Все дело в учете

(Шипунова Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 1-2)

ВСЕ ДЕЛО В УЧЕТЕ

Е. ШИПУНОВА

Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.

Я офицер запаса. В мае 2004 г. уволен по подп. «а» п. 1 ст. 51 Закона о военной службе (по предельному возрасту). Уволен без предоставления жилья по нормам жилищного законодательства. С 1996 г. стою в очереди на улучшение жилищных условий в воинской части ДВО. В 2005 г. судом не восстановлен в списках в/ч из-за срока давности; в декабре 2005 г. заключил договор найма жилья до получения ГЖС. В выплате компенсации военкомат отказывает, так как стою на УЖУ в в/ч, а не в мэрии города. Как быть?

С. Губанов, с. Биробиджан

Абзац 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что «воинские части ежемесячно выплачивают им (военнослужащим) денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ».

Порядок и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ и членам их семей устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Исходя из указанного Постановления в соответствующих положениях закреплены два порядка выплаты денежной компенсации двум категориям военнослужащих (и членам их семей): проходящим военную службу по контракту и уволенным с военной службы.

Применительно к заданному вопросу п. 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливает следующее. «Настоящее Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы».

В приведенном выше нормативно-правовом акте не конкретизируется, что следует понимать под «организацией, уполномоченной органом исполнительной власти субъекта», и можно ли отнести к ней воинскую часть. Однако войска Вооруженных Сил РФ, в том числе воинские части, входят в систему федеральных органов и подчиняются федеральному органу исполнительной власти — Министерству обороны Российской Федерации (п. 1, п. 17, п. 18 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»), а не органам исполнительной власти субъекта РФ. Поэтому сложно утверждать, что при выплате компенсации достаточным условием будет являться постановка на учет только в воинской части.

Кроме того, необходимо отметить, что из текста письма сложно понять, какие обстоятельства предшествовали тому, что автор вопроса «в 2005 г. судом не восстановлен в списках в/ч». Можно предположить, что офицер был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если данное обстоятельство соответствует действительности, то, учитывая последующие пояснения, автор вопроса повторно был поставлен на учет уже после 1 января 2005 г. Следовательно, если предположения верны, он не имеет права на получение денежной компенсации.

Таким образом, компенсация за наем жилого помещения может быть выплачена военнослужащему только при условии его постановки на учет именно в органе исполнительной власти субъекта, а не в воинской части. Следовательно, в настоящее время автору вопроса не может быть предоставлена денежная компенсация. Вместе с тем согласно главе 24 ГПК РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ автор вопроса вправе защищать свои права в судебном порядке путем признания нормативного правового акта (Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 909) частично противоречащим закону.

——————————————————————