Особенности расследования преступлений, предусмотренных статьей 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака»
(Власов П. Е., Колчевский И. Б., Нагаев Е. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 180 УК РФ «НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА»
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2011 года
П. Е. ВЛАСОВ, И. Б. КОЛЧЕВСКИЙ, Е. А. НАГАЕВ
Власов Павел Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент.
Колчевский Игорь Борисович, кандидат юридических наук, доцент.
Нагаев Евгений Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент.
Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, служат идентификатором продукции и услуг, выполняя функции связующего звена между изготовителем (продавцом) и потребителем. В современном мире товарный знак несет в основном отличительную функцию и может именоваться брендом, логотипом и т. д. Компании стремятся достигнуть высоких результатов в продвижении на рынке своей продукции, услуг и достичь тем самым узнаваемости своего товарного знака (бренда). Еще одной немаловажной функцией товарного знака является защита выпускаемой продукции на рынке и борьба с недобросовестной конкуренцией. Деятельность субъектов предпринимательства, направленная на повышение узнаваемости их товарных знаков и знаков обслуживания, влечет возникновение у потребителя определенных ассоциаций между товарным знаком и уровнем качества товаров (услуг), требует существенных финансовых и временных затрат. Поэтому незаконное использование чужого товарного знака причиняет существенный вред правообладателю такого знака. Ущерб можно разделить на прямые убытки и косвенный вред, нанесенный деловой репутации правообладателя. Правоотношения, возникающие в связи использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации, регламентированы главой 76 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. 04.10.2010) <1>. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496 (далее — ГК РФ).
Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества, находятся в ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам <2>, которая, в свою очередь, находится в ведении Министерства образования и науки РФ <3>. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 (ред. от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Российская газета. 2004. 24 июня. N 132. <3> См.: Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 (ред. от 24.03.2011) «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) 19.01.2010 заключили Соглашение «О взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» <4> в целях эффективного выполнения задач, возложенных на стороны действующими нормативными правовыми актами, для обеспечения информационного взаимодействия в сфере охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. ——————————— <4> См.: Патенты и лицензии. 2010. N 2.
Расследование преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака, требует знания и владения специальными терминами и понятиями, используемыми законодателем в положениях норм гражданского права. Изучение уголовных дел по ст. 180 УК РФ позволяет выделить несколько групп преступных деяний, связанных с незаконным использованием товарного знака, обладающих сходными признаками. Первую группу образуют преступления, в которых лица незаконно вводят в гражданский оборот товары (оригинальные), произведенные правообладателем (или уполномоченным им лицом), но не предназначенные для реализации на территории РФ и ввезенные на ее территорию незаконно. Во вторую группу входят преступления, в которых лица реализуют товары собственного производства, незаконно используя при этом чужой товарный знак (без согласия правообладателя или уполномоченного им лица). Третья группа состоит из преступлений, в которых товарные знаки незаконно используются на товарах, произведенных не правообладателем (или уполномоченным им лицом), и производителя которых не представляется возможным установить. Незаконное использование в данном случае выражается в предложении к продаже контрафактного товара. Наибольшие сложности, возникающие при расследовании данной категории дел, связаны с установлением таких признаков состава преступления, как неоднократность и крупный размер ущерба. Помимо этого, затруднения возникают с хранением изъятой контрафактной продукции. Представляется, что рассмотрение обозначенных проблемных вопросов невозможно в отрыве от уголовно-правовой характеристики рассматриваемого преступного деяния и анализа правового режима товарных знаков в РФ. Объектом преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие при использовании товарного знака, знака обслуживания и наименование места происхождения товара. Российское гражданское законодательство относит фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения к интеллектуальной деятельности. Товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров являются предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 180 УК РФ. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На основании решения о регистрации товарного знака Федеральное агентство по интеллектуальной собственности производит его регистрацию в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. На зарегистрированный товарный знак Федеральной службой выдается свидетельство на товарный знак, удостоверяющее приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Регистрация товарного знака имеет срок действия, который составляет десять лет с момента регистрации. Данный срок может быть продлен по заявлению правообладателя (владельца) на десять лет. Закон признает за владельцем товарного знака исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Таким образом, никто не может использовать зарегистрированный товарный знак без разрешения его владельца. Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору. Закон предусматривает различные виды товарных знаков, в качестве которых могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Общеизвестный товарный знак — такой товарный знак или обозначение, которые в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица (п. 1 ст. 1508 ГК РФ). Коллективный знак. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в РФ коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (п. 1 ст. 1510 ГК РФ). Сходные обозначения — это обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях тождественности или схожества с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров, а также с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. Закон содержит целый ряд специальных терминов и понятий, содержание которых закреплено в отдельных статьях ГК РФ. Так, на основании положений ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака (исключительное право на товарный знак) считается его использование любым не противоречащим закону способом, в том числе для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на производимых и продаваемых товарах, этикетках, упаковках, которые демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за незаконное использование товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака следует понимать использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на этикетках или упаковках (ст. 1515 ГК РФ). Такие товары признаются контрафактными. Как следует из материалов уголовного дела и установил суд первой инстанции, ООО «МП Центр» реализовывало аэрозольные баллончики с краской (алкидной эмалью) емкостью 400 мл по цене 450 рублей, на которых нанесено: «Миранол-алкидная-Эмаль», изображение с надписью «Tikkurila MIRANOL», производитель — TIKKURILA PAINTS OY Box 53. FIN 01301 Vantaa, Finland, Tel… произведено по заказу ООО «Промышленная компания Металл Профиль». Справа от надписи на синем фоне нанесено изображение в квадрате с указанием «Металл Профиль», а также написан способ применения данной эмали. Знак Ростеста и информация о проведенной сертификации отсутствуют. Правообладателем, которому принадлежат исключительные права на товарный знак TIKKURILA на территории Российской Федерации, является компания Tikkurila Oy (свидетельство о регистрации товарного знака N 147261), а правообладателем, которому принадлежат исключительные права на товарный знак MIRANOL на территории Российской Федерации, является компания Tikkurila Paints Oy (свидетельство о регистрации товарного знака N 50430). Из информационного письма директора продаж компании Tikkurila Paints Oy от … года следует, что названная компания краску (алкидную эмаль) под торговой маркой MIRANOL в аэрозольной упаковке не производит и в Российскую Федерацию не ввозит; каких-либо договорных отношений или соглашений с ООО «Промышленная компания Металл Профиль», сведения о которой указаны на баллончике с краской, и никакой продукции по заказу этой организации не имеет, в связи с чем данный товар под торговой маркой MIRANOL является контрафактным и нарушает права на интеллектуальную собственность компании Tikkurila Paints Oy. Способами незаконного использования товарного знака являются: — использование товарного знака на ввозимых, продаваемых, демонстрируемых на ярмарках, производимых, предлагаемых к продаже, продаваемых, демонстрируемых на выставках и ярмарках, ввозимых, провозимых, хранимых или иным образом вводящихся в гражданский оборот на территории РФ товарах, их этикетках и упаковках; — использование товарного знака при выполнении работ, оказании услуг; — использование товарного знака на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; — использование товарного знака в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что деяние является оконченным с момента незаконного нанесения товарного знака на товар с целью введения товаров в гражданский оборот. Поэтому ошибочно считать, что маркировка товара чужим товарным знаком образует лишь приготовление к рассматриваемому преступному деянию. Контрафактными признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Однако необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством регистрация товарного знака не дает правообладателю права запретить использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Следовательно, такие товары не могут признаваться контрафактными в случаях использования в отношении таких товаров зарегистрированного товарного знака лицом, не являющимся его владельцем. Диспозиция ст. 180 УК РФ, помимо указания на незаконное использование товарного знака, знака обслуживания указывает на незаконное использование и наименования места происхождения товара, понятие которого также содержится в нормах ГК РФ (ст. 1537). Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ). Под использованием наименования места происхождения товара следует понимать размещение этого наименования, в частности: 1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот; 3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1519 ГК РФ). Разрешая вопрос о наличии в деянии признаков состава незаконного использования наименования места происхождения товара, суды должны учитывать, что указанное наименование может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении определенного товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемого свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар обладает указанными особыми свойствами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами. Незаконным следует признавать использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицом, не имеющим свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. С учетом этого контрафактными признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, используемые для однородных товаров. Сходные с товарными знаками, знаками обслуживания, наименованием места происхождения товара обозначения для однородных товаров представляют собой обозначения, тождественные или сходные с чужими знаками и наименованиями до степени их смешения (например, Panasonix вместо Panasonic — для бытовой техники). Они не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях тождественности или сходства с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров, а также с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации, с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации (кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке). Диспозиция ч. 1 ст. 180 УК РФ предусматривает еще один признак — чужой товарный знак. Чужим является товарный знак, который зарегистрирован на имя другого лица и не уступлен по договору в отношении всех либо части товаров, либо право на его использование не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору. Таким образом, анализ положений действующего законодательства (ГК РФ, УК РФ) позволяет сформулировать условия незаконного использования, состоящие из совокупности трех признаков: 1) знак (наименование) зарегистрирован Федеральным агентством в отношении другого лица либо, хотя и не зарегистрирован, охраняется в России в силу международного договора или является общеизвестным <5>; ——————————— <5> Статья 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). Ратифицирована СССР 19.09.1968 с оговоркой // Закон. 1999. N 7. «Общеизвестным» признается знак, в результате его интенсивного использования ставший широко известным среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Российское законодательство устанавливает определенную процедуру признания знака «общеизвестным» решением Палаты по патентным спорам. Использование чужого общеизвестного знака до его признания, даже и зарегистрированного недобросовестным образом, не влечет уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ. Такие действия образуют недобросовестную конкуренцию, могут быть пресечены антимонопольным органом и влекут гражданскую ответственность.
2) лицо не имеет права на использование знака в силу договора о его уступке, лицензионного договора или по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором; 3) знак (наименование) используется в отношении именно той группы однородных товаров, в отношении которой он зарегистрирован <6>. ——————————— <6> В России используется Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков, учрежденная Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. (заключено в г. Ницце 15.06.1957) (с изм. от 28.09.1979). Соглашение вступило в силу для СССР 26.07.1971. Российская Федерация продолжает участие СССР с 25.12.1991 // Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Публикация N 292(R). Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1992.
Использование в качестве товарного знака какого-либо обозначения, не зарегистрированного и не являющегося «общеизвестным» или «сходным» с зарегистрированным обозначением для чужих товаров, уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ не влечет. Как отмечено выше, для привлечения к уголовной ответственности за совершение рассматриваемого общественно опасного деяния необходимо установить либо факт неоднократности, либо факт причинения крупного ущерба, поскольку все описанные выше деяния без названных признаков подпадают под действие ст. 14.10 КоАП РФ. Именно установление этих обстоятельств вызывает существенные затруднения в правоприменительной практике. Неоднократность, на которую указывает закон в ст. 180 УК РФ, понимается на практике как незаконное использование чужого товарного знака лицом, ранее совершившим такое же деяние. При этом не имеет значения, привлекался ли гражданин за содеянное ранее к уголовной или административной ответственности. Необходимым условием является течение сроков давности, установленных УК РФ или КоАП, в зависимости от юридической оценки содеянного. Если лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности, судимость не должна быть снята или погашена, а после окончания исполнения административного наказания не должно пройти одного года (ст. 4.6 КоАП РФ) <7>. ——————————— <7> Такое «необычное» использование термина «неоднократность» в ч. 1 ст. 180 УК РФ, а также его толкование в практике противоречат концепции действующего уголовного закона, исключившего административную преюдицию. Противоречит оно и понятию неоднократности, ранее содержавшемуся в ст. 16 УК РФ, которая утратила силу.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 Постановления от 26.04.2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» указал, что применительно к ст. 180 УК РФ неоднократным признается совершение два и более раза незаконного использования предупредительной маркировки в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации <8>. ——————————— <8> См.: Российская газета. 2007. 5 мая.
Следовательно, неоднократность в данном случае следует рассматривать как использование чужого товарного знака в отношении различных (двух и более) объектов (товаров, услуг) или партий объектов, образующих единое целое, либо использование двух или более чужих товарных знаков (знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предупредительных маркировок) как одновременно (продолжительно), так и с временным интервалом — из раза в раз. При этом необходимо учитывать, что неоднократность образуется совершением действий, квалифицируемых по любой части рассматриваемой статьи. Размер крупного ущерба применительно к ст. 180 УК РФ установлен законодателем в примечании к ст. 169 УК РФ и равен сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей. Законодателем не установлен круг лиц, которым может быть причинен крупный ущерб в результате незаконного использования товарного знака. Безусловно, прежде всего, ущерб такими преступлениями причиняется законному владельцу товарного знака, но может быть причинен потребителям и иным лицам. Ущерб причиняется владельцу знака в виде упущенной выгоды в связи с безвозмездным использованием знака, в связи с ухудшением положения владельца на рынке (ввиду подрыва его деловой репутации в связи с маркировкой товаров низкого качества, а также ввиду сокращения продаж в результате вытеснения с рынка). Такой ущерб неизбежен, однако определение его точного размера представляет значительную сложность. При определении размера причиненного деянием ущерба правоприменительные органы сталкиваются с трудностями, вызванными отсутствием методики для оценки такого рода ущерба. Под ущербом, применительно к ст. 180 УК РФ, понимается наступление реального материального ущерба, а также упущенная выгода — доходы, которые получил бы правообладатель, если бы не были нарушены его права. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. При неоднократном совершении рассматриваемого преступления возможен лишь прямой умысел, то есть лицо должно осознавать, что незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или иные сходные с ними обозначения неоднократно и желать совершения этих действий. При причинении крупного ущерба возможна вина как в виде прямого, так и в виде косвенного умысла, то есть лицо осознавало, что незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или иные сходные с ними обозначения, предвидело, что в результате такого использования может быть причинен крупный ущерб и желало причинения такого ущерба, либо не желало, но сознательно допускало либо относилось к нему безразлично. Исследование практики применения рассматриваемой нормы показало, что доказывание умысла в отдельных случаях вызывает существенные трудности. В основном это относится к третьей, выделенной нами группе преступных деяний. Так, лица, осуществляющие реализацию товаров, на которых незаконно используется товарный знак (контрафактный товар), в своих показаниях утверждают, что приобрели партию товара на законных основаниях с приложением всех необходимых сопроводительных документов для данной категории товаров, а обязанности по проверке законности использования товарного знака на них никто не возлагал. В таких случаях вменение рассматриваемого преступного деяния невозможно, так как вина будет выражаться либо в неосторожности (небрежности) либо речь идет о невиновном причинении вреда. В остальных двух случаях, когда лица незаконно ввозят на территорию РФ контрафактный товар и когда осуществляют его производство на территории РФ, существенных затруднений с доказыванием умысла на совершение рассматриваемого деяния не возникает. Мотив и цель значения для квалификации не имеют. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста. Это, как правило, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью как зарегистрированной, так и незарегистрированной, а также руководители организаций — юридических лиц, принимающие решение о незаконном пользовании чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или предупредительной маркировкой. Диспозиция ч. 2 ст. 180 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара. Таким образом, основное отличие от ч. 1 заключается в предмете преступления, которым по ч. 2 является предупредительная маркировка. Предупредительная маркировка может проставляться рядом с товарным знаком в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающие на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Обладатель свидетельства рядом с наименованием места происхождения товара также имеет право проставлять предупредительную маркировку в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в РФ. Нанесение предупредительной маркировки свидетельствует о том, что товарный знак охраняется, что должно гарантировать покупателю приобретение товара именно того изготовителя, на которого он рассчитывает. Использование предупредительной маркировки будет незаконным в двух случаях: 1) предупредительная маркировка используется в отношении незарегистрированного в РФ товарного знака; 2) у лица нет права на маркировку, вытекающего из международного договора. Следует обратить внимание на то, что применение предупредительной маркировки в соответствии с действующим законодательством является лишь правом, но не обязанностью владельца товарного знака и пользователя наименованием места происхождения товара. Часть 3 ст. 180 УК РФ называет в качестве квалифицирующих признаков совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Незаконное производство, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт немаркированных товаров и продукции с противоправным использованием чужих товарных знаков и поддельных специальных марок следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 171.1, 180 и 327.1 УК РФ. Так, А., П. и Я. было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. п. «а», «в» ч. 2 ст. 171.1, ч. 3 ст. 180, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ. А. договорился с гражданином Литвы Ш. и жителями г. Москвы П. и Я. объединиться на продолжительное время в организованную преступную группу для совершения, в целях извлечения личной имущественной выгоды, ряда преступлений, связанных с незаконным производством, хранением, перевозкой в целях сбыта и сбытом немаркированных сигарет зарубежных изготовителей, в особо крупных размерах, противоправным использованием чужих товарных знаков и поддельных специальных марок. С этой целью указанными лицами было принято решение использовать зарегистрированное на законном основании предприятие, котор ое бы официально профилировалось на производстве отечественной табачной продукции, с последующей организацией на них тайного изготовления сигарет зарубежных марок «Мальборо», «ЛМ», «Вест», «НВ» и «Кэмэл» и последующим их сбытом, как на территории России, так и за ее пределами <9>. ——————————— <9> Из обвинительного заключения по уголовному делу N 12003240012, возбужденного 23.01.2003. СО Шиловского РОВД Рязанской области. Уголовное дело с обвинительным заключением направлено прокурору Шиловского района Рязанской области 08.11.2008.
Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 180 УК РФ <10>. ——————————— <10> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 180 УК РФ, производится предварительное расследование в форме дознания. Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 180 УК РФ проводится в форме предварительного следствия. По большинству уголовных дел о незаконном использовании товарного знака поводом к возбуждению уголовного преследования являются: заявления и жалобы потребителей о ненадлежащем качестве продукции; заявления владельцев товарных знаков, знаков обслуживания о незаконном использовании зарегистрированных ими товаров (например, использование знака, являющегося идентичным с зарегистрированным знаком, без разрешения его владельца, а также использование неидентичного товарного знака на продукте с целью создания впечатления, что продукт произведен фирмой-владельцем, но сходного до степени смешения знака, который вводит покупателя в заблуждение); материалы из подразделений по борьбе с экономическим преступлениями органов внутренних дел, проводивших проверку по поступившей к ним оперативной информации; непосредственное обнаружение признаков преступления, например в результате проведения контрольных закупок. Материалы доследственной проверки должны содержать следующие документы: рапорт сотрудника милиции о выявленном преступлении; постановление о проведении проверочной закупки, утвержденное у начальника подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (в соответствии с требованием ст. 6 и ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010)) «Об оперативно-розыскной деятельности»); заявления граждан (в случае привлечения к участию в проверочной закупке) на имя начальника подразделения об их добровольном желании оказать помощь правоохранительным органам; протокол осмотра денег и технических средств (диктофона, видеокамеры, микрофона и др.) перед началом осуществления проверочной закупки и их выдачи его участникам. В протоколе указывается сумма денежных средств, количество и достоинство купюр, их номера. К протоколу прилагаются ксерокопии денежных средств. При выдаче технических средств указывается их марка, модель, серийный номер аудио или видеокассеты (метраж ленты, предусмотренное заводом изготовителем время фонограммы (перед началом проведения проверочной закупки на аудиокассету записывается фонограмма следующего содержания: дата и время, кому выдана, с какой целью, наличие или отсутствие звукозаписи на кассете) <11>; ——————————— <11> Также следует обращаться и с флэш-картой или компактным лазерным диском, в зависимости от вида используемой видеокамеры или цифрового диктофона.
протокол личного обыска (досмотра) задержанного, в ходе которого могут быть изъяты денежные средства, полученные за сбыт продукции; протокол изъятия у задержанного предметов, находящихся при нем в момент задержания; протокол добровольной выдачи приобретенных у задержанного товаров лицом, которое их приобрело в ходе проверочной закупки; подробные объяснения от задержанного, копия трудового договора (контракта); объяснения представителей администрации о том, что продавец работал по устному договору; протокол изъятия денежных средств у лица, которому они переданы в качестве оплаты, в протоколе указывается количество, достоинство номеров, серии изъятых купюр, их общая сумма, какие пояснения даны задержанным по поводу изъятых денежных средств, способ их упаковки; подробные объяснения от всех лиц, находящихся на момент проверочной закупки, а также от сотрудников милиции, гражданских лиц и понятых; объяснения потребителей, которые, приобретая товар, были введены в заблуждение относительно его свойств; объяснения представителей администрации предприятия относительно фактов производства, приобретения или реализации товара; объяснения работников предприятия относительно фактов незаконного использования товарного знака при производстве или реализации продукции; акт контрольной закупки, ценники, накладные, чеки контрольно-кассового аппарата; денежные средства и надлежащим образом заверенные их копии, использованные при проведении проверочной закупки; документы, удостоверяющие личности задержанных за совершение данного преступления. Если при проведении проверочной закупки использовалась аудио-, видеозапись, кассета (флэш-карта, компакт-диск) с аудиозаписью (видеозаписью) изымается после возбуждения уголовного дела путем выемки у лица, которое осуществляло ее, о чем составляется соответствующий протокол. После изъятия записи, ее следует прослушать (просмотреть), о чем составляется протокол прослушивания (просмотра) записи с указанием времени начала и окончания прослушивания, а также ее продолжительности; вида, марки и типа носителя записи, его технических характеристик (кассета, бобина, метраж магнитной ленты), технического средства, при помощи которого осуществлялось прослушивание (просмотр), слов, с которых начинается и заканчивается запись. В протоколе также указывается, какие голоса содержатся в фонограмме (мужские, женские), их количество, дословное содержание фонограммы, способ упаковки носителя записи после прослушивания (просмотра). Если лицо задержано на торговом месте (секция торгового комплекса, торговая палатка, магазин и т. п.), необходимо установить и допросить владельца торгового места о том, на каком основании осуществлялась торговля с данного торгового места, каким видом товара, имеется ли разрешение (лицензия) на право торговли; известно ли ему, что осуществлялась продажа изделий с использованием чужого товарного знака. По аналогичным вопросам необходимо допросить представителя администрации рынка. В случае установления фактов незаконного использования товарного знака и знака обслуживания составляется акт снятия остатков с участием представителя проверяемого объекта и специалистов, изымается первичная документация, от всех лиц, участвующих в проверке, отбираются объяснения. К материалам необходимо приобщить документы, на основании которых задержанное лицо осуществляло торговлю: — договор аренды помещения; — лицензии на акцизные товары; — сертификаты качества на конкретные виды товаров; — свидетельство о государственной регистрации предприятия; — учредительные документы; лицензии на право осуществления конкретной предпринимательской деятельности. Незаконное использование товарного знака выражается в нанесении ложных сведений на товар, его упаковку и может быть осуществлено путем надписи или нанесения штрих-кода. Одним из условий наступления уголовной ответственности за указанное деяние является наличие сведений о том, что данные действия осуществлялись неоднократно. Если в орган внутренних дел поступило сообщение о незаконном использовании товарного знака, а в ходе проверки материала органом дознания не выявлены факты неоднократности совершенного деяния, то дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). При вторичном обращении или выявлении факта совершения тождественного или однородного деяния, совершенного тем же лицом, эти первичные материалы (отказные) в совокупности с последующими могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела по соответствующей части ст. 180 УК РФ. Уголовная ответственность за рассматриваемое преступление наступает, если причинен крупный ущерб. Его величина определяется исходя из стоимости товаров, объема использования чужого товарного знака, по усмотрению суда. Оценку ущерба целесообразно определять с учетом величины упущенной выгоды, морального вреда, вреда, нанесенного деловой репутации, имущественного положения потерпевшего и оценки последним значимости нанесенного ему ущерба, количества потребителей, которым был нанесен ущерб. Признав достаточными поводы и основания к возбуждению уголовного дела, следователь (дознаватель) выносит соответствующее постановление и выполняет неотложные следственные действия по фактам незаконного использования товарного знака. Производство обыска имеет целью обнаружение и изъятие материалов, имеющих отношение к незаконному изготовлению товарного знака, средств изготовления и тиражирования (фотоаппаратура, множительная, компьютерная и типографическая техника), черная бухгалтерия, записи, в т. ч. с данными изготовителей, поставщиков, продавцов, записные книжки, еженедельники и т. д.). Осуществляя подготовку к проведению обыска следует учитывать то, что незаконный товарный знак может быть изготовлен в одном месте (с использованием технических средств), а изделия, продукция (товары) изготовлены в другом (с использованием производственного, технологического оборудования). Реализация же продукции с незаконным товарным знаком происходит совершенно в другом месте. Объектами поиска являются технические средства изготовления товарного знака (сырье, заготовки, инструменты и т. д.), а также ярлыки, этикетки, бирки или клейма с текстовыми, цифровыми и другими условными обозначения предприятия-изготовителя, названиями товара, его сорта, количества, стоимости, времени выпуска, стандарта, особенностями оформления, отделки и т. д. Важно провести указанные действия во всех местах, где осуществлялась преступная деятельность подозреваемого. В целях установления характера, рода и масштабов незаконного использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара проводится проверка деятельности предприятия, на котором изготавливался незаконный товар, истребуются уставные документы предприятия. Также необходимо произвести осмотр и изъятие продукции, на которой использовался чужой товарный знак, изъять сертификаты соответствия, счета-фактуры, накладные, товарные и кассовые отчеты и другие документы по фактам получения на реализацию и реализации этих товаров. В случае обнаружения в ходе осмотра вышеуказанных предметов и документов, их следует подробно описать в протоколе осмотра с указанием места, где они обнаружены, их индивидуальных признаков, а также указать способ их упаковки при изъятии с места осмотра, необходимо изучить документы бухгалтерского учета и отчетности и иную документацию на реализуемые и хранящиеся товары. Кроме вышеуказанного, необходимо изъять следующие документы: свидетельство о регистрации товарного знака, знака обслуживания и других отличительных обозначений однородных товаров, либо лицензионный договор об уступке ему права на использование товарного знака; разрешение на право использования товарного знака на конкретных видах товаров; образцы подлинной продукции, изготавливаемой правообладателем; документы, подтверждающие размер причиненного ущерба. Следует также произвести выемку приобретенных потребителями товаров, на которых незаконно использован товарный знак, знак обслуживания, наименования места происхождения товара, предупредительная маркировка. Все предметы и документы, изъятые в ходе обыска, необходимо осмотреть с указанием их индивидуальных признаков в протоколе, решить вопрос о приобщении их к уголовному делу в качестве вещественных доказательств и месте их хранения до решения суда. После производства обыска следует дополнительно допросить подозреваемого и других лиц о принадлежности и значении изъятых предметов и документов. Если по месту обыска изъята компьютерная техника, ее необходимо осмотреть на предмет обнаружения в памяти компьютера файлов с текстами и изображениями, относящимися к незаконному изготовлению и использованию товарного знака. Осмотр компьютерной техники целесообразно проводить с участием специалиста в области компьютерного программирования. Основными свидетелями по уголовным делам о преступлениях данной категории являются потребители, сотрудники Федеральной службы, Госторгинспекции, патентные поверенные и другие специалисты, которые могут дать квалифицированное заключение об особых свойствах товара и месте его происхождения, владельцы товарного знака, а также сотрудники милиции и др. При допросе владельца товарного знака необходимо выяснить: на законном ли основании использовался товарный знак (или обозначения), зарегистрированный им в патентном ведомстве; заключал ли он договор об уступке товарного знака либо лицензионный договор на использование товарного знака (на упаковках, в рекламе, печатных изделиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках, ярмарках и т. д.); причинен ли ему ущерб незаконным использованием товарного знака, в каком размере, является ли этот ущерб для него крупным (необходимо документально подтвердить размер причинного ущерба); каков внешний вид товарного знака, какова символика, материал из которого он изготовлен; какие качества и характеристики товара не соответствуют потребительским свойствам, государственному стандарту, месту происхождения и т. д. Так, допрошенный в качестве представителя потерпевшего — компании «Филип Моррис Продакс С. А.» Л., по существу дела пояснил, что компания «Филип Моррис Продакс С. А.» зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Швейцарии по юридическому адресу… Согласно зарегистрированным в Роспатенте договорам, право на производство сигарет с товарными знаками «Marlboro» и «LM» на территории Российской Федерации передано правообладателем предприятиям ЗАО «Филип Моррис Ижора», расположенному по адресу… и ОАО «Филип Моррис Кубань», расположенному в г. … а право на продажу данных сигарет предоставлено ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», расположенному по адресу… Кроме того, до … года право на производство данных сигарет принадлежало предприятию «Филип Моррис Нева». С момента введения в эксплуатацию ЗАО «Филип Моррис Ижора» в … году «Филип Моррис Нева» прекратила свою производственную деятельность. Осмотрев предъявленные следователем образцы сигарет «Marlboro» и «LM», представитель потерпевшего — компании «Филип Моррис Продакс С. А.» Л. констатировал следующие факты: на пачке с сигаретами «Marlboro» отсутствует текст на русском языке, а все надписи выполнены на английском языке, отсутствует специальная марка для табачных изделий. Текст на английском языке «PHILIP MORRIS PRODUCTS INC. RICHMOND, VA Made in USA» в переводе на русский язык означает, что данные «сигареты были произведены компанией «Филип Моррис Продактс Инк» в США». Текст на пачке «U. S. TAX EXEMPT FOR USE OUTSIDE US» в переводе на русский язык означает, что данные «сигареты освобождены от уплаты налогов в США и предназначены для реализации за пределами США»; на первой пачке с сигаретами «LM» отсутствует текст на русском языке, все надписи выполнены на английском языке, отсутствует специальная марка для табачных изделий. Текст на английском языке «Made under authority of an affiliate of PHILIP MORRIS PRODUCTS INC. RICHMOND, VA» в переводе на русский язык означает, что данные «сигареты были произведены с разрешения аффилированного юридического лица «Филип Моррис Продактс Инк». Текст на пачке «U. S. TAX EXEMPT FOR USE OUTSIDE US» в переводе на русский язык означает, что данные «сигареты освобождены от уплаты налогов в США и предназначены для реализации за пределами США». Далее он пояснил, что компания «Филип Моррис Продактс Инк», а также другие дочерние компании «Филип Моррис Интернешнл» сигареты «Marlboro» и «LM» в Российскую Федерацию не ввозят. Для Российской Федерации они производятся только ЗАО «Филип Моррис Ижора» и ОАО «Филип Моррис Кубань». Также ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» была предоставлена справка, согласно которой по состоянию на 23 января и 11 февраля 2003 года отпускная цена на сигареты «Marlboro» составляла 1882 руб. за пачку и на сигареты «LM» — 1130 руб. за пачку <12>. ——————————— <12> Из материалов уголовного дела N 12003240012, возбужденного в 2003 году СО Шиловского РОВД Рязанской области.
В случае отсутствия возможности проведения допроса может быть направлен запрос правообладателю или его представителю для получения ответа на интересующие следствие вопросы. При допросе работников Патентного ведомства выясняются следующие вопросы: зарегистрирован ли в Патентном ведомстве используемый товарный знак или знак обслуживания, наименования места происхождения товара; кто является их владельцем (т. е. кому выдавалось свидетельство); имеется ли договор об уступке этого товарного знака или лицензионный договор об использовании товарного знака между его владельцем и подозреваемым; обращался ли подозреваемый в патентное ведомство по вопросу регистрации используемого им товарного знака или знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров? При допросе потребителей выясняются следующие вопросы: где, когда, у кого, при каких обстоятельствах приобретен данный товар, замечены ли признаки подделки; каковы внешние признаки лица, сбывавшего товар (пол, возраст, рост, телосложение, особые приметы, манера общения и т. д.); приобретая товар, были ли они введены в заблуждение относительно его места происхождения, производителя, качества или других свойств товара; причинен ли им ущерб, в каком размере и является ли данный ущерб для них крупным? При допросе лиц, изготовивших тождественный товарный знак, знак обслуживания, места происхождения товара или сходные с ними обозначения, необходимо выяснить: кто им рассказал или показал образец, по которому они изготовили заказ; знали ли они, что подобные обозначения уже зарегистрированы другими лицами, которые являются их владельцами, и что изготовленные ими обозначения различий однородных товаров будут использоваться незаконно (например, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании); кто вместе с ними изготавливал незаконные товарные знаки; знали ли они, откуда берется материал и инструменты для изготовления товарных знаков; в каком количестве были изготовлены товарные знаки; знают ли они, в каком количестве была выпущена продукция, на которой использовался данный товарный знак. При установлении фактов, что на изделии незаконно использован товарный знак какой-то фирмы, необходимо выяснить круг лиц, имеющих доступ к товарным знакам в силу своих профессиональных обязанностей (в частности, обеспечение их сохранности и т. д.). При допросе подозреваемого, незаконно использовавшего товарный знак, знак обслуживания, наименования места происхождения или сходные с ними обозначения для однородных товаров, необходимо выяснить: знал ли он о том, что использует чужой товарный знак, т. е., что он зарегистрирован на имя другого лица; знал ли он, что используемый товарный знак хорошо известен потребителям как отличительный знак определенного лица (физического или юридического); обращался ли он в Патентное ведомство с целью регистрации используемого на своей продукции товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара, предупредительной маркировки, а также с целью выяснения вопроса, не являются ли используемые им отличительные знаки сходными до степени смешения с уже зарегистрированными обозначениями различий однородных товаров; род занятий, где, в течение какого времени и на каком основании осуществляет торговую деятельность, каким видом товара он торгует; обстоятельства задержания (когда, где и за что задержан, куда доставлен); когда, от кого, где и за что получил изъятые у него денежные средства (имеются в виду денежные средства, используемые в ходе проверочной закупки); кому принадлежат изъятые у него товары (продукция); когда, где, от кого (Ф. И.О., адрес, телефон и другие способы связи), с какой целью, на каких условиях и при каких обстоятельствах он получил изъятые у него предметы; как давно и часто осуществляет ли он торговлю с арендного торгового места, в общественных местах; когда, где, кем (Ф. И.О., адрес, телефон и другие способы связи), каким образом, при помощи каких технических средств изготовлены изъятые у него товарные знаки; кто оказывает содействие в распространении и реализации; может ли он опознать лиц, от которых он получил изъятые у него предметы и по каким приметам (в случае, если подозреваемому не известны сведения об указанных лицах); каковы мотивы и цели совершения им данного преступления; в случае использования чужого товарного знака группой лиц, необходимо установить, кто являлся инициатором этой идеи и как принималось решение (коллегиально или единолично), кто осуществлял изготовление товарного знака, кто продавал продукцию с незаконным товарным знаком, откуда получены образцы для подделки товарного знака; сознавал ли подозреваемый, что вводит в заблуждение потребителей относительно приобретаемой продукции, места происхождения товара, его качества и т. д.; возмещен ли ущерб и сделано ли это добровольно; не допущено ли им незаконное использование чужого товарного знака под принуждением иных лиц; совершались ли ранее аналогичные и иные преступления; с какого времени, на каких товарах используется чужой товарный знак (знака обслуживания), кем ведется вся документация; кто финансировал деятельность, кем, где, когда приобретен в собственность данный товар, у кого и в каком количестве и т. д.; в течение какого времени используется данный товарный знак; сколько продуктов (товаров) реализовано; сколько хранится на складе, где товар находится; когда, где, каким образом, кем был изготовлен незаконный товарный знак (например, каким образом происходила постановка знака «Пепси-Кола» на бутылках с безалкогольным напитком, произведенным другой фирмой); и др. вопросы с учетом конкретных обстоятельств дела. Необходимо принять меры по установлению соучастников и лиц, занимающихся изготовлением, тиражированием и поставкой товарных знаков. При установлении соучастников преступления их необходимо допросить по обстоятельствам изготовления и провести обыски, предъявить их для опознания подозреваемому, провести между ними очные ставки. Нередко продавцы товара заявляют, что им неизвестно, является ли законным использование товарного знака на реализуемой ими продукции, поэтому при их допросе следует выяснить: откуда, когда, от кого получили они данный продукт (товар) на реализацию; в течение какого времени продают данный товар; какое количество реализовано и по какой цене; знают ли они, кто является собственником товара, откуда поступает товар для продажи, кто его привозит, кем изготавливается и где хранится готовая продукция; когда, кем, на каких условиях они были приняты на работу, что входило в обязанности, зафиксированы ли их обязанности документально; наличие постоянных фирм-поставщиков незаконной продукции и их данные; поступали ли жалобы от потребителей на качество продукции и предпринятые в этой связи меры. Если в показаниях есть существенные противоречия, в целях их устранения проводятся очные ставки, которые целесообразно проводить с применением видеозаписи. При допросе в качестве свидетелей сотрудников милиции, граждан, участвовавших в проведении контрольно-проверочной закупки, понятых следует выяснять следующие вопросы: основания проведения проверочной закупки; время, место, способ и иные обстоятельства проведения проверочной закупки; что находилось у лица в момент проведения проверочной закупки; обстоятельства доставления лица в ОВД; каким образом была установлена его личность; какие пояснения дал задержанный об изъятых у него материалах и источниках их приобретения. При допросе понятых выясняется: время, место изъятия, как назвался досматриваемый, что у него было обнаружено и изъято, какие пояснения дал задержанный по поводу изъятого, способ упаковки изъятого. В случае изъятия документов бухгалтерской отчетности или иной документации, блокнотов, иных записей, содержащих рукописный текст, по делу назначается почерковедческая экспертиза для установления лица, которым выполнены записи. Перед ее назначением необходимо получить образцы почерка и подписи для сравнительного исследования, о чем составляются соответствующие постановления и протоколы. Например, проведение сравнительного исследования по идентификации использованного товарного знака и тождественного ему зарегистрированного товарного знака можно поручить специалистам Роспатента. Кроме того, специалисты Роспатента имеют возможность установить владельца представленного на исследование товарного знака, а также решить вопрос, является ли представленное обозначение сходным с обозначениями для различия однородных товаров, которые были зарегистрированы Патентным ведомством. При необходимости для выяснения доброкачественности изъятой продукции (на которой был незаконно использован чужой товарный знак) могут быть назначены, например, товароведческая, санитарно-эпидемиологическая экспертизы. Нередко возникает необходимость в установлении предприятия-изготовителя ряда изделий промышленного производства. Если объекты подвергнуты фальсификации, важно установить профессиональные навыки лица, их изготовившего, применявшееся оборудование, места изготовления, хранения и т. д. В рамках товароведческой экспертизы товары распознаются по ярлыкам, этикеткам, биркам или клеймам с текстовыми, цифровыми и другими условными обозначениями предприятия-изготовителя, названиями товара, его сорта, количества, стоимости, времени выпуска, стандарта, особенностями оформления, отделки и т. д. Выяснение сходства товарных знаков, отнесения их к различным категориям, вопросы, связанные с принадлежностью, охраной того или иного товарного знака на территории РФ и т. д. подлежат установлению в ходе проведения судебных экспертиз с привлечением специалистов Федерального института промышленной собственности, который находится в ведении Роспатента <13>. ——————————— <13> См.: Приказ Роспатента от 27.03.1997 N 26 (ред. от 31.12.2009) «О Методических рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков» (вместе с Методическими рекомендациями по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, Методическими рекомендациями по вопросам отнесения заявленных обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров и услуг определенного вида, Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство); Приказ Роспатента от 23.03.2001 N 39 (ред. от 06.07.2001) «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений».
При формулировании вопросов перед специалистом Федерального института промышленной собственности (экспертом) необходимо руководствоваться положениями и понятиями, закрепленными в части 4 ГК РФ. Например, для установления факта незаконного использования товарного знака могут быть заданы следующие вопросы: зарегистрирован ли в РФ используемый товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара; кто является их владельцем; группа товаров, для которой он зарегистрирован; имеется ли договор об уступке этого товарного знака или лицензионный договор об использовании товарного знака между его владельцем и подозреваемым; обращался ли подозреваемый в соответствующую федеральную службу по вопросу регистрации используемого им товарного знака или знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров и т. д.?
——————————————————————