Гражданская правосубъектность государственной компании
(Майоров Р. А.) («Юридический мир», 2013, N 11)
ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ
Р. А. МАЙОРОВ
Майоров Роман Александрович, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России.
В статье рассматривается гражданская правосубъектность государственной компании как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации для российской правовой системы. Автор анализирует признаки государственной компании как юридического лица и определяет его понятие.
Ключевые слова: юридическое лицо, государственная компания, признаки юридического лица.
Civil legal standing of a state company R. A. Majorov
Majorov Roman Aleksandrovich, teacher at the chair of state-law disciplines and civil-law disciplines of the Ryazan branch of the Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia.
The article considers the civil legal personality of the state company as a special organizational and legal form of noncommercial organization in the Russian legal system. The author analyzes features of the public company as a legal person and determines its concept.
Key words: legal entity, a state company, signs of a legal entity.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основании Федерального закона Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях)) <1>. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрирована только одна государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее — Автодор) на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 145-ФЗ). В ч. 1 ст. 3 Закона N 145-ФЗ указано, что государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. ——————————— <1> Нормативно-правовые акты и официальные документы приводятся по справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2013).
Из указанных определений следует вывод, что государственная компания — это юридическое лицо в форме некоммерческой организации, обладающее определенным набором признаков. В юридической литературе существуют различные подходы к определению признаков юридического лица. Получившей широкое использование в цивилистической науке является «теория организации» профессора О. А. Красавчикова, в соответствии с которой все признаки юридического лица можно подразделить на две основные группы — материальные и правовые <2>. Не исключены и иные подходы; например, профессор А. Я. Рыженков признаки юридического лица подразделяет на три основные группы <3>: ——————————— <2> См.: Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к статьям 48 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / В. В. Андропов, К. П. Беляев, Б. М. Гонгало и др.; Под ред. Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 525 с. // СПС «КонсультантПлюс», 2012. <3> См.: Рыженков А. Я. Правовое положение некоммерческих организаций: Учеб. пособие. Волгоград, 2004. С. 7.
— целевые — позволяющие разграничить коммерческие и некоммерческие организации; — существенные — позволяющие квалифицировать субъект права именно как юридическое лицо; — индивидуализирующие — позволяющие идентифицировать юридическое лицо среди ряда себе подобных субъектов. К целевым (системообразующим) относятся такие признаки некоммерческих организаций, как отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели и отсутствие распределения прибыли между участниками организации. Данные запреты ни в коем случае не означают отсутствие у государственной компании возможности заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать при этом прибыль, речь идет исключительно о целевой направленности полученной от такой деятельности прибыли. Организационное единство, имущественная обособленность, возможность юридического лица нести самостоятельную имущественную ответственность, выступать в гражданском обороте от своего имени и быть истцом и ответчиком в суде представляют собой существенные признаки юридического лица, закрепленные в ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Поэтому, прежде чем говорить о государственной компании как о юридическом лице, следует определить, обладает ли она перечисленными признаками. Организационное единство государственной компании как юридического лица, проявляющееся в определенной иерархии и структуре органов управления, закрепляется в специальном законе о конкретной компании. Так, например, ч. 1 ст. 7 Закона N 145-ФЗ гласит, что органами управления государственной компании являются наблюдательный совет, правление и председатель правления. Немаловажным здесь является то, что благодаря организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (филиалов, представительств, отделов, служб), но как единое целое. Поэтому следует отметить, что названные органы управления государственной компании выступают как единое целое. Особенность руководства компанией состоит в том, что назначение председателя правления (ч. 1 ст. 12 Закона N 145-ФЗ), а также утверждение состава наблюдательного совета (ч. 3 ст. 8 Закона N 145-ФЗ) государственной компании «Автодор» осуществляется Правительством Российской Федерации. Однако дальнейший контроль со стороны государства за ее деятельностью практически не осуществляется. Другой обязательный признак юридического лица — это имущественная обособленность, мерой которой является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. В соответствии с ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Закон о некоммерческих организациях в развитие данной нормы в п. 3 ст. 7.2 закрепляет, что имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. В свою очередь, ст. 21 Закона N 145-ФЗ, конкретизируя оба вышеназванных положения, гласит, что имущество государственной компании является ее собственностью и обособляется от автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и переданных в доверительное управление государственной компании, и земельных участков государственной компании. Причем формируется данное имущество за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, полученных от использования этого имущества и осуществления деятельности государственной компании (за исключением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами государственной компании), иных не запрещенных законом источников. Таким образом, государственная компания выступает субъектом присвоения имущества и в этом качестве является имущественно обособленной организацией. Об имущественной обособленности государственной компании «Автодор» свидетельствует также имеющийся у нее самостоятельный баланс (ч. 1 ст. 21 Закона N 145-ФЗ). Следует обратить внимание, что имущество, переданное государством в качестве субсидий государственной компании, представляет собой бюджетные средства и переходит в собственность последней, а значит, перестает быть государственной собственностью. Самостоятельная имущественная ответственность как признак юридического лица является следствием его имущественной обособленности. По своим долгам юридическое лицо обязано отвечать принадлежащим ему имуществом. Следовательно, государственная компания обладает названным признаком, так как она не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании (п. 4 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 9 ст. 3 Закона N 145-ФЗ). Кроме того, государственная компания несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей на праве собственности имуществом, за исключением имущества, которое изъято из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание (ч. 10 ст. 3 Закона N 145-ФЗ). Обособленность имущества и самостоятельная имущественная ответственность обусловливают наличие у юридического лица еще одного признака — выступление в гражданском обороте от своего имени, в том числе возможность быть истцом и ответчиком в суде. Участники имущественных отношений должны точно знать, кому принадлежат те или иные права, на ком лежит та или иная обязанность. Для этого установлено правило, что юридические лица должны действовать от своего имени. Наименование юридического лица устанавливается при его создании. В наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму (ч. 1 ст. 54 ГК РФ). Данный признак присущ и государственным компаниям. Так, государственная компания «Автодор» самостоятельно выступает в гражданском обороте, т. е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, которые соответствуют ее целям и реализуемым задачам, в том числе выступать в качестве истца и ответчика в суде. А полное наименование ее — государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ч. 2 ст. 3, ст. 5 Закона N 145-ФЗ). Группу индивидуализирующих признаков государственной компании «Автодор» образуют такие признаки, как: (1) наименование, о котором мы уже упомянули выше; (2) место нахождения в городе Москве; (3) лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе, а также расчетные счета, открытые в банках и иных кредитных организациях; (4) наличие средств индивидуализации, а именно печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием. Довольно важным моментом при анализе признаков государственной компании «Автодор» как юридического лица является то, что не все признаки классического юридического лица свойственны государственной компании. Так, например, данный вид юридического лица наряду с государственными корпорациями вопреки ст. 52 ГК РФ создается и действует не на основании устава, учредительного договора или общего положения об организациях данного вида, а на основании федерального закона. Другими словами, в правовой оборот вошла такая форма некоммерческой организации, которую можно именовать государственно-частной: в части целеполагания и функционального назначения государственные компании исполняют роль государственных органов, в связи с чем наделяются некоторыми властными полномочиями (к примеру, ч. 2 ст. 37 Закона N 145-ФЗ). В части хозяйственной деятельности они выступают как частные организации. Таким образом, следует заключить, что государственной компанией признается создаваемая государством некоммерческая организация, обладающая необходимыми признаками, характеризующими ее как юридическое лицо, но с присущими ей специфическими чертами, основной целью которой является достижение общеполезных целей, закрепленных в законе о ее создании.
Литература
1. Рыженков А. Я. Правовое положение некоммерческих организаций: Учеб. пособие. Волгоград, 2004. 2. Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к статьям 48 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / В. В. Андропов, К. П. Беляев, Б. М. Гонгало и др.; Под ред. Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 525 с. // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
——————————————————————