Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России
(Гусева Т. С.) («Российская юстиция», 2010, N 6)
СУБСИДИИ КАК ВИД СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
Т. С. ГУСЕВА
Гусева Т. С., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.
В статье автор рассматривает субсидии как социальную выплату в системе социального обеспечения России, дает понятие субсидий, исследует условия их предоставления, оценивает эффективность правового регулирования субсидий.
Ключевые слова: социальные выплаты, субсидии, социальное обеспечение.
In the article the author examines the subsidy as a social payment in the Russian social security system, gives the definition «the subsidy», analyses the conditions of the subsidy’s receiving, evaluates of the efficiency of the legal regulation of the subsidies.
В последнее время социально-обеспечительное законодательство о субсидиях активно развивается. Если до недавнего времени субсидии служили одним из средств осуществления жилищно-коммунальной реформы и именовались исследователями как «жилищные субсидии» <1>, сейчас сфера применения субсидий в законодательстве о социальном обеспечении расширяется: этот вид социальных выплат стал использоваться в сфере занятости. Целью настоящей статьи является исследование содержания и условий предоставления субсидий в праве социального обеспечения, оценка эффективности правового регулирования этого вида социальных выплат. ——————————— <1> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 460.
Законодательное определение субсидий содержится в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой указано, что субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении. Более точным является определение субсидии, предложенное авторами коллективной монографии «Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении», которые рассматривают субсидию как денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг на условиях долевого финансирования <2>. Однако эта дефиниция не учитывает такой важный признак, отличающий субсидии от других социальных выплат, как целевой характер. Действующие правовые нормы предусматривают ответственность за нецелевое использование субсидий в форме возврата всех или части денежных средств, потраченных не по назначению. Кроме того, все виды субсидий, установленные российским законодательством, финансируются из бюджетных средств Российской Федерации или ее субъектов, поэтому могут быть охарактеризованы как алиментарные. Р. И. Иванова отмечала, что «в самом общем виде под социальной алиментарностью следует понимать способ предоставления государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения» <3>. Таким образом, субсидия в праве социального обеспечения — социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе. ——————————— <2> Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А. В. Усс, В. А. Толоконский, В. И. Иванков, В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004. <3> Иванова Р. И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): Автореф. дис. … д. ю.н. М., 1987. С. 36.
Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий: 1) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 2) субсидии на приобретение жилья; 3) субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления этого вида субсидий определен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» <4>. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на федеральном уровне установлена максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходах граждан в размере 22%, большинство субъектов Российской Федерации дублируют этот норматив в региональном законодательстве, хотя субъекты Российской Федерации могут снижать этот порог (в Москве при среднедушевом доходе свыше 2500 рублей в месяц максимально допустимая доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляет 10%) <5>, что способствует расширению круга получателей субсидии. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит также определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг. ——————————— <4> СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 5547; 2007. N 26. Ст. 3184; 2009. N 2. Ст. 213. <5> Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Размер субсидии ограничен фактическими расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Денежные средства перечисляются гражданам ежемесячно на банковские счета или вклады до востребования. Думается, эта периодичность является оптимальной, поскольку позволяет учесть сезонные изменения объемов потребления коммунальных услуг и необходимость внесения платежей раз в месяц. На целевой характер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг указывают установленные законодательством основания приостановления выплаты субсидии (неуплата получателем текущих платежей за жилье и коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнение получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.) и прекращения ее выплаты (в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца с даты уведомления получателя в приостановлении выплаты субсидии). Таким образом, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг являются видом социального обеспечения, который предоставляется малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью компенсировать расходы по оплате жилья и коммунальных услуг. Субсидии на приобретение жилья предоставляются на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» <6>, ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <7>, ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» <8>, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <9> и других нормативно-правовых актов. ——————————— <6> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4188. <7> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 13. Ст. 1186; 2010. N 7. Ст. 704. <8> СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110. <9> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2002. N 21. Ст. 1919; 2003. N 46. Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2007. N 2. Ст. 360; N 26. Ст. 3087; 2008. N 44. Ст. 4983; 2009. N 11. Ст. 1263.
Субсидии на приобретение жилья предоставляются однократно гражданам, ранее не получавшим субсидии на эти цели. Граждане, имеющие право на получение субсидий на приобретение жилья, не должны иметь жилья для постоянного проживания либо должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке установленном российским законодательством. Однако лицам, замещающим должности категорий «руководители» и «помощники» (советники) высшей группы должностей, субсидия предоставляется независимо от критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий <10>. Законодатель обосновывает эту привилегию особенностями профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышением мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей. Но разве государство не заинтересованно в эффективном выполнении должностных обязанностей врачами, учителями? Полагаем, что существование подобной привилегии для государственных служащих является дифференциацией социального обеспечения по признаку должностного положения граждан и противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод независимо от должностного положения. И это не единственный «перекос» в законодательстве о предоставлении субсидий на приобретение жилья. Размер субсидий для государственных гражданских служащих определяется с учетом поправочного коэффициента, зависящего от стажа гражданской службы и составляющего от 1,05 до 1,5, что позволяет увеличить сумму субсидии от 5% (при стаже государственной службы от 3 до 5 лет) до 50% (при стаже свыше 25 лет). Для северян максимальный коэффициент составляет 1 (при стаже свыше 35 лет). ——————————— <10> Постановление Правительства от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 739.
В. С. Аракчеев справедливо подчеркивает: «Когда во главу угла ставятся не собственно государственные интересы, а лишь факт принадлежности к категории служащих, что, собственно, во многом имеет место в настоящее время, и особенно тех из них, от которых зависит принятие нормативных актов, то это свидетельствует о несоблюдении действующим законодательством принципа не только социальной, но и естественной справедливости, который требует, чтобы никто не обогащался во вред другому. Поэтому дифференциация размеров социального обеспечения по данному направлению зашла слишком далеко, т. е. она идет вразрез с общеправовыми принципами и должна быть приведена в норму» <11>. ——————————— <11> Аракчеев В. С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2001. С. 86 — 87.
Предоставление субсидий на приобретение жилья оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением — федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья. Поскольку субсидии на приобретение жилья финансируются из федерального бюджета, думается, необходимо выработать единый механизм по предоставлению гражданам этой социальной выплаты. Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса урегулированы Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» <12>, в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. ——————————— <12> СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 266; N 22. Ст. 2719; N 46. Ст. 5496.
Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет; зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план; а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения. Некоторые регионы России определяют круг лиц, обладающих преимущественным правом на получение субсидии. В Алтайском крае это: молодежь в возрасте до 30 лет; инвалиды; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; граждане, имеющие детей-инвалидов; граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя <13>. В Москве дополнительным условием получения субсидий является принадлежность гражданина к категориям, испытывающим трудности в поиске работы: инвалиды, имеющие показания к труду; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей <14>. ——————————— <13> Пункт 6.3 Порядка реализации мероприятий краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 26 января 2010 г. N 21. <14> Пункт 3.3 Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утвержденного Постановлением правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП.
Почти во всех субъектах РФ обязательным условием предоставления субсидии является организация малого предпринимательства на срок не менее одного года. Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне, равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице и составляет 58800 рублей, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину из средств регионального бюджета. Так, в Ульяновской области субсидии безработным гражданам предоставляются в размере до 300000 рублей <15>, в Москве — до 30 МРОТ. ——————————— <15> Постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2009 г. N 120-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела».
Таким образом, современное российское социально-обеспечительное законодательство о субсидиях развивается по пути увеличения видов субсидий и количества социальных рисков ими минимизируемых. Субсидии предоставляются гражданам при наступлении таких социальных рисков, как малообеспеченность, безработица, отсутствие жилья. Система мер, направленных на целевое использование субсидий, позволяет добиться расходования предоставленных средств по назначению, что способствует эффективному достижению поставленных целей.
——————————————————————