Некоторые проблемы института брака в российском праве

(Косарева И. А.)

(«Нотариус», 2006, N 5)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА БРАКА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

И. А. КОСАРЕВА

Косарева И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», кандидат юридических наук.

Перед государством в связи с укреплением брака как основы семьи в российском обществе стоят не только экономические проблемы, направленные на материальную поддержку этого общественного учреждения, но и юридические, связанные с совершенствованием семейного законодательства. На взгляд автора, обеспечение должной правовой базы необходимо в сфере брака и семьи, поскольку право выполняет в обществе не только регулятивные и охранительные функции, а также превентивные и воспитательные.

Семья представляет собой сложное общественное явление. Вообще на протяжении всей истории существования человечества семья считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода — рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле. Общественная организация — семья — считалась и считается основополагающей. Российскому обществу известны следующие формы семьи: родоплеменная, матриархальная, патриархальная, нуклеарная. В современной России появилась еще одна форма — неполная семья. Российское семейное законодательство не содержит определений семьи, в законе лишь очерчивается круг лиц, составляющих субъектов семейных правоотношений.

Абсолютно бесспорным является утверждение, что брак занимает центральное место в институте семьи, поскольку имеет основополагающее значение для возникновения не только отношений супружества, но и иных отношений, складывающихся между членами семьи (родительство, свойство).

Традиционно в России брак и семья расценивались как частное дело, брачно-семейные отношения не подвергались детальной правовой регламентации, и в настоящее время вмешательство государства в эту сферу общественных отношений не является всеобъемлющим. Брак как учреждение общественное до возникновения государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Исторически на стабильность в семье оказывали воздействие правильное распределение властных полномочий, надлежащее выполнение каждым членом семьи определенных функций. Общественные отношения в семье отличались самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. Мораль и нравственность были основой отношений в семье, базировавшихся на главных принципах: подчинения сына отцу, женщины — мужчине.

Русские обычаи и традиции не приветствовали безбрачие и осуждали бездетные семьи.

В советский период истории России с мужчин, достигших 30-летнего возраста и не состоящих в браке, а также с бездетных семей взимался определенный налог — «налог на холостяков». В настоящее время назрела необходимость введения подобного налога с граждан, достигших зрелого возраста и не желающих обременять себя ни узами брака, ни потомством. Поступающие в бюджет деньги вполне можно было бы расходовать на содержание детских домов и приютов, поддержку многодетных семей.

Сейчас в российском обществе намечена тенденция «игнорирования» зарегистрированных браков, молодые люди, не состоявшие в браке, более старшее поколение, «побывавшее» в браке, не «спешат» с узакониванием сложившихся фактических брачных отношений, каждый 10-й брак в России является незарегистрированным (www. perepis2002.ru). Более того, лица, состоящие в зарегистрированном браке, допускают сожительство вне брака. Общие результаты переписи 2002 г. показывают, что семейное население (по состоянию в браке) составляет 57 процентов от общей численности взрослого население России. К семейному населению относят 67 900 666 млн. человек в возрасте от 16 лет и старше, всего численность этой возрастной группы составляет 118843574 человека.

И как следствие негативного отношения в обществе к семье и браку отмечается снижение рождаемости. По результатам переписи 1989 г. на каждую женщину, достигшую репродуктивного возраста, приходилось 1,8 ребенка. В 2002 г. — приходилось 1,5 ребенка (www. perepis2002.ru).

Государство обеспокоено сложившейся ситуацией. В настоящее время главнейший компонент демографической политики — это эффективная поддержка материнства и детства. Президентом в ежегодном Послании Федеральному Собранию (2006 г.) было предложено «запустить» программу стимулирования рождаемости с 1 января 2007 г. сроком на 10 лет. С целью материального стимулирования рождаемости, поддержки молодых семей и женщин, желающих иметь детей, увеличен размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет, выплаты которых начнутся с 1 января 2007 г. Кроме повышения размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет, предполагается ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание, увеличить родовые сертификаты в женских консультациях и родильных домах. Отдельного внимания заслуживает предложение Президента о «базовом материнском капитале» в размере не менее 250000 рублей, предоставляемом в распоряжение женщины, родившей второго ребенка. К сожалению, многие положения пока носят декларативный характер, требуется принятие специальных нормативно-правовых актов с целью их реализации, а также обеспечить экономическую базу.

Устранение негативного отношения к браку в обществе тоже должно стать частью государственной политики.

Это не только материальное стимулирование лиц, вступающих в брак. Кстати, в этом отношении заслуживает особого одобрения государственная политика, направленная на поддержку молодых семей (Программа «Жилище»).

Формирование элементарной правовой культуры среди населения — первоочередная задача государства. Решение этой задачи возможно путем разъяснения гражданам, посредством СМИ и индивидуального консультирования, основ брачно-семейного законодательства, негативных последствий фактического сожительства. Так, фактические супруги сталкиваются со следующими проблемами: государство не обеспечивает защиту их имущественных прав и интересов, в отношении детей, рожденных в таких браках, установление отцовства (при отсутствии согласия биологического отца) производится в судебном порядке и др.

На взгляд автора, все-таки особая роль в разрешении существующих проблем должна быть отведена именно совершенствованию семейного законодательства, и в частности условиям брака и обстоятельствам, препятствующим его заключению.

Брак по российскому законодательству — не только свободный или добровольный, но и равноправный или взаимный союз мужчины и женщины. Свобода (добровольность) и равные права (взаимность) мужчины и женщины, вступающих в брак, — первое условие для заключения брака. Наше законодательство признает лишь разнополые браки. Хотя праву зарубежных стран известны «зарегистрированные партнерства лиц одного пола» (Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Франция, Великобритания, отдельные штаты США). Представляется правильным установить такую возможность для сексуальных меньшинств и в России. Поскольку проблема однополых «фактических браков» существует, игнорирование ее государством никак не способствует охране имущественных интересов лиц, состоящих в таких отношениях. Интересен зарубежный опыт регулирования подобных отношений. Гуманная позиция государства, безусловно, изменит и отношение общества к людям «нестандартной» сексуальной ориентации.

Вторым условием заключения брака считается достижение брачного возраста лицами, вступающими в брачный союз. В соответствии с п. 1 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) установлен единый брачный возраст для обоих полов — 18 лет. Государственная политика направлена на снижение брачного возраста. Так, при наличии определенных уважительных причин в брак могут вступать лица, достигшие 16-летнего возраста, с разрешения органа местного самоуправления по месту жительства этих несовершеннолетних лиц, согласие родителей таких брачующихся не требуется. С просьбой на получение разрешения обращаются сами несовершеннолетние граждане. Законодательством отдельных субъектов РФ допускается вступление в брак и до 16 лет, порядок и причины таких браков устанавливаются на региональном уровне. Вряд ли такой подход государства способствует укреплению брака как общественного учреждения, поскольку в столь раннем возрасте лица не обладают достаточно зрелой психикой, позволяющей правильно оценивать свое поведение и тот груз ответственности, который возлагает состояние в браке на людей. Ведь ни для кого не секрет, что единственной «уважительной причиной» для ранних браков является беременность невесты или рождение ею ребенка. Вероятно, не стоит государству и обществу закрывать глаза на проблему раннего сексуального опыта среди подростков. Правильнее было бы изменить и государственный стандарт среднего и общего образования, включив обязательные мероприятия (уроки) по «грамотному» устранению «безграмотности» несовершеннолетних в этой сфере человеческих отношений, и привлечь средства массовой информации для корректного разрешения существующей проблемы. От того, что взрослые будут молчать, дети не перестанут приобретать столь горький опыт, порой калечащий сразу несколько людских судеб.

Да и в конечном итоге средний возраст первого брака, как и первого рождения ребенка, служит одним из показателей социального, экономического и культурного состояния того или иного народа. Повышение возраста на вступление в брак характерно для развитых стран по мере социального прогресса, поскольку повышается благосостояние общества, растет жизненный уровень и продолжительность жизни отдельных граждан.

Вряд ли политика государства, направленная на ранние браки, будет способствовать решению демографической проблемы.

Истории России известны периоды существования не только низкого начального, но и установления предельного брачного возраста (Указ Синода 1744 г.: 80 лет для мужчин, 60 лет для женщин). Если считать, что основное назначение брака — это рождение и воспитание детей, то абсолютно справедливо существование предельного брачного возраста. Проблема не только в том, что такие брачующиеся вышли из репродуктивного возраста, но также в том, что они сами нуждаются, как правило, в постороннем уходе.

Существовали в русском праве и установления на запрет брака при наличии большой разницы в возрасте брачующихся, причем конкретно такая разница нормативно не устанавливалась.

Автор не предлагает законодательно закрепить подобные положения, но проблема существует в современном обществе, и следует предпринять определенные меры на предотвращение различных злоупотреблений при заключении «неравных» (исходя из возраста брачующихся) браков, хотя бы из нравственно-этических соображений.

Нарушение условий заключения брака (отсутствие добровольности и взаимного согласия лиц, вступающих в брак, недостижение брачного возраста) влечет его недействительность.

Наряду с условиями, необходимыми для заключения брака, закон называет обстоятельства, запрещающие брак.

Первым препятствующим браку обстоятельством названо наличие другого зарегистрированного брака. СК РФ запрещает двоеженство и двоемужество (ст. 14). Такое положение соответствует принципу моногамии.

Брак, заключенный лицом, состоящим в другом зарегистрированном браке, признается недействительным. Нарушение данного принципа влечет наступление мер гражданско-правовой ответственности для недобросовестной стороны (возмещение убытков, компенсация морального вреда). Возможно, следует в отношении ранее зарегистрированного брака установить упрощенный порядок расторжения брака по требованию добросовестного супруга. Закрепить нарушение принципа моногамии в качестве специального основания расторжения раннее заключенного брака на усмотрение добросовестной стороны.

Абсолютно правильна политика государства на установление единобрачия, которая способствует не только упорядочению брачных отношений, но и укреплению здоровья и супругов, и их потомства. Нельзя согласиться с высказываниями отдельных депутатов, партий и фракций по узакониванию полигамии для граждан России, исповедующих определенные религии (например, ислам), которые допускают подобные формы брака. Ведь даже в странах мусульманского права многоженство может иметь место лишь при определенных обстоятельствах (материальное положение мужчины и др.). Хотя следует отметить, что, несмотря на негативное отношение государства к полигамии, в России фактически такие отношения складываются. Вероятно, следует принять радикальные меры, допустим, установление уголовной ответственности за подобные преступления — вступление в новый брак при наличии другого зарегистрированного брака — и назначение строгого наказания.

Следующим условием недействительности брака является состояние в кровнородственных отношениях жениха и невесты. Статья 14 СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками по прямой линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками) и боковой линии родства (полнородными и неполнородными братьями и сестрами). Следует отметить, что современное законодательство делает послабление в запретах на кровосмесительные браки. Истории института брака в России известны запреты на заключение брака и более дальних степеней родства. За рубежом по-разному решается вопрос о возможности заключения брака при наличии родства. Медицина подтверждает рождение неполноценного потомства и у более дальних родственников (тети, дяди и племянники и племянницы, двоюродные братья и сестры). Возможно, с целью сохранения здорового генофонда России следует расширить круг лиц, имеющих родство как препятствие к заключению брака. Причем следует заметить, что родство как условие, препятствующее заключению брака, не обязательно должно быть юридически оформлено, достаточно наличия фактических родственных отношений, допустим неустановленное отцовство.

Поскольку отношения усыновителей и усыновленных приравниваются к отношениям родителей и детей, брак между ними не допускается по этическим и нравственным соображениям, хотя и отсутствуют медицинские показания на запрет таких браков. Наличие факта усыновления — это третье обстоятельство, препятствующее заключению брака. Представляется необоснованной позиция законодателя, разрешающего браки между лицами, состоящими в отношениях свойства: отчим, мачеха и пасынки, падчерицы; теща, свекор и зять, невестка. На взгляд автора, абсолютно безнравственно заключение брака между лицами, связанными подобными семейными отношениями.

Четвертое обстоятельство, выделенное российским законодателем в качестве препятствия для заключения брака, — недееспособность лица (лиц) вследствие психического расстройства здоровья. Наличие психического заболевания само по себе не препятствует заключению брака, только установление недееспособности в судебном порядке делает невозможным вступление в брак. Такой запрет существовал и в дореволюционной России и известен законодательству зарубежных стран.

Заболевания, не связанные с психическими расстройствами здоровья, а только с физическими недугами, не являются препятствием для заключения брака.

Новый СК РФ предусматривает медицинское обследование лиц, вступающих в брак, на добровольной основе. Разглашение сведений возможно лишь с согласия лица, прошедшего медицинское обследование.

Целесообразно было бы законодательно закрепить обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак и находящихся в репродуктивном возрасте.

Если лицо при заключении брака скрыло наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, то это является основанием для признания брака недействительным. Данные ограничения направлены на защиту прав и законных интересов добросовестного супруга и возможного потомства, так как заболевания, при наличии которых брак признается недействительным, являются «наследственными». Следует отметить, что, исходя из смысла ст. 15 СК РФ, наличие заболеваний, передающихся половым путем, не является абсолютным препятствием для заключения брака, как указанные ранее обстоятельства: наличие другого зарегистрированного брака или состояние в родстве или усыновление, которые влекут ничтожность брачного союза независимо от воли лиц, его заключивших. Признание брака недействительным при сокрытии одним из супругов болезни производится по заявлению другого супруга.

Представляется необходимым нормативно закрепить перечень заболеваний, передающихся по «наследству» потомкам и влекущих серьезные нарушения психического и физического здоровья, в качестве оснований, препятствующих заключению брака. Сделать это следует с целью сохранения здоровья будущих поколений.

Укреплению брака способствовал бы особый порядок его расторжения — только судебный порядок. Кроме того, следовало бы установить перечень оснований расторжения брака, указывающих на недобросовестность одного из супругов и дающих добросовестной стороне право на материальную компенсацию. По мнению автора, к числу таковых можно отнести: сожительство с другим лицом; плохое обращение с членами семьи, в том числе насилие в семье; увлечение азартными играми, злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими средствами; отдельное проживание в течение длительного времени.

В ст. 17 СК РФ установлено ограничение права мужа на расторжение брака в период беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Если же возражений со стороны супруги нет, то развод возможен.

Справедливо было бы закрепить запрет на расторжение брака по требованию жены в период прохождения мужем срочной военной службы.

Однако только государству с существующими проблемами не справиться, даже если законодательство в этой области общественных отношений будет совершенным, необходимо повышать не только правовую культуру и общественное сознание населения, но и оздоровлять его морально-нравственное состояние. Высокий уровень морали и нравственности в обществе решил бы проблему необходимости внесения некоторых положений в закон.

——————————————————————