Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны: закон и реальность (на примере деятельности Центра бесплатной юридической помощи НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»)
(Гасымова Л. А.-кызы) («Военно-юридический журнал», 2011, N 4)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ЗАКОН И РЕАЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»)
Л. А.-КЫЗЫ ГАСЫМОВА
Гасымова Л. А.-кызы, Волгоградский институт бизнеса.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации <1> каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.2009. N 7.
Данная конституционная норма должна быть конкретизирована в ряде федеральных законов и подзаконных актах. Анализ правоприменительной практики показал, что на современном этапе развития Российского государства и права законы, регулирующие порядок предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет государственных, муниципальных жилищных фондов, не реализуются в жизни в полном объеме. Это в первую очередь связано с незаинтересованностью государственных и муниципальных структур в предоставлении жилья за счет всех уровней бюджетов Российской Федерации. Как ни печально осознавать, в том числе ущемляются права ветеранов, участников Великой Отечественной войны, а также членов их семей. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» <2> до 01.05.2010 планировалось завершить обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников, имеющих право на меры социальной поддержки согласно Федеральному закону РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». ——————————— <2> Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» (ред. от 09.01.2010) // Собрание законодательства РФ. 12.05.2008. N 19. Ст. 2116.
В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» <3>, Постановлением администрации Волгоградской области от 10.08.2009 N 301-П «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенции федерального бюджета» <4> однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, следующим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий: инвалидам Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области. ——————————— <3> Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994) (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. 05.01.2000. N 1. <4> Постановление администрации Волгоградской области от 10.08.2009 N 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» (ред. от 11.10.2010) // Волгоградская правда. 19.08.2009. N 152.
Но в год 65-летия Победы нашего государства в Великой Отечественной войне не все ветераны, кто нуждался в улучшении жилищных условий, получили обещанное государством жилье. Многим приходится отстаивать свои права в суде, но, как известно, судебные разбирательства могут длиться не только месяцами, но и годами, а средний возраст данной категории лиц составляет свыше 80 лет. Генеральная прокуратура РФ выявила нарушения в ходе проверки обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Местные власти неправомерно отказывали в предоставлении жилья и занижали размер денежных выплат для приобретения или строительства жилья. Помимо этого установлены факты отказов от обследования жилых помещений, в которых проживают ветераны. Также выявлены необоснованные решения о признании помещений пригодными для проживания <5>. ——————————— <5> URL: http:// realty. lenta. ru/ news/ 2010/ 12/ 27/ prokyratyra.
На примере деятельности Центра бесплатной юридической помощи НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» можно привести несколько примеров нарушений прав ветеранов и вдов ветеранов Великой Отечественной войны в данном вопросе. Пример 1. Гражданское дело по иску вдовы ветерана Великой Отечественной войны Евдокии Анисимовны Хабаровой к администрации Волгограда о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий <6>. ——————————— <6> Архив Центрального районного суда Волгограда и архив Центра бесплатной юридической помощи НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса».
В соответствии с решением исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных депутатов от 01.03.1989 Виктор Сергеевич Хабаров, ветеран ВОВ, составом семьи 2 человека (в том числе и Евдокия Анисимова Хабарова), был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии на основании заявления Е. А. Хабаровой (вдовы ветерана Великой Отечественной войны) он был исключен из состава семьи в связи со смертью. Постановлением администрации Волгограда «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» вдова ветерана была исключена из числа очередников в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали гражданам право на получение жилых помещений по договором социального найма, в связи с тем, что проживала на правах члена семьи в доме, принадлежащем на праве собственности ее дочери <7>. ——————————— <7> Ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.11.2010) // Российская газета. 12.01.2005. N 1.
На момент принятия постановления администрации о снятии Е. А. Хабаровой с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий расчет обеспеченности ее жильем производился исходя из жилой площади, принадлежащей на праве собственности дочери Е. А. Хабаровой, с которой она проживает и является членом семьи собственника. Данное постановление администрации Волгограда было обжаловано в Центральный районный суд Волгограда, но суд первой инстанции в удовлетворении заявления Е. А. Хабаровой отказал, обосновав это тем, что она обеспечена жилой площадью и тем самым утратила основания, которые давали ей право до введения в действие ЖК РФ получения жилых помещений по договорам социального найма. Конечно же, решение суда первой инстанции было обжаловано в кассационном порядке. Кассационная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда при вынесении решения учла тот факт, что Е. А. Хабарова (вдова ветерана) проживает в объекте незавершенного строительства. В установленном законом порядке данный дом не был признан жилым. Домовладение не было сдано в эксплуатацию, а значит, не может быть признано официально жилым, а следовательно, пригодным для постоянного проживания. Факт несдачи домовладения в эксплуатацию стал основанием для отказа ТУ по Дзержинскому району Волгограда по оплате жилищно-коммунальных услуг. Следовательно, с одной стороны, наше государство при решении вопроса о нуждаемости в жилье признавало помещение Е. А. Хабаровой, где она проживает, жилым, с другой стороны, при предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, данное помещение не рассматривается государством в качестве жилого. В результате многочисленных судебных разбирательств с использованием методологических основ теории государства и права (понятия императивной нормы, буквального толкования норм права) исковое заявление вдовы ветерана было удовлетворено. Пример 2. Гражданское дело по иску ветерана Великой Отечественной войны, репрессированного Николая Яковлевича Штурба к администрации Волгограда о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий <8>. ——————————— <8> Архив Центрального районного суда Волгограда и архив Центра бесплатной юридической помощи НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса».
Постановлением главы администрации от 24.06.2010 N 1512 Н. Я. Штурба было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 (11 кв. м). Формальный подход к определению нуждающегося в жилье (только по размеру площади, приходящейся на человека) привел к тому, что ветеран ВОВ продолжает проживать на кухне в однокомнатной квартире с двумя другими взрослыми членами семьи. Как установлено в судебном заседании, квартира N 64 дома N 27 по ул. Землячки г. Волгограда является однокомнатной, жилая площадь квартиры составляет 15,1 кв. м, общая площадь — 38 кв. м, что подтверждается техническим паспортом квартиры (л. д. 13 — 19). В квартире зарегистрированы и проживают истец Н. Я. Штурба, а также его дочь О. Н. Гордеева, которая является собственником данной квартиры, и ее сын О. Н. Гордеев 1988 года рождения. В результате многочисленных судебных разбирательств с использованием методологических основ теории государства и права (аналогии права, принципа справедливости) исковое заявление ветерана было удовлетворено. Анализ материалов данного дела высветил ряд проблем жилищного законодательства. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ <9> ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. ——————————— <9> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. 12.01.2005. N 1.
Как видно из анализа вышеуказанной нормы, государство не ввело каких-либо минимальных пределов обеспеченности общей площадью жилого помещения, критериев определения данного размера, включая в общую площадь жилого помещения не только жилую площадь, но и площадь коридоров, кухонь, санитарных узлов (общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, (п. 5 ст. 15 ЖК РФ). Следовательно, необходимо внести следующие изменения в действующее жилищное законодательство: — во-первых, пересмотреть критерии обеспечения жильем граждан, например, учитывать при определении размера только жилую площадь без помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении; — во-вторых, на федеральном уровне закрепить минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения, например 15 кв. м (в настоящее время на практике данный размер составляет от 10 кв. м до 15 кв. м, в результате нарушается конституционный принцип равноправия граждан). Несовершенство законодательства Российской Федерации и бездействие органов местного самоуправления не должны влиять на уровень и качество жизни людей, и прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, репрессированных, инвалидов.
——————————————————————