Кровь и ее компоненты как объекты купли-продажи в действующем законодательстве
(Жигульских А. Н.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 1)
КРОВЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
А. Н. ЖИГУЛЬСКИХ
Жигульских Андрей Николаевич, соискатель Российской академии правосудия.
Автором приводится системный анализ действующего законодательства РФ, регулирующего обращение крови и ее компонентов. Анализируются в части, касающейся положения проекта Закона «О донорстве крови и ее компонентов». Обращается внимание на ряд коллизионных положений, обращается внимание на то, что действующее законодательство РФ не предусматривает запретов на торговлю кровью и ее компонентами, равно как не предусматривает и соответствующей ответственности за торговлю кровью и ее компонентами, в отличие от торговли органами и тканями человека.
Ключевые слова: кровь, компоненты, донорство, право, товар, вещь, закон, торговля, здоровье.
Blood and Blood Components as the Object of Sale and Purchase in Active Legislation A. N. Zhigulskih
The author of the article provides a system analysis of the Russian Federation laws regulating turnover of blood and blood components. The author analyzes associated provisions of the draft law ‘Concerning Donorship of Blood and Blood Components’. Special attention is paid at a number of tiebreaker clauses and the fact that the Russian Federation legislation does not provide restrictions on trading blood and blood components and does not impose adequate responsibility for selling blood and blood components unlike for trading human organs and tissues.
Key words: blood, components, donorship, law, goods, item, law, trade, health.
Из преамбулы к Закону РФ «О донорстве крови и ее компонентов» <1> следует, что настоящий Закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора. ——————————— <1> Закон РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 28. Ст. 1064.
Статья 1 настоящего Закона устанавливает, что органы государственной власти РФ поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) (здесь и далее — курсив автора) донорства. Из буквального толкования данной нормы следует, что органами государственной власти именно поощряется и поддерживается добровольное безвозмездное (бесплатное) донорство. Указания же на то, что в Российской Федерации возможно только добровольное безвозмездное (бесплатное) донорство, данная норма, вопреки бытующему мнению, не содержит. Статья 17 названного Закона предусматривает запрет на продажу донорской крови и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли, однако подобного запрета относительно продажи крови и ее компонентов в пределах РФ данный Закон не содержит. Вместе с тем если ст. ст. 9 и 10 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» устанавливают предоставление соответствующих мер социальной поддержки донорам в зависимости от периодичности и количества сданной ими крови или ее компонентов, то положения ст. 11 названного Закона вводят еще одно условие предоставления мер социальной поддержки, кроме упоминавшихся соответствующих периодичности и количества, — бесплатность сдачи донорами крови и ее компонентов. В данной связи следует констатировать, что в том случае, когда одна статья Закона предусматривает одним из обязательных условий предоставления соответствующих мер социальной поддержки доноров бесплатность сдачи ими крови и ее компонентов, а две другие статьи Закона той же направленности такого условия не содержат, обоснованным будет суждение о том, что либо законодатель допустил ошибку, либо он предусматривает возможность и не бесплатной, возмездной сдачи крови и ее компонентов. Обращаясь к Закону РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» <2>, необходимо отметить, что его положения закрепляют, что последние не могут быть предметом купли-продажи. Запрет, сформулированный законодателем, является абсолютным и расширительному толкованию не подлежит. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В этом же Законе устанавливается запрет медицинским учреждениям, которые вправе проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей, на их продажу (ст. 15). Напротив, Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» подобных запретов не содержит. ——————————— <2> Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 62.
Следует также отметить, что норма может быть истолкована как отсутствие запрета на совершение иных сделок, во всяком случае, сделок, носящих безвозмездный характер. Таким образом, получается, что органы и ткани, а следовательно, и кровь и ее компоненты, формально могут быть объектом сделок, а значит, и гражданских прав вообще. Согласно ст. 8 рассматриваемого Закона донор подлежит обязательному страхованию за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции, при этом «средства на страхование должны входить в себестоимость крови». Данное положение Закона прямо оговаривает существование себестоимости крови и, что вытекает из общего смысла Закона, ее компонентов. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <3> сказано, что в ведении РФ в области внешнеторговой деятельности находится определение правил экспорта и импорта биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), а также порядка их использования. Таким образом, закон признает биологически активные материалы предметом сделок купли-продажи. На этом основании совершаются бартерные сделки между медицинскими учреждениями разных стран по обмену органами и тканями, практикуется вступление в международные банки использования органов. Названный Федеральный закон устанавливает, что внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, таким образом, признает кровь и ее компоненты объектами сделок, товаром. ——————————— <3> Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
Возвращаясь к положениям ст. 17 Закона, согласно которым продажа донорской крови и ее компонентов в другие государства запрещается, следует обратить внимание на то, что ст. 19 рассматриваемого Закона устанавливает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Закон, то применяются правила международного договора. Более того, продажа крови и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли в случае заключения соответствующего международного договора законодательством РФ хоть и косвенно, но допускается. Пункт 12 ст. 6 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан относит к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охраны здоровья граждан организацию заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организацию безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами <4>. ——————————— <4> Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Российские вести. 1993. N 174.
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 <5>, относит к расходам бюджетов субъектов РФ обеспечение медицинских организаций субъектов РФ донорской кровью и ее компонентами. Для верного понимания вышеприведенных положений необходимо отметить, что вышеприведенная норма предполагает не расходы, связанные с предоставлением донорам мер социальной поддержки, а именно обеспечение кровью и ее компонентами; предоставление же мер социальной поддержки донорам крови и ее компонентов является несколько иными расходными статьями бюджета и формулируется иначе. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г.» // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 757.
Таким образом, следует признать, что действующее законодательство РФ не предусматривает запретов на торговлю кровью и ее компонентами, равно как не предусматривает и соответствующей ответственности за торговлю кровью и ее компонентами. Согласно ст. 13 действующего Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов вправе осуществлять отделения переливания крови, создаваемые в государственных организациях здравоохранения и отделения переливания крови, созданные в муниципальных организациях здравоохранения не позднее 1 января 2006 г. Из анализа данной нормы вытекает, что действующее законодательство РФ предусматривает, что указанные учреждения вправе осуществлять заготовку, переработку и хранение крови и ее компонентов (названное право на обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов стоит относить к обязанности), а в случаях, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, — осуществлять продажу крови и ее компонентов в пределах РФ, в случаях же, предусмотренных международными соглашениями, — и за пределы РФ. 9 апреля 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ на официальном сайте ведомства был опубликован проект нового Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» <6>. Положения данного законопроекта существенно изменяют существующие правоотношения в сфере донорства крови и ее компонентов и разделяют донорство на безвозмездное и донорство за плату (контрактное). Так, нормы ст. 17 названного законопроекта предусматривают, что федеральные организации, относящиеся к государственной системе здравоохранения и организации, относящиеся к государственной или муниципальной системам здравоохранения и находящиеся в ведении субъекта РФ или муниципального образования, обеспечиваются донорской кровью для ее использования в лечебных целях безвозмездно в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Обеспечение же донорской кровью и ее компонентами вышеназванных организаций, в иных, кроме лечебных, целях, организаций частной системы здравоохранения, а также иных организаций осуществляется за плату. Причем из анализа приведенного законопроекта следует, что вопросы обеспечения вышеуказанных организаций кровью и ее компонентами, равно как и заготовки, хранения и транспортировки крови и ее компонентов, находятся на основании соответствующей лицензии в ведении государственных организаций здравоохранения, государственных научных и образовательных организаций, организаций федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; муниципальных организаций здравоохранения, соответствующие структурные подразделения которых созданы не позднее 1 января 2006 г. ——————————— <6> Проект Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов». URL: http://www. minzdravsoc. ru/health/donors/40 (дата обращения 14.05.2011).
Вместе с тем норма, содержащаяся в п. 2 ст. 18 названного законопроекта, прямо устанавливает, что продажа донорской крови и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли запрещается. Таким образом, законопроект не содержит нормы, допускающей продажу крови и ее компонентов в другие государства при условии заключения соответствующего международного договора. Положения законопроекта предусматривают обмен, безвозмездную передачу, обеспечение за плату и вывоз в другие государства донорской крови и ее компонентов. Таким образом, кровь и ее компоненты предлагаемым законопроектом прямо признаются объектами как купли-продажи, так и мены, дарения. Следует отметить, что субъект права законодательной инициативы в предлагаемом законопроекте не оговаривает вопросы ценообразования на кровь и ее компоненты, что не исключает в дальнейшем образования цен на кровь и ее компоненты под влиянием таких особенностей рыночных отношений, как биржевые спекуляции, ценовые сговоры.
Библиографический список
1. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 28. Ст. 1064. 2. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 62. 3. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. 4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Российские вести. 1993. N 174. 5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г.» // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 757. 6. Проект Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов». URL: http://www. minzdravsoc. ru/health/donors/40 (дата обращения 14.05.2011).
References (transliteration)
1. Zakon RF ot 9 iyunya 1993 g. N 5142-1 «O donorstve krovi i ee komponentov» // Vedomosti S’ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF. 1993. N 28. St. 1064. 2. Zakon RF ot 22 dekabrya 1992 g. N 4180-1 «O transplantatsii organov i (ili) tkaney cheloveka» // Vedomosti S’ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF. 1993. N 2. St. 62. 3. Federal’nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2003 g. N 164-FZ «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatel’nosti» // SZ RF. 2003. N 50. St. 4850. 4. Osnovy zakonodatel’stva RF ob okhrane zdorov’ya grazhdan ot 22 iyulya 1993 g. N 5487-1 // Rossiyskie vesti. 1993. N 174. 5. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 30 dekabrya 2006 g. N 885 «O Programme gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam RF besplatnoy meditsinskoy pomoshchi na 2007 god» // SZ RF. 2007. N 6. St. 757. 6. Proekt Federal’nogo zakona «O donorstve krovi i ee komponentov». URL: http://www. minzdravsoc. ru/health/donors/40 (data obrashcheniya 14.05.2011).
——————————————————————