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам освещены в двух разделах п. 3 ст. 19: «Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации» и в п. 4: «Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации». То есть в новом законе гарантии права на охрану здоровья всем иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, четкого отражения не нашли.

Статья 19.1 Основ законодательства предусматривала обязательность оказания первой помощи не только гражданам РФ, но и иным лицам, которые находятся на территории нашей страны. В ст. 31 нового Закона перечень лиц, подлежащих обязательному оказанию первой помощи, ограничивается только гражданами (очевидно, что речь идет только о гражданах РФ).

В Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» получило регламентацию существенное изменение классификации видов медицинской помощи по трем осям: по видам медицинской помощи, по форме и по условиям ее оказания. Принципы классификации видов медицинской помощи сходны с нормами, изложенными в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривается подразделение медицинской помощи на первичную и ее подвиды (доврачебная, врачебная и специализированная), специализированную, в том числе высокотехнологичную, и скорую медицинскую помощь.

Среди существующих видов медицинской помощи в Основах законодательства (ст. 39) отдельное внимание было уделено принципам оказания скорой медицинской помощи гражданам иных государств: «Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно». Статья 35 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», посвященная скорой медицинской помощи, в п. 1 ограничивает круг ее пациентов только гражданами РФ. С учетом этого считаем целесообразным уточнение перечня возможных объектов получения скорой медицинской помощи с учетом наличия у них гражданства РФ или иных стран.

Мы считаем, что недостаточная четкость формулировок в аспекте подразделения медицинской помощи по форме ее оказания будет являться причиной существенных трудностей при реализации норм Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в отношении иностранных граждан. Так, согласно п. 4 ст. 32: «Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью».

Понятие «неотложная помощь» в Правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ отсутствует. Таким образом, возникают вопросы в аспекте порядка оказания иностранным гражданам медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний. Следовательно, указанная норма требует четкой регламентации на уровне подзаконных актов.

Таким образом, правовое положение иностранных граждан, обучающихся в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, имеет ряд существенных особенностей, которые необходимо учитывать руководителям лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского обслуживания данного контингента пациентов.

В целях интеграции России в мировое сообщество и налаживания внешнеполитических и экономических отношений считаем, что принципы оказания медицинской помощи иностранным гражданам, сформулированные в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нуждаются в более полной регламентации по следующим вопросам:

— о гарантиях прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ, на охрану здоровья;

— о проблеме получения иностранными гражданами первой помощи;

— о бесплатном получении иностранными гражданами скорой медицинской помощи;

— об условиях оказания иностранным гражданам неотложной медицинской помощи.

При этом считаем необходимым подчеркнуть, что проверенные временем формулировки Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются хорошей основой для разработки норм нового законодательства в аспекте принципов обеспечения медицинской помощью иностранных граждан, находящихся на территории РФ.

——————————————————————