Некоторые правовые аспекты разграничения служебного и неслужебного произведений в высшем учебном заведении России
(Винокурова Н. С.) («Российский следователь», 2014, N 2)
НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО И НЕСЛУЖЕБНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ РОССИИ
Н. С. ВИНОКУРОВА
Винокурова Наталия Сергеевна, старший научный сотрудник лаборатории методологии и философии образования Научно-исследовательского института столичного образования, Государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются отдельные аспекты авторских прав работников и работодателей в сфере высшего профессионального образования. Автор приводит примеры служебных и неслужебных произведений работников вуза и дает основные характеристики правоотношений работодателей и работников в связи с созданием этих авторских работ. В статье рассматриваются в том числе последние изменения законодательства Российской Федерации в отношении интеллектуальной собственности в высшем профессиональном образовании.
Ключевые слова: авторское право в России, высшее профессиональное образование в РФ, правоотношения в сфере интеллектуальной собственности, служебные и неслужебные произведения, авторское право.
Some legal aspects of delimitation of official and non-official work in the higher educational institution of Russia N. S. Vinokurova
The article focuses on the legal aspects of copyright staff of higher education. The author gives examples of formal and informal work of the authors and gives the main characteristics and challenges facing the task of regulation of legal relations of employers and employees in the field of higher education. Some improvements of the legal education offered for consideration.
Key words: features the works of authors, higher education, official and unofficial works of authors, copyright.
Одной из актуальных проблем российского профессионального образования, в т. ч. в высшем учебном заведении, является учет особенностей современного авторского права в контексте отношений между работодателем и сотрудниками данного учреждения с учетом изменений современного инновационного законодательства. Многие правовые аспекты интеллектуальной собственности в вузе напрямую связаны с обнародованием и в т. ч. опубликованием результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) его работников. Для того чтобы каждый заинтересованный вуз в лице своего ректора мог заключить договор с издательством, которое правомочно издавать различные учебные материалы (учебники, монографии, учебные пособия, сборники научных статей и т. д.), составленные из созданных в высшем учебном заведении авторских методик, научно-методических разработок и т. п., необходимо определиться с некоторыми особенностями авторского права в вузе и видом заключаемых при этом договоров. Авторские права в вузах до введения в действие с 01.01.2008 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) регламентировались Федеральным законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и имели свои правовые особенности. Действующий ГК РФ более четко определил перечень личных неимущественных (неотчуждаемых) и исключительных (имущественных) авторских прав, отличительные особенности их видов, способы охраны и защиты. Но тем не менее некоторые правовые особенности использования и внедрения в практику результатов творческой (в т. ч. научной) деятельности авторов интеллектуальной собственности вузов России оставались неохваченными. Совершенно новым в этом контексте явился Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее — ФЗ N 217-ФЗ). Данный Закон разрешил бюджетным, академическим научным и образовательным учреждениям без согласия собственника их имущества (им является в настоящее время Российский фонд федерального имущества) с уведомлением (например, письмом) Федерального органа исполнительной власти (в частности, Министерства образования и науки РФ) быть учредителями хозяйственных обществ, созданных в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Авторскими результатами указанной деятельности, в т. ч. и в вузе, в соответствии с данным законодательным актом являются: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения (для сельского хозяйства), топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Как видим, ФЗ N 217-ФЗ сделал более простым юридическое оформление РИД в высшем учебном заведении. Если раньше ГК РФ (ст. 1225 ГК РФ) выделял шестнадцать видов охраняемых и защищаемых законом наименований (видов) результатов интеллектуальной деятельности, то ФЗ N 217 вычленил восемь из них, наиболее актуальных, готовых к коммерциализации в малом инновационном предприятии, создаваемом при вузе. Таким образом, принятие ФЗ N 217 является одним из первых шагов в отношении сохранения научного потенциала в РФ <1>. ——————————— <1> Беляев А. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2009. N 11.
Одной из наиболее весомых законодательных новаций последнего времени стал новый Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г. (далее — ФЗ N 273-ФЗ). В ст. 103 этого Закона предусмотрено «создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности». Кроме того, здесь же закреплены особенности практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, дан полный перечень коммерциализируемых РИД, в созданном при вузе малом инновационном предприятии» <2>. ——————————— <2> Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Восемь наименований РИД, закрепленных ФЗ N 217-ФЗ в качестве объектов интеллектуальной собственности, право на которые государственные вузы и НИИ при учреждении ими малых инновационных предприятий могут внести в уставный капитал созданного хозяйственного общества, вошли и в новый ФЗ N 273-ФЗ. Таким образом, последний частично вобрал в себя важнейшие положения предыдущих нормативных правовых актов — ГК РФ, ФЗ N 217-ФЗ и др. Практика показала, что среди вышеуказанных восьми РИД в повседневной работе вуза чаще всего встречаются четыре: базы данных, изобретения, полезные модели и секреты производства (ноу-хау). Получив от работника соответствующий РИД, работодатель должен в соответствии с ГК РФ опубликовать либо иным образом реализовать данный труд в течение трех лет. В противном случае все имущественные права на РИД будут принадлежать автору. Поэтому прежде всего стоит разграничить авторский труд сотрудников высшего учебного заведения на «служебные» и «неслужебные» РИД, что отразится на способах их опубликования и иного распространения, предусмотренных действующим законодательством РФ. Прежде всего, целесообразно выделить первую категорию результатов авторского права: авторские РИД, которые могут быть расценены как «служебные произведения». При этом важно отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ), регулирующем правоотношения между работником и работодателем в вузе, институт служебных произведений в настоящее время не закреплен. В соответствии со ст. 56 ТК РФ работник (в контексте рассматриваемой темы работник вуза) обязуется лично выполнять предусмотренную трудовым договором трудовую функцию. Статья 57 ТК РФ определяет трудовую функцию как работу по должности (в соответствии со штатным расписанием), профессии, специальности (с указанием квалификации) <3>. ——————————— <3> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ТК РФ).
К результатам интеллектуальной собственности, создаваемым работником вуза в качестве «служебных», относятся: авторские работы, на которые личные неимущественные права принадлежат работнику, а имущественные — работодателю. Такими произведениями в высшем учебном заведении являются произведения науки, литературы, искусства и прочие, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). При этом работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания <4>. ——————————— <4> См.: статья 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4-я (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ).
В ст. 1269 ГК РФ предусмотрено, что автор имеет право отказаться от принятого ранее решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правила данной статьи не применяются к программам для ЭВМ, служебным произведениям и произведениям, вошедшим в сложный объект <5>. ——————————— <5> См.: статья 1269 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4-я (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ).
Как правило, служебное произведение должно быть создано в рабочее время. Однако на практике нередки случаи, когда работник по собственной инициативе остается на рабочем месте после окончания рабочего дня для «добровольного творчества». В этом случае произведение, созданное за пределами рабочего времени, также является служебным при условии, что его создание входит в трудовые обязанности работника или же создано по поручению руководства организации. Таким образом, основными юридическими признаками, характеризующими создание служебного произведения, являются: наличие действующего на момент создания служебного произведения трудового договора, заключенного между работником (автором) и работодателем, где четко прописан правовой и трудовой статус работника (автора); действующие должностные инструкции, прямо предусматривающие обязанности работника (автора) по созданию служебного произведения. Кроме того, важным обстоятельством, позволяющим квалифицировать созданное работником произведение как служебное, является: письменное распоряжение вышестоящего руководства, содержащее как можно более подробное описание данного исполнителю задания, включающее в себя перечень его индивидуальных признаков, позволяющих идентифицировать это служебное произведение среди других однородных служебных произведений; заключение договора отчуждения исключительных (имущественных) прав на произведение работника работодателю, где обязательно прописано соглашение о выплате вознаграждения автору РИД; наличие иных документов (приказов, служебных записок и проч.), подтверждающих, что произведение было создано в пределах исполнения работником своих трудовых обязанностей. Следует также отметить, что при приеме на работу в отдельные вузы (институты, академии, университеты и др.) кадровые службы включают в трудовые договоры, заключаемые с работниками (в качестве дополнительного соглашения), конкретное положение, в котором прямо указывается, что исключительное право на служебные произведения сотрудника, созданные в пределах его трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, принадлежит вузу. В подобном случае работнику вуза как автору служебного произведения принадлежат личные неимущественные (неотчуждаемые) права (право на имя, право на неприкосновенность произведения и проч.), работодателю же принадлежат исключительные (имущественные) авторские права (например, использовать произведение по своему усмотрению в пределах, установленных действующим законодательством РФ и т. д.). Помимо личных неимущественных прав работнику принадлежит право на вознаграждение за использование служебного произведения. Согласно ст. 1295 ГК РФ размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом. Таким образом, должна стимулироваться и приветствоваться личная заинтересованность работника в создаваемом им авторском инновационном (новаторском) произведении. Важным является и вопрос о соавторстве при создании служебного произведения. Согласно ч. 4 ст. 1228 ГК РФ соавторами являются двое и более граждан (в рассматриваемом случае сотрудники высшего учебного образовательного учреждения), создавших результат интеллектуальной деятельности совместным творческим трудом. Чтобы работодатель приобрел право на созданное ими произведение, с каждым из них в порядке, указанном выше, должны быть оформлены трудовые отношения и адресовано соответствующее служебное задание. Нужно помнить, что если гражданин не внес свой личный творческий вклад в создание результата интеллектуальной деятельности, а лишь оказал его автору техническое (подбор материалов, набор текста на компьютере), консультационное, организационное или материальное содействие, либо только способствовал оформлению прав на такой результат или его использованию, либо только осуществлял контроль за выполнением соответствующих работ, он не признается автором такого результата в соответствии с ч. 1 ст. 1228 ГК РФ. Вместе с тем и руководитель, который лишь контролировал выполнение задания, не будет являться соавтором служебного произведения. Как уже было отмечено выше, ГК РФ предоставляет правообладателю право начать использовать служебное произведение в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Во исполнение данного положения работодатель может начать воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, а также иными способами, в любой форме и любым не противоречащим закону способом. На практике бывает достаточно продемонстрировать созданный работником РИД на заседании отдела, кафедры, лаборатории вуза, например программы для ЭВМ, чтобы юридически произведение считалось «использованным» в деятельности учреждения. При этом важно нормативно оформить факт такого рода демонстрации (например, протоколом заседания лаборатории, отдела и т. п.). Кроме самостоятельного использования произведения, работодатель вправе передать исключительное право на него другому лицу (по договору об отчуждении исключительного права или лицензионному договору) или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Например, если создаваемая научная разработка предполагает ее охрану в качестве секрета производства (ноу-хау). В подобном случае следует издать соответствующий приказ ректора вуза и ознакомить с ним работника под роспись. В тех же ситуациях, когда ни одно из указанных выше действий не было совершено, исключительное (имущественное) право на служебное произведение переходит автору. В этой связи целесообразно рассмотреть вторую категорию РИД: «неслужебное произведение» (неимущественные и имущественные права принадлежат автору). Четвертая часть ГК РФ предоставляет научным и педагогическим работникам законное право создавать интеллектуальные продукты с использованием фондов высшего учебного заведения, но при этом исключительные (имущественные) права оформлять на себя (либо передавать любому издательству). Такое право действует в том случае, если результат интеллектуальной деятельности создан работниками вне рамок их должностных обязанностей и не по конкретному заданию руководства, а в свободное от основной работы время. Согласно п. 5 ст. 1370 ГК РФ не являются служебными те изобретения, полезные модели или промышленные образцы, которые созданы работником «с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя». Положения данной статьи, по сути дела, направлены на защиту интересов работника (автора). Вместе с тем предусматривается, что работодатель (здесь — вуз) может потребовать предоставления безвозмездной (простой) лицензии на использование созданного сотрудником объекта патентного права для собственных нужд на весь срок действия исключительного права на данный объект. Неисключительная (простая) лицензия на созданный РИД предоставляет автору РИД возможность использования литературного и иного созданного им произведения (например, программы ЭВМ) с сохранением за собой права выдачи лицензий другим лицам. Иными словами, собственник (автор) может не только использовать такое произведение в личных целях, но и передавать права на его использование другим физическим или юридическим лицам путем заключения с ними ряда лицензионных договоров. Кроме того, работодатель может потребовать от работника, создавшего неслужебный РИД, возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием такого объекта. В частности, речь может идти об использовании работником технических средств (компьютера, принтера и т. д.), расходных материалов (офисной бумаги, чернил для картриджа и т. д.), оборудования и т. д. Таким образом, работодатель может требовать от работника, автора неслужебного РИД, заключения лицензионного договора (в виде простой, неисключительной лицензии), который должен касаться только таких способов использования объектов авторского права, которые необходимы работодателю в процессе осуществления образовательной или научной деятельности. В этой связи юридический интерес представляют ч. IV ГК РФ, ст. 1236 («Виды лицензионных договоров»), ст. 1237 («Использование лицензионного договора») и ст. 1367 («Лицензионный договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца») ГК РФ и некоторые другие. Третья возможная юридическая ситуация в рамках авторского права может возникнуть в том случае, если научный работник создает свой интеллектуальный продукт вечерами или в выходные и праздничные дни с помощью личных технических средств (например, домашнего компьютера). При этом творческая деятельность работника (автора) не связана с выполнением им служебных заданий (в т. ч. связанных с его должностными инструкциями и трудовым договором). В подобном случае все права на полученные результаты интеллектуальной деятельности (собственности) работник (автор) может оформлять на себя. Далее, согласно ГК РФ вуз может на основании согласия сторон заключить с таким сотрудником договор на отчуждение исключительного (имущественного) права. При этом, соответственно, все личные неимущественные права остаются за сотрудником вуза — автором «неслужебного произведения». Исходя из практики гражданского законодательства России, как уже было отмечено, одним из критериев отнесения к служебным произведениям, созданным работником, является наличие трудовых отношений, подтвержденных трудовым договором. Следовательно, в целях недопущения трудовых, гражданско-правовых и иных споров в дальнейшем целесообразно оформлять трудовые отношения с работниками, которые являются авторами ценных для работодателя произведений, в строгом соответствии с ТК РФ. Это означает, что при приеме на работу необходимо заключать с работниками трудовые договоры, конкретизирующие их трудовую функцию. Для того чтобы работник не смог утверждать, что создание произведения выходило за рамки его трудовых обязанностей, следует обратить внимание на соответствие работ, выполняемых работником, его трудовой функции, прописанной в трудовом договоре, а также в максимально возможной степени конкретно прописанных должностных инструкциях. Исходя из изложенного следует отметить, что теория разграничения «служебного» и «неслужебного» произведения в вузе свидетельствует о достаточной правовой защищенности как прав авторов (сотрудников), так и прав работодателей (здесь — вуза) с помощью различных нормативных правовых актов Российской Федерации. Однако на практике зачастую нормы трудового и гражданского законодательства нарушаются без каких-либо последствий для виновных. Причиной такого положения являются недостатки правоприменения, правовая неграмотность работников вузов (авторов РИД и работодателей), правовой нигилизм в данной сфере.
Литература
1. Беляев А. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2009. N 11.
——————————————————————