Организация досуга несовершеннолетних — важнейшее средство профилактики

(Качанова О.)

(«Законность», 2006, N 10)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ —

ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

О. КАЧАНОВА

О. Качанова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга.

Проблема предупреждения правонарушений подростков и молодежи имеет сейчас особую значимость. Это обусловлено интенсивным ростом негативных социальных явлений, прежде всего — безнадзорности и преступности несовершеннолетних, асоциализации семей, оказавшихся на грани или за чертой бедности, а также коммерциализации многих услуг, ранее доступных молодежи.

Сфера молодежного досуга оказалась одной из наиболее уязвимых в правовом плане. Ее характерные особенности: отсутствие на федеральном уровне правовой регламентации межсубъектных отношений, неформальный характер контактов подростков, молодежи и педагогов.

Основной нормативно-правовой документ, определяющий роль и место учреждений досуга в сфере профилактической деятельности, — ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно его ст. 24 органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма осуществляют такие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Кроме того, в ч. 2 ст. 17 предусмотрены полномочия собственно молодежных клубов, которые в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

Анализ состояния преступности несовершеннолетних свидетельствует, что значительная часть преступлений совершается подростками, которые не учатся, не работают либо свободное от учебы, работы время тратят попусту.

Надзор за исполнением законодательства об организации воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних по месту жительства — один из важнейших участков прокурорской деятельности.

Вопросам участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних такого вида учреждений досуга, как подростково-молодежные клубы (далее — ПМК), были посвящены проверки, организованные прокуратурой города в 1-м полугодии 2005 г. и в порядке контроля спустя год — в апреле 2006 г.

Сейчас в городе действует 291 подростково-молодежный клуб, 2678 кружков и секций, из них 833 платных, в которых занимаются 66843 несовершеннолетних, в том числе 12355 человек на платной основе. Отрадно то, что за последние 10 лет в городе не закрыто ни одного подростково-молодежного клуба.

Проверка в 2005 г. показала, что к основным задачам подростково-молодежных клубов отнесена организация культурного досуга подростков и молодежи по месту жительства, спортивно-массовой работы, воспитательной и индивидуально-профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, находящимися в социально опасном положении и склонными к совершению правонарушений. Однако статистические данные показывают, что деятельность ПМК практически не ориентирована на работу с «трудными» подростками. Лишь 3% (2186 человек) от общего количества занимающихся составляют подростки, оказавшиеся в социально опасном положении, из них состоит на учете в ОДН органов внутренних дел всего 1314 человек.

Проверка показала, что работа подростково-молодежных клубов по месту жительства не отвечала требованиям, предъявляемым ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, в Василеостровском районе отделом по физической культуре, спорту и молодежной политике совместно с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработана «Целевая комплексная программа по молодежной политике на период с 2003 по 2005 годы», которая включает несколько самостоятельных подпрограмм. По итогам 2004 г. отдел физической культуры, спорта и молодежной политики признан победителем городского смотра-конкурса подростково-молодежных клубов и центров по месту жительства. Между тем возможности подростково-молодежных клубов использовались не в полной мере. В 29 ПМК в 2005 г. занимались лишь 96 подростков из 407 состоящих на учете. В клуб «Дружба» несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН Василеостровского РУВД, направлялись в последний раз в 1999 г. При том, что занятия в спортивных секциях самбо и дзюдо, действующих на платной основе, для несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД либо проживающих в малообеспеченных семьях, проводятся бесплатно. По выявленным нарушениям прокурор района внес представление в адрес главы администрации района. Оно рассмотрено с участием представителя прокуратуры на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Директора нескольких ПМК, в том числе «Дружба», привлечены к дисциплинарной ответственности.

Проверка в порядке контроля показала, что кроме мер дисциплинарного воздействия была организована работа по вовлечению подростков, состоящих на учете в ОДН УВД, в работу ПМК. Всем подросткам направлены письменные приглашения посетить клубы, педагоги-организаторы посетили «подучетников» по месту жительства, информация о работе ПМК была доведена до сведения учащихся образовательных учреждений. Теперь клубной работой охвачено более 60% «трудных» подростков.

В Петроградском районе Санкт-Петербурга работает 15 клубов, в которых создано 50 бесплатных кружков и секций. Однако в подавляющем большинстве из них занимаются дети младшего возраста. Из 210 подростков, состоящих на учете в ПДН Петроградского РУВД, посещали подростково-молодежные клубы только 23 человека. Это обстоятельство, свидетельствующее о низком уровне работы с подростками, находящимися в социально опасном положении, было подтверждено и на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних. Вопрос организации досуга несовершеннолетних по месту жительства был обсужден на заседании рабочей группы при прокуроре района по вопросам борьбы с преступностью, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По результатам обсуждения 5 работников подростковых клубов привлечены к дисциплинарной ответственности.

Особую тревогу вызывало состояние работы с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в подростковых клубах Фрунзенского района. Администрация района встала на путь коммерциализации деятельности досуговых учреждений. В 20 подростково-молодежных клубах организовано более 120 кружков и секций, однако лишь треть из них бесплатные. Из 2000 человек только 590 детей и подростков занимались бесплатно. Из 389 подростков, состоящих на учете в ОДН, только 36 человек были вовлечены в организованный досуг в кружках и спортивных секциях.

В адрес главы администрации заместитель прокурора города внес представление, по результатам рассмотрения которого, как показала контрольная проверка, были приняты исчерпывающие меры по открытию достаточного количества бесплатных кружков и секций, востребованных подростками. В то же время в качестве положительного примера можно отметить деятельность Санкт-Петербургского центра детского технического творчества, который заключил соглашение о совместных действиях с УВД Центрального района. Сотрудники центра направили в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации района и ПДН список учащихся, которые относятся к категории безнадзорных либо неблагополучных. С подростками проводится активная индивидуальная профилактическая работа.

И все же, как показала проверка, в целом деятельность подростково-молодежных центров территориальными исполнительными органами государственной власти пущена на самотек. Основным критерием эффективности работы было выполнение планового задания на получение средств в бюджет Санкт-Петербурга от оказания платных услуг.

По результатам проверки требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в деятельности органов по делам молодежи и учреждений досуга прокуроры районов внесли 25 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 22 руководителя клубов. Все представления рассмотрены на коллегиях, совещаниях при главах районных администраций, на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Заместитель прокурора города внес представление в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга, содержащее предложения по совершенствованию досуговой работы с подростками по месту жительства, инициирована разработка нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность педагогов-организаторов ПМК.

По результатам рассмотрения представления, состоявшегося с участием представителя прокуратуры города, правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление «О мерах по размещению государственных учреждений подростково-молодежных центров Санкт-Петербурга», в соответствии с которым администрации районов при подготовке проектов постановлений правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции целевым назначением вносят предложения о приобретении встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения государственных учреждений подростково-молодежных центров.

Кроме того, правительством города принято постановление, утвердившее Положение о педагоге-организаторе подростково-молодежного клуба (центра) Санкт-Петербурга, осуществляющем организацию работы с детьми, подростками и молодежью по их месту жительства по различным направлениям, в том числе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

17 апреля 2006 г. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон «О Целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге» на период с 2006 по 2008 год», в которой предусмотрено развитие сети кружков и секций в подростковых клубах и центрах по месту жительства для организации досуга несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, с объемом финансирования этой статьи на три года соответственно 11500, 15552 и 20152 тыс. руб.

Проверка в порядке контроля показала, что администрации районов приняли меры по улучшению досуговой работы с подростками по месту жительства: разработаны и действуют программы развития подростково-молодежных клубов, основная часть мероприятий которых реализуется при методической поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

В двух районах города (Петроградский и Петродворцовый) для деятельности ПМК предоставлены дополнительные помещения, произведен необходимый косметический ремонт, открыты два новых клуба.

Наметилась позитивная тенденция в организации досуговой работы с подростками по месту жительства с участием педагогов-организаторов в осуществлении индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Отмечается более действенное взаимодействие между ПДН РУВД и педагогами-организаторами подростково-молодежных клубов, усиление координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Более востребованными стали такие формы работы, как диспуты, открытые споры по наиболее актуальным для молодежи вопросам с приглашением представителей молодежных общественных организаций, политических партий и религиозных конфессий.

По инициативе прокуратуры города, поддержанной вице-губернатором, проведено анкетирование лиц, посещающих подростково-молодежные клубы, на предмет выявления наиболее востребованных направлений кружковой и секционной деятельности.

Проведенные органами прокуратуры проверки позволили существенно активизировать деятельность досуговых учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

——————————————————————