Некоторые вопросы, связанные с договором обязательного медицинского страхования и профилактическими медицинскими осмотрами
(Бочин А. А.) («Право и экономика», N 11, 2000)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОГОВОРОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОСМОТРАМИ
А. А. БОЧИН
Бочин Александр Анатольевич Родился 28 августа 1964 г. В 1995 г. закончил Институт менеджмента, экономики и права Мурманской государственной академии рыбопромыслового флота. Работал юрисконсультом в АО «Заполярье», начальником юридического отдела ОАО «ЛУКойл — Арктик — Танкер», юрисконсультом в Мурманском облпотребсоюзе. В настоящее время — юрисконсульт в ГОУП «Мурманскводоканал». Неоднократно публиковался в журналах «Хозяйство и право», «Бухгалтерский учет», газете «Экономика и жизнь».
Договор обязательного медицинского страхования имеет ряд особенностей, связанных с его формой, условиями и порядком заключения. Это обусловлено тем, что правоотношения по обязательному медицинскому страхованию регулируются большим количеством нормативных правовых актов, различных по своей юридической силе. Главенствующее положение здесь, как и в случаях регулирования иных гражданских правоотношений, занимает ГК РФ.
Глава 48 ГК РФ (ст. 927 — 970) включает общие правила для всех видов страховых обязательств, которые могут возникать из договоров страхования, специальных видов страхования, обязательного страхования. Согласно п. 2 ст. 927 ГК РФ договор обязательного страхования подлежит заключению только в случаях, прямо предусмотренных законом. Нормативным актом, устанавливающим обязательность медицинского страхования, является Закон РСФСР от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» <1> (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 <2>; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 <3>; Федерального закона от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ <4>). ——————————— <1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920. <2> Российская газета. 1993. 27 апреля. N 80; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 602. <3> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; Российские вести. 1994. 12 января. N 7; Российская газета. 1994. 14 января. N 8; Там же. 19 января. N 11. <4> Первоначальный текст документа опубликован в следующих изданиях: СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1108; Российские вести. 1994. 6 июля. N 123.
Статья 1 данного Закона говорит о том, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Для специальных видов страхования, к которым относится и медицинское страхование, ст. 970 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются к отношениям по специальному страхованию постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное. Нормативным актом, установившим особые правила для медицинского страхования, является также Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Таким образом, обязательное медицинское страхование — это специальное страхование, имеющее обязательный характер, и отношения, вытекающие из данного страхования, подлежат регулированию в первую очередь Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Статьей 4 настоящего Закона установлено, что обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор обязательного медицинского страхования должен содержать также перечень медицинских услуг, соответствующих программе обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 22 этого же Закона базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ. На основе базовой программы советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Впервые базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. N 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» <1> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 <2>, от 29 марта 1994 г. N 251 <3>, от 11 сентября 1998 г. N 1096 <4>). ——————————— <1> Российская газета. 1992. 26 февраля. N 46; СП РФ. 1992. N 8. Ст. 39. <2> САПП РФ. 1993. N 44. Ст. 4198. <3> САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1061. <4> СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4811; Российская газета. 1998. 30 сентября. N 186.
В настоящее время действует базовая программа обязательного медицинского страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». Необходимо отметить, что и впервые утвержденная, и ныне действующая базовые программы обязательного медицинского страхования установили лишь общие виды гарантированной медицинской помощи. Подробный же перечень контингентов населения, заболеваний, основных профилактических и лечебно — диагностических мероприятий должен был быть разработан, утвержден и согласован с соответствующими органами исполнительной власти Министерством здравоохранения РФ. Но до сих пор такого перечня нет. Однако до вступления в силу 5 апреля 1999 г. Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» <*> действовал Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-1 «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» <**>, п. 1 ст. 23 которого было установлено, что профилактические медицинские осмотры (далее — профосмотры. — А. Б.) работающих включаются в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании. ——————————— <*> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; Российская газета. 1999. 6 апреля. N 64 — 65. <**> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 20. Ст. 641.
Этим же Законом в ч. 2 ст. 23 было определено, что перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся профосмотры (предварительные — при приеме на работу, а также периодические), и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно — эпидемиологического надзора и Министерством здравоохранения РСФСР по согласованию с Советом федерации независимых профсоюзов РСФСР. Данная норма практически повторена в ч. 3 ст. 154 Кодекса законов о труде РФ <*>. ——————————— <*> Первоначальный текст документа опубликован в издании: Ведомости ВС РСФСР. 1971. N 50. Ст. 1007. (ред. от 31 марта 1988 г.) опубликован в издании: СЗ РСФСР. Т. 2. С. 123.
В настоящее время нормативным актом, установившим перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся профосмотры, является Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 <*>, действующий в редакциях Приказа Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г. N 280/88 <**> и Приказа Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 <***>. ——————————— <*> Документ опубликован не был. <**> Российские вести. 1995. 16 ноября. N 218. <***> Документ опубликован не был.
Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о том, что в период действия Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» органы исполнительной власти субъекта РФ при утверждении территориальных программ обязательного медицинского страхования должны были в обязательном порядке включать в договоры обязательного медицинского страхования положение о профосмотрах работников, которые при выполнении своей работы сталкиваются с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, указанными в приложении N 1 к Приказу N 555; выполняют работы, указанные в приложении N 2 к этому же Приказу. В этом случае у предприятий, работники которых в обязательном порядке должны проходить профосмотры, не возникали бы сложности с порядком отнесения расходов на их проведение, поскольку согласно подп. «п» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (далее — Положение о составе затрат), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 (в последующих редакциях), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. Практика же показала, что дело обстояло иначе. Органы исполнительной власти субъектов РФ при разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования не включали в них профосмотры, так как руководствовались в первую очередь нормативными актами, которые Министерство здравоохранения РФ рассылало в субъекты РФ. Указание на данные нормативные акты содержится в письме Минздрава России от 13 августа 1998 г. N 2510/7571-98-32 «Перечень действующих приказов нормативного характера Минздрава России и Минздравмедпрома России за 1992 — 1997 годы» <1> — это Приказ Минздрава РСФСР от 20 марта 1992 г. N 93 <2>; Приказ Минздрава России от 21 июня 1993 г. N 146 <3>; вышеупомянутый Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России N 280/88; Приказ Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 <4>; Приказ Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 405; Приказ Минздрава России от 14 августа 1997 г. N 244 <5>. ——————————— <1> Здравоохранение. 1998. N 11; Новая аптека. 1998. N 11 (извлечения). <2> Документ опубликован не был. <3> Документ опубликован не был. <4> Документ опубликован не был. <5> Бюллетень Минтруда России. 1997. N 11.
Попутно следует отметить, что в части включения положения о профосмотрах в договор обязательного медицинского страхования эти нормативные акты противоречат друг другу; кроме того, некоторые из них не имеют юридической силы, так как не опубликованы, не зарегистрированы Министерством юстиции РФ, а многие из них противоречили нормативному правовому акту, имевшему по отношению к ним высшую юридическую силу и действовавшему в то время — Закону РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, предприятиям приходилось заключать отдельные договоры с медицинскими учреждениями на проведение профосмотров. В этом случае все расходы на проведение профосмотров предприятиям приходилось производить из чистой прибыли, что противоречило их интересам и п. «к» ч. 1 ст. 19 и ст. 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» <*>, согласно которым налог на прибыль относится к федеральным налогам и органы исполнительной власти субъекта РФ не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ. ——————————— <*> Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Российская газета. 1992. 10 марта. N 56; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 527.
Что же изменилось сегодня в связи с принятием Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»? Во-первых, в данном Законе осталась норма, устанавливающая обязательность прохождения профосмотров работниками отдельных профессий, производств и организаций (п. 1. ст. 34). Во-вторых, исключена норма, устанавливающая, что профосмотры должны входить в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании. Как и прежде, вопрос отнесения расходов предприятий на профосмотры не определен. Судя по всему, профосмотры так и не будут включены в перечень медицинских услуг, оказываемых в рамках договора обязательного медицинского страхования. Это представляется вполне логичным, поскольку финансирование медицинских мероприятий, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляется в том числе за счет взносов. Страховой тариф на обязательное медицинское страхование работников предприятий, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, впервые установленный Законом РФ от 25 декабря 1992 г. N 4230-1 <*> в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, касается всех предприятий. В то же время проведение профосмотров затрагивает только тех работников, которые перечислены в Приказе N 555, т. е. не охватывает все предприятия, и в случае включения положения о профосмотрах в договор обязательного медицинского страхования наблюдалось бы несоответствие между объемами медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования различным контингентам населения при одном и том же страховом тарифе. ——————————— <*> Российская газета. 1993. 21 января. N 13; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 3. Ст. 104.
С другой стороны, у предприятий, работники которых в обязательном порядке должны проходить профосмотры, так и остается нерешенным вопрос отнесения расходов на их проведение. Вместе с тем по запросам отдельных предприятий, касающимся вопроса отнесения расходов, связанных с проведением профосмотров, на себестоимость продукции (работ, услуг), Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ дают заключения о правомерности включения таких расходов в себестоимость продукции (работ, услуг); при этом Департамент налоговых реформ Министерства финансов РФ делает ссылку на подп. «а» п. 2 Положения о составе затрат (письмо Минфина России от 21 октября 1996 г. N 04-02-13), а Министерство экономики РФ основывается на подп. «ж» п. 2 этого же Положения. Следовательно, с вопросом отнесения расходов на проведение профосмотров нет определенности, что, в свою очередь, означает: впредь до внесения соответствующих изменений в Положение о составе затрат, позволяющих точно установить, что расходы на проведение профосмотров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), предприятия вынуждены идти на риск отнесения таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или производить расходы из чистой прибыли.
——————————————————————