Изменения в сфере нормативного правового регулирования в области жилищного надзора (контроля)

(Галиев В. Р.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 1)

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ) <*>

В. Р. ГАЛИЕВ

——————————— <*> Galiev V. R. Changes in the sphere of normative legal regulation in the field of housing supervision (control).

Галиев Виталий Ринатович, эксперт отдела организации муниципального заказа и договорного обеспечения департамента городского хозяйства Администрации города Сургута.

Настоящая статья анализирует изменения законодательства Российской Федерации в сфере законодательного регулирования жилищного надзора (контроля). Рассматриваются вопросы создания в стране органов муниципального жилищного контроля, а также его разграничения с органами государственного жилищного надзора, пробелы законодательства и пути его преодоления.

Ключевые слова: государственный жилищный надзор, нормативно-правовое регулирование, разграничение полномочий, муниципальный жилищный контроль.

This article analyzes the changes of the legislation of the Russian Federation in the sphere of legislative regulation of the housing supervision (control), discusses the problems of creation in the country of the authorities of the municipal housing control, as well as the differentiation of the authorities of the state housing supervision, the gaps in the legislation and ways of its overcoming.

Key words: the state housing supervision, normative legal regulation, division of powers, the municipal housing control.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1> (далее Закон N 93-ФЗ) в Жилищный кодекс Российской Федерации <2> (далее ЖК РФ) и иные нормативно-правовые акты внесены изменения, кардинальным образом меняющие структуру жилищного надзора (контроля) в Российской Федерации. ——————————— <1> Российская газета. 27 июня 2012 г. N 144. <2> Российская газета. 12 января 2005 г. N 1.

В частности, благодаря внесенным изменениям в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <3> отныне к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального жилищного контроля. Дополнена указанным полномочием и ст. 14 ЖК РФ, в которой закреплены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. Ст. 3822.

В настоящее время к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление порядка осуществления государственного жилищного надзора, под которым, в соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор. Указанные государственные полномочия Российской Федерации не являются исчерпывающими. П. 17 ст. 12 ЖК РФ к федеральным полномочиям отнесен контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществлением которого занимается Роспотребнадзор и его территориальные органы. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что деятельность данного органа направлена на осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам в соответствии с самостоятельным предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и к надзорной деятельности в области государственного жилищного надзора не относится. Полномочиями в сфере жилищного надзора до недавнего времени обладали исключительно органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом N 93-ФЗ в ЖК РФ введено понятие «муниципальный жилищный контроль», которое по своей сути является новеллой в области жилищных правоотношений. Так, согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. При этом муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ). Порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта. Небезынтересной представляется позиция Министерства регионального развития Российской Федерации (далее — Минрегион России), изложенная в письме от 6 сентября 2012 г. N 23554-ВК/14 «О порядке функционирования органов ГЖИ» <4>. В указанном письме выработаны рекомендации государственного органа по порядку взаимодействия уполномоченных органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими полномочий, предоставленных Законом N 93-ФЗ. ——————————— <4> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2012. N 11 (часть II).

Минрегион России исходит из того, что положения статьи 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. В принципе указанная позиция логична и вытекает из содержания изменений, внесенных в Жилищный кодекс. Однако необходимо обратить внимание на следующие рекомендации государственного органа. «Полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда. Вместе с тем при выявлении органами государственного жилищного надзора фактов неисполнения управляющей организацией обязательных требований такая информация предоставляется органам муниципального жилищного контроля для принятия мер по взаимодействию с собственниками помещений в многоквартирном доме». Согласно ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (договор управления многоквартирным домом) в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Фактически из содержания указанной статьи не представляется возможным определить, в отношении какого жилищного фонда орган муниципального жилищного контроля уполномочен проводить внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Как было сказано выше, муниципальный жилищный контроль осуществляется в отношении муниципального жилищного фонда. Вышеуказанному противоречит позиция Минрегиона России, устанавливающая необходимость осуществления органами местного самоуправления внеплановых проверок в части нарушения обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда. Более того, Минрегион умудряется противоречить в указанном письме своему собственному утверждению, говоря, что муниципальный жилищный контроль в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касается только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Ввиду указанного пробела в законодательстве и имеющихся противоречий в разъяснениях государственного органа в правоприменительной практике уполномоченных органов могут возникнуть определенные проблемы. По мнению автора, в ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ необходимо четко определить, что орган местного самоуправления вправе проводить внеплановые проверки по указанным основаниям только в отношении муниципального жилищного фонда. «Все остальное» — прерогатива органов государственного жилищного надзора. С другой стороны, нельзя не отметить и позитивные моменты. Прежде всего это, конечно, касается порядка организации и проведения внеплановых проверок. Отныне согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не требуется. Также не требуется и предварительного уведомления проверяемой организации о начале проведения такой проверки. Ранее, как известно, при нарушении указанных процедур результаты проверки признавались недействительными ввиду грубого нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <5>. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 29 декабря 2008 г. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Указанный Закон создавал и создает большие трудности органам государственного надзора (контроля) и в первую очередь ориентирован на защиту прав и законных интересов проверяемых. Разработан и принят он был в период широко известной президентской компании, освещавшейся на телевидении и в СМИ. Но какой могла быть эффективность указанных органов, если о самой проверке, в частности внеплановой, нужно было уведомить за сутки до ее начала? И главным становилось соблюдение процедурных сроков к порядку организации и проведению проверки. Никто не отрицает, что они должны быть и соблюдаться неукоснительно. Но должен быть соблюден баланс интересов не только проверяемых, но и непосредственно тех, кто обратился в уполномоченный орган за защитой своих прав. Иначе просто теряется всякий смысл существования органов контроля. И законодатель не сразу, но постепенно начал это осознавать, что подтверждают и первые изменения в сфере жилищного надзора (контроля). Подводя некий итог, можно сделать однозначный вывод, что на данном этапе разграничения полномочий как такового между органами государственного и муниципального надзора (контроля) не существует. По своей сути они наделяются смежными полномочиями. В любом случае структура муниципального жилищного контроля в Российской Федерации пока только формируется, но то, какой она будет и как будет функционировать, зависит прежде всего от грамотного, четкого и последовательного нормативно-правового регулирования.

——————————————————————

Вопрос: Возможно ли приватизировать жилое помещение без согласия одного из совместно проживающих членов семьи нанимателя? («Прокурор», 2013, N 1)

Вопрос: Возможно ли приватизировать жилое помещение без согласия одного из совместно проживающих членов семьи нанимателя?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. (в редакции от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

——————————————————————