Взаимодействие прокуратуры с предпринимательским сообществом при планировании и организации проверок

(Руссу А. П.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 3)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК <*>

А. П. РУССУ

——————————— <*> Russu A. P. Interaction of the procurator’s office and the entrepreneurial community in scheduling and organization of audits.

Руссу Алексей Павлович, заместитель муромского городского прокурора.

В данной статье отражены наиболее часто поднимаемые хозяйствующими субъектами проблемные вопросы, возникающие при осуществлении в отношении их плановых и внеплановых проверок, необходимость совместного анализа допускаемых органами контроля нарушений при проведении контрольных мероприятий, а также актуальность правового просвещения как способа защиты прав хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, просвещение, предпринимательство, эффективность.

The present article reflects the most common controversial issues arising in effectuation of scheduled and unscheduled audits with regard to economic subjects and raised by them, the necessity of a joint analysis of violations made by controlling agencies in conduct of control measures as well as topicality of legal enlightenment as a means of protection of rights of economic subjects.

Key words: procurator’s office, supervision, enlightenment, entrepreneurship, efficiency.

С учетом важности поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты надзор за исполнением законодательства в названной сфере определен одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Актуальность темы обусловлена наличием допускаемых на практике нарушений при осуществлении контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов. В целях усиления прокурорского надзора на данном направлении Муромской городской прокуратурой систематически осуществляется обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами на поднадзорной территории, органами местного самоуправления, местной общественной организацией «Объединение предпринимателей округа Муром». Органами государственного и имущественного контроля допускаются многочисленные нарушения законодательства при осуществлении контрольных мероприятий, как плановых, так и внеплановых. К наиболее распространенным из них можно отнести неправильное оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки, проведение проверок при отсутствии оснований для их проведения. Наделение прокуроров полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок предпринимателей, формированию сводного плана проверок способствует выявлению и пресечению нарушений на начальных этапах исполнения органами своих функций по проведению контрольных мероприятий. Прокуратура для решения стоящих перед ней задач руководствуется в своей работе нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также организационно-распорядительными документами вышестоящих прокуратур.

Проблемные вопросы, возникающие при осуществлении в отношении хозяйствующих субъектов плановых и внеплановых проверок

Основным законом, обеспечивающим права предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нормы которого направлены на защиту прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля. В целях недопущения ущемления прав предпринимателей ст. 10 этого Закона для органов государственного контроля (надзора) установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот вопрос в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Владимирской области является предметом постоянного надзора. Наиболее характерные нарушения, допускаемые органами контроля при организации и проведении внеплановых проверок, обсуждены 18 июня 2013 г. на совещании с представителями Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району Главного управления МЧС России по Владимирской области, территориального отдела «Роспотребнадзора» и хозяйствующих субъектов. Одним из рассмотренных примеров явилось проведение в марте 2013 г. старшим инспектором ОНД по округу Муром и Муромскому району контрольных мероприятий в отношении ООО «Владпромбанк», в результате которых инспектор вышел за пределы проверки, поскольку целью ее проведения являлся лишь контроль исполнения ранее выданного предписания. Кроме того, органами государственного и имущественного контроля допускаются многочисленные нарушения законодательства при осуществлении контрольных мероприятий, как плановых, так и внеплановых. К наиболее распространенным из них можно отнести неправильное оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки, проведение проверок при отсутствии оснований. Необходимо отметить, что благодаря наделению прокуроров полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок предпринимателей, формированию сводного плана проверок эти нарушения выявляются на начальных этапах исполнения органами контроля своих функций по проведению контрольных мероприятий, что позволяет пресечь проведение необоснованных проверок, грубо нарушающих права и свободы хозяйствующих субъектов. Так, прокуратурой отклоняется около 40% обращений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов. В большинстве случаев отказы прокуроров в согласовании внеплановых выездных проверок связаны с отсутствием оснований для их проведения. Мониторинг реализации прокуратурой новых полномочий по защите свободы экономической деятельности позволяет констатировать, что они в значительной степени способствуют снижению административного давления на бизнес.

Правовое просвещение как способ защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Эффективность защиты прав субъектов предпринимательской деятельности напрямую связана с реализацией органами прокуратуры правового просвещения, в связи с чем заслуживает особого внимания Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», который издан в целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой культуры населения. В нем отмечается: «В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, с учетом состояния законности и правопорядка, а также аудитории» [1]. Налаживание взаимодействия прокуратуры с предпринимательским сообществом играет значительную роль в обеспечении гарантий защиты свободы экономической деятельности. В числе основных форм и методов такого взаимодействия следует назвать гласность и прозрачность проводимой органами прокуратуры работы, правовое просвещение предпринимателей, деятельность общественных советов по защите малого и среднего бизнеса [2]. Работа прокуратуры по правовому просвещению, несомненно, предполагает развитие тесных контактов прокуроров во внешней информационной среде, что в сфере защиты свободы экономической деятельности в первую очередь означает налаживание делового и конструктивного взаимодействия с общественными организациями, представляющими интересы предпринимателей, способствует обеспечению информационного обмена и оперативному получению сведений о фактах нарушения прав хозяйствующих субъектов. В целях налаживания взаимодействия Муромской городской прокуратурой с 23.04.2013 открыта прямая телефонная линия, позвонив по которой представители предпринимательского сообщества имеют возможность консультироваться по имеющимся у них вопросам с работником прокуратуры. Такая практика позволит предпринимателям сообщать о готовящихся или допущенных в отношении их нарушениях законодательства, что позволит при наличии оснований оперативно принять меры прокурорского реагирования. На основе материалов прокурорского надзора в постоянном режиме в ходе личного приема организована разъяснительная работа по вопросам, возникающим при реализации законодательных новелл, касающихся прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. Как показывает практика, подобная деятельность дает позитивные результаты. Предприниматели, основываясь на правовых знаниях, полученных по инициативе органов прокуратуры, не допускают необоснованного ограничения своих прав и свобод, например не допускают представителей органов контроля к проверке, не согласованной в необходимых случаях с прокуратурой. Муромской городской прокуратурой в июле 2013 г. создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности для совместного анализа и дачи правовой оценки сведений о нарушениях, допускаемых органами государственного и муниципального контроля (надзора), прав хозяйствующих субъектов. Кроме того, в рамках взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества в соответствии с п. 2.3 решения совещания с участием представителей бизнес-сообщества Владимирской области по вопросам защиты прав предпринимателей во втором полугодии 2013 г. запланировано проведение выездного заседания общественного Совета по защите малого и среднего предпринимательства в г. Муроме с участием представителей предпринимательского сообщества, руководителей органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов и органов внутренних дел. Совокупность полномочий прокурора в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», мер профилактического характера и необходимого взаимодействия вводит в прокурорский надзор дополнительную информационную составляющую, призванную охватить как можно больше субъектов государственного контроля и предпринимательской среды для выявления нарушений прав и свобод предпринимателей, чем предоставляет возможности по укреплению законности в сфере защиты свободы экономической деятельности.

Литература

1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». 2. Пухов А. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей // Прокурор. 2012. N 4. С. 36 — 42. 3. Капинус О. С. Прокуратура участвует во всех составляющих противодействия коррупции: Интервью с первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксманом // Прокурор. 2013. N 1. С. 12.

——————————————————————