Классификация информационных правоотношений в законодательстве республики Белоруссия
(Михеева Е. В.) («Информационное право», 2010, N 1)
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ
Е. В. МИХЕЕВА
Михеева Екатерина Валерьевна, аспирант кафедры административного права Академии управления при Президенте Республики Белоруссия.
Рецензент — ведущий научный сотрудник Института и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент Терещенко Л. К.
В статье дается толкование понятия «информационные правоотношения», приводятся классификация и виды данных правоотношений в рамках белорусского информационного законодательства.
Ключевые слова: информация, информационные правоотношения, субъекты информационных правоотношений, классификация информационных правовых отношений.
Informational Relations: Legal Essence, Concept, and Classification E. V. Mikheeva
The article gives interpretation of the concept of «informational legal relations», classification and types of these legal relations. The author draws attention to normative data-base of the Republic of Belarus regulating these legal relations; notes the place and role of informational legal relations in contemporary legal system.
Key words: information, informational legal relations, subjects of informational-law relations, classification of informational-law relations.
Современный этап развития юридической науки в Республике Беларусь характеризуется возрастающим интересом к новым явлениям в правовой сфере. Особое внимание как со стороны законодателя, так и со стороны исследователей-правоведов уделяется правовому регулированию качественно новых общественных отношений, возникающих в связи и по поводу информации, ее ресурсов, а также действий либо бездействия в отношении их. Об этом свидетельствуют проводимые исследования, посвященные вопросам сущности и специфики информационных правовых норм и отношений, их классификации, правового статуса субъектов информационных правовых отношений, правового механизма получения, передачи, хранения и использования информации и ее ресурсов, правовых режимов информации; пользования базами данных; формам и методам информационного воздействия; вопросам правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и применении информационных технологий; вопросам правового регулирования информационных отношений в сфере информационной безопасности, а также информационных отношений, возникающих в глобальной сети Интернет. В юридической литературе можно выделить две основные точки зрения относительно сущности информационных правоотношений. Одни исследователи (такие, как М. И. Брагинский, А. Е. Шерстобитов и др.) отрицают самостоятельность данного вида правоотношений, рассматривая их только в качестве разновидности отраслевых правоотношений (гражданских, административных и др.), другие (такие как И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, О. А. Гаврилов, В. А. Дозорцев и др.) признают информационные правоотношения в качестве самостоятельных. На наш взгляд, данные отношения являются самостоятельным видом правоотношений, поскольку имеют свой объект, т. е. данные отношения возникают по поводу и в связи с информацией и ее ресурсами. Они имеют определенный круг субъектов, в качестве которых могут выступать государственные органы, физические и юридические лица, объединения граждан и иные участники правоотношений, взаимодействующие между собой по вопросам представления, получения, передачи и иных действий, связанных с информацией (т. е. объектом правоотношения). Представляется, что данные субъекты обладают в отношении друг друга определенными информационными правами и исполняют определенные информационные обязанности (это не что иное, как содержание правоотношения). В совокупности данные положения позволяют сделать вывод об информационных правоотношениях как самостоятельном виде правовых отношений. Рассматривая информационные правоотношения, следует иметь в виду, что они не всегда являются динамичными отношениями (или отношениями активного типа), т. е. отношениями, которые возникают по поводу хранения, получения, представления и других действий, связанных с информацией. Значительная часть отношений является статичными (или отношениями пассивного типа). Относительно правоотношений активного типа С. С. Алексеев отмечает, что «они складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности; правоотношения данного типа возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т. е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т. п.)» <1>. В данных правоотношениях интересы управомоченного удовлетворяются лишь при условии совершения положительных действий обязанным лицом. ——————————— <1> Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. С. 109.
Относительно правоотношений пассивного типа С. С. Алексеев указывает, что «они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т. е. воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями. Обязанности же в этих правоотношениях играют, так сказать, «оградительную», вспомогательную роль» <2>. ——————————— <2> Там же. С. 109.
Исходя из этого можно сделать вывод, что к информационным отношениям следует относить как отношения в их статике (объектом которых является определенное явление — конкретный вид информации либо ее ресурс), так и отношения в их динамике (объектом которых будет поведение людей, связанное с информацией). В то же время следует иметь в виду и тот факт, что информационные отношения представляют собой особый вид общественных отношений, урегулированных нормами права, возникающих в связи и по поводу информации и ее ресурсов, субъекты которых обладают в отношении друг друга определенными информационными правами и несут определенные информационные обязанности. Таким образом, информационные отношения можно охарактеризовать как связь между субъектами, которая возникает и регулируется определенными нормами права (закрепляющими, при каких условиях данные отношения будут возникать, изменяться и прекращаться, предусматривающими основные права и обязанности субъектов правоотношений и юридическую ответственность за нарушение норм права), реализуется посредством использования субъектами своих информационных прав и исполнением возложенных на них информационных обязанностей, а значит, гарантируется государством и имеет определенный характер (в зависимости от субъектов данных правоотношений). Рассматривая классификацию информационных правоотношений, следует признать то, что классификация — это система распределения однородных предметов или понятий какой-нибудь области по классам, разделам, разрядам согласно отличительным признакам и свойствам. В этой связи в юридической литературе имеется ряд критериев для выделения различных видов информационных правоотношений. Так, в зависимости от информационных процессов выделяют: — правоотношения, возникающие в процессе осуществления поиска, получения и потребления информации и ее ресурсов; — правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации и ее ресурсов; — правоотношения, возникающие при формировании и применении информационных систем; — правоотношения, возникающие при создании и применении средств обеспечения информационной безопасности; — правоотношения, возникающие в области права интеллектуальной собственности; — правоотношения, возникающие при функционировании информационной инфраструктуры <3>. ——————————— <3> См.: Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М.: Юрист, 2002. С. 133 — 138.
Анализ данной классификации позволяет выделить основные области, в которых возникают информационные правоотношения: область поиска, получения и потребления информации и ее ресурсов; область производства, распространения, передачи, распределения, хранения информации и ее ресурсов; область формирования и применения информационных систем, информационных технологий, информационных сетей; область обеспечения информационной безопасности. По критерию объекта правового регулирования выделяют информационные отношения: — между государственными органами; — между гражданами и их объединениями; — с участием иных субъектов права <4>. ——————————— <4> См.: Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник. М.: НОРМА, 2000. С. 26 — 27.
Как представляется, данная классификация является неполной, поскольку она не включает отношения, возникающие между государствами (при информационном обмене, в процессе осуществления сотрудничества по обеспечению информационной безопасности и др.), отношения, возникающие между государством (в лице государственных органов) и гражданами, реализующими свои конституционные права на получение информации, между государственными органами (и должностными лицами) и общественными организациями, а также между непосредственно самими гражданами. Очевидно, что информационные правовые отношения возможны между всеми субъектами информационного права. Они складываются между вышестоящими и нижестоящими государственными органами, между равными по статусу государственными органами; между органами государственной власти с одной стороны и подчиненными им государственными организациями — с другой; между государственными органами и неподчиненными общественными организациями; между государственными органами и гражданами; между государственными организациями, общественными объединениями и гражданами; между физическими лицами (гражданами Республики Белоруссия, иностранными гражданами, лицами без гражданства, беженцами). В связи со стремительным развитием в последнее время глобальной сети Интернет все большее внимание уделяется анализу и классификации отношений, возникающих в данной среде. А. А. Тедеев, рассматривая данные правоотношения, выделяет информационные неэкономические (которые формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет «в качестве инструмента творческой самореализации пользователей сети и выполнения государством своих информационных и социальных функций») и информационные экономические отношения (которые возникают в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет «в качестве электронного инструмента ведения предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности») <5>. Очевидно, что данная классификация проводится по критерию содержания информационных правоотношений. ——————————— <5> См.: Тедеев А. А. Информационное право (право Интернета): Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2005. С. 39.
Действующее законодательство Республики Беларусь также закрепляет и регулирует отдельные виды информационно-правовых отношений. Так, Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь» регулирует отношения, складывающиеся при обеспечении национальной безопасности, посредством определения жизненно важных интересов государства во всех сферах деятельности, включая и информационную, и построения эффективной системы безопасности. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», закрепляя правовой статус Правительства Республики Беларусь как коллегиального центрального органа государственного управления Республики Беларусь, регулирует отношения, возникающие при осуществлении данным органом исполнительной власти в государстве и руководства системой подчиненных ему органов государственного управления по всем сферам деятельности, в том числе и информационной. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О создании Совета Безопасности Республики Беларусь» основными задачами Совета Безопасности как конституционного органа, создаваемого в целях подготовки решений Президента Республики Беларусь по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в сфере обеспечения безопасности Республики Беларусь (политической, экономической, информационной и т. п.) является определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества, государства и основных направлений стратегии безопасности Республики Беларусь, организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности государства. Отношения, возникающие при реализации Министерством иностранных дел Республики Беларусь единой внешней политики Республики Беларусь, обеспечения прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях, осуществление международного сотрудничества, регулируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Беларусь». Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве информации Республики Беларусь», закрепляя правовой статус Министерства информации, регулирует отношения, возникающие при реализации Министерством таких задач, как осуществление мер, направленных на совершенствование прав и свобод граждан в условиях формирования гражданского общества в Республике Беларусь, проведение на основе международных договоров согласованной политики с соответствующими органами государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере массовой информации, реализация государственной политики в сфере массовой информации. Итак, информационные правоотношения — связь между субъектами, которая возникает по поводу информации и ее ресурсов, а также действий либо бездействия в отношении их и регулируется определенными нормами права, реализуется посредством использования субъектами своих информационных прав и исполнением возложенных на них информационных обязанностей, гарантируется государством и имеет определенный характер. Анализ существующих классификаций информационных правоотношений, а также действующего законодательства Республики Беларусь, закрепляющего и регулирующего основные направления деятельности государственных органов в информационной сфере, позволяет выделить следующие виды информационных отношений, которые возникают при осуществлении таких видов деятельности, как: — анализ и оценка состояния развития информационной сферы Республики Беларусь; — создание условий, позволяющих обеспечить информационные потребности всех субъектов правоотношений (государственных органов, физических лиц, юридических лиц, общественных объединений и др.); — обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь (одно из приоритетных направлений деятельности государства в целом); — организация и дальнейшее развитие международного сотрудничества в информационной сфере; — информирование заинтересованных субъектов правоотношений о деятельности государственных органов; — совершенствование системы управления в информационной сфере. Таким образом, очевидно, что в законодательстве закрепляется только один вид информационных отношений, в которых обязательным субъектом выступает государственный орган. Но полагаем, что требуется правовое регулирование такого вида информационных отношений, которые складываются между физическими лицами, особенно в глобальной сети Интернет, и могут найти свое правовое закрепление в Законе «О правовом регулировании общественных отношений в сети Интернет». Подводя итоги, выделим главное. Под информационными правоотношениями целесообразно понимать общественные отношения, урегулированные информационно-правовыми нормами, возникающие по поводу информации и ее ресурсов, складывающиеся в информационной сфере, субъекты которых обладают взаимными правами и обязанностями, реализуемыми добровольно либо обеспеченными государственным принуждением. На основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь, закрепляющего и регулирующего основные направления деятельности государственных органов в информационной сфере, предложена классификация информационных отношений по функциональному критерию, которая позволит систематизировать национальное законодательство.
——————————————————————