Проблемы определения состава семьи военнослужащего при предоставлении жилого помещения
(Гайдин Д. Ю.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 4)
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Д. Ю. ГАЙДИН
Гайдин Д. Ю., соискатель Московского пограничного института ФСБ России, юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации.
В статье раскрываются некоторые проблемные вопросы, возникающие при определении состава семьи военнослужащего, который должен учитываться при предоставлении военнослужащему жилого помещения, даны комментарии законодательства по данному вопросу.
Ключевые слова: члены семьи военнослужащего, члены семьи нанимателя жилого помещения, право на жилище.
Some Problems of determination military men’s family membership in the time of their housing D. Y. Gaydin
In article some problem questions arising at determination military men’s family membership that must be considered in the time of military men’s housing, legislation comments on this point in question are given.
Key words: military men’s family membership, tenant’s family membership, a right to housing.
Вопросы определения состава семьи военнослужащего при предоставлении ему жилого помещения уже неоднократно поднимались и освещались на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах». У многих авторов сложилась определенная точка зрения на этот счет, которая основывается на выводах, сделанных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Вместе с тем автор настоящей статьи не разделяет позиций некоторых юристов по данному вопросу и предлагает вниманию читателей несколько иные выводы из анализа норм действующего жилищного законодательства, регулирующих вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями. В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Из указанной правовой позиции Е. А. Глуховым был сделан вывод, что необходимым условием обеспечения жильем вместе с военнослужащим иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание <1>. Данное мнение основывается также на нормах ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. ——————————— <1> Глухов Е. А. Всегда ли члены семей военнослужащих имеют право на получение жилого помещения от военного ведомства? // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 10.
Однако, по нашему мнению, данный вывод является не вполне обоснованным. Прежде всего, следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что к нормам ЖК РФ следует обращаться при определении круга лиц, имеющих право на обеспечение жильем. При этом не совсем понятно, почему юристы и правоприменители обращаются к ст. 69 «Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма» ЖК РФ. Пункт 1 указанной статьи устанавливает перечень лиц, относящихся к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но не определяет круг лиц, имеющих право на обеспечение жильем. Однако Верховный Суд Российской Федерации не зря дает отсылку к ЖК РФ. Дело в том, что гл. 7 ЖК РФ как раз-таки и регулирует основания и порядок предоставления жилого помещения гражданам. Именно к нормам указанной главы и следует обращаться при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем. В результате анализа норм гл. 7 ЖК РФ автор настоящей статьи пришел к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных случаев. Согласно ч. 2 этой же статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Как известно, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отсылает к законам, определяющим категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации. Одной из таких категорий, согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», являются военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), а также совместно проживающие с ними члены их семей. Следует подчеркнуть, что правом на обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда Российской Федерации военнослужащих и членов их семей как отдельную категорию граждан наделяет именно специальный закон — Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а не ЖК РФ, так как в нормах указанного Закона содержатся социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим. Таким образом, для определения круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, правильно будет обращаться именно к его нормам. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: — супруга (супруг); — несовершеннолетние дети; — дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; — дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; — лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Федеральным законом и иными федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Вместе с тем необходимо учитывать оговорку «если иное не установлено другими федеральными законами», которая имеет очень важное, принципиальное значение. Например, перемещения по службе вынуждают изменять места жительства не только самого военнослужащего, но и всех совместно проживающих с ним граждан, если они проживали в жилом помещении (специализированном или социального использования) государственного жилищного фонда, предоставленного такому военнослужащему по месту прохождения военной службы с учетом указанных граждан. Одним из условий жилищного обеспечения по новому месту службы является сдача жилья по предыдущему. Таким образом, военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи должны освободить занимаемое жилое помещение. Вместе с тем совместно проживающие с военнослужащим члены его семьи подпадают под действие ст. 69 ЖК РФ и потому имеют равные с нанимателем (т. е. военнослужащим, которому выдавалось жилое помещение за счет государства) права и обязанности. И справедливо будет полагать, что если государство изымает у нанимателя жилое помещение для того, чтобы предоставить ему другое, то все члены семьи нанимателя также должны быть обеспечены жильем за счет государства. Приведем пример. В 2001 г. майор Н. на состав семьи три человека (он сам, жена, несовершеннолетняя дочь) федеральным органом государственной охраны, в котором он проходил военную службу по контракту, был обеспечен по договору социального найма жилым помещением, находящимся в федеральной собственности и в оперативном управлении указанного федерального органа. В 2005 г. Н. было присвоено очередное воинское звание — «подполковник» и он был переведен для дальнейшего прохождения военной службы по контракту в другой федеральный орган государственной охраны. В связи с переводом и выездом к новому месту военной службы жилищная комиссия по предыдущему месту службы потребовала расторгнуть договор социального найма с подполковником Н. и освободить занимаемую им квартиру для дальнейшего заселения ее другим военнослужащим. При прибытии к новому месту прохождения военной службы подполковник Н. был принят на учет в федеральном органе государственной охраны в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека (он сам, жена, совершеннолетняя дочь) и ему временно было предоставлено жилое помещение в общежитии. При этом дочь подполковника Н. не проходила обучения в образовательном учреждении по очной форме. В 2010 г. уже полковнику Н. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение на указанный состав семьи с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения. Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, понимать вышеуказанное Постановление Пленума Верховного Суда следует исключительно с точки зрения обеспечения жильем тех лиц, которые совместно с военнослужащим состоят на учете нуждающихся как члены его семьи. Автор полагает такой подход правильным и справедливым в сложившихся на сегодняшний день правоотношениях. На практике же иногда складываются противоречивые ситуации. Можно привести следующий пример. Полковник К. проживает по договору социального найма в жилом помещении муниципального жилищного фонда. Совместно с ним до 2009 г. проживали несовершеннолетний сын и бывшая жена, с которой брак был расторгнут в 2008 г. Полковник К. по месту прохождения военной службы состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека (он сам, сын), поскольку бывшая жена в 2008 г. сама подала заявление о снятии ее с учета в связи с прекращением семейных отношений. В 2009 г. к полковнику К. из другого субъекта Российской Федерации прибывают совершеннолетняя дочь и внук, которые регистрируются по месту жительства в муниципальной квартире полковника К. Тот, в свою очередь, начинает требовать от жилищной комиссии обеспечения жилым помещением на состав семьи четыре человека (он сам, сын, дочь, внук), мотивируя это положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 и нормами ст. 69 ЖК РФ. Автор настоящей статьи полагает, что в данном случае требования военнослужащего являются незаконными и не подлежат удовлетворению. В заключение хотелось бы отметить, что предложенный автором в настоящей статье подход к вопросу определения членов семьи военнослужащего как при принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так и при предоставлении жилого помещения позволит избежать коллизии в праве и, как следствие, нецелевого использования бюджетных средств.
——————————————————————