Предложения по оптимизации борьбы с использованием сети Интернет в террористических целях
(Паненков А. А.) («Правовые вопросы связи», 2011, N 2)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
А. А. ПАНЕНКОВ
Паненков А. А., старший научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры.
В организации борьбы с использованием Интернета в террористических целях, безусловно, важна позиция Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. «Мы решили обсудить такие новые и важные для общества, экономики и обеспечения роста вопросы, как Интернет. Для граждан Интернет является уникальным информационным и образовательным инструментом, содействующим защите свободы, демократии и прав человека… Состоявшийся в Париже 24 — 25 мая с. г. интернет-форум «Группы восьми» стал полезным вкладом в общую дискуссию… Наличие произвольной или неизбирательной цензуры и ограничение доступа в Интернет идут вразрез с международными обязательствами государств и абсолютно неприемлемы. Более того, это препятствует экономическому и социальному росту… Безопасность сетей и услуг в Интернете — это вопрос, касающийся многих заинтересованных сторон. Это требует скоординированных усилий со стороны правительств, региональных и международных организаций, частного сектора, гражданского общества, а также самой «Восьмерки» по линии Римской/Лионской группы, с тем, чтобы предотвращать, сдерживать и пресекать использование ИКТ в террористических и криминальных целях (п. 17). Особое внимание необходимо уделять всем видам атак, направленных против инфраструктуры, сетей и сервисов, в том числе распространению через Интернет вредоносного программного обеспечения и действию «зомби-сетей» (ботнетов)… Предметом нашей озабоченности остается потенциальная возможность использования Интернета в целях, противоречащих задачам поддержания международного мира и безопасности или же способных оказать негативное воздействие на целостность критически важных систем. Правительства в контакте со всеми другими заинтересованными сторонами должны заниматься разработкой норм поведения в киберпространстве и общих подходов к его использованию. По всем этим вопросам мы нацелены на осуществление дальнейших шагов в рамках всех соответствующих форумов…» <1>. ——————————— <1> Президент Российской Федерации Д. А. Медведев об Интернете. Довильская декларация «Группы восьми»: «Неизменная приверженность свободе и демократии» 27 мая 2011 г. Раздел 11. Интернет. «…п. 22. Мы с надеждой ожидаем появления новых возможностей для укрепления международного сотрудничества во всех перечисленных областях, в т. ч. в контексте предстоящего в сентябре с. г. в Найроби Форума по вопросам управления Интернетом, других посвященных этой тематике мероприятий ООН, Встречи высокого уровня в рамках ОЭСР по теме «Интернет-экономика: инновации и развитие», провести которую планируется в июне с. г. в Париже, Лондонской конференции по кибербезопасности в ноябре с. г. и Конференции по вопросам авторского права (Авиньон, ноябрь с. г.). Эти мероприятия мы рассматриваем как позитивные шаги, направленные на достижение прогресса в этой важной сфере…»
С появлением Интернета возникла одна из наиболее опасных разновидностей киберпреступности — кибертерроризм. Вот что пишет о кибертерроризме начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России И. Н. Соловьев: «В отличие от традиционного, этот вид терроризма использует в террористических акциях новейшие достижения науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники и т. д. В сети Интернет терроризм — очень динамичное явление, поскольку это среда, не подверженная цензуре, распространяющая информацию, изображения, угрозы или сообщения независимо от их законности или потенциального воздействия. Кибертерроризм использует открытость Интернета для дискредитации правительств и государств, размещения сайтов террористической направленности, порчи и разрушения ключевых систем путем внесения в них фальсифицированных данных или постоянного вывода этих систем из рабочего состояния, что порождает страх или тревогу, и является своего рода дополнением к традиционному виду терроризма. Ежегодно МВД России выявляется около 150 ресурсов, содержащих материалы террористической и экстремистской направленности. Больше всего подобных сайтов было обнаружено в российском сегменте сети, их оказалось более 70. Мониторингом интернет-пространства круглосуточно занимаются специализированные подразделения МВД России, в соответствии с законодательством закрываются сайты с негативным контентом, а лиц, размещающих на них информацию, привлекают к уголовной ответственности. Однако около 15% закрытых сайтов появилось вновь под другими именами на хостинговых ресурсах как российских, так и зарубежных провайдеров. Чаще всего сайты, вытесненные из российского сегмента сети, мигрируют в другие страны. Поэтому повышение уровня международного сотрудничества в данной сфере представляется весьма актуальным. Во многом положительные результаты противодействия международной компьютерной преступности достигнуты благодаря постоянно проводимой МВД России работе по развитию взаимодействия с правоохранительными органами государств — участников СНГ…» <2>. ——————————— <2> Соловьев И. Н. Правовое обеспечение борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Соловьев Иван Николаевич — доктор юридических наук, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России. Распространение компьютерных вирусов и детской порнографии, мошенничество, неправомерный доступ к охраняемой законом информации, в том числе коммерческой и конфиденциальной, хищение денежных средств с банковских счетов, компьютерный терроризм — это далеко не полный перечень преступлений, которые охватываются таким понятием, как «киберпреступность».
Можно выдвинуть следующие предложения по оптимизации борьбы с использованием сети Интернет в террористических целях: 1. Совершенствование технических способов фильтрации и блокировки сайтов, содержащих информационные материалы террористического характера. 2. Побуждение организаторов и модераторов сети Интернет к блокированию сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера, в том числе блокировать доступ к сетевым ресурсам, содержащим инструкции по кустарному изготовлению взрывных устройств (СВУ). 3. Ликвидация анонимности пользователей сайтов, где размещены информационные материалы террористического характера, в целях выяснения вопроса о количестве лиц, посетивших сайт за сутки, месяц, место их проживания, установочные данные. 4. Организаторы, исполнители и пособники распространения информационных материалов террористического характера в сети Интернет (включая финансирование) должны привлекаться к уголовной ответственности, их экстрадиция должна носить безусловный характер, а сами террористические сайты подлежат ликвидации. 5. Совершенствование законодательства по сокращению сроков с момента обнаружения террористического сайта в сети Интернет до вынесения решения судом о признании информационных материалов, размещенных на этом сайте, экстремистскими и ограничении доступа к ним. 6. Важно правильное соотношение двух понятий «информационной безопасности» и «свободы информации» в деятельности правоохранительных органов, спецслужб, СМИ, гражданского общества. 7. Шире использовать возможности прокуратуры по предъявлению исков о возложении на провайдеров обязанности устанавливать фильтры, запрещающие доступ к сетевым ресурсам террористических и экстремистских организаций. Совершенствовать имеющуюся законодательную базу по защите детей от педофилов в Интернете и имеющийся накопленный опыт, экстраполировать (распространить) на борьбу с использованием сети Интернет в террористических целях <3>. ——————————— <3> Предложение Министра внутренних дел Великобритании. Война с террором. 18 января 2008 г.
8. Шире использовать возможности прокуратуры по предъявлению исковых заявлений об ограничении на территории региона доступа к сайтам, о приостановлении и прекращении деятельности интернет-ресурсов, содержащих информационные материалы террористического и экстремистского характера. 9. Многочисленные нарушения в сети Интернет обусловливают необходимость ограничения доступа к некоторым сайтам, содержащим незаконную информацию. Оператор интернет-связи имеет технические возможности для ограничения доступа к незаконной и вредоносной информации с помощью применения специальных программных фильтров. Как правило, доступ к незаконному контенту закрывается по требованию правоохранительных органов, органов прокуратуры или по решению суда <4>. ——————————— <4> Паламарчук А. В., начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Правовое регулирование правоотношений в сети Интернет // URL: http:// www. genproc. gov. ru/ documents/ nauka/ document-72010/. 09.06.2011.
10. Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности использования таких способов обеспечения безопасного доступа к Интернету, как блокирование сайтов, фильтрация и классификация веб-сайтов, отслеживание активности интернет-пользователей, контроль над ними, установление ответственности в отношении провайдеров, предоставляющих доступ к информации, вредной для несовершеннолетних <5>. ——————————— <5> Генеральная прокуратура РФ принимает меры, направленные на недопущение бесконтрольного распространения в сети Интернет порнографии с участием несовершеннолетних // Новости. 2009. 17 сен. URL: http:// www. genproc. gov. ru/ news/ news-60821/. 09.06.2011.
11. Несмотря на фильтрацию и блокировку сайтов, содержащих информационные материалы террористического характера, они должны внимательно изучаться сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб для выявления источников и каналов финансирования терроризма, изучения и составления криминологических портретов лидеров, непримиримых и активных участников международных террористических организаций, структуры организованных преступных формирований, способов связи и конспирации, интенсивности посещаемости этих сайтов пользователями, участия в форумах, кто и какую информацию предоставляет. 12. Заключение международных соглашений по блокированию или закрытию сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера. Государствам — участникам ООН выработать единые для всех следующие понятия: «терроризм», «террорист», «сайт, распространяющий информационные материалы террористического характера» («террористический сайт») и т. д. Предусмотреть ответственность за нарушение соглашений. 13. Законодательное предоставление полномочий сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России, в случае отказа другого государства блокировать или закрыть сайт, распространяющий информационные материалы террористического характера на территорию РФ, использовать специальные технические возможности для его вывода из строя (блокировки). 14. Государствам — участникам ООН упорядочить списки международных террористических организаций: Россия — 19, США — 77, Великобритания — 25. Необходимо создание единой мировой (европейской, азиатской и т. д.) базы данных о сайтах, пропагандирующих информационные материалы террористического характера. 15. Наряду с применением технических средств по фильтрации, блокированию сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера, за пределами России создавать отечественные сайты с мощными потоками конструктивной информации, развенчивая идеологию террористов, создавая и распространяя образцовые поведенческие стереотипы граждан России. 16. Спецслужбами и правоохранительными органами также фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т. д. Наряду с использованием новейших информационных технологий террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия. Все более открытыми стали вербовочные подходы в ряде мечетей, отмечаются попытки продвижения на руководящие посты радикально настроенных имамов, ведется активная пропаганда экстремистских идей в местах лишения свободы лицами, осужденными за преступления террористической направленности <6>. Все эти моменты необходимо учитывать в профилактической работе не только правоохранительных органов и спецслужб, но и антитеррористических комиссий (АТК) в субъектах России. ——————————— <6> Ильин Е. П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность: научно-практическая конференция «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (12 — 14 октября 2009 г., Ростов-на-Дону) // URL: http:// orel-region. ru/ antiterror/ index. php? head= 4∂=8. 09.06.2011.
17. Реализовать предложения Генеральной прокуратуры РФ о том, что «в случае размещения информационных материалов террористического характера на сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования органы прокуратуры РФ обращаются к лицу, являющемуся администратором (модератором) в российском секторе, или провайдеру зарубежного сектора телекоммуникационных сетей общего пользования с предписанием в течение 24 часов снять информационные материалы террористического характера с сайта. В случае отказа сайт может быть заблокирован по решению суда. Решение о заблокировании сайта принимается судом в течение 5 суток на основании представления, внесенного прокурором. Заблокирование сайта возлагается на оператора связи, обеспечивающего предоставление владельцу сайта доступа к информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Невыполнение судебного решения является основанием для аннулирования лицензии оператора связи». Полномочия по обращению к лицу, являющемуся администратором (модератором) в российском секторе или провайдером зарубежного сектора телекоммуникационных сетей общего пользования, с предписанием в течение 24 часов снять информационные материалы террористического характера с сайта могут быть делегированы Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). 18. Следует шире использовать наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальные интернет-сайты региональных и муниципальных администраций, ставшие средством противодействия террористической и экстремистской пропаганде, создать информационную среду, способствующую образовательному, культурному и духовному развитию населения. Другим направлением работы по защите информационного пространства от террористической пропаганды является противодействие соответствующим экстремистским сайтам. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация выступила соавтором принятой 30 июня 2008 г. Резолюции Совета Безопасности ООН о недопустимости использования сети Интернет для распространения идеологии терроризма <7>. ——————————— <7> Там же.
19. Следует обсудить предложение о том, чтобы оператор интернет-услуг мог приостанавливать доступ пользователей к размещенной в Интернете информации террористического характера и (или) ее распространение на основании представления прокурора в трехдневный срок <8>. ——————————— <8> ФСБ разработала новый порядок блокировки сайтов. URL: http:// habrahabr. ru/ blogs/ hosting/ 97269/. 13.06.2011.
20. Правительству России реально выделять необходимое финансирование на меры по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом, включая меры по оптимизации борьбы с использованием сети Интернет в террористических целях. Оптимизация борьбы с терроризмом, в том числе использованием Интернета в террористических целях, невозможна без установления и ликвидации внешних и внутренних источников и каналов финансирования терроризма. НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с приказом Генерального прокурора проводятся научные исследования в части оптимизации борьбы с финансированием терроризма (БФТ) <9>, использовались методы анкетирования и интервьюирования экспертов. ——————————— <9> В статье используется термин «борьба» в соответствии с международной терминологией, вместо «противодействие». В Астанинской декларации десятилетия Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2011 г. также фигурирует термин «борьба».
По нашему мнению, борьба с финансированием международного терроризма (БФТ) является одной из главных задач правоохранительных органов и спецслужб всех государств. В связи с необходимостью совершенствования правовой основы этой борьбы сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации были проведены научные исследования с выездом в Республику Ингушетия и Чеченскую Республику. В ходе анкетирования 16 — 29 мая 2011 г. по проблемам БФТ сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия — 178 (75,7%) <10> респондентов, в Чеченской Республике — 44 (18,7%) <11>, в Республике Дагестан — 13 (5,5%) <12>, всего 235 респондентов, были получены интересные результаты, позволяющие составить уточненный план по совершенствованию законодательства о БФТ. ——————————— <10> Отдел ФСИН (Респ. Ингушетия) — 10 (4,3%), УФСКН по Респ. Ингушетии — 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на — 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура — 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак — 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Респ. Ингушетия) — 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на — 6 (2,6%), ОМОН МВД (Респ. Ингушетия) — 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в Респ. Ингушетия — 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Респ. Ингушетия) — 14 (6,0%), УФСБ (Респ. Ингушетия) — 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Респ. Ингушетии — 24 (10,2%), Совет Безопасности (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военный следственный отдел (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военная прокуратура Респ. Ингушетия — 6 (2,6%). <11> Аппарат прокуратуры (Чеченская Респ.), гор. (районные) прокуроры — 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская Респ.) — 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская Респ.) — 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская Респ.) — 3 (1,3%). <12> Студенты (Респ. Дагестан) — 13 (5,5%).
В любом исследовании, а по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием особенно, важно установить причины и условия, которые способствуют развитию данного социально опасного явления. Причинный комплекс терроризма в Ингушской Республике респонденты выстроили следующим образом: ликвидировать безработицу — 97 (46,9%), вести решительную борьбу с ваххабизмом — 79 (38,2%), «дать людям работу, для семьи еду. Средства к существованию…» — 67 (32,4%), «идея о том, что бедность провоцирует террористическую активность, — не совсем состоятельна. Другое дело — религиозная мотивация, когда перед человеком стоят некие цели, заведомо превышающие цели материального достатка. И они могут даже мотивировать человека на смерть» <13> — 48 (23,2%), «…сейчас уходы в лес, подполье мотивированы в первую очередь идеологически. Так что мысли о том, что мы сейчас прольем золотой дождь на всех, все будут сыты и счастливы и никто не будет бороться с федеральным центром, — это не работает сейчас…» <14> — 26 (12,6%), иное — 15 (7,2%). ——————————— <13> Говоров К. Ошибка центра: Кавказ усреднен с другими регионами // URL: http://www. km. ru/. 20.09.2010. Точка зрения Лидера Евразийского союза молодежи Валерия Коровина. <14> Где искать корни нестабильности на Северном Кавказе // URL: http://www. prime-tass. ru/. 17.09.2010. Точка зрения обозревателя и специалиста по Кавказу Орхана Джемаля.
Выявление и перекрытие каналов и источников финансирования терроризма актуальны еще и потому, что деятельность сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера, также нуждается в финансировании. Внимательное изучение материалов правозащитных организаций, сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия позволит найти новые, оптимальные пути разобщения участников ОПФ террористического характера. «Боевики развернули войну не только против правоохранительных органов и представителей власти, но и против криминалитета! По крайней мере двоих бизнесменов — выходцев из криминальной среды они убили этой зимой, объявив об этом публично (некий авторитет Тао из с. Лечинкай Чегемского района и Муса Вороков из с. Зольское). При этом, ведя войну под религиозными знаменами, боевики отказываются от соблюдения законов криминального мира. Например, М. Вороков, имевший легальный животноводческий бизнес, был похищен после того, как его вызвали «на разговор» и он уехал на него на собственной машине (Газета Юга, 17 февраля 2011 г.). Вопреки строгому запрету шариата Ворокова, по некоторым сведениям, жестоко пытали. Это косвенно подтверждают и сами боевики. Выступая с очередным видеопосланием, один из главарей Абдуль-Джабар (К. Таушев) сообщает, что во время «допроса» Ворокова перед его ликвидацией удалось выяснить «интересные подробности» о якобы имевших место его связях с ФСБ. Ворокову боевиками предъявлено довольно сумбурно сформулированное «обвинение» в том, что он якобы «создавал вооруженные группы людей по типу блатных бригад, прикрываясь исламом, при поддержке спецслужб и марионеточного правительства. Некоторые члены его бригад не осознавали истинных целей развернутой им деятельности… Он вел пропаганду блатной жизни и мечтал, чтобы Республика была «черной» (IslamDin, 17 февраля 2011 г.). Посетители местных интернет-форумов утверждают, что теперь «блатные вооружаются» и «будут разборки» <15>. ——————————— <15> Ситуация в зоне конфликта на Северном Кавказе: оценка правозащитников. Зима 2010 — 2011 гг. Бюллетень Правозащитного центра «Мемориал». URL: http:// ingushetia. kavkaz-uzel. ru/ articles/ 185186/#2. 08.07.2011.
В Республике Ингушетия активно проводится работа по признанию решением суда информационных материалов экстремистскими. По результатам исследований, проведенных по материалам выявленных прокуратурой Республики Ингушетия за 2010 г., в суды Республики в январе — декабре текущего года направлено 40 заявлений об ограничении доступа к информации, о признании текстовых материалов и интернет-ресурсов экстремистскими, 39 из которых судом удовлетворены, в удовлетворении одного иска прокурора судом отказано, данное решение суда определением гражданской коллегии Верховного Суда РИ оставлено в силе. По результатам рассмотрения судом заявлений 39 информационных материалов признаны экстремистскими. Управлением ФСБ России по Республике Ингушетия выявлено 17 интернет-сайтов, на которых размещаются экстремистские материалы, доступ к которым в настоящее время ограничен на основании Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» <16>. ——————————— <16> Статья 57. Универсальные услуги связи. 1. В Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. 2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов: время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час; в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет (ст. 57 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 23 февраля 2011 г.)).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» все признанные судом экстремистские материалы направлялись в Минюст РФ по РИ для включения в список экстремистских материалов. По 14 материалам прокурорских проверок, направленным в МВД по РИ, в порядке ст. 37 УПК РФ возбуждено 11 уголовных дел, которые в настоящее время находятся в производстве Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Ингушетия, 3 материала находятся на рассмотрении в МВД РФ по РИ в порядке, предусмотренном ст. 143 — 145 УПК РФ <17>. ——————————— <17> Извлечения из Докладной записки о состоянии законности в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму в Республике Ингушетия за январь — декабрь 2010 г.
Следует отметить наступательную позицию пресс-службы Управления ФСБ России по Республике Ингушетия в части профилактики преступлений террористического характера на интернет-сайтах. «…1 марта 2011 года Назрановский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении члена бандформирований, действовавших на территории Республики Ингушетия, Зураба Курейшовича Нальгиева 1984 года рождения. Нальгиев признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 («Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом») УК РФ. Во время предварительного следствия, проведенного следственным отделением Управления ФСБ России по Республике Ингушетия, установлено, что Нальгиев вступил в незаконное вооруженное формирование в сентябре 2010 года, в процессе своего участия в НВФ не совершал тяжких преступлений. Осужденный полностью признался в совершении инкриминируемых ему преступлений, активно сотрудничал со следствием, передал правоохранительным органам оружие, находившееся в распоряжении бандгруппы, раскрыл местоположение схронов с боеприпасами и военной экипировкой. В связи с полным признанием инкриминируемых ему преступлений уголовное дело рассмотрено в суде в «особом порядке». Осужденному назначено наказание в виде одного года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Управление ФСБ России по РИ обращается к членам незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Республики Ингушетия: в случае если вы добровольно явитесь с повинной в правоохранительные органы и будете сотрудничать со следствием, на вас будет распространена норма уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации о рассмотрении в суде уголовного дела в «особом порядке», в соответствии с которой наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление…» <18>. Или другой пример: «…на основании материалов Управления ФСБ России по Республике Ингушетия по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 208 («Руководство вооруженным формированием, не предусмотренным федеральным законом») и ч. 3 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, совершенные организованной группой») УК РФ объявлен в международный розыск Муслим Юсупович Хутиев 2 апреля 1989 года рождения. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного следственным отделением УФСБ России по Республике Ингушетия в отношении Хутиева установлено, что он с начала 2010 года возглавляет одно из бандформирований, действующих на территории Назрановского района Республики Ингушетия. В его обязанности входит подбор новых участников бандгруппы, обучение их методам конспирации и ведения боевых действий, организация и планирование диверсионно-террористических актов. По имеющимся сведениям, скрываясь от правоохранительных органов, Хутиев выехал в Египет и проживает в г. Каире. Постановление об объявлении М. Ю. Хутиева в международный розыск направлено в Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России. Управление ФСБ России по РИ обращается к родственникам подозреваемого: в случае если Хутиев добровольно явится с повинной в правоохранительные органы и окажет содействие следствию, на него будет распространена норма уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации о рассмотрении в суде уголовного дела в «особом порядке», в соответствии с которой наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление…» <19>. ——————————— <18> Сообщение пресс-службы УФСБ России по РИ // URL: http:// www. ingushetia. ru/ m-news/ archives/ 014045.shtml#more. 13.03.2011. <19> Пресс-релиз УФСБ РФ по РИ. Пресс-служба УФСБ РФ по РИ // URL: http:// www. ingushetia. ru/ m-news/ archives/ 014378.shtml#more. 28.05.2011.
Практика борьбы с терроризмом на Северном Кавказе свидетельствует о том, что участники МОПФ принимали меры к распространению своей идеологии на неограниченное число лиц, в том числе с использованием сети Интернет. Так, в ходе операции в Сунженском районе Ингушетии, где в результате точечного авиаудара ВВС России и наземной операции были уничтожены 17 террористов, были изъяты записи, в которых говорится о планах боевиков. В частности, о необходимости съемок документального фильма, в котором на русском языке четко планировалось рассказать, какие операции готовятся, как живут и совершают религиозные обряды представители бандитского подполья <20>. ——————————— <20> НАК: убитые на Кавказе боевики хотели создать новостной сайт и издавать ваххабитский журнал // URL: http:// www. kavkaz-uzel. ru/ articles/ 184073/. 22.04.2011. Боевики намеревались также создать интернет-сайт с новостной лентой о совершенных преступлениях и с пропагандистскими материалами. У них были планы создать и издавать цветной журнал, в котором бы рассказывалось об образе жизни боевиков, культуре и событиях за истекший месяц. Были обнаружены издания националистического и религиозно-экстремистского содержания, листовки с записями угроз, письма и конспекты, выписки из книг, дневниковые записи, протоколы совещаний и планы действий, множество документо в на электронных цифровых носителях, флешках, CD — и DVD-дисках.
В ходе специальных операций пособники и некоторые непосредственные организаторы, которых не удалось взять живыми для предания суду, в результате ожесточенного вооруженного сопротивления были нейтрализованы сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб России, которые действовали в состоянии необходимой обороны, исключающей уголовную ответственность. Эти факты обоснованно находят отражение на сайтах НАКа и других федеральных и региональных правоохранительных и государственных органов, а также СМИ. Эту работу необходимо продолжать и проводить быстро и эффективно в виде экспресс-информации, информационных сообщений, чтобы не дать возможность сепаратистским, террористическим и экстремистским сайтам дать искаженную, выгодную непримиримым участникам ОПФ террористического характера информацию (борец за независимость, свободу, предполагаемый участник НВФ, банды и т. д.). Следует совершенствовать контрпропаганду идей сепаратизма, терроризма и экстремизма в Интернете и уметь своевременно отражать информационные атаки со стороны их идеологов. В настоящее время мы можем говорить о строгом исполнении правоохранительными органами и спецслужбами России ФЗ «О противодействии терроризму» и уже сложившейся культуре проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе. Генерал-полковник Г. Н. Трошев, в прошлом командующий Объединенной группировкой войск и сил (ОГВс) и СКВО, писал так: «…старейшины давали слово, что никто стрелять не будет. После этого подразделения внутренних войск и милиции проводили «зачистку» под прикрытием подразделений Министерства обороны. Именно тогда в обиход вошел термин «культурная зачистка»…» <21>. ——————————— <21> Трошев Геннадий. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Вагриус, 2001. С. 200.
В лучшую сторону ситуация изменилась в настоящее время. Достаточно ознакомиться с информационными сообщениями на сайте Национального антитеррористического комитета (НАК). В ходе решения оперативно-боевых задач по задержанию участников организованных преступных формирований решаются вопросы перекрытия источников и каналов финансирования организованной террористической деятельности на Северном Кавказе (вымогательство денег у предпринимателей). При этом сотрудники спецслужб России, военнослужащие внутренних войск и МО РФ действовали в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, исключающей уголовную ответственность за нейтрализацию непримиримых участников организованных преступных формирований. Например, Информационный центр Национального антитеррористического комитета на своем сайте в Интернете сообщил 13 ноября 2010 г. следующее: «В ходе проводимой Управлением ФСБ по Республике Дагестан (РД), МВД РД, ВВ МВД и МЧС под руководством Оперативного штаба РД контртеррористической операции на территории Буйнакска (Республика Дагестан) пресечена преступная деятельность членов буйнакской бандгруппы, причастных к убийствам милиционеров, разбойным нападениям на мирных граждан и вымогательству денежных средств у предпринимателей. В результате боестолкновения, произошедшего после того, как блокированные в частном доме три бандита отказались вести переговоры, они были нейтрализованы. По предварительным данным Оперативного штаба, один из боевиков являлся лидером буйнакской бандгруппы, причастной к убийству военнослужащих, мирных граждан и ряду других преступлений…» <22>. ——————————— <22> Москва — Махачкала. Экспресс-информация. Национальный антитеррористический комитет // URL: http:// nak. fsb. ru/ nac/ main. htm. 19.11.2010.
Важно постоянно анализировать публикации в отечественной и зарубежной прессе по проблеме борьбы с террористами-смертниками, вырабатывать новые оптимальные формы борьбы с ними, систематически публиковать (в том числе в Интернете) информационные сообщения о правомерности действий сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в ходе нейтрализации непримиримых и активных участников ОПФ, оказывавших ожесточенное вооруженное сопротивление. Разъяснять гражданам Ингушской Республики и родителям участников ОПФ особенно необходимость добровольного прекращения участия в НВФ, сдачи оружия как обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, если их родственники не совершили другого преступления. В публичных выступлениях, в том числе в СМИ, на интернет-сайтах, должен доминировать тезис о неотвратимости наказания за совершенные преступления (не месть, а именно неотвратимость наказания!). Этническая и конфессиональная сплоченность населения моноэтнической Республики Ингушетия не позволяет сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб в полной мере реализовывать возможности ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но к этому необходимо стремиться. У непримиримых и активных участников ОПФ, у которых «руки по локоть в крови», и их родственников должно сложиться стойкое убеждение о неизбежности (неотвратимости) уголовного наказания за совершенные преступления, и единственным способом спасти свою жизнь является их явка с повинной. Это практика борьбы с терроризмом во всем мире. Правоохранительным органам и спецслужбам Республики Ингушетия следует активизировать работу по борьбе с использованием сети Интернет в террористических целях. Выявление и ликвидация источников и каналов финансирования терроризма особенно важны в настоящее время, после нейтрализации лидера «Аль-Каиды». Последователи Усамы бен Ладена готовят серию взрывов на территории России. На эти цели международная террористическая сеть «Аль-Каида» выделила более 1 миллиона долларов. Террористы планируют совершить взрывы на вокзалах, в аэропортах, а также в церквях и мечетях. Об этом сообщает издание Life News со ссылкой на источники в УФСБ по Москве и Московской области <23>. Нельзя исключить, что часть денег пойдет на финансирование сайтов, распространяющих информационные материалы террористического характера на территорию России. ——————————— <23> «Аль-Каида» выделила на летние теракты в России 1 млн. долл. // Новый Регион. 2011. 30 мая. URL: http:// www. uralweb. ru/ news/ n376200.html. 18.06.2011. Акциями устрашения бандиты хотят отомстить российским спецслужбам за удачные спецоперации и ликвидацию боевиков на Северном Кавказе. Подготовка взрывов возложена на одного из лидеров «Аль-Каиды» — Абу Альджазири. Российские спецслужбы ожидают, что свои планы террористы могут осуществить в период летних отпусков, когда резко возрастает пассажиропоток и миграция рабочей силы. Перебросить в Россию террористов, прошедших подготовку в Пакистане, планируется под видом гастарбайтеров из соседних стран — Узбекистана и Таджикистана.
Ученые призваны в своих разработках помогать правоохранительным органам и спецслужбам в определении перспективных направлений профилактической работы, вырабатывать новые формы и методы информационной борьбы с терроризмом, предотвращением использования сети Интернет в террористических и экстремистских целях. Именно в этих целях в 2011 г. в структуре Управления ФСБ России по Республике Ингушетия была введена должность помощника начальника Управления по науке. Поэтому решение проблем борьбы с терроризмом и его финансированием, использованием сети Интернет в террористических целях видится в дальнейших научных исследованиях совместными усилиями специалистов разных направлений, углублении международного сотрудничества.
——————————————————————