Об уплате пенсионных страховых взносов военными пенсионерами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность
(Старцун В. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)
ОБ УПЛАТЕ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВОЕННЫМИ ПЕНСИОНЕРАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В. Н. СТАРЦУН
Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.
Принцип соответствия процесса комплектования Вооруженных Сил России целям создания профессиональной и мобильной армии потребовал проведения в течение последних 5 лет масштабных мероприятий по сокращению численности войск. И хотя в дальнейшем доведение их до оптимального уровня в 1 млн. чел. не предусматривает специальных мероприятий по сокращению, а должно быть достигнуто путем естественного выбытия части офицерского состава, отслужившего положенные законом сроки службы <*>, уже сегодня можно констатировать образование в российском обществе многочисленной и самостоятельной социальной группы военных пенсионеров. В большинстве своем это еще молодые, образованные, полные сил и энергии люди, востребованные современным рынком труда. ——————————— <*> Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // www. mil. ru.
Складывающаяся в России либеральная модель социальной защиты населения, нацеленная на создание условий для самообеспечения граждан, стимулирует продолжение трудовой деятельности военными пенсионерами. К тому же размер их пенсионного обеспечения зачастую просто не оставляет другого варианта существования. Развитие малого и среднего бизнеса, направленность системы профессиональной переподготовки граждан, увольняемых с военной службы, и ряд иных факторов во многих случаях предопределяют выбор военных пенсионеров в пользу такой организационно-правовой формы дальнейшей трудовой деятельности, как индивидуальное предпринимательство. В этом случае, пройдя все перипетии приобретения соответствующего правового статуса (предпринимателя без образования юридического лица), военные пенсионеры сталкиваются с проблемой уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР). Суть данной проблемы заключается в том, что от военного пенсионера, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (а равно в качестве адвоката и частного детектива), органы ПФР требуют совершать ежемесячный платеж, направленный на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, т. е. речь идет о финансировании будущей трудовой пенсии страхователя (того, кто осуществляет этот платеж). Естественным образом возникает вопрос, насколько это требование правомерно в отношении лиц, уже получающих пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее Закон N 4468-1). Чью трудовую пенсию в данном случае должен финансировать военный пенсионер? Как известно, пенсионные страховые платежи персонифицированы, осуществляются в интересах конкретных страхователей и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам (т. е. на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином будущим пенсионером). Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп мужчин (родившихся после 1953 г.). Но в отличие от страховой части средства, направляемые на накопление, не расходуются на выплату текущих пенсий, а инвестируются в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий (первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2013 г.). Таким образом, складывается несколько абсурдная ситуация, когда военный пенсионер, уже получающий пенсию за выслугу лет, при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности должен финансировать свою же трудовую пенсию. По этой причине многие военные пенсионеры — предприниматели отказываются выполнять требования ПФР об уплате пенсионных страховых взносов, рискуя при этом быть привлеченными к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, которая определена в ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (далее Закон N 167-ФЗ). Сталкиваясь с такой проблемой, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность военные пенсионеры вынуждены тратить много времени, средств и нервов (которые так необходимы предпринимателю), пытаясь доказать очевидную, на первый взгляд, абсурдность требований ПФР. И здесь во избежание необоснованных потерь в процессе длительных судебных разбирательств, с учетом неоднозначной судебной практики по данному вопросу в различных регионах России целесообразно учитывать следующую аргументацию официальной позиции по названной проблеме <*>. ——————————— <*> См. об этом подробнее: Петухова Н. Уплата страховых взносов в ПФР военными пенсионерами, осуществляющими адвокатскую или предпринимательскую деятельность // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 28.
Со ссылками на конституционные нормы, установленные ч. ч. 1 и 2 ст. 39, п. «в» ст. 71, п. п. «б» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, обосновывается, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется пенсионное обеспечение по возрасту, которое осуществляется на условиях, определяемых законом, которым, в свою очередь, регламентируются правовые основания, размеры и порядок предоставления гражданам конкретных видов пенсий с учетом различных факторов. Это положение не вызывает возражений. Развивая названные конституционные положения, нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (далее — Закон N 173-ФЗ) определяют, что работающему пенсионеру после наступления пенсионного возраста, а также при наличии иных необходимых условий назначения пенсионного обеспечения, характерных для соответствующего вида пенсионного обеспечения, устанавливается к выплате либо один из видов трудовой пенсии, либо пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (далее Закон N 166-ФЗ). Далее основной тезис в обоснование обязанности платить страховые взносы. Пунктом 2 ст. 3 Закона N 166-ФЗ и ст. 7 Закона N 4468-1 определено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (за исключением перечисленных в п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ). Таким образом, реализация права на пенсионное обеспечение рассматриваемой категорией работающих пенсионеров, получающих пенсию на основании Закона N 4468-1, может осуществляться по их выбору: на основании Закона N 4468-1 или Закона N 173-ФЗ. Таким образом, по мнению ПФР, обязанность платить пенсионные страховые платежи работающими военными пенсионерами обусловлена в первую очередь их возможностью в будущем перейти на получение трудовой пенсии (по старости). В пользу такого вывода приводятся ссылки на п. 4 ст. 3 Закона N 166-ФЗ, в котором закрепляется положение о том, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии, установленной в соответствии с Законом N 173-ФЗ. Это правило относится также и к пенсиям, установленным в соответствии с Законом N 4468-1. В итоге формулируется вывод: действующим законодательством предусмотрено право выбора вида пенсионного обеспечения (за исключением тех случаев, в которых в соответствии с нормами федерального пенсионного законодательства пенсионеры вправе получать одновременно 2 вида пенсионного обеспечения), и, следовательно, возникает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работающими пенсионерами. Еще раз подчеркнем: именно правом выбора получения того или иного вида пенсии (за выслугу лет или трудовой) ПФР обосновывает обязанность уплаты пенсионных страховых взносов работающими пенсионерами. Действительно, действующим федеральным законодательством предусмотрено право работающего пенсионера, которому начислена пенсия в соответствии с Законом N 4468-1, в любое время отказаться от нее и получать трудовую пенсию на основании Закона N 173-ФЗ. Как отмечалось ранее, указанная трудовая пенсия ему будет назначена с учетом дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в бюджет ПФР в виде страховых взносов и отраженных на его индивидуальном лицевом счете. Официальные государственные органы отмечают, что данный факт обусловлен особой правовой природой накопительной части трудовой пенсии. Следовательно, делается вывод, пенсионеры, получающие пенсию согласно нормам указанных Федеральных законов, при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наряду с правом на установленную пенсию по государственному пенсионному обеспечению могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии. Следовательно, по мнению ПФР, в соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ у военных пенсионеров, осуществляющих свою деятельность в статусе индивидуального предпринимателя (адвоката, частного детектива), сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Можно было бы обоснованно возражать по поводу расширительного толкования органами ПФР названных норм пенсионного законодательства применительно к индивидуальным предпринимателям, но следует учитывать, что это толкование опирается на правоприменительную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС). Президиум ВАС в п. 6 информационного письма «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» от 11 августа 2004 г. N 79 разъяснил, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 и ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Более того, ВАС отмечает: довод о том, что обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы сохраняется лишь до достижения им пенсионного возраста (наступления инвалидности) и назначения ему пенсии, не основан на действующем законодательстве. По мнению ВАС, Закон N 167-ФЗ (о пенсионном страховании) не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов. Это связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов. Статьей 17 Закона N 173-ФЗ установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий. В подтверждение своего вывода ВАС отсылает к п. 3 ст. 17 Закона N 173-ФЗ (о трудовых пенсиях), который во взаимосвязи со ст. ст. 3, 10 данного Закона и ст. 7 Закона 167-ФЗ (о пенсионном страховании) устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФР. Пунктом 10 ст. 17 Закона N 173-ФЗ установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии. В результате ВАС формулирует вывод: с момента назначения пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии. Безусловно, названные положения позиции ВАС являются определяющими в формировании официальной позиции ПФР, но отнюдь не безусловными в контексте отстаивания военными пенсионерами индивидуальными предпринимателями своих прав хотя бы в силу того обстоятельства, что, во-первых, речь не идет о предпринимателях — военных пенсионерах, а во-вторых, позиция ВАС — это все-таки не закон. В контексте изложенной позиции ВАС в обоснование своей позиции органы ПФР также ссылаются на отсутствие в пенсионном законодательстве прямого указания об освобождении военных пенсионеров индивидуальных предпринимателей платить страховые пенсионные взносы. Действительно, Закон N 167-ФЗ не содержит нормы, на основании которой страхователь (даже если он является пенсионером) был бы освобожден от уплаты страховых взносов. Однако этот аргумент представляется малоубедительным, с учетом принципа российского законодательства «разрешено все, что не запрещено». Органы ПФР часто ссылаются и на свою практику, отмечая случаи, когда у работающих пенсионеров размер пенсий с учетом уплаченных за один календарный год страховых взносов увеличивался на 6 тыс. руб. и более <*>. С учетом того, что в соответствии с п. 3 ст. 29 Закона N 167-ФЗ физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплатить страховые взносы в бюджет ПФР в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа, у этой категории страхователей трудовая пенсия может быть выше, чем пенсия по Закону N 4468-1. ——————————— <*> См. об этом: Петухова Н. Указ соч.
Таким образом, в настоящее время по рассматриваемому вопросу сложилась официальная позиция ПФР и иных заинтересованных государственных органов, которую можно найти в доступных правовых источниках. Суть ее очевидна и проста: работающий в качестве индивидуального предпринимателя военный пенсионер обязан платить страховые взносы в ПФР вне зависимости от факта получения им пенсии за выслугу лет. В обоснование этой позиции приводятся 2 основных аргумента. Во-первых, это право военного пенсионера перейти (в будущем) на получение трудовой пенсии и, во-вторых, отсутствие в законодательстве прямого указания на освобождение от исполнения им этой обязанности. Следовательно, столкнувшись с проблемой уплаты пенсионных страховых взносов, военный пенсионер — индивидуальный предприниматель должен знать, что у него есть право перейти в будущем на получение трудовой пенсии, которая в зависимости от величины страховых взносов может превысить размер его пенсии за выслугу лет. Если же военный пенсионер в данном случае считает нецелесообразным реализацию такого права, то ему необходимо аргументировать, что, оформив пенсию за выслугу лет, он уже сделал свой выбор. При этом необходимо иметь в виду, что часто органы ПФР рассматривают в качестве волеизъявления пенсионера о переходе в будущем на получение трудовой пенсии факт регистрации в органах ПФР в качестве страхователя. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика (т. е. ПФР) является обязательной и осуществляется индивидуальными предпринимателями и адвокатами (далее страхователи) в 30-дневный срок со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте по месту осуществления этой деятельности в порядке, определенном ПФР. По этой причине если военный пенсионер — индивидуальный предприниматель все-таки решил отказаться от уплаты пенсионного страхового взноса, ему целесообразно ссылаться на то, что в качестве страхователя он зарегистрировался в силу названной обязанности, а не по причине желания получать в будущем трудовую пенсию. В завершение следует обратить внимание на Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» от 26 сентября 2005 г. N 582). Эти Правила определяют порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами. В п. 3 указанных Правил установлено, что «фиксированный платеж не уплачивается: страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
——————————————————————