Сравнительный анализ принципов управления некоммерческими организациями, имеющими и не имеющими членство

(Соловьева С. В.) («Журнал российского права», 2013, N 4)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ И НЕ ИМЕЮЩИМИ ЧЛЕНСТВО

С. В. СОЛОВЬЕВА

Соловьева Светлана Вадимовна, старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Выявляются принципы, на основе которых строится управление некоммерческими юридическими лицами. Проводится сравнительный анализ принципов управления коммерческими и некоммерческими юридическими лицами. В рамках этого сравнения выявляется схожесть в управлении юридическими лицами, имеющими одну правовую природу. Автор выделяет общие принципы управления коммерческими и некоммерческими корпорациями, подчеркивая их единую правовую природу. Предлагается классификация принципов управления некоммерческими юридическими лицами.

Ключевые слова: некоммерческие юридические лица, принципы управления, некоммерческие корпорации.

The comparative analysis of the principles of management of nonprofit organizations, with and without membership S. V. Solovyova

The article is devoted to legal principles of management in nonprofit legal entities. The author provides a comparison of the principles of management in commercial legal persons and nonprofit organizations and discovers that these principles are the same. The article gives the classification of management principles in nonprofit legal entities.

Key words: nonprofit legal entities, principals of management, nonprofit corporations.

Согласно положениям законодательства и доктринальным взглядам юридическое лицо выступает в гражданском обороте через свои органы. Система управления в юридическом лице во многом определяется теми целями и способами их достижения, которые определены при создании юридического лица в его учредительных документах. На структуру органов управления юридического лица влияет и его организационно-правовая форма. Существенное различие в структуре органов управления, в порядке их формирования и взаимодействия определяется природой юридического лица. Не вдаваясь подробно в дискуссию о том, какие организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренные российским законодательством, относятся к корпорациям, отметим лишь, что объединение лиц предполагает отличие в системе управления от объединения или выделения имущества для использования его в конкретных целях. Иными словами, если юридическое лицо возникло в результате объединения лиц, преследующих вполне конкретные цели, то и система управления строится исходя из этого обстоятельства. Объединение лиц должно быть оснащено специальными механизмами по выявлению и формированию общей воли участников, которая становится волей юридического лица <1>. Процесс согласования воли участников и формирования воли юридического лица не может не повлиять на систему управления юридического лица, имеющего членство. ——————————— <1> Как отмечал Ф. Регельсбергер, «в корпорации субъекта воли есть множество лиц, соединенных в одно целое, организованная совокупность лиц». См.: Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 289.

Объединение лиц, связанных одной идеей, в юридической и экономической литературе называется корпорацией. «Корпорация — это союз лиц, который существует и действует в интересах этих лиц, непосредственно связанных между собой и корпорацией членскими правами и обязанностями» <2>. В приведенном определении выделены основные черты корпорации, на которые обращают внимание приверженцы различных взглядов на ее юридическую природу и организационно-правовые формы. ——————————— <2> Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 47.

Российское гражданское законодательство пока не знает ни понятия корпорации, ни подобного института, однако в проекте изменений части первой ГК РФ (ст. 65.1) закрепляется позиция тех ученых, которые определяют корпоративные юридические лица как «юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства)». К корпоративным юридическим лицам указанный законопроект относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Может показаться, что научная дискуссия о том, какие юридические лица относятся к корпорациям, а какие нет, не имеет принципиального значения и вопрос только в терминологии. На наш взгляд, развернувшееся обсуждение представляется весьма актуальным, так как его результат повлияет на правовое регулирование гражданского оборота. Создание единообразных правил поведения упрощает участие в гражданском обороте, так же как и четко сформулированный статус его участников. Сегодня законодатель очень подробно регулирует правовое положение хозяйственных обществ и товариществ, в меньшей степени — производственных кооперативов и только в общих чертах — некоммерческих юридических лиц, имеющих членство. Между тем некоммерческие юридические лица, имеющие членство, участвуют в предпринимательской деятельности наравне с другими участниками гражданского оборота. Ведение предпринимательской деятельности юридическим лицом требует соответствующей внутренней организации, которая, в свою очередь, выстраивается на определенных принципах. В дискуссии о корпорациях в первую очередь нас интересует, существенно ли различаются принципы управления деятельностью и структура органов управления хозяйственных обществ и некоммерческих юридических лиц, имеющих членство. И законодатели, и ученые акцентируют внимание на правовом регулировании внутренней структуры хозяйственных обществ, т. е. порядке создания и функционирования органов управления этих юридических лиц. Активно выделяются и обсуждаются принципы корпоративного управления, поведения именно хозяйственных обществ, что, безусловно, отвечает современному экономическому развитию. Но стоит ли ограничивать круг интересов только хозяйственными обществами, учитывая, что некоммерческие юридические лица являются равноправными участниками предпринимательской деятельности? Право некоммерческих юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью не должно осложнять жизнь другим участникам гражданского оборота. Еще С. Н. Братусь подчеркивал, что «так называемые альтруистические корпорации по содержанию своей деятельности ближе к учреждениям, чем к корпорациям, преследующим цели извлечения прибыли. Однако с точки зрения способа и формы механизма волеобразования альтруистическая корпорация принципиально находится в том же положении, что и торговое товарищество, являющееся юридическим лицом» <3>. ——————————— <3> Братусь С. Н. Указ. соч. С. 63.

Отнесение в проекте изменений части первой ГК РФ (ст. 65.1 и 116) некоммерческих юридических лиц, имеющих членство, к корпорациям, несомненно, правильный шаг на пути унификации правил, регулирующих порядок создания и деятельности некоммерческих юридических лиц. Несмотря на разные подходы к определению юридической природы корпорации, ученые выделяют принципы корпоративного управления, которые применимы для любого юридического лица, имеющего членство. П. В. Степанов, придерживаясь той точки зрения, что корпорацией является юридическое лицо, имеющее членство и систему органов, через которые члены реализуют цель создания юридического лица, выделяет принципы корпоративного управления, которые аккумулируют в себе различные взгляды на корпорацию. К ним относятся: 1) внутрикорпоративная демократия; 2) охрана прав меньшинства участников; 3) подчинение личных интересов участников общему корпоративному интересу; 4) добровольное членство; 5) гласное ведение дел корпоративной организацией; 6) ограничение вмешательства участников в текущую деятельность корпоративной организации <4>. ——————————— <4> См.: Степанов П. В. Принципы регулирования корпоративных отношений // Хозяйство и право. 2002. N 3. С. 80 — 90.

Принципы корпоративного поведения, рекомендованные для включения в уставы хозяйственных обществ Кодексом корпоративного поведения 2002 г. <5>, практически не отличаются от тех, которые сформулировал П. В. Степанов для корпораций в более широком значении. ——————————— <5> См.: распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

Принцип внутрикорпоративной демократии, выделенный как принцип корпоративного управления, является базовым принципом управления при любом взгляде на природу корпорации. В некоммерческих юридических лицах, имеющих членство, управление строится на равных возможностях всех членов. Высший орган управления некоммерческих юридических лиц формируется из всех членов юридического лица, и ему подчинены все органы юридического лица. Все члены имеют право избирать и быть избранными в органы управления и контроля юридического лица, имеют одинаковое право голоса (один член, один голос), имеют право участвовать в формировании направлений деятельности юридического лица и его политики, получать информацию о деятельности юридического лица. Все члены некоммерческого юридического лица, имеющего членство, наделены равными правами и обязанностями перед ним и друг перед другом. Согласно действующему законодательству РФ <6> участники некоммерческого юридического лица, имеющего членство, решают наиболее важные для жизни и деятельности юридического лица вопросы: создание, реорганизация и ликвидация юридического лица, формирование коллегиальных органов, избрание единоличных органов, принятие и изменение учредительных документов. ——————————— <6> См.: ст. 91, 110 ГК РФ, ст. 13 — 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Как видим, принцип внутрикорпоративной демократии закреплен либо прямо в законах, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц <7>, либо опосредованно, через законодательное установление отдельных элементов, составляющих этот принцип в законах о некоммерческих организациях. Принцип демократичности управления следует отнести к общим принципам управления некоммерческими организациями, имеющими членство; он входит в принципы построения и деятельности Международного кооперативного альянса, который объединяет потребительские кооперативы многих государств и сегодня определяет политику кооперативного движения в мире <8>. ——————————— <7> См.: ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной корпорации»; ст. 4 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». <8> См.: Statement on the Cooperative Indentity // URL: ica. coop/coop/Principles. htm/.

Принцип добровольности членства присущ как коммерческим юридическим лицам, относимым к корпорациям, так и некоммерческим, имеющим членство. Все члены самостоятельно принимают решение о членстве в юридическом лице или о выходе из него. Данный принцип основан на норме ст. 30 Конституции РФ о праве граждан и иных субъектов гражданского оборота объединяться для достижения целей, не противоречащих законодательству. Свобода выбора отражает существо принципа добровольности членства. Каждый участник гражданского оборота решает сам, вступать или нет в то или иное объединение. Однако свобода объединения имеет ограничение, обусловленное целями созданных объединений. Если лицо стремится к достижению тех же целей, ради которых создано объединение, и отвечает требованиям, предъявляемым объединением к своим членам, то оно вправе стать членом этого объединения. Сами объединившиеся лица устанавливают критерии, которым должны отвечать члены объединения. Порядок приема и выхода из числа участников некоммерческого объединения члены объединения определяют сами в соответствии с принципом внутрикорпоративной демократии. Принцип доступности информации о деятельности юридического лица для всех членов некоммерческих юридических лиц, имеющих членство, закрепленный законами о различных видах потребительских кооперативов, дополняется требованиями Закона о некоммерческих организациях (ст. 32) о предоставлении информации о деятельности, имуществе некоммерческой организации, о ее расходах, структуре и размере доходов. В этой же статье перечисляется информация, которая ни при каких обстоятельствах не может быть предметом коммерческой тайны. Право члена некоммерческого юридического лица на получение информации о деятельности организации не ограничивается размером его имущественного взноса в активы юридического лица. В отличие от участников коммерческих юридических лиц члены некоммерческих организаций имеют равные права в получении информации. Принцип доступности информации о деятельности юридического лица, на котором строится управление некоммерческим юридическим лицом, шире, чем этот же принцип управления коммерческим юридическим лицом. Порядок предоставления информации устанавливается некоммерческими юридическими лицами самостоятельно в своих внутренних документах. Содержание информации определяет и порядок ее предоставления всем членам юридического лица. Некоммерческий характер юридического лица не исключает ведения предпринимательской деятельности этим лицом и, как следствие, наличия информации, составляющей на определенном этапе коммерческую тайну. Следует иметь в виду, что сведения, относящиеся к коммерческой тайне <9>, являются тайной для третьих лиц, а не для участников. Для последних разрабатывается особый порядок предоставления этой информации и определяется ответственность за ее разглашение. Все члены некоммерческого юридического лица имеют право доступа к информации о деятельности юридического лица, включая и информацию, составляющую коммерческую тайну. ——————————— <9> См.: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Общественно полезный характер деятельности некоммерческих юридических лиц предполагает, что предпринимательская деятельность данных лиц является дополнительной, и это обусловливает особый контроль за ее ведением со стороны членов некоммерческой организации и государства. Поэтому принцип доступности информации включает в себя и гласное ведение дела, предполагающее информирование общества и государственные органы о деятельности некоммерческого юридического лица. Вместе с тем, несмотря на то что все участники имеют равные права участия в управлении деятельностью некоммерческого юридического лица (через формирование органов юридического лица, утверждение отчетов этих органов на общем собрании), управление в некоммерческих юридических лицах основано на принципе ограничения вмешательства участников в текущую деятельность юридического лица. Этот принцип практически одинаково используется при управлении коммерческими и некоммерческими юридическими лицами. Текущая деятельность юридического лица направлена на создание условий для достижения целей создания юридического лица. Все участники юридического лица осуществляют контроль за этой деятельностью посредством ревизионной комиссии, которая отчитывается перед общим собранием и имеет достаточно широкие полномочия. Волеобразование юридического лица, имеющего членство, как в коммерческих, так и в некоммерческих корпорациях строится на принципе большинства. Воля большинства членов некоммерческого юридического лица определяет волю его высшего органа управления, который и является волей юридического лица. Принцип большинства в управлении некоммерческим юридическим лицом, имеющим членство, реализуется более полно, чем в коммерческой корпорации, поскольку каждый член имеет один голос и не связан с имуществом и активами некоммерческой корпорации. Принцип большинства позволяет членам коммерческой и некоммерческой корпорации установить дифференцированный подход к решению различных по своей значимости для юридического лица и его членов вопросов. Вместе с тем принцип большинства не исключает и принятие решений единогласно всеми членами органа корпорации. Этот принцип перекликается и вырастает из принципа внутрикорпоративной демократии, который основан на равенстве всех участников корпорации. Воля большинства участников становится волей юридического лица, а меньшинство либо соглашается с этим, либо покидает корпорацию в установленном порядке. Право несогласных с решением большинства выйти из корпорации также является проявлением принципа внутрикорпоративной демократии. В некоммерческих корпорациях реализовать это право любой участник может в любой момент без каких-либо ограничений и взаимных обязательств. В коммерческой корпорации выход участника сопровождается обязанностью корпорации выплатить (или передать имущество) члену стоимость его доли в активах корпорации. Схожие обязательства возникают и у некоммерческой корпорации, созданной в форме потребительского кооператива. Это право безусловно закреплено за любыми членами корпорации. Уставы юридических лиц устанавливают порядок принятия решений органами юридического лица, учитывая постановления законов. Принципом большинства руководствуются все органы юридического лица при принятии решений по вопросам их компетенции. Какое большинство необходимо для принятия решения, зависит от важности вопроса для деятельности корпорации, которая определяется нормами закона и положениями устава корпорации. Установленные законодательством исключения из принципа большинства не отменяют использование этого принципа в построении корпоративного управления, а лишь свидетельствуют о несовершенстве законодательного регулирования. Принцип большинства, будучи универсальным, применяется не только в управлении корпорациями, но и в управлении любым юридическим лицом, имеющим коллегиальные органы управления. Для эффективного управления деятельностью коммерческой и некоммерческой корпорации необходимо распределение полномочий между органами юридического лица. Законодательство предусматривает создание органов управления и контроля в структуре органов юридического лица. Принцип разделения функций исполнения и контроля является одним из важнейших принципов управления деятельностью юридических лиц. В законодательстве он более последовательно представлен в нормах законов, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц. Названный принцип предполагает, что решения, принятые высшим органом управления, воплощает в жизнь исполнительный орган, а контролирует исполнение этих решений, равно как и решение самого исполнительного органа, специальный орган контроля — ревизионная комиссия или ревизор. В коммерческих корпорациях функциями контроля обладает и один из органов управления — наблюдательный совет. Изменения, вносимые в часть первую ГК РФ, все более смешивают функции контроля и исполнения в системе органов корпораций, вместо того чтобы закрепить их разделение. На наш взгляд, законодатель должен императивной нормой закрепить принцип разделения функций контроля и исполнения решений в ГК РФ, законах о некоммерческих юридических лицах, поскольку не во всех нормативных актах, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц, установлена обязанность создания ревизионной комиссии или ревизора. В отдельных законах решение о создании ревизионной комиссии (ревизора) оставлено на усмотрение участников <10>. Деятельность ревизионной комиссии позволяет наиболее эффективно осуществлять управление деятельностью некоммерческого юридического лица, поскольку управление — это не только принятие и реализация решения, но и контроль за его исполнением. ——————————— <10> См., например: Закон о некоммерческих организациях.

Положение ревизионной комиссии как органа контроля, подотчетного только высшему органу управления, способно обеспечить надлежащий контроль за действиями исполнительных органов и иных органов, созданных участниками или органами юридического лица, который, в свою очередь, поможет избежать или сгладить конфликт интересов, злоупотребления со стороны членов органов управления некоммерческой организации, имеющей членство. Контроль за деятельностью органов управления некоммерческой корпорации членами корпорации возможен только через деятельность ревизионной комиссии, которая оценивает законность действий органов и эффективность принимаемых решений, а значит, и качество управления деятельностью юридического лица. Возложение функций контроля на орган управления — наблюдательный или иной совет, как это предлагается в проекте изменений ГК РФ (ст. 65.3), ведет к смешению функций и размыванию сути контроля. Совет как орган управления будет контролировать, но не оценивать эффективность, деятельность исполнительного органа. Возникает вопрос: кто будет контролировать действие самого совета, у которого есть и управленческие полномочия? Кроме общих принципов корпоративного управления, управление коммерческими юридическими лицами, как относящимися к корпорациям, так и не имеющими членства, строится на общих для всех некоммерческих юридических лиц принципах управления их деятельностью, среди которых: принцип гласности ведения дел некоммерческим юридическим лицом; принцип самоуправления; принцип соблюдения баланса интересов участников, учредителей юридического лица и управляющих, юридического лица и общества и государства. Принцип гласности ведения дел некоммерческими юридическими лицами вытекает из их природы как юридических лиц, созданных для ведения общественно полезной деятельности <11>. Юридическое лицо через гласность не только знакомит общество со своей деятельностью, но и привлекает внимание к тем проблемам, которые существуют в той или иной сфере общественной жизни. Гласность деятельности некоммерческих юридических лиц позволяет органам государственной власти оказывать поддержку тем некоммерческим юридическим лицам, которые в ней нуждаются, решая важные общественные задачи. ——————————— <11> Справедливости ради следует отметить, что в ч. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческое юридическое лицо определяется как юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Принцип гласности ведения дел закреплен в ряде статей различных законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц (например, в ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Нормы законов, регулирующих деятельность различных видов некоммерческих юридических лиц, определяют объем и вид информации, а также порядок ее раскрытия некоммерческими юридическими лицами. Принцип самоуправления лежит в основе построения управления всех некоммерческих юридических лиц. Органы управления юридического лица определяют порядок реализации решений, принятых высшим органом управления или учредителями, а закон лишь очерчивает общие рамки системы управления и деятельности юридических лиц. В этих рамках юридическое лицо самостоятельно строит свои отношения с участниками и (или) учредителями, третьими лицами, другими участниками гражданского оборота, органами государственной власти. Особенностью некоммерческих юридических лиц является их специальная правоспособность, обусловленная конкретным видом общественно полезной деятельности, которая предполагает наличие определенного имущества. Переданное некоммерческой организации имущество или приобретенное ею должно использоваться по целевому назначению, т. е. для достижения уставных целей. Принцип целевого использования имущества как основополагающий принцип деятельности некоммерческих юридических лиц, в свою очередь, влияет на управление в некоммерческих организациях. В целях выполнения названных требований законодательства управление некоммерческими организациями осуществляется с соблюдением баланса интересов участников, учредителей юридического лица и общества, государства. Некоммерческие юридические лица должны заниматься общественно полезной деятельностью, которая в общих чертах определена нормами законов. Но если деятельность некоммерческих организаций наносит вред общественной нравственности, безопасности, подрывает основы государства, по другим основаниям не может считаться общественно полезной, органы государственной власти вправе принять к подобной организации соответствующие меры, установленные законом <12>. ——————————— <12> В Римской республике, «когда культ Вакха начинает выливаться в формы, угрожающие общественной нравственности, сенат принимает меры против него, запрещает соответствующие религиозные союзы». Когда создание религиозных союзов начинает прикрывать политические цели в конце Республики, государство принимает меры, направленные на борьбу с этими союзами. Так, в 64 г. до н. э. сенат распускает collegia, в 56 г. до н. э. издается сенатусконсульт против (Sodalitales) частных религиозных союзов, а Юлий Цезарь распускает все коллегии, кроме существующих с древних времен (см.: Ельяшевич В. Б. Союзы республиканского Рима // Избранные труды о юридических лицах, объектах гражданских правоотношений и организации их оборота. Т. I. М., 2007. С. 299, 308).

Таким образом, в управлении деятельностью некоммерческих юридических лиц, созданных в любой установленной законом организационно-правовой форме, лежат общие принципы, обусловленные некоммерческим характером деятельности юридических лиц. Базовые принципы построения управления дополняются специальными принципами, отражающими особенности природы некоммерческой организации и положенного в основу ее деятельности интереса. К специальным принципам построения управления деятельностью некоммерческих юридических лиц относятся принципы, отражающие корпоративную, включая и кооперативную, природу некоммерческих юридических лиц. Согласно проекту изменений части первой ГК РФ все юридические лица делятся на корпорации и унитарные юридические лица, что влечет за собой соответствующее разделение и некоммерческих юридических лиц. К некоммерческим корпорациям относятся также потребительские кооперативы, которые являются кооперативными объединениями. Общие принципы управления корпорациями являются специальными для некоммерческих юридических лиц, поскольку присущи только управлению деятельностью корпораций. Отсюда следует, что управление деятельностью некоммерческих корпораций, не имеющих кооперативной природы, строится на общих принципах управления деятельностью некоммерческих юридических лиц и принципах корпоративного управления, а именно принципах: гласности ведения дел; самоуправления; соблюдения баланса интересов участников, учредителей, юридического лица и общества, государства; сочетания общих и специальных принципов управления; внутрикорпоративной демократии; добровольности членства; доступности информации о деятельности юридического лица всем членам; ограничения вмешательства участников в текущую деятельность; разделения функций управления и контроля; большинства. Управление деятельностью некоммерческих корпоративных организаций, имеющих кооперативную природу, потребительских кооперативов базируется на общих принципах управления деятельностью некоммерческих лиц, дополняется общими принципами корпоративного управления, а также специальными принципами управления кооперативных организаций. К последним можно отнести принципы: взаимопомощи и обеспечения членам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности юридического лица, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат; ограничения участия в хозяйственной деятельности юридического лица (кооператива) лиц, не являющихся его членами; распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности. Управление деятельностью унитарных некоммерческих юридических лиц осуществляется на перечисленных выше общих принципах управления деятельностью некоммерческих организаций.

Библиографический список

Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. Ельяшевич В. Б. Союзы республиканского Рима // Избранные труды о юридических лицах, объектах гражданских правоотношений и организации их оборота. Т. 1. М., 2007. Степанов П. В. Принципы регулирования корпоративных отношений // Хозяйство и право. 2002. N 3. Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.

——————————————————————