Работник на военных сборах

(Егоров В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 18)

РАБОТНИК НА ВОЕННЫХ СБОРАХ

В. ЕГОРОВ

Вадим Егоров, юрист, г. Москва.

Нет-нет да и случается, что наших граждан военкоматы призывают на военные сборы. Оказывается, что между различными ведомствами и юридическими лицами нет единодушия по поводу того, как должны проходить эти мероприятия и, самое главное, кто за все это должен платить.

На нет суд есть

Как-то так получается иногда, что у военкоматов военные сборы идут в соответствии с планом, а вот бюджетные средства, выделенные на выплату компенсации расходов работодателям, к этому времени оказываются уже истраченными. В этой ситуации комиссариаты заявляют, что взять им денег неоткуда.

Однако арбитражные суды так не считают. Невозможность выплаты денежных средств по данной статье расходов федерального бюджета не означает того, что понесенные работодателем расходы не должны быть компенсированы. Хотя сложившаяся ситуация делает невозможным удовлетворение исковых требований за счет комиссариата, иск должен быть удовлетворен в субсидиарном порядке за счет Российской Федерации в лице Минфина России (Постановление ФАС СКО от 13.09.2010 N А53-17294/2009).

В случае, когда у военкомата деньги есть, некоторые комиссары считают, что возместить работодателю достаточно только средний заработок без страховых взносов.

Однако суды установили: в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Кроме того, выплата работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов, начисленных на сумму среднего заработка, в соответствующие фонды в силу подп. 5 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, порождают у комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы (Постановления ФАС ДО от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС СЗО от 09.11.2012 N А26-493/2012).

Календарные или рабочие?

Запутанным оказался и расчет среднего заработка призванных на военные сборы работников.

Дело в том, что работодатели руководствуются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, согласно которому расчет среднего заработка производится в рабочих днях. В справках же военкомата указывается период прохождения сборов в календарных днях — от и до.

Арбитражный суд Смоленской области в решении от 31.03.2009 N А62-6208/2008 согласился с вариантом расчета, предложенным военкоматом, согласно которому суммы заработной платы, фактически начисленные за 12-месячный расчетный период, следует разделить на количество фактически отработанных в этот период дней, а полученную величину умножить на количество рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с прохождением военных сборов.

Что же касается нахождения работника на военных сборах в нерабочие дни, то он, как призванный, получает за это время довольствие от Министерства обороны РФ в соответствии с его должностью и воинским званием.

С другой стороны, Арбитражный суд Волгоградской области в решении от 09.06.2009 N А12-5538/2009, наоборот, посчитал обоснованным начисление работнику среднего заработка за выходные дни. Судьи решили, что, поскольку согласно справке, выданной командиром войсковой части, в период прохождения военных сборов работнику выходные не предоставлялись, они тоже должны быть оплачены.

Воинский долг платежом красен

Чтобы избежать волокиты, связанной с возмещением денег от военкоматов, один банк поступил, на его взгляд, проще. Когда сотрудник П. подал заявление о предоставлении отпуска для прохождения военных сборов, банк предоставил ему отпуск без сохранения заработной платы.

П. обратился с иском к банку с требованием выплатить ему средний заработок за этот период.

В суде представитель банка заявил, что П. на период сборов подал заявление на отпуск за свой счет.

Однако суд установил, что согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Московский городской суд в Апелляционном определении от 12.09.2013 N 11-29136 решил, что освобождение работника от работы на время прохождения военных сборов предусмотрено законом и не ставится в зависимость от способа оформления такого освобождения работодателем. Кроме того, оформление работодателем приказа о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы само по себе не освобождает его от выплаты среднего заработка за период пребывания работника на военных сборах, поскольку право на сохранение среднего заработка в указанный период гарантировано законодательством.

Довод банка о том, что П. проходил учебные сборы, а не военные, суд признал ошибочным.

В силу п. 5 ст. 20 Закона N 53-ФЗ граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Кроме того, прохождение истцом военных сборов подтверждается отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу

В завершение суд напомнил банку, что п. 8 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, возлагает на военные комиссариаты функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Иск П. был удовлетворен.

В армии вредных условий нет

С неожиданной проблемой столкнулся работник Б. при оформлении досрочной пенсии. Он обнаружил, что ПФР не включил ему в льготный стаж периоды призыва на военные сборы еще в 80-е годы прошлого века общей продолжительностью шесть месяцев 10 дней. Из-за этого в назначении пенсии ему было отказано.

Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 29.08.2013 N 33-6901/2013 согласился с действиями ПФР, поскольку в период сборов Б. не был занят полный рабочий день на работах, которые дают право на получение льготной пенсии. В соответствии с Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516 периоды нахождения на военных сборах не поименованы в качестве периодов, подлежащих зачету в льготный стаж.

Однако Санкт-Петербургский городской суд в аналогичной ситуации принял иное решение. Он обратил внимание на то, что в силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплате государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, действовавшего в период работы гражданина Б. и в период нахождения его на военных учебных сборах, при назначении на льготных условиях пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее в период прохождения Б. службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.

В силу положений ст. 72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» за рабочими, призванными на сборы, сохранялась за время сборов занимаемая должность и выплачивался средний заработок.

Действующий в настоящее время Закон N 53-ФЗ также включает призыв на военные сборы в воинскую обязанность гражданина (ст. 1), а граждане, участвующие в военных сборах, считаются исполняющими обязанности военной службы (ст. 37).

Согласно п. п. 27, 29 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ в области обороны. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для включения спорного периода прохождения Б. военных сборов в его специальный стаж и для назначения досрочной пенсии (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2013 N 33-7480/2013).

Кто поймает уклонистов?

При вышеперечисленных обстоятельствах самый простой способ избежать всех проблем с военными сборами — уклониться от них. Поэтому военкоматы не досчитываются призывников при организации призыва граждан на военную службу и военные сборы и обращаются к начальникам УВД с требованием установить местонахождение отсутствующих граждан и вручить им повестки.

На это одному из военкоматов был дан следующий ответ: на сотрудников полиции в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» не возложена обязанность по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Военкомат обжаловал отказ в суде, который установил, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Довод о неправомерности ссылки на Инструкцию «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утв. Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007, ввиду того, что указанная Инструкция разработана в соответствии с Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», утратившим силу с 01.03.2011, суд признал несостоятельным, поскольку Инструкция силу не утратила. Изменения в Закон N 53 в связи с принятием Закона «О полиции» не вносились.

На этом основании Красноярский краевой суд Апелляционным определением от 20.01.2014 N 33-459/2014 признал отказ полиции незаконным и необоснованным, препятствующим выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.

——————————————————————