Все выше и выше
(Глуховская Э.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 47)
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ
Э. ГЛУХОВСКАЯ
Элла Глуховская, газета «ЭЖ-Юрист».
В январе 2009 г. произошло повышение платежей за коммунальные услуги более чем на 30%, а также повышение тарифов электроэнергии и оплаты за газ. Через полгода на электроэнергию вновь повысили тарифы. Я слышала, что существуют предельные нормы повышения тарифов на коммунальные услуги. Сколько раз это может происходить в течение года? Имеет ли существенное значение, находится квартира в собственности гражданина или в муниципальной собственности?
О. Новикова, Ленинградская область
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. При этом исходя из смысла нормы ст. 154 ЖК РФ структура платы за коммунальные услуги одинакова как для собственника, так и для нанимателя. Более того, п. 3 ст. 157 ЖК РФ прямо предусмотрено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги формируется из тарифа, надбавки к тарифу и возможного индекса изменения размера оплаты. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. Очевидно, что категории потребителей формируются именно на основе различий в стоимости производства (реализации) услуги, например в зависимости от местоположения потребителя. Правовые основания пользования потребителем помещением не могут влиять на себестоимость коммунальной услуги.
Из п. 2 ст. 157 ЖК РФ следует, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, предписанном федеральным законодательством.
В силу Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 N 708 «Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» предельные индексы утверждаются на очередной финансовый год органом субъекта РФ (в отношении каждого муниципального образования в составе субъекта они могут различаться). Правила установления таких индексов вводятся на уровне Правительства РФ. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе определить средний предельный индекс по субъекту, который ограничивает орган субъекта РФ в установлении конечной величины индекса (подп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).
Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления. Им же осуществляется первичная оценка доступности прогнозируемой платы для граждан. Орган регулирования субъекта РФ проверяет предложение по установлению предельного индекса, поступившее от органа местного самоуправления.
В случае если орган регулирования субъекта РФ пришел к выводу о доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, он принимает решение об установлении предельного индекса.
Поскольку изменение в сложившихся условиях означает, как правило, повышение, плата за коммунальную услугу может подниматься неограниченное количество раз в год в пределах максимального индекса. По крайней мере, на уровне федерального законодательства отсутствуют какие-либо ограничения на то, сколько раз в год может происходить повышение платы в пределах установленной величины индекса.
Например, в Постановлении Правительства г. Москвы от 26.08.2008 N 768-ПП указано, что предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в г. Москве на 2009 г. равнялся 128,9%. Согласно Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.05.2008 N 40-П для Колтушского сельского поселения Всеволжского района данный показатель составил 1,29.
Из вопроса неясно, в каком муниципальном образовании Ленинградской области проживает автор. Поэтому советуем почерпнуть данные о том, каков предельный индекс повышения в отношении муниципального образования, и оценить правомерность состоявшихся и возможность будущих повышений. Информация о структуре платы за коммунальные услуги, размере тарифов и надбавок, величине предельного индекса носит открытый характер (ст. 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса). Доступ к таковой должен обеспечиваться органами регулирования тарифов субъекта Российской Федерации.
В заключение укажем, что аналогичный порядок повышения оплаты установлен и для жилищных услуг, которые в совокупности с коммунальными образуют понятие «жилищно-коммунальные услуги». Однако в соответствии со ст. 156 ЖК РФ существование предельных индексов оплаты за жилищные услуги актуально только для граждан, чьи квартиры находятся в муниципальной собственности, либо для собственников квартир, которые не выбрали или не реализовали способ управления многоквартирным домом по ст. 161 ЖК РФ. Для оставшейся категории собственников квартир размер платы за жилищные услуги определяется договорными отношениями с управляющей (жилищно-эксплуатационной) организацией.
——————————————————————