Контроль учредителя за деятельностью подведомственных государственных (муниципальных) учреждений
(Козлова С. А.)
(«Юрист», 2012, N 6)
КОНТРОЛЬ УЧРЕДИТЕЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
С. А. КОЗЛОВА
Козлова Светлана Анатольевна, адвокат Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов, аспирантка ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УПНК».
Исследование корпоративно-правовых вопросов взаимодействия учредителя и организации как феноменологической единицы весьма актуально. В статье рассматривается персональная ответственность руководителей казенного, бюджетного и автономного учреждений в рамках осуществления контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: учредитель, государственные, муниципальные учреждения, казенные учреждения, оперативное управление.
Control of founder over activities of jurisdictional state (municipal) institutions
S. A. Kozlova
Research of corporate-law issues of interaction of founder and organization as a phenomenological unit is topical. The article considers personal responsibility of heads of state, budgetary and autonomous institution within the frames of effectuation of control of founder over activities of jurisdictional institutions. The conclusions set forward by the author can be used in law-application practice.
Key words: founder, state, municipal, institutions, state institutions, operative management.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Необходимость проведения данной реформы была обусловлена тем, что действующие в Российской Федерации бюджетные учреждения создавались в условиях прежде всего экономических, отличных от существующей в настоящее время ситуации в стране. Такие учреждения функционировали, хотя и в отрыве от требований, предъявляемых к оказанию государственных и муниципальных услуг.
Следует отметить, что ранее действовавший правовой статус государственных (муниципальных) учреждений не вырабатывал у них стимула к повышению эффективности деятельности, улучшению качества оказываемых услуг, что в первую очередь было вызвано сметным финансированием бюджетных учреждений. Данные положения подтверждают неэффективность работы бюджетных учреждений. Кроме того, отсутствовал прозрачный контроль за деятельностью администраций и органов управления таких учреждений.
Перед государством всегда стоит проблема нехватки бюджетных средств для содержания многочисленных государственных и муниципальных учреждений, выполняющих социальные функции. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» введено квотирование, т. е. будут выделяться денежные средства из соответствующего бюджета на определенный объем и перечень оказываемых услуг.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ САМИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В условиях бюджетного дефицита госучреждения оказывали платные услуги, но статус заработанных средств долгое время в законодательстве был не определен: не существовало однозначного ответа на вопрос: внебюджетные деньги являются собственностью бюджетного учреждения или собственностью учредителя (государства), надо ли с них платить налоги?
Смысл Федерального закона N 83-ФЗ заключается в делении государственных (муниципальных) учреждений на три группы. Это автономные, бюджетные нового типа и казенные. Их финансирование теперь будет обеспечиваться на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной сметы — для казенных.
Концептуальный смысл Закона — дать школам, медучреждениям, организациям культуры и прочим больше самостоятельности, позволить им тратить бюджетные деньги по своему усмотрению, да еще и иметь легальные доходы за оказываемые дополнительные услуги. При этом первоочередным остается полное выполнение финансируемого госзаказа, а все остальное — дополнение к основной деятельности. В Законе оговорено: государственные (муниципальные) учреждения не могут быть частными, их собственниками являются РФ, ее субъект или муниципальное образование. Надо отметить, что к казенным образовательным учреждениям будут относиться те, которые выполняют государственный заказ по содержанию и воспитанию детей-сирот, коррекционные школы, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные сельские школы.
Согласно Федеральному закону статус казенных учреждений идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Бюджетные образовательные учреждения с расширенными полномочиями составят основной перечень общеобразовательных школ. Что касается автономных учреждений, то это те, кто помимо своей образовательной деятельности активно предоставляет еще дополнительные услуги и имеет часть бюджетных расходов от предпринимательской деятельности.
Тот или иной правовой режим имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, есть компенсация соответствующей модели финансового обеспечения соответствующего вида деятельности. Таким образом, выбор типа государственного или муниципального учреждения есть выбор не только порядка финансирования, но и выбор степени свободы в хозяйствовании с имуществом собственника.
В настоящее время на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления принято решение о статусе того или иного госучреждения; утверждены в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества.
Реформирование системы финансирования государственных учреждений теперь будет осуществляться в пределах стандартов в области образования, медицины, культуры, которые принимаются за основу государственного задания бюджетным, автономным и казенным учреждениям.
С 1 января 2011 г. субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного и автономного учреждения исключена (ст. 33 ФЗ N 83-ФЗ).
Наряду с предусмотренной в настоящее время законодательством РФ юридической ответственностью (административной, уголовной) руководитель несет также персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения, установленную органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, за превышение которой трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке (п. 6 ст. 19 Закона N 83-ФЗ).
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Таким образом, за просроченную кредиторскую задолженность будет предусматриваться увольнение, что, в свою очередь, предполагает от учредителя бюджетного учреждения постоянный мониторинг финансового состояния учреждения.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2010 г. N 981 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по следующим видам не должно превышать:
— кредиторской задолженности по начисленным выплатам по оплате труда перед работниками бюджетного учреждения свыше трех месяцев подряд;
— кредиторской задолженности по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, а также административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством Российской Федерации, свыше шести месяцев;
— иной кредиторской задолженности свыше шести месяцев и свыше 20% величины активов бюджетного учреждения по итогам предшествующего финансового года.
Руководители бюджетных учреждений ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества информацию о состоянии кредиторской задолженности бюджетного учреждения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 сентября 2010 г. N 787н утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Установлено, что размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения составляет не более 2% объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным, в том числе:
— субсидии на выполнение государственного задания;
— целевые субсидии;
— бюджетные инвестиции;
— иные источники финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения определяется по каждому источнику в отдельности. Бюджетным учреждением по итогам финансового года проводится инвентаризация кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным.
Представленные сведения о кредиторской задолженности и установленный комплект документов проходят процедуру проверки обоснованности кредиторской задолженности в Департаменте учетной политики и контроля Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. N 973 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Порядок устанавливает процедуру контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, правила определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения за счет средств федерального бюджета и за счет доходов, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, и определяет действия Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в случае превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.
В целях настоящего Порядка просроченная кредиторская задолженность разделяется на следующие группы:
— кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации, истек;
— кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек;
— кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством Российской Федерации, истек;
— общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек.
Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из групп определяется как:
— наличие кредиторской задолженности по заработной плате, срок невыплаты которой превышает два месяца с момента, установленного локальными нормативными актами бюджетного учреждения как дата выплаты заработной платы;
— наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
— наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
— превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.
Ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации отчетность о состоянии кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности в соответствии с требованиями, установленными Департаментом. На основании указанной отчетности Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности осуществляет ежемесячный мониторинг кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности.
Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности сведения о просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, сформированные на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Департаментом с пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, прилагается план ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.
При наличии просроченной кредиторской задолженности по результатам рассмотрения отчетности, указанной в пунктах 4 и 5 Порядка, Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности рассматривает причины образования просроченной кредиторской задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению, с заслушиванием доклада руководителя бюджетного учреждения.
По результатам рассмотрения Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности готовит на имя министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченного им лица доклад с оценкой действий руководителя бюджетного учреждения, содержащий предложение о расторжении трудового договора или рекомендации по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
На основании предложений Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министром спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченным им лицом принимается решение о расторжении трудового договора с руководителем учреждения в соответствии с п. 3 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации или об утверждении плана мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
Руководитель бюджетного учреждения также несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»).
Крупной сделкой признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Думается, что исключение законодателем субсидиарной ответственности и ограничение лишь в части привлечением руководителя образовательного учреждения к административной, уголовной и персональной ответственности не будет способствовать эффективной деятельности учреждений. В обоснование к указанному выше отметим, что зачастую образовательные учреждения, как показывает судебная практика, являются неплатежеспособными даже в части оплаты коммунальных услуг.
Представляется, что собственник не только казенного, но и бюджетного учреждения должен нести субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения, равно как собственник и автономного учреждения должен отвечать по обязательствам созданного им автономного учреждения.
Исключение субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам созданных ими и полностью подконтрольных им государственных учреждений ущемляет права кредиторов таких учреждений и не соответствуют принципам регулирования рыночных отношений. Указанные положения об отсутствии субсидиарной ответственности собственника могут дестабилизировать экономический оборот.
Представляется, что установление субсидиарной ответственности учредителей по обязательствам государственных учреждений будет способствовать выполнению задач реформирования гражданского законодательства, обеспечению стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота; усилению и повышении эффективности гражданско-правовой ответственности; упорядочению всей системы гражданского законодательства.
Закон N 83-ФЗ установил действенные механизмы контроля за деятельностью учреждения, в том числе за:
— выполнением задания;
— состоянием размера кредиторской задолженности;
— совершением крупных сделок.
Один из механизмов контроля — публичность и открытость деятельности учреждений, которые обеспечиваются путем размещения информации об учреждении на специально созданном официальном сайте в сети Интернет. Соответствующую информацию, в том числе план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отчет о результатах его деятельности, учреждение должно представить в Федеральное казначейство для последующего размещения информации на официальном сайте (п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО в редакции Закона N 83-ФЗ, вступающего в силу 1 января 2012 г.).
Во исполнение п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО Минфин России своим Приказом от 21 июля 2001 г. N 86н утвердил Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее — Порядок N 86н). Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации об учреждениях установлен сайт www. bus. gov. ru.
Публичность и открытость деятельности учреждений предполагает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг.
Таким образом, как уже было отмечено, Закон N 83-ФЗ предусматривает и персональную ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения.
При заключении трудового договора с руководителем учредитель бюджетного учреждения теперь должен предусматривать права и обязанности руководителя, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда руководителя, срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения.
Однако помимо этих условий теперь должно быть предусмотрено и условие о том, что трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (п. 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона об НКО, ст. 14 и 15 Закона N 174-ФЗ руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, не получившей предварительного согласия:
— учредителя — для бюджетных учреждений;
— наблюдательного совета — для автономных учреждений.
——————————————————————