Судебное администрирование: опыт, проблемы, перспективы

(Латышева Н. А.)

(«Администратор суда», 2009, N 4)

СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. А. ЛАТЫШЕВА

Латышева Н. А., начальник отдела обеспечения судопроизводства Архангельского областного суда.

Прогресс современного судопроизводства неизбежно связан с применением новейших технических и программных средств, которые призваны значительно оптимизировать документооборот в суде. Польза от их применения обоюдна: граждане и организации, обращающиеся за судебной защитой, получают возможность иметь достоверную информацию по интересующим их вопросам, а сами работники аппарата суда, обеспечивающие деятельность по отправлению правосудия, делают свой труд более эффективным и востребованным для гражданского общества.

Проводимые в судах плановые учебы и оперативные совещания достаточно часто касаются вопросов судебного администрирования. Прошедший в сентябре текущего года семинар работников аппаратов судов области — судебных участков мировых судей, районных и городских судов и областного суда, при участии Управления Судебного департамента в Архангельской области — позволил обменяться опытом по использованию достижений современной техники и технологии с целью точного исполнения действующих процессуальных норм, а также требований инструкции по судебному делопроизводству. Из выступлений участников и последовавшего обсуждения наиболее актуальных тем на состоявшемся в рамках данного семинара круглом столе можно сделать однозначный вывод: широкое применение компьютерной техники, сканирования документов в процессе работы по обеспечению судопроизводства, электронный учет документооборота и, безусловно, эксперимент по внедрению государственной автоматизированной программы «Правосудие» (далее — ГАС «Правосудие») позволили значительно модернизировать работу аппарата суда. Большой профессиональный резонанс имели выступления гостей семинара, посетивших его в рамках российско-американского партнерства по программе «Верховенство закона». Судья по делам о несостоятельности и банкротстве Соединенных Штатов района Нью-Гемпшир Майкл Дизи, его коллега — судья окружного суда штата Мэн Джозеф Филд, а также судья Верховного суда штата Мэн Томас Уоррен рассказали об опыте работы по электронному документообороту в своих судах. В свою очередь, американские адвокаты Стивен Нотинжер и Дженифер Фергусон, как внешние эксперты и пользователи, привели свои аргументы и выводы по особенностям организации делопроизводства в североамериканских судах.

В настоящее время благодаря программам развития судебной системы, обеспечивающим реализацию судебной реформы в России, работники аппарата суда в своей ежедневной трудовой деятельности значительно чаще используют компьютерную клавиатуру, чем ручные письменные средства. Ныне действующая Инструкция по делопроизводству в районном суде, принятая в 2003 г., предписывает районным (городским) судам ведение более 50 учетных журналов, и лишь три из них требуют заполнения от руки, причем в виде заполнения одной графы — «личная подпись». Следует иметь в виду, что значительная часть из учетных журналов имеет кратковременные, трех — и пятилетние, сроки хранения. Кроме этого, ведение журналов в электронном виде позволяет просматривать их одновременно нескольким работникам аппарата суда, не покидая при этом рабочего места. Нынешний этап развития судебного делопроизводства можно охарактеризовать как переходный период от бумажного к электронному документообороту. Именно в связи с этим американский опыт обеспечения судопроизводства, где начиная с 2002 г. виртуальные технологии начали вытеснять прежние, сложившиеся десятилетиями, способы работы с судебными документами, интересен в сравнительно-аналитическом аспекте.

Справедливости ради необходимо отметить, что многие суды в Российской Федерации задолго до появления ГАС «Правосудие» имели свои собственные разработки, которые облегчали судебное администрирование в части или в целом. Такой многолетний опыт работы имелся, к примеру, в Архангельском областном суде и в Ломоносовском районном суде г. Архангельска. По сути, принятие Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» стало для большинства таких судов ожидаемым событием, подготовка к реализации которого была начата не один год назад. Без преувеличения можно сказать, что дата вступления данного нормативного акта в силу — 1 июля 2010 г., одновременно станет общероссийской датой проверки качества подготовки работников аппаратов судов для работы в новых условиях. Именно в этой связи анализ достижений коллег из США, их опыт преодоления трудностей в переходе на электронный формат в таком особенном виде деятельности, как судопроизводство, безусловно, является важным и полезным.

Подача документов в суд является начальным этапом судебного процесса. Суды Российской Федерации принимают к производству документы на бумажных носителях информации посредством личной подачи в приемную суда или на приеме у помощника судьи, а также путем направления документов в соответствующий суд посредством связи, в основном — почтовой. Передача пакетов документов по электронным каналам или через Интернет в настоящее время проблематична по причине недостаточно широкого применения Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и отсутствия механизма «цифрового доверия» в управлении документооборотом в судах со статусом его участников в виде зарегистрированных пользователей. Во время своего выступления судья Майкл Дизи привел данные о том, что в настоящее время в США более 34 млн. дел находится в системах управления документооборотом и более 400 тыс. адвокатов и других лиц подают документы через Интернет. Существующая там система управления документооборотом электронной подачи документов поддерживает полный комплекс процессов ведения дела, включающий открытие дела, регистрацию производства по делу, отчетность и обработку данных по делу. Все федеральные суды первой инстанции, включающие в себя суды по банкротству и окружные суды, являются электронными судами. Подача документов в суд осуществляется в электронном виде. На уровне входящих потоков информации работниками аппарата суда используются программные методы обработки текста или сканирование. Причем действующее программное обеспечение позволяет судьям, их помощникам и иным работникам отделов суда изучать необходимые внутренние регистрационные документы, а также материалы судебных дел, не покидая рабочего места и своего собственного кабинета. В свою очередь, адвокаты и иные зарегистрированные пользователи имеют доступ к спискам дел, назначенных к слушанию, и иным документам суда, а также могут производить необходимые оплаты кредитной карточкой.

Впрочем, возможность ознакомиться со списками дел, временем и местом их рассмотрения, результатами и итоговыми решениями заинтересованные лица в Российской Федерации могут уже сейчас во многих судах. К примеру, веб-сайт Архангельского областного суда действует с 2004 г. и значительная часть из требований Федерального закона N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» находит свое практическое применение в настоящем. За прошедшие годы число посещений сайта составило 442 тыс. единиц. Весомость этой цифры можно показать посредством сравнения с численностью самого Архангельска — 380 тыс. человек. Много лет в Архангельском областном суде функционирует информационное табло для посетителей, а в начале текущего года установлен справочный киоск, содержащий всю наиболее рейтинговую судебную информацию. До начала 2010 г. будет открыта приемная суда, подготовительные работы по созданию которой в настоящее время близки к завершению. Безусловно, в ближайшие годы российские суды будут широко использовать Всемирную паутину во благо реализации цели доступности правосудия.

На сентябрьском семинаре по судебному делопроизводству американским юристам был задан вопрос о том, случаются ли ошибки и казусы при подаче документов электронным способом в судах США. Они ответили откровенно: «Да. Кто-то случайно отправил не тот документ. Кто-то не исправил ошибку при сохранении документа и т. д. и т. п. Но вывешивание таких документов на доску позора, которая также имеется на сайтах судов, делает граждан более внимательными». Одним из неудобств электронного документооборота является также и то, что пользователи системы имеют возможность подавать документы 24 часа в сутки, в том числе в считанные часы и минуты до назначенного времени судебного заседания. Это требует оперативности и быстрого темпа в работе.

Существенным плюсом начатого электронного взаимодействия является то, что в таком случае дальнейший диалог между судом и пользователями электронной системой управления, как-то: вручение судебных повесток, копий подаваемых сторонами документов, различных уведомлений и т. д., может происходить посредством электронной связи, что существенно облегчит обеспечение судопроизводства. Причем необходимо основываться на том, что в настоящее время частой причиной нарушения сроков рассмотрения судебных дел или нерассмотрения их в первом судебном заседании являются проблемы с надлежащим уведомлением. К тому же обслуживание посредством электронных сообщений является менее затратным для бюджета, чем отправка сообщений почтой.

Одной из наиболее обсуждаемых проблем, затронутых также и на состоявшемся семинаре, стали вопросы сохранения конфиденциальности информации при электронной подаче документов при наличии системы открытого доступа. Именно эта тема является наиболее обсуждаемой в российских судах общей юрисдикции на заседаниях рабочих групп по подготовке к применению Федерального закона N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Что можно отнести к персональной информации в судопроизводстве? И достаточно ли при необходимой корректировке текста судебного акта исполнять те требования, которые имеются в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»? К примеру, можно ли размещать сведения о судимостях гражданина (когда, каким судом, по какой статье, мера наказания) при опубликовании вступившего в силу приговора на веб-сайте суда? Очевидно, что даже если не обнародовать данные о фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, дате, месте рождения и т. д., то перечисление судимостей может сделать личность гражданина вполне узнаваемой. Вопросы, связанные с границами конфиденциальности, неприкосновенности частной жизни при размещении информации на сайтах органов власти, являются крайне актуальными для всех государств. Ныне действующие правила в федеральных судах США требуют, чтобы лица, подающие в суд документы в электронном виде, отредактировали определенную информацию, устанавливающую личность: номера финансовых счетов и социального обеспечения, имена и возраст детей. Так, в судах по делам о банкротстве такие данные подаются в канцелярию судебного секретаря в бумажной форме, где они хранятся в закрытом досье и доступны только сотрудникам суда и определенному правоохранительному персоналу.

Одним из аспектов в вопросах электронного делопроизводства в суде является хранение и архивизация судебных документов и материалов. Существующая в настоящее время практика хранения судебных дел заключается в списании дела на бумажном носителе, в случае получения от судьи соответствующего разрешения, определении его срока хранения на основании Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июня 2007 г. N 70 (далее — Перечень). Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденная Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 157, как, впрочем, и Перечень, не регламентирует вопросы подготовки к хранению документов в электронном виде и обеспечения их дальнейшей сохранности в архивохранилищах. Бурное развитие техники, технологии и программного обеспечения делает электронные носители, используемые еще несколько лет назад, и тем более десятилетия, устаревшими и ставит под вопрос возможность их читабельности в скором будущем. В настоящее время в рамках ГАС «Правосудие» суды формируют электронные архивы банков судебных решений, образуя файлы и папки определенной тематики (подсистема ГАС «Правосудие» — «Банк судебных решений»). Одновременно, строго следуя требованиям Перечня (ст. ст. 163, 225, 236), из копий окончательных судебных актов по делам изготавливаются наряды, которые хранятся вечно. При этом следует учитывать, что гриф «хранить постоянно» имеется на значительной части судебных дел. К ним относятся уголовные дела по особо тяжким преступлениям, дела о преступлениях, за которые назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, гражданские дела, связанные со спорами о праве собственности в земельных и жилищных правоотношениях и ряд других категорий, а также надзорные производства в областных судах. С годами такие объемы бумажных документов переполняют имеющиеся в судах архивные помещения, делая затруднительным размещение вновь поступающих документов. Разумеется, разработка надежных электронных программ и современных систем хранения для архивного делопроизводства позволила бы поднять работу этих подразделений судов на новый уровень. В последнее время все чаще и чаще звучат идеи о создании объединенных судебных архивов, и они вполне имеют право на свою дальнейшую проработку. «Основные правила работы архивов организаций», одобренные решением коллегии Росархива от 06.02.2002, содержат норму 5.2.8.1, разрешающую создание объединенного архивного фонда в однородных по целевому назначению и функциям организациях, действующих на определенной территории.

В американских судах, перешедших на электронный формат в начале века, проблема с прочтением документов на старых электронных носителях с помощью новой компьютерной техники, которой укомплектованы суды, уже в настоящее время вполне реальна. Судьи Майкл Дизи и Джозеф Филд пояснили, что электронные судебные дела в настоящее время хранятся на местных судебных серверах до разрешения проблемы поиска методов и порядка хранения электронных досье дел. При этом закрытые бумажные досье хранятся федеральными судами до пяти лет после окончания дела, если в суде есть необходимое место для хранения. После этого они могут быть отправлены в федеральный центр записей (FRC) и хранятся там до тех пор, пока дело не будет уничтожено и переведено в национальные архивы. Записи, отправленные в федеральный центр записей (FRC), принадлежат суду, который продолжает контролировать доступ к своим судебным делам. Хранение бумажных записей в различных региональных помещениях федерального центра записей (FRC) обходится федеральным судам в сумму около 8 млн. долл. в год.

Судебное делопроизводство, являющееся специфической деятельностью по обеспечению правосудия, стремительно развивается. Каждый день работы специалистов судов приносит новые открытия и ставит задачи на перспективы. В связи с этим обмен информацией и анализ проделанной работы в рамках регулярно проводимых семинарских занятий, совместных круглых столов и тематической учебы играют существенную роль для будущего судебного администрирования.

——————————————————————