Лицензионный больничный
(Астахова А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 27)
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ
А. АСТАХОВА
Анастасия Астахова, консультант-юрисконсульт отдела правового обеспечения филиала N 31 Государственного учреждения Московского регионального отделения фонда социального страхования РФ.
При оплате листков нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования у страхователей возникают вопросы о правомерности их выдачи тем или иным лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ). Стоит ли принимать к зачету те листки, в правомерности выдачи которых работодатель сомневается? Может ли в данном случае последний потребовать копию лицензии? Кто компенсирует расходы работодателя, если у ЛПУ нет лицензии на экспертизу временной нетрудоспособности? Ведь работодатель не обязан требовать лицензию у ЛПУ, а Фонд социального страхования может по собственной инициативе проверить наличие или отсутствие лицензии только на стадии зачета листков нетрудоспособности?
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности.
В соответствии с п. 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России N 206, Постановлением ФСС РФ от 19.10.94 N 21, право на выдачу больничных листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. На сегодняшний день лицензирующими органами проводится строгий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии.
Наличие лицензии на осуществление деятельности по удостоверению временной нетрудоспособности обязательно. Предоставление же копии лицензии в территориальные органы Фонда социального страхования при назначении пособия по временной нетрудоспособности законодательством не предусмотрено.
Законодатель установил право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства. В частности, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (ст. 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.94 N 101).
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Приведенные нормы не указывают обязательность предоставления лицензий к листкам нетрудоспособности, а только обязывают работодателей правильно начислить и соблюсти сроки выплаты. Работодатель как бы выступает посредником между работником и Фондом социального страхования. Ведь пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам платятся за счет средств Фонда социального страхования, а не работодателя.
При начислении пособия по временной нетрудоспособности работодатель заранее не знает, что листок нетрудоспособности выдан с нарушениями. Однако это можно проверить либо проанализировав Инструкцию, либо направив запрос в органы Фонда социального страхования на рассмотрение правильности оформления конкретного листка нетрудоспособности. Полагается, что последний вариант действий для работодателя по времени длителен, что может, в свою очередь, спровоцировать несоблюдение сроков предоставления пособия по временной нетрудоспособности — 10 дней (ст. 15 ФЗ N 255-ФЗ). Исчерпывающий перечень оснований, по которым работодатель может отказать работнику в выплате пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрен ст. 9 ФЗ N 255-ФЗ. Такого основания, как отсутствие лицензии у ЛПУ при выдаче больничного, в этой статье не предусмотрено.
Но если за ФСС РФ признается право не принимать к зачету суммы средств, произведенных с нарушением законодательства, значит, работодатель тоже имеет полное право проверять представленные ему документы. Как показывает судебная практика, суды тоже считают, что любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов (Постановление ФАС ЗСО от 27.09.2004 N Ф04-6831/2004(А67-5018-18). Работодатель не обязан за счет собственных средств оплачивать листки нетрудоспособности, выданные с нарушениями.
За нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с разделом 9 Инструкции несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Как видим, материальная ответственность ЛПУ в данном случае законодателем не предусмотрена.
А кто будет возмещать ущерб, если неправильно выданные листки нетрудоспособности приняты Фондом социального страхования и оплачены? Обратимся к судебной практике.
Судебная практика
В нашей стране судебный прецедент не является источником права, но на практике судья часто руководствуется при вынесении решения ранее принятыми судебными решениями по аналогичному делу. Рассмотрим практику разрешения споров между органами Фонда социального страхования, страхователями и ЛПУ.
19 августа 2003 года было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований государственного учреждения «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» к МУЗ «Атамановская участковая больница». Суд мотивировал свое решение тем, что отсутствие лицензии у больницы само по себе не свидетельствует об отсутствии страхового случая.
Согласно решению Кассационной инстанции ФАС СЗО от 13.02.2003 N А05-8419/02-398/19 выдача медицинским учреждением листка нетрудоспособности с нарушением установленного Минздравом правила не является основанием для отказа лицу в выплате пособия по временной нетрудоспособности, поскольку такое основание не предусмотрено правовыми нормами. В обязанности больного не вменена проверка правомерности выдачи фельдшером листка нетрудоспособности.
Действия работодателя
Подводя итог вышесказанному, чтобы развеять имеющиеся подозрения о неправомерности выдачи листков нетрудоспособности данным ЛПУ (если таковые имеются), а также быть уверенным в принятии органами Фонда социального страхования к зачету листков нетрудоспособности, работодатель может:
— обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Данный государственный орган является органом, лицензирующим медицинскую деятельность и ведущим реестр таких лицензиатов. Размер платы за предоставление указанной информации согласно п. 2 ст. 14 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» составляет 10 рублей (информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно). Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления;
— направить на экспертизу данные листки нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
Организация должна быть бдительной и отстаивать свои права. В случае если листок нетрудоспособности принят органами Фонда социального страхования к зачету и денежные средства были возмещены работодателю, но в ходе проведения выездной проверки обнаружены недочеты и ошибки в оформлении больничного, то органы ФСС понесут ущерб за счет собственных средств. В данном случае ЛПУ материальную ответственность не несет, что устанавливается действующим законодательством, предусматривающим иные виды ответственности. Если же органы Фонда социального страхования обнаружат ошибки при принятии листка нетрудоспособности к зачету, тогда работодатель выплатит данное пособие из собственных средств без компенсации и зачета затрат государством.
——————————————————————