К вопросу ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних

(Вилкова А. В.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, N 4)

К ВОПРОСУ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ГРУПП

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А. В. ВИЛКОВА

Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент.

Ресоциализация групповой преступности среди подростков в западных странах является одним из приоритетных направлений молодежной социальной политики. Опыт ряда западных стран в ресоциализации несовершеннолетних делинквентов может служить творческому переосмыслению полезных и конструктивных идей, конкретных путей развития системы ресоциализации, в том числе и для России, где в настоящее время также совершается активный процесс преобразований в этой области социальной жизни.

Ключевые слова: делинквентная группа, среда, ресоциализация.

On the issue of resocialization of deliquent groups of minors

A. V. Vilkova

Re-socialization group crime among adolescents in Western countries is one of the priorities of the youth social policy. Experience in a number of Western countries in re-socialization of minor delinquents can serve as a creative rethinking of useful and constructive ideas, specific ways of the system of re-socialization, including Russia, where an active process of transformation in this area of social life takes place now.

Key words: delinquent group, environ, resocialization.

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков. На фоне тяжелого социально-экономического, демографического, идейно-политического положения страны, крушения традиционных ценностей, отсутствия семейной политики и др. такие институты социализации, как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, молодежные и детские объединения, утратили прежнюю роль в воспитании подрастающего поколения.

Здесь просматривается оскорбление педагогического воздействия школы. Тревожен тот факт, что каждый четвертый подросток на момент преступления находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Часто преступления совершаются несовершеннолетними в составе различных по степени организованности групп. Групповой характер преступности несовершеннолетних является наиболее опасным криминальным показателем.

Обусловлено это тем, что группа нивелирует многие положительные личностные качества подростков, направляет их социализацию по негативному пути.

Жизнь современных подростков протекает в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытой, непосредственной коллективности, т. к. входят в учебные, общественные и другие коллективы, а с другой стороны, их антиобщественная деятельность проходит в условиях скрытых, возникающих и сложившихся асоциальных групп различной степени криминогенной зараженности. Психологические особенности этого взаимодействия в условиях ослабления воспитательно-профилактической работы по месту жительства и повсеместного распространения асоциально-криминальной субкультуры разрушают официальные институты социализации личности в семье, образовательных учреждениях, общественных организациях. Отсутствие у несовершеннолетних официальной подростково-молодежной организации только усугубляет криминогенную ситуацию.

Создаваемые очаговые спортивные клубы, секции, команды, клубы технической или музыкальной направленности не восполняют того социального вакуума, который образовался после ликвидации пионерской и комсомольской организаций и системы воспитательной работы по гражданскому, военно-патриотическому, интернациональному и другим направлениям воспитания.

Социальный вакуум в подростково-молодежной среде не может долго сохраняться. Вместо официальных групп позитивной направленности в настоящее время возникает множество неофициальных или неформальных подростково-молодежных групп различной направленности: от позитивных до социально-криминальных.

Процессы ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних, с которыми Россия столкнулась на современном этапе, уже давно известны во многих зарубежных странах. Еще в 50 — 60-е годы эти страны пережили всплеск групповой преступности в молодежной среде. В США, Великобритании и других западных странах интенсивно исследуется феноменология ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних, ведется активный поиск мер социальной, психологической, педагогической, медицинской профилактики, коррекции и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Опыт зарубежных стран представляет очевидный интерес для реформирования современной российской социальной и превентивной политики. Реагируя на локальные и глобальные проблемы, педагогическая наука призвана оказывать существенное влияние на развитие прогрессивных тенденций и нейтрализацию разрушительных процессов, содействовать культуросообразному разрешению социальных конфликтов.

В последние годы уровень преступности в подростково-молодежной среде Запада остается чрезвычайно высоким, растет число случаев вовлечения членов этих групп в распространение и употребление наркотиков, а также групповые насильственные преступления. Деятельность таких групп отрицательной направленности стала серьезной социальной проблемой, которая изучается в социологических, психологических и педагогических исследованиях.

В настоящее время понятия «девиантность» и «делинквентность», заимствованные из зарубежной социологии и криминологии, активно используются и в педагогических исследованиях, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Неоднозначность, размытость, отсутствие каких-либо четких критериев их разграничения между собой или соотношения с понятиями «социальные отклонения», «правонарушения», «преступность» не дают возможности для их полноценного научного и практического применения в юриспруденции.

Юридический термин «делинквентность» широко распространен в международном праве, в криминологии и законодательстве США, Великобритании и стран Западной Европы. Это родовое понятие для определения тех видов социально негативного, отклоняющегося поведения, которые связаны с нарушением правовых и иных (моральных, нравственных, этических) норм. Однако единого мнения в зарубежных и отечественных исследованиях по поводу определения делинквентности не существует.

В российском законодательстве термин «делинквентность» не употребляется; не нашел он широкого применения и в отечественной юриспруденции. В советской криминологии данный термин использовался чаще всего для описания состояния и динамики преступности в развитых капиталистических странах, а также при анализе различных направлений и школ зарубежной криминологии.

Понятие «делинквентность» в научной литературе обычно предполагает более широкий спектр нарушений, порицаемых общепринятыми правилами, чем противоправные и преступные деяния по закону.

Известный американский психолог-бихевиорист Б. Скиннер обосновывает групповую делинквентность несовершеннолетних как процесс усвоения определенных норм и моделей поведения, регулируемый основными законами социального научения.

Для исследования групповой делинквентности несовершеннолетних в США и Англии и сопряженных с ней проблем интерпретации требует также понятие «несовершеннолетний», потому что в англоязычных странах принята отличная от отечественной система возрастной периодизации. Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной литературе не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано прежде всего с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов.

По мнению И. И. Саламатиной, «делинквентные группы несовершеннолетних» — сложное социально-педагогическое, психологическое и юридическое явление, восходящее своими истоками к понятию «неформальные группы». Названные объединения характеризуются на Западе как «молодежные группировки», «команды», «банды» и рассматриваются исключительно как продукт молодежной субкультуры. Одна из наиболее распространенных в зарубежной педагогике, психологии и социологии точек зрения относительно подростковых групп состоит в том, что феномен подростковых субкультур связан с попытками разрешения группами подростков совместно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий в социальной структуре общества.

Западные педагоги, психологи и социологи рассматривают подростковые субкультуры как системы смыслов, средств выражения, стилей жизни, создаваемых группами подростков, находящимися в подчиненных структурных позициях, в качестве реакции на доминирующие в обществе системы ценностей. Субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.

Среди ученых нет единой оценки признаков неформальных групп. Вне всякого сомнения, главной характеристикой группы является признак взаимозависимости ее членов, проявляющейся в форме взаимодействия в процессе реализации групповой цели.

Не менее важным фактором возникновения групп, по мнению западных ученых, является наличие двух взаимосвязанных, но не совпадающих групповых структур — внешней и внутренней, одна из которых связана с целью совместной деятельности, другая — с областью межличностных отношений.

Таким образом, групповая делинквентность несовершеннолетних может быть определена как социальное явление, сутью которого выступает противоправная деятельность подростков, реализуемая в форме совершения преступных или антисоциальных действий, запрещенных законодательством.

Понятие «ресоциализация» в отечественных и зарубежных исследованиях используется в широком и узком смысле. В широком смысле оно связывается с процессом повторного прохождения социализации, который возникает на разных возрастных этапах в длительных экстремальных ситуациях или нетипичных условиях, требующих освоения норм и ценностей, противоположных тем установкам, которые были сформированы на этапах первичной и вторичной социализации. В узком смысле ресоциализация используется в пенитенциарной педагогике, криминологии и девиантологии и соотносится с проблемами, связанными с проявлениями в обществе девиантных и делинквентных форм поведения и жизнедеятельности.

Ресоциализация групповой преступности среди подростков в западных странах является одним из приоритетных направлений молодежной социальной политики. Реализация превентивных мер и программ по ресоциализации делинквентного поведения имеет общие тенденции:

— подготовка специальных кадров социальных работников, специализирующихся на практической работе по коррекции делинквентного поведения;

— создание сети специальных превентивных служб и структур;

— признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков;

— психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции и ресоциализации отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

В соответствии с этими тенденциями происходит реорганизация деятельности всех социальных институтов, занимающихся превенцией и ресоциализацией делинквентных групп несовершеннолетних.

Опыт ряда западных стран в ресоциализации несовершеннолетних делинквентов может служить творческому переосмыслению полезных и конструктивных идей, конкретных путей развития системы ресоциализации, в том числе и для России, где в настоящее время также совершается активный процесс преобразований в этой области социальной жизни.

Литература

1. Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): Монография. М.: МПГУ, 2007. 376 с.

2. Профилактика девиантного поведения учащихся в образовательных учреждениях: Сборник методических рекомендаций / Под ред. И. П. Башкатова. Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2006.

3. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / А. В. Митькина, С. А. Фадеева, Г. Н. Дождикова, М. Г. Баринова. Нижегородский институт развития образования. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. 92 с.

——————————————————————