Практика реализации программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих для эффективной реализации целевых программ развития туризма в РГУТиС
(Кривошеева Т. М., Платонова Н. А.)
(«Туризм: право и экономика», 2013, N 1)
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РГУТИС
Т. М. КРИВОШЕЕВА, Н. А. ПЛАТОНОВА
Кривошеева Т. М., заведующая кафедрой инновационного управления и предпринимательства ФГВОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», кандидат экономических наук, доцент.
Платонова Н. А., проректор по научно-исследовательской работе ФГВОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», доктор экономических наук, профессор.
Российский государственный университет туризма и сервиса является ведущим вузом Российской Федерации, осуществляющим подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Образовательная деятельность вуза охватывает четыре ступени образования: высшее профессиональное (бакалавриат и магистратура), послевузовское, среднее профессиональное образование, а также дополнительное образование. В 2010 году авторским коллективом университета были разработаны программы повышения квалификации в сфере туризма для государственных и муниципальных служащих регионов РФ «Методические основы разработки инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» и «Методические основы разработки региональной программы развития туризма».
Данные программы на протяжении двух лет получали значительный информационный отклик и поддержку со стороны региональных администраций. За этот период повышение квалификации прошли более 130 руководителей и специалистов управлений и отделов, курирующих вопросы развития туризма в регионах и муниципальных образованиях РФ. До 01.12.2012 представители 30 субъектов Российской Федерации получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
Учитывая приоритетность развития туризма и значимость реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» для национальной экономической системы, а также проблему формирования кадрового потенциала для индустрии туризма и гостеприимства, в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» был создан научно-образовательный центр государственного регулирования сферы туризма.
Деятельность центра направлена на методическую и консалтинговую помощь органам управления туризмом субъектов Российской Федерации для эффективной реализации целевых программ развития туризма. С этой целью разработан комплекс методических подходов к разработке региональной программы развития туризма, в том числе методические рекомендации, формы для анализа и итогового представления результатов.
В формате тезисов представлено описание ключевых аспектов разработки региональной программы развития туризма, организации различных видов туризма в рамках туристско-рекреационных кластеров различных видов и реализации инновационных проектов в сфере туризма.
Целью подготовительного этапа разработки региональной программы развития туризма выступает определение основных проблем, решению которых должны способствовать мероприятия региональной программы развития туризма. На этой же основе разрабатываются прогнозные сценарии развития туризма в регионе.
Основным методом достижения этой цели выступает анализ состояния туристской отрасли региона.
Базовой задачей этого этапа выступает анализ наличия и состояния туристских ресурсов в регионе, который проводится в следующей последовательности:
— выделение территориальных туристских объектов;
— группировка выделенных территориальных объектов в соответствии с видами туризма;
— разработка формуляров для характеристики (описания) каждого объекта;
— формирование системы обработки, систематизации и унификации полученной информации;
— создание эффективной системы хранения информации о туристских территориях субъекта РФ.
В результате оценки туристских ресурсов каждый объект должен быть отнесен к одной из трех групп:
— профильный туристский ресурс региона (на основании таких ресурсов определяются профильные виды туризма);
— дополнительный туристский ресурс региона (может использоваться для развития дополнительных видов туризма в регионе);
— незначительный для региона туристский ресурс (с точки зрения экономической эффективности его использование целесообразно в сочетании с другими ресурсами).
Определив таким образом тип «туристской специализации» региона, можно обосновать выводы о приоритете использования видов туристских ресурсов. Эти выводы ложатся в основу анализа преимуществ региона с точки зрения туристской привлекательности. Авторы рассматривают туристскую привлекательность (аттрактивность) региона как ассоциативный образ региона (территории) в представлении групп общественности и отдельных индивидов. Ассоциативный образ формируется как совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков региона, собственного опыта, официальной и неофициальной информации под влиянием природных, культурных, технологических, социальных, экономических, инфраструктурных факторов, увязанных в единый комплекс.
Туристская привлекательность региона напрямую связана с туристским потенциалом региона. Туристский потенциал региона возможно анализировать, применяя формализованные и неформализованные методы, качественные и количественные показатели.
Обобщающей формой представления данных о преимуществах региона может стать такой универсальный аналитический инструмент, как матрица SWOT-анализа. В данном случае ее особенность будет заключаться в том, что матрица будет составляться с учетом определенного типа туристской специализации региона.
В соответствии с полученными результатами для визуализации информации необходимо построить вектор туристской привлекательности региона. Данный прием позволит наглядно сопоставить фактическую привлекательность региона для туристов и туристский потенциал региона.
Получаемая информация позволяет определить профильные и дополнительные виды туризма в регионе.
Определение туристской специализации районов как территориальных единиц внутри субъекта Российской Федерации зависит прежде всего от ведущей группы туристских ресурсов. По этому критерию следует выделять следующие типы районов:
— районы культурно-познавательного или экскурсионного туризма;
— районы оздоровительного туризма;
— районы активного (спортивного) туризма;
— районы делового туризма;
— районы сельского туризма;
— районы экологического туризма;
— районы пляжного туризма;
— районы круизного туризма;
— районы комплексного туризма.
Далее необходимо провести типологизацию районов, основанную на определении туристско-рекреационного потенциала. Данная типологизация включает следующую градацию:
— города и районы, сформировавшиеся как рекреационные центры в силу благоприятного климата, наличия историко-культурных и природных объектов, имеющие развитую инфраструктуру и привлекающие туристов;
— города и районы, имеющие достаточный туристско-рекреационный потенциал (объекты природно-культурного наследия, благоприятный климат и др.), но не являющиеся центрами массового туризма в силу слабой инфраструктуры и отсутствия привлекательного имиджа;
— поселения, обладающие значительным рекреационным потенциалом, развитие которого блокировалось выраженной промышленной направленностью, но переживающие экономический кризис в силу исчерпанности сырьевых ресурсов, закрытия предприятий и т. д.;
— города и районы, обладающие определенным туристско-рекреационным потенциалом и имеющие выраженную промышленную ориентацию;
— поселения, возникновение которых связано с явлениями и объектами религиозно-культового характера (храмами, монастырями, местами, связанными с жизнью религиозных деятелей, и т. п.);
— новые города, возникшие вокруг предприятий и научных учреждений, имеющие благоприятные природные условия и развитую инфраструктуру;
— города или сельские поселения с агропромышленной или аграрной ориентацией, имеющие объективные возможности (климат, экологию, инфраструктуру) для развития сельского и экологического туризма.
Следующим шагом становится анализ динамики развития туристской сферы в регионе.
Результаты анализа позволяют оценить качественную составляющую определения влияния туризма на социально-экономическое развитие региона. Согласно Приказу Ростуризма от 18.07.2007 N 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации», на региональном уровне следует на регулярной основе проводить обследование влияния туризма на социально-экономическое развитие региона. В состав обследования должны включаться специальные вопросы, касающиеся суммы и видов расходов туристов. Кроме того, для определения мультипликативного эффекта от туризма в обследование включаются организации, связанные с обслуживанием туристов: коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, средства транспорта, культурные, зрелищные, спортивные организации, природные, исторические объекты, а также организации, оказывающие сопутствующие услуги туристам.
Анализ направлений государственного регулирования на региональном уровне следует производить в разрезе таких основных направлений, как:
— реализация в регионе комплекса мер по расширению практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для нового строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии туризма и гостеприимства, а также внедрение механизмов, способствующих упрощению процедуры получения такого рода адресной поддержки;
— осуществление мониторинга налогов и сборов, ставки которых определяются на региональном и муниципальном уровне (налоги на землю, имущество юридических лиц, плата за пользование водными ресурсами, охотничьими угодьями и др.), а также ставок обязательных платежей, устанавливаемых уполномоченными организациями, например вознаграждения за использование объектов интеллектуальной собственности, портовых, аэропортовых сборов и т. д.;
— формирование предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение дальнейшего необоснованного роста соответствующих платежей предприятиями туриндустрии и санаторно-курортного комплекса.
По результатам проведенного анализа становится возможным определить ключевые проблемы, решению которых будут способствовать мероприятия региональной программы развития туризма. Проблемы рассматриваются нами как система факторов, сдерживающих или ограничивающих развитие туризма в регионе.
Разработка прогнозных сценариев развития туризма в регионе, в том числе создание современной туристской инфраструктуры и формирование туристско-рекреационных комплексов (кластеров). Известно, что сценарный метод прогнозирования заключается в выявлении альтернативных путей развития туризма и определении вероятности реализации каждого исхода. Практика показывает, что обоснованным и эффективным является применение сценариотехники на основе результатов SWOT-анализа.
По итогам построения сценариев в каждом альтернативном направлении строится матрица решений, которая позволяет построить систему действий, включающую программные мероприятия.
Целью проектного этапа разработки региональной программы развития туризма выступает определение параметров развития туризма в регионе.
Прогнозирование параметров необходимой инфраструктуры туризма в регионе целесообразно осуществлять в следующих направлениях:
— определение видовой структуры коллективных средств размещения, расчет их числа и количества мест;
— определение планируемой к созданию (модернизации) инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры;
— определение планируемой потребности в кадровом обеспечении развития туризма;
— проектирование современных туристско-рекреационных комплексов в составе региональных и межрегиональных туристских кластеров;
— разработка основных положений градостроительного плана развития и застройки туристско-рекреационных комплексов.
Расчет потребности региональной программы развития туризма в финансовых ресурсах осуществляется с целью:
— определения ресурсоемкости программы, установления ее ориентировочной стоимости и обоснования бюджетных заявок;
— определения максимально допустимого количества одновременно реализуемых программных мероприятий;
— рационального размещения программных объектов;
— оценки экономической эффективности программы, которая определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения (в ходе реализации программы может быть достигнут экономический, экологический, социальный и др. эффект);
— организации закупок и поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) для реализации программы.
Задачи развития туризма не всегда могут быть обеспечены существующими турпродуктами и брендами. Потребность в новых туристских продуктах обусловлена целесообразностью развития профильных для региона видов туризма.
Необходимость создания новых туристских брендов в регионе обусловлена тем, что с развитием туристского рынка наличие у туристской услуги бренда, известного в потребительской среде, становится существенным фактором формирования потребительских предпочтений. Сформированный бренд выступает неким гарантом предоставления потребителю туристского продукта, отвечающего определенному набору свойств и преимуществ. Основной задачей бренда туристского учреждения (туристского объекта) является формирование и дальнейшее развитие у потребителя положительных, позитивных ассоциаций, связанных с его торговой маркой.
Формирование же целостного бренда региона как территории туризма тесно связано с критериями позиционирования:
— статус среди других туристских регионов;
— туристский облик региона;
— душа региона;
— региональный фольклор;
— стереотипы о регионе;
— мифология региона;
— эмоциональное отражение региона в СМИ и интернет-среде;
— узнаваемость символики и брендовых знаков как туристских объектов, так и региона в целом.
Определение комплекса программных мероприятий выступает логическим завершением проектного этапа разработки программы развития туризма в регионе. Формализация программы предполагает разработку паспорта и структуры региональной программы развития туризма. В структуру региональной программы развития туризма входят паспорт программы и основное ее содержание.
Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления, поэтому в региональную программу развития туризма рекомендуется включать указания на основные механизмы ее реализации, такие, как:
— экономическая политика органов исполнительной власти субъекта РФ;
— механизм государственно-частного партнерства;
— проведение открытых конкурсов;
— изменение законодательно-нормативной базы;
— привлечение внебюджетных средств;
— реализация инвестиционных проектов, и др.
Для слушателей программ повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих вышеобозначенные подходы оформляются в виде сборников рекомендаций, обучающих презентаций, видеокейсов и др.
ФГБОУ ВПО «РГУТиС» имеет опыт проведения выездных семинаров для специалистов в сфере туристского бизнеса и индустрии гостеприимства, что является неотъемлемой частью работы региональных властей по взаимодействию с бизнесом по созданию новых турпродуктов, брендов и реализации инвестиционных проектов.
Ниже представлена сформировавшаяся тематика семинаров по запросам заказчиков:
1) разработка инвестиционных проектов и муниципальных программ развития туризма;
2) практические аспекты формирования бренда территории как основного инструмента развития туристско-рекреационного потенциала;
3) формирование региональных и муниципальных туристских кластеров и туристских комплексов;
4) нормативно-правовое обеспечение сферы туризма и гостеприимства;
5) проведение маркетинговых исследований и анализа рынка туристских услуг в регионе;
6) методические основы разработки рейтинга туристской привлекательности регионов;
7) переход к модели клиентоориентированности — эффективный change-management на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства и др.
Литература
1. Платонова Н. А., Погребова Е. С., Кривошеева Т. М. и др. Методическое пособие по подготовке документов для участия инвестиционного туристского проекта в отборе проектов, претендующих на включение в перечень мероприятий, и реализации в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 — 2018 годы)». М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2011.
2. Платонова Н. А., Погребова Е. С., Кривошеева Т. М. и др. Методические основы разработки региональной программы развития туризма. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2011.
3. Платонова Н. А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика. 2011. N 36.
4. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов / Сост. Ю. Ф. Волков. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. М.: Альфа-М; Инфра-М, 2008.
6. Каурова А. Д. Организация сферы туризма. СПб.: Невский фонд: Герда, 2006.
7. Лапыгин Ю. Н., Крылов В. Е., Чернявский А. П. Экономическое прогнозирование. М.: Эксмо, 2009.
8. Лукьянова Л. Г., Цыбух В. И. Рекреационные комплексы. Киев: Высшая школа, 2006.
9. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНОРУС, 2010.
10. Филиппова И. Г., Погодина В. Л., Лукьянов Е. А. География туризма. СПб.: Бизнес-пресса, 2007.
11. URL: http://worldwidetour. ru/content/.
12. URL: http://www. russiatourism. ru.
13. URL: http://www. minregion. ru.
14. Сервис в России и за рубежом (электронное периодическое издание). URL: http://www. mgus. ru/electronic_journal.
——————————————————————