Замещения руководящих и профессорско-преподавательских должностей в российских вузах: квалификационные требования

(Завгородний А.) («Административное право», 2012, N 4)

ЗАМЕЩЕНИЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

А. ЗАВГОРОДНИЙ

Александр Завгородний, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Особенности трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений предопределили необходимость принятия специальных трудовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения трудовых отношений для этой категории работников.

Правовой формой реализации трудовых прав преподавателей вузов, как и любых других работников, является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают на основании не только одного трудового договора. Само основание возникновения трудовых правоотношений преподавателей значительно шире и включает в качестве обязательного правоотношения конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, предварительно должно вступить с вузом. Конкурсное правоотношение является, во-первых, предшествующим трудовому правоотношению, возникающему в конечном итоге на основании трудового договора. Во-вторых, конкурсное правоотношение обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения или продолжения трудовых правоотношений как для лица, впервые претендующего на преподавательскую должность, так и для уже работающего преподавателя. Таким образом, замещению должностей профессорско-преподавательского состава (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой), а также переводу на иную преподавательскую должность в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности <1>. ——————————— <1> В п. 2 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» используется термин «конкурсный отбор». В ТК РФ (ч. 2 ст. 332) «конкурсный отбор» заменен понятием избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности преподавателя, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. Действующее в настоящее время Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ было утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114 <2> (далее — Положение от 26 ноября 2002 г.). ——————————— <2> Вестник образования России. 2003. N 5.

Положение от 26 ноября 2002 г. определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора <3> между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава. Положение от 26 ноября 2002 г. в части профессорско-преподавательского состава распространяется только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высшего учебного заведения РФ <4>. ——————————— <3> В Положении речь идет только о срочном трудовом договоре, так как оно было утверждено до принятия новой редакции ТК РФ, которая предоставила возможность заключения с научно-педагогическими работниками и трудового договора на неопределенный срок (ст. 332 ТК РФ). <4> На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, Положение от 26 ноября 2002 г. не распространяется.

Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. В настоящее время законодатель расширяет правовую регламентацию требований, предъявляемых к работникам высших учебных заведений. Так, при приеме на работу на определенные должности должны быть соблюдены установленные требования в отношении высшего образования, уровня квалификации и стажа работы. Следует обратить внимание на тот факт, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее — Квалификационные характеристики) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) <5>. ——————————— <5> Российская газета. 13.03.2011.

В принятом разделе нашли отражение квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, президента, заместителей руководителя (проректора, заместителя директора), руководителей (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения, начальника (заведующего) отдела (управления) аспирантуры, советника при ректоре, ученого секретаря совета учреждения, ученого секретаря совета факультета (института). В этом же разделе указаны квалификационные требования к лицам, претендующим на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Каковы же основные требования, которым должны соответствовать претенденты на замещение руководящих и профессорско-преподавательских должностей в высших учебных заведениях? Требования к деловым качествам работника, соответствующим его профессии или должности, могут быть сформулированы работодателем либо установлены законодателем. Как правило, законодателем устанавливаются типовые и типичные (основные) требования. Они обычно касаются стандартных условий и не учитывают особенностей организации труда у данного работодателя, поэтому и появляется потребность в уточнении этих требований на локальном уровне с учетом специфики той или иной работы. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ. Однако в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 <6>, не содержится соответствующих норм. Типовое положение лишь обращает внимание на то, что к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 88) и отвечающие определенным квалификационным требованиям. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и/или квалификации. ——————————— <6> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.

В п. 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматриваются следующие два уровня высшего профессионального образования: 1) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат; 2) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» <7>. ——————————— <7> В дореволюционной России магистр занимал место между специалистом и кандидатом наук и имел значительные привилегии. Магистр был вправе подать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане, мог зачисляться на должность экстраординарного профессора университета, имел право на чин девятого класса при поступлении на гражданскую службу, получал серебряные академические знаки и т. п.

Переход на двухуровневую систему обучения был обусловлен тем, что в 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс, подписав 19 сентября Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонскую декларацию). В Декларации говорится о том, что принимаемая система базируется на двух главных этапах: получения высшего образования и получения ученой степени. Доступ ко второму этапу предполагает успешное прохождение первого этапа обучения, длящегося не менее 3 лет. Университетский диплом (степень), выдаваемый после первого этапа, должен соответствовать определенному уровню квалификации — бакалавр. Второй этап обучения должен давать возможность получения степени магистра. Нетрудно заметить, что суть Болонского процесса состоит в реформировании не только высшего образования, но, что не менее важно, и рынка труда, а также в создании условий для свободного перемещения трудовых ресурсов в пределах европейского экономического пространства. На наш взгляд, присоединение России к Болонскому соглашению имеет для нее как положительные, так и отрицательны моменты. С одной стороны, двухуровневая система обучения снижает расходы государства на образование, поскольку не все бакалавры продолжают свое обучение в магистратуре. В то же время вопрос о возможности занятия соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает бакалавру в приеме на работу под благовидным предлогом. В соответствии с Болонским соглашением степени «бакалавр» и «магистр» как уровни высшего профессионального образования с сохранением специалиста были введены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <8>. В настоящее более 70% вузов уже реализовали двухуровневые программы высшего профессионального образования (бакалавр — специалист или магистр). ——————————— <8> Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Основное назначение принятых квалификационных требований заключается в необходимости предварительного определения соответствующего уровня специальной подготовки лица для замещения конкретной должности в вузе. Так, при наличии необходимой специальности и квалификации, а в установленных случаях и стажа работы претендент на замещение конкурсной должности допускается к участию в конкурсном избрании. Для замещения должности ассистента претендент должен иметь высшее образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. Нетрудно заметить, что, говоря о наличии высшего образования, составители квалификационных характеристик не уточняют, какой конкретно уровень высшего образования (бакалавр, магистр или специалист) должно иметь лицо, претендующее на профессорско-преподавательскую должность, в том числе и на должность ассистента. Казалось бы, освоение любой ступени (уровня) высшего профессионального образования уже должно предоставлять лицу право претендовать на замещение всех тех должностей, в том числе и профессорско-преподавательских, которые в обязательном порядке требуют наличия у претендента высшего профессионального образования. Однако в последнее время на практике постоянно возникают вопросы, связанные с возможностью замещения той или иной должности бакалаврами, специалистами и магистрами. Наименее определенным является положение бакалавров, выпуск которых осуществляется многими вузами вот уже на протяжении нескольких лет. Степень бакалавра хотя и считается высшим образованием, тем не менее на практике ограничивает свободу трудоустройства лица, получившего эту степень. Как было сказано выше, вопрос о возможности замещения соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает бакалавру в приеме на работу под благовидным предлогом. На наш взгляд, претендовать на замещение профессорско-преподавательской должности могут лишь лица, имеющие более высокий образовательный ценз — специалиста <9> или магистра. В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бакалавр не может быть принят в аспирантуру. В аспирантуру (послевузовское профессиональное образование) государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Таким образом, законодатель, лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру <10>, тем самым ограничил возможности бакалавра получить ученую степень кандидата наук. Следует заметить, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и/или ученое звание. Следовательно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего и послевузовского профессионального образования. ——————————— <9> Квалификация «специалист» в настоящее время не вписывается в Болонскую систему, и потому высока вероятность того, что у лиц с подобными дипломами могут возникнуть проблемы с трудоустройством уже в самом недалеком будущем. <10> Студенты, обучающиеся в магистратуре, могут до поступления в аспирантуру сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, а также по иностранному языку по программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

В отличие от бакалавра, имеющего на практике определенные ограничения по трудоустройству, например, при замещении научно-педагогических должностей, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть доступны все должности. Таким образом, магистры имеют право замещать все должности, предусматривающие наличие высшего профессионального образования, в том числе и должности преподавателей и научных сотрудников в высшем учебном заведении. Надо признать, что существующая на практике проблема дискриминации бакалавров пока не нашла должного отражения ни в юридической литературе, ни в законодательстве. К сожалению, следует констатировать, что утвержденные приказом Министерства здравоохранения и развития РФ Квалификационные характеристики также обошли своим вниманием указанную проблему. Тем не менее, на наш взгляд, законодатель должен в ближайшее время дать соответствующие разъяснения и внести поправки в ряд федеральных законов. Эти разъяснения и поправки должны определить право бакалавра, специалиста или магистра замещать те или иные должности, в том числе должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в соответствии с полученными уровнями высшего профессионального образования. Чтобы исключить сложившуюся по факту дискриминацию при приеме на работу бакалавров, необходимо, чтобы законодатель определил круг должностей (работ), которые имели бы право замещать лица, имеющие квалификацию (степень) бакалавра. Принятие «табеля о рангах» даст, прежде всего, бакалаврам соответствующие гарантии как лицам, имеющим профессиональное высшее образование (бакалавриат). Следовательно, на замещение должности ассистента (как, впрочем, и других профессорско-преподавательских должностей) могут претендовать только лица, имеющие квалификацию специалиста или квалификацию магистра. Аналогичные требования к квалификации установлены и для лиц, претендующих на замещение должности преподавателя. Составители квалификационных характеристик, по сути, уравняли в правах и обязанностях ассистента и преподавателя. В отношении кандидатов, претендующих на замещение должности старшего преподавателя, установлены дополнительные требования к квалификации. Кроме высшего профессионального образования, требуется стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, а при наличии ученой степени кандидата наук необходим стаж научно-педагогической работы не менее одного года. Для замещения должности доцента необходимо, чтобы претендент имел высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Таким образом, при наличии у лица ученого звания требование к стажу научно-педагогической работы становится неактуальным. Хотелось бы напомнить, что ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации. При условии, что данные сотрудники имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов успешно работают в указанных должностях в течение года. Также эти сотрудники должны иметь стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из которых не менее трех лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации, и являться авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года. Кроме того, сотрудники должны являться авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года. Самые высокие требования к квалификации установлены для лиц, претендующих на замещение должности профессора. Кроме высшего профессионального образования, необходима ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет или ученое звание профессора. В каком случае присваивается ученое звание профессора? Ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации. При этом обязательным условием является наличие опубликованных учебно-методических и научных работ, при чтении курса лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов успешно работающих в указанных должностях в течение года. Вместе с тем доктора наук должны иметь стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет педагогической работы — в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации. Претенденты на ученое звание профессора должны быть авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее трех учебников (учебных пособий), опубликованных за последние десять лет и рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Кроме того, эти лица должны быть авторами (соавторами) не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние три года, а также являться авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года. Важным моментом при этом является подготовка данными лицами в качестве научных руководителей или научных консультантов не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени. Должность заведующего кафедрой могут замещать лица, имеющие высшее профессиональное образование, ученую степень и ученое звание и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее пяти лет. Таким образом, на должность заведующего кафедрой могут претендовать лица, имеющие ученую степень кандидата (доктора) наук, ученое звание доцента (профессора) и стаж работы по профилю кафедры не менее пяти лет. На должность декана факультета может претендовать лицо, имеющее высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, а также имеющее ученую степень кандидата (доктора) наук или ученое звание доцента (профессора). Следует также учитывать, что должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения в соответствии с ч. 3 ст. 332 ТК РФ являются выборными. Избрание на выборную должность как основание возникновения трудовых правоотношений предполагает согласие лица на занятие выборной должности, акт избрания на должность и акт утверждения в должности по результатам выборов. При замещении выборных должностей трудовое правоотношение возникает на основании определенной совокупности фактов и срочного трудового договора. Однако следует обратить внимание на то, что ст. 332 ТК РФ не содержит ограничений для заключения трудового договора при замещении должностей декана факультета и заведующего кафедрой на неопределенный срок, так же как и в отношении всех других профессорско-преподавательских должностей. Порядок (процедура) выборов на указанные должности определяется уставом высшего учебного заведения. Однако в уставе, как правило, определен лишь общий порядок выборов декана факультета и заведующего кафедрой. В соответствии со сложившейся практикой процедура выборов может быть подробно определена в любом локальном нормативном акте вуза — например, в Положении о порядке выборов декана факультета и в Положении о порядке выборов заведующего кафедрой в данном высшем учебном заведении. Эти локальные акты принимаются на ученом совете вуза и утверждаются приказом ректора. Утвержденные квалификационные характеристики с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной профессорско-преподавательской должности позволят более подробно уточнять содержание трудовой функции при заключении трудового договора с преподавателями вузов, а также исключить излишние трудовые споры и упорядочить правовое регулирование труда преподавателей. Квалификационные характеристики дают возможность вузу применять их в качестве нормативных документов или могут служить основой для разработки локальных должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава с учетом особенностей организации учебного процесса, труда и управления, а также прав и ответственности преподавателей вузов. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. При разработке должностных инструкций в вузе допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них обязанности, могут назначаться на соответствующие должности. Однако подобное назначение может быть сделано по рекомендации аттестационной комиссии. Так, в соответствии с квалификационными характеристиками в особых случаях на должность доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания (доцент, профессор). При условии, что эти лица имеют стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. При этом указанные лица должны быть избраны в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности либо без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности — при приеме на работу по совместительству или в создаваемое образовательное учреждение до начала работы ученого совета на срок не более одного года. В случае принятия их для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до выхода этого сотрудника на работу. Однако квалификационные требования, которым должен соответствовать претендент на ту или иную должность, нельзя смешивать с деловыми качествами претендентов. Следовательно, у работников должны быть формально-юридические права претендовать на замещение соответствующей должности <11>, которые устанавливаются в квалификационных требованиях. Работодатель же вправе производить отбор тех работников, которые по своим квалификационным и деловым качествам наиболее отвечают специфике той работы, для выполнения которой принимаются. ——————————— <11> Пашков А. С. Избранные труды по трудовому праву. СПб., 2006. С. 296.

Деловые качества — это способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника, а также соответствия иным требованиям, обязательным в силу прямого предписания федерального закона либо вытекающим из специфики той или иной работы <12>. ——————————— <12> См.: п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

Таким образом, понятие «деловые качества» можно, по мнению М. В. Филипповой, разложить на несколько составляющих: — профессиональные качества (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации); — личностные качества (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли); — особые качества, прямо предусмотренные законом (например, наличие российского гражданства); — специфические качества, вытекающие из характера выполняемой работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере) <13>. ——————————— <13> Курс российского трудового права / Под ред. Е. Б. Хохлова. Трудовой договор. СПб., 2007. Т. 3. С. 380 — 381.

Требования к деловым качествам работника, соответствующим его профессии или должности, могут быть сформулированы работодателем либо установлены законодателем. Как правило, законодателем устанавливаются типовые и типичные (основные) требования. Они обычно касаются стандартных условий и не учитывают особенностей организации труда у данного работодателя, поэтому и появляется потребность в уточнении данных требований на локальном уровне с учетом специфики той или иной работы. Кроме квалификационных характеристик и деловых качеств претендента, при приеме на работу вузу также следует учитывать, что ч. 2 ст. 331 ТК РФ оговаривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению научно-педагогической деятельности. Не допускаются к педагогической деятельности лица: — лишенные права заниматься педагогической детальностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда; — имеющие неснятую или непогашенную судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; — имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; — признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; — имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Следует также учитывать, что в ст. 351.1 ТК РФ установлено ограничение на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. В соответствии с указанной статьей к трудовой деятельности в указанных выше сферах не допускаются лица: — имеющие или имевшие ранее судимость; — подвергающиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Таким образом, лицо, имеющее или имевшее ранее судимость, не может быть допущено к педагогической деятельности. Каковы основные требования, предъявляемые законодательством для замещения должности руководителя (ректора) высшего учебного заведения? В п. 4 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» <14> сказано, что руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения согласно уставу соответствующего вуза может быть: ——————————— <14> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

1) избран коллективом образовательного учреждения; 2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 5) назначен учредителем; 6) назначен Президентом Российской Федерации; 7) нанят учредителем. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» замещение должности ректора высшего учебного заведения осуществляется либо в результате избрания (выборов), либо в результате назначения на должность в случаях, указанных в Законе. Кандидатуры, выдвинутые на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений в соответствии с уставами этих вузов, представляются на согласование аттестационных комиссий. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения. Таким образом, во-первых , процедура выдвижения кандидатур на должность ректора должна обязательно предусматривать возможность самовыдвижения. Во-вторых, кандидатуры на должность ректора государственных и муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с уставами этих вузов, представляются на согласование аттестационной комиссией учредителя (п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»). Аттестационные комиссии создаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами в городских округах (учредителями) и действуют на общественных началах <15>. ——————————— <15> Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3289.

Положения об аттестационных комиссиях и состав этих комиссий утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов. Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ <16>, предусмотрено, что избранный ректор утверждается в должности Правительством РФ по представлению федерального органа управления образованием. ——————————— <16> К таковым относятся Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский горный институт (технический университет), Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова.

Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» <17> ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была дополнена п. 5.1. В соответствии с этим дополнением ректор федерального университета не избирается, а назначается Правительством РФ на срок до пяти лет. Учредителем федерального университета является Правительство РФ, к компетенции которого отнесено право как назначать ректора, так и прекращать полномочия ректора, а также заключать и прекращать трудовой договор с ректором. ——————————— <17> СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 786.

Следует обратить внимание на то, что установленный порядок выборов и назначения ректора не распространяется на два ведущих российских вуза. Так, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. При назначении на должность ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и на должность ректора Санкт-Петербургского государственного университета Президентом Российской Федерации определяется срок полномочий руководителей этих университетов, который не может превышать пяти лет. При этом ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть переназначены в должности ректора на новый срок <18>. ——————————— <18> Федеральный закон РФ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 5418.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Учредителем Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, осуществляет по согласованию соответственно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Руководители юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Состав научно-образовательного комплекса Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и состав научно-образовательного комплекса Санкт-Петербургского государственного университета определяются соответственно уставом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и уставом Санкт-Петербургского государственного университета. По достижении ректором Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ректором Санкт-Петербургского государственного университета предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент Российской Федерации вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок, каждый раз в пределах пятилетнего срока. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом Российской Федерации. В соответствии с принятыми квалификационными характеристиками претендент на должность ректора высшего учебного заведения должен соответствовать определенным квалификационным требованиям. Претендент должен иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики. Необходимо наличие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания доцента (профессора), а также стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет. С учетом ч. 12 ст. 332 ТК РФ лицо, претендующее на должность ректора, должно быть не старше 65 лет <19>. ——————————— <19> На практике установленное законом возрастное ограничение по отношению к ректорам вузов постоянно нарушается, что вызывает сомнение в необходимости установления подобного ограничения.

В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения (ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). При этом в устав вуза в установленном порядке вносятся соответствующие изменения, а также принимается положение о президенте вуза <20>. ——————————— <20> См.: Типовое положение о президенте государственного высшего учебного заведения, утвержденное руководителем Федерального агентства по образованию 18 марта 2007 г. // Официальные документы в образовании. Межведомственный информационный бюллетень. 2007. N 12.

Каковы основные требования к квалификации президента высшего учебного заведения? В соответствии с квалификационными характеристиками лицо, претендующее на должность президента вуза, должно иметь высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук, ученое звание доцента (профессора) и стаж научно-педагогической работы или работы в должности ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования не менее десяти лет <21>. ——————————— <21> На наш взгляд, лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, прежде всего должно иметь опыт работы в должности ректора вуза.

Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет вуза органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Говоря об избрании президента на заседании ученого совета вуза, законодатель, видимо, подразумевал, что это выборная должность и порядок выборов будет определяться ученым советом высшего учебного заведения. В случае неизбрания в установленном порядке на должность президента кандидата, предложенного учредителем, вуз не может самостоятельно выдвинуть другую кандидатуру, минуя ее согласование с учредителем. Только учредитель может впоследствии предложить вузу нового кандидата на должность президента. Тем не менее нельзя исключать ситуацию, когда кандидатура для избрания на должность президента государственного или муниципального вуза может быть выдвинута ученым советом вуза для последующего согласования с учредителем. Президент вуза избирается на ученом совете вуза простым большинством голосов тайным голосованием на безальтернативной основе на срок до пяти лет. После того как президент будет избран, между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа (учредителем), в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Как мы видим, из круга полномочий ректора как руководителя организации выпадает право на заключение трудового договора с президентом вуза. Тем не менее ректор участвует в согласовании с президентом высшего учебного заведения полномочий президента. Следовательно, основанием возникновения трудовых правоотношений по должности президента является наличие определенной совокупности фактов: 1) представление учредителем в ученый совет вуза кандидатуры на должность президента; 2) избрание ученым советом вуза представленной учредителем кандидатуры; 3) заключение между учредителем и президентом срочного трудового договора. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации. Следует заметить, что увольнение президента высшего учебного заведения по основаниям, установленным для руководителя (ректора) вуза, в том числе со ссылкой на п. 2 ст. 278 ТК РФ, является достаточно спорным, учитывая, что президент ни юридически, ни фактически руководителем вуза не является. Это может вызвать серьезные трудности при практическом применении данного основания для прекращения трудового договора с президентом вуза, в том числе и для судебной практики. Таким образом, к участию на замещение руководящих и профессорско-преподавательских должностей допускаются претенденты, обладающие дополнительной специальной правоспособностью. Только по отношению к данным лицам можно говорить о свободе добровольного выбора научно-педагогического труда как рода трудовой деятельности и места приложения в любом высшем учебном заведении. Это не может служить поводом для суждений о неравенстве или ограничениях трудовой правоспособности граждан, поскольку каждый имеет равные со всеми возможности получения соответствующего образования и квалификации (включая и научную степень) с учетом личных склонностей и способностей.

Подготовила Наталья Закатаева

——————————————————————