К вопросу об интеллектуальной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба
(Кудинов В. В.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 1)
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАЗЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА <*>
В. В. КУДИНОВ
——————————— <*> Kudinov V. V. On the issue of intellectual activity of state official educational institutions effectuating training of specialists for the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and agencies of state power where the military service Is provided for by the federal legislation.
Кудинов Владимир Владимирович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Курганского государственного университета, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются правовые проблемы осуществления интеллектуальной деятельности государственными казенными образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, государственные казенные образовательные учреждения, информационная безопасность, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность.
The article considers legal problems of effectuation of intellectual activities by state official educational institutions effectuating training of specialists for the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and agencies of state power where the military service is provided for by the federal legislation.
Key words: intellectual activity, state official educational institutions, informational security, intellectual property.
Приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации сегодня является реализация целей инновационной стратегии, обеспечивающей перевод отечественной экономики на инновационный путь развития с целью повышения ее конкурентоспособности. Защита интеллектуальной собственности сегодня становится одной из ключевых задач, стоящих перед государственными казенными образовательными учреждениями, как составная часть инновационной и кластерной политики любого региона или местности. Между тем сегодня можно констатировать недостаточное внимание со стороны государственных образовательных учреждений к защите интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности. Особенно остро данный вопрос ставится применительно к комплексной защите объектов интеллектуальной собственности государственного образовательного учреждения, когда охране подвергаются не только объекты авторского права, как наиболее часто встречающиеся, но и другие объекты — объекты патентного права, секреты производства (ноу-хау), объекты смежных прав (содержание баз данных), средства индивидуализации, единые технологии и другие. Исследуя процессы интеграции науки и образования, А. А. Корецкий при сопоставлении критериев для образовательных и научных организаций приходит к выводу об их высокой корреляции и актуальности ускорения интеграционных процессов вузов и научных организаций различной правовой формы, которые при объединении интеллектуального и материально-технического потенциалов, несомненно, повысят эффективность и качество научных исследований, а также подготовку высококвалифицированных кадров <1>. ——————————— <1> Корецкий А. А. Технико-внедренческие зоны как доминанта в формировании инновационно-ориентированных университетов: Дис. … канд. экон. наук. Таганрог: ТГРУ, 2006. С. 48 — 49.
В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть правовые проблемы в осуществлении интеллектуальной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба (далее — высшее военное учебное учреждение). Согласно положениям Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы Федеральной службы безопасности осуществляют контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (по состоянию на 05.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269.
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, согласно ст. 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности <3>. ——————————— <3> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (по состоянию на 05.12.2011) // Российская газета. 1993. 21 сент.
Для бюджетных государственных образовательных учреждений, у которых в соответствии с законом имеется разрешение на создание хозяйственных обществ при участии в качестве учредителей вузов, процедура получения лицензии значительно упрощена. Контроль над деятельностью созданного общества будет осуществляться через учредителей. Движение денежных средств, выделяемых на выполнение НИОКР в рамках государственных заказов из бюджета, и ответственность за их выполнение возможно возложить на учредителей. В государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, изменивших тип на казенные, привлечение третьих лиц для исполнения НИОКР возможно, например, на конкурсной основе. При невозможности участия хозяйственных обществ в исполнении НИОКР в рамках заказов в области обеспечения безопасности государства не исключено, что приоритет на участие в качестве субподрядчика будет предоставлен тем организациям, с кем заключен договор на проведение работ по обеспечению режима секретности. Иное возможное нарушение законодательства может состоять в изначальном создании хозяйственных обществ руководителями научных и образовательных учреждений, а также их регистрации, выдаче лицензий и участии в роли субподрядчика под руководством доверенных лиц. В любом случае отследить движение денежных средств будет трудно. При этом государственный бюджет будет терять значительное количество денежных средств <4>. ——————————— <4> Беляев Н. Н. Хозяйственные общества и изменение типов военных образовательных учреждений: плюсы и минусы реформации // Военное право (электронное научное издание). 2012. N 1.
В настоящее время в государственных образовательных учреждениях накопился массив результатов интеллектуальной деятельности, обладателями прав на которые являются бюджетные учреждения, а не органы государственной власти, учредившие их. При этом при ликвидации бюджетного учреждения — патентообладателя принадлежащие ему патенты могут стать бесхозными, т. к. учредитель бюджетного учреждения, являясь собственником имущества, тем не менее автоматически не становится обладателем прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому при смене типа учреждения обладатель прав на объекты интеллектуальной собственности должен передать свои права уполномоченному органу государственной власти, который предоставит их учредителю вновь образуемого учреждения. Следует подготовить соответствующую нормативно-правовую базу и разработать типовые образцы документов для реализации описанных выше процедур. Необходимо предусмотреть возможность принудительной лицензии либо иные механизмы компенсации потерь, если изобретение, полезная модель или промышленный образец не используется либо используется не в полной мере, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке <5>. ——————————— <5> Бердашкевич А. П. Государственные учреждения как обладатели прав на объекты интеллектуальной собственности // Патенты и лицензии. 2007. N 12.
Е. Г. Воробьев относительно интеллектуальной деятельности в военном образовательном учреждении придерживается мнения, что она имеет в основном репродуктивный характер, т. к. главная задача подготовки и переподготовки специалистов для органов обеспечения безопасности государства — в концентрированном виде передать обучаемым необходимый объем знаний, навыков и умений в рамках государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования <6>. ——————————— <6> Воробьев Е. Г. Право интеллектуальной собственности в высших военно-учебных учреждениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М.: МВИ ФПС, 2003.
По мнению Н. Н. Беляева, целесообразно создание хозяйственных обществ с участием в них в качестве учредителей военных образовательных учреждений, в этом случае их деятельность, а также применение в образовательном процессе результатов интеллектуальной деятельности будут под постоянным контролем государства <7>. ——————————— <7> Беляев Н. Н. Хозяйственные общества и изменение типов военных образовательных учреждений: плюсы и минусы реформации // Военное право (электронное научное издание). N 1.
С учетом изложенного вопросы правового регулирования осуществления интеллектуальной деятельности высшими военными учебными учреждениями и правового режима результатов интеллектуальной деятельности заслуживают большего внимания со стороны ученых-юристов, занимающихся исследованием указанных проблем, что будет способствовать успешному формированию рынка интеллектуальной собственности в нашем государстве.
Литература
1. Голобокова Г. М. Роль университетов в реализации инновационной стратегии и формировании рынка интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования защиты и использования интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2011. N 26 (438). 2. Беляев Н. Н. Хозяйственные общества и изменение типов военных образовательных учреждений: плюсы и минусы реформации // Военное право (электронное научное издание). 2012. N 1. 3. Бердашкевич А. П. Государственные учреждения как обладатели прав на объекты интеллектуальной собственности // Патенты и лицензии. 2007. N 12. 4. Воробьев Е. Г. Право интеллектуальной собственности в высших военно-учебных учреждениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М.: МВИ ФПС, 2003. 5. Корецкий А. А. Технико-внедренческие зоны как доминанта в формировании инновационно-ориентированных университетов: Дис. … канд. экон. наук. Таганрог: ТГРУ, 2006. 6. Минбалеев А. В. Правовой режим секретов производства (ноу-хау) вуза // Проблемы применения и эффективности норм гражданского права в сфере образования: Материалы научно-практического семинара (Южно-Уральский государственный университет, 20 — 21 сентября 2007 г.) / Под ред. В. В. Кваниной. Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2008. С. 63 — 69.
——————————————————————