В Москве задержали предполагаемого лидера «черных риелторов»

(Кузнецова П.)

(«Жилищное право», 2011, N 12)

В МОСКВЕ ЗАДЕРЖАЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ЛИДЕРА

«ЧЕРНЫХ РИЕЛТОРОВ»

П. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова Полина, адвокат, старший партнер юридической фирмы «Кобзев и партнеры».

Сотрудники уголовного розыска МВД РФ и МУРа задержали бывшую главу агентства недвижимости, являвшуюся, по оперативным данным, одним из лидеров банды «черных риелторов», на счету которых как минимум пять убийств владельцев московских квартир.

Помимо соучастия в преступлениях банды задержанная причастна к совершению ряда мошеннических действий на территории Восточного округа Москвы. Потенциальные покупатели квартир оставляли ей задаток в размере 10 — 15% от стоимости приобретаемого жилья, который злоумышленница присваивала, не доводя сделку до завершения. Руководитель агентства недвижимости занималась подбором потенциальных жертв и подготовкой необходимых документов для дальнейшего переоформления прав собственности на квартиры.

Задержанной предъявлено обвинение по статье 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), в отношении ее избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Комментирует Полина Кузнецова

Как юрист, специализирующийся на вопросах недвижимости, я неоднократно сталкивалась с «черными риелторами» и знаю немало таких историй.

Действительно, мошенники чаще всего ищут одиноких, желательно пьющих пожилых людей. Одна дама из Южно-Сахалинска периодически находила таких стариков, входила к ним в доверие, вступала в брак и спаивала их. Квартира продавалась, женщина скрывалась с деньгами и через некоторое время вступала в новый брак. «У меня же дети, мне нужно их кормить», — сказала она на суде.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 372-ПП «О порядке взаимодействия Департамента социальной защиты населения города Москвы и Главного управления внутренних дел по городу Москве при обеспечении безопасности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов» одиноко проживающие пожилые люди ставятся на учет в органах опеки и попечительства, регулярно информируются о способах обеспечения безопасности. В случае если с таким гражданином нет связи свыше трех месяцев, органы опеки должны совместно с органами ОВД организовать проверку и т. д. Столичный департамент социальной защиты населения выпустил для горожан 4 миллиона памяток о том, как отличить социального работника от мошенника.

Однако в действительности нередки случаи, когда именно социальные работники совместно с участковыми совершают мошеннические действия в отношении одиноких владельцев квартир.

Так, одинокие старики часто «пропадают», при этом у них объявляются «наследники», которые, получив квартиры, продают их. В такой цепочке, как правило, задействован нотариус.

В московском суде рассматривалось интересное дело. После смерти родственника его племянник-милиционер подал заявление нотариусу, однако свидетельство о праве на наследство не получил. В то же время некий гражданин, не являющийся наследником, предъявил нотариусу завещание и получил квартиру. Эту квартиру он немедленно продал и исчез в неизвестном направлении. Наследник-милиционер через два года подал в суд иск о признании завещания недействительным. Проведенная экспертиза показала, что и завещание было фальшивым, и паспорт, который предъявил «наследник по завещанию», никогда не выдавался. То есть налицо мошенничество, а значит, покупатели должны освободить квартиру. На вопросы к истцу, где же он был два года и почему не появлялся в квартире, тот ответил: «Не было времени», хотя жил он в двух шагах от дядюшки. Учитывая явно недобросовестное поведение племянника, суд отказал ему в иске, и квартира осталась за покупателями. Однако, хотя сговор племянника с «наследником по завещанию» был очевиден для всех (в процессе выяснилось, что они были знакомы и вместе приходили к нотариусу!), никаких последствий для мошенников не наступило.

Но не всегда мошенничество совершается против одиноких людей.

Иногда старики, забытые своими родственниками, пускают к себе пожить «добрых» новых знакомых и пишут завещание в их пользу, после чего живут совсем недолго. В таком случае, конечно, завещание можно попытаться оспорить в суде, если сможете доказать, что покойный был болен и не совсем понимал значение своих действий. Для этого приходится проводить посмертную судебно-медицинскую экспертизу, то есть изучать медицинские документы покойного, опрашивать свидетелей.

Была использована и такая схема. В квартире проживали пьющая женщина и ее супруг. Супруга выписали из квартиры во Владимирскую область (о чем ни он сам, ни жилищные органы Владимирской области не подозревали), а с дамой был заключен договор мены, после чего получившая квартиру женщина приватизировала ее. Супруга же исчезла в неизвестном направлении, ее розыски ничего не дали. По адресу обменянной квартиры она не проживала. О том, что квартира приватизирована, а он выписан, мужчина узнал, когда на квитанциях об оплате увидел чужое имя. При этом новая хозяйка в квартире не появлялась, зато продала ее своему земляку из Узбекистана, который также не появлялся в квартире, проявив странное безразличие к своей собственности.

В итоге через два года судебных разбирательств мужчина все же получил свою квартиру обратно, но судьба его жены до сих пор неизвестна. Несмотря на то что сделка была проведена не без помощи работников паспортного стола, никто так и не понес наказания.

Часто риелторы просто втираются в доверие к пьющим людям и получают от них доверенность на продажу квартиры. Это даже не является мошенничеством. Правда, продав квартиру, они скрываются с деньгами, но тут уже ищи-свищи, тем более что алкоголик не пойдет ни в милицию, ни в суд.

Что делать, если ваши родственники являются владельцами квартир и вы опасаетесь, что они могут стать жертвами мошенничества? Самое главное — не забывайте их. Регулярно появляйтесь, звоните, при невозможности связаться поднимайте тревогу. Если забытые вами дедушки и бабушки прописали к себе в квартиру чужих людей, а потом и квартиру им завещали, подумайте, кто же виноват, кроме вас самих? Если родственник сильно пьет, возможно, стоит взять над ним опеку через суд.

——————————————————————