О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел

(Панфилов И. А.) («Российский следователь», 2013, N 5) Текст документа

О РОЛИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ <*>

И. А. ПАНФИЛОВ

——————————— <*> Panfilov I. A. The role of the Internet in the formation of public opinion about lawenforcement bodies activity.

Панфилов Илья Алексеевич, адъюнкт ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», капитан полиции.

В статье анализируется роль сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Сформулировано предложение по использованию средств и возможностей сети Интернет в укреплении авторитета полиции и повышении общественного доверия к ней.

Ключевые слова: масс-медиа, органы внутренних дел, общественное мнение, сеть Интернет, сайт.

The article is about the role of Internet in formation of public opinion about activity of lawenforcement bodies. It also sets out proposals on use of Internet possibilities in strengthening of authority of police and increase of public trust to it.

Key words: mass media, lawenforcement bodies, public opinion, Internet, site.

Существование влияния масс-медиа на общественное мнение до настоящего времени эмпирически не подтверждено. Однако эта аксиома не требует доказательств. Обладая колоссальным потенциалом информационного воздействия на общество, масс-медиа способны преподносить те или иные сведения либо факты в определенном контексте, придавая им конкретное значение. Причем одни и те же, по сути, сведения, представляемые разными масс-медиа, могут по значению диаметрально расходиться. Однако не следует забывать, что масс-медиа являются инструментом в руках субъектов, определяющих их содержание, — частных лиц, организаций, государства и т. д. Как и любой инструмент, масс-медиа могут быть использованы в различных, как благородных, общественно полезных, так и корыстных либо иных негативных, целях. К сожалению, в последнее время информационное освещение деятельности правоохранительных органов, в частности полиции, в средствах массовой информации способствовало формированию у общественности отрицательного отношения к ней. Превышение должностных полномочий, злоупотребление служебным положением, получение взяток, халатность — эти темы часто встречаются в заголовках материалов об органах внутренних дел. В большинстве случаев после обнародования таких материалов назначаются служебные и иные проверки, в ходе которых нередко выясняется, что распространенные в СМИ сведения преувеличены, неправильно истолкованы или вообще не соответствуют действительности. А ведь одним из важнейших условий эффективности правоохранительной деятельности является общественное доверие к органам правопорядка. При этом общественное мнение, соответственно, и доверие, как правило, зависят не от того, насколько качественно и добросовестно правоохранительные органы выполняют возложенные на них функции, а от того, какой их образ создается в масс-медиа. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции В. А. Колокольцев в своем интервью газете «Известия» от 24 мая 2012 г. справедливо отметил, что «в средствах массовой информации не напишут, как все хорошо, как все спокойно и никаких нарушений нет. А любой негатив тут же тиражируется и выплескивается на общественное мнение» <1>. ——————————— <1> URL: http://www. izvestia. ru/ news/525308.

Несомненно, сотрудники полиции при осуществлении своей деятельности стремятся обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан <2>, но не стоит забывать о том, что и представители средств массовой информации, будучи так называемой «четвертой властью», несут большую ответственность за каждое написанное ими слово, т. к. именно оно влияет на социальные процессы и создает общественное мнение, в т. ч. и о работе органов внутренних дел. ——————————— <2> Статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Как известно, наиболее значимая информация, в т. ч. о деятельности полиции, сегодня концентрируется, обсуждается и распространяется преимущественно в сети Интернет, которая благодаря своей доступности и популярности выступает в роли одного из источников сведений наряду с печатными изданиями, радио, телевидением, но при этом качественно отличается от них. В сети Интернет существенно меняется сам процесс сбора, хранения, передачи и обработки информации. Если ранее он включал такие этапы, как получение информации, ее проверку и распространение, то сегодня информация, точнее, ее тематика формируется потоком (рейтингом) запросов, которые, в свою очередь, предопределяют будущие запросы, а значит, тематику информации. Число пользователей сети Интернет растет революционными темпами: в самом начале 90-х гг. оно не превышало 70 тыс. человек, в 1993 г. в мире пользователями сети Интернет являлись уже 10 млн. человек, а в начале 2012 г. этот показатель превысил 2 млрд. <3>. По прогнозам, уже к 2016 г. количество пользователей глобальной сети достигнет 3 млрд. человек <4>. ——————————— <3> Число пользователей Интернета в мире превысило 2 миллиарда. URL: http://ria. ru/technology/ 20120119/543870925.html. <4> URL: http://rocid. ru/news/ 1810-bcg-forecast.

Более того, в современном обществе все более значимое место начинает занимать общение, опосредствованное различными интернет-ресурсами. Примерами таких ресурсов являются блоги или онлайн-дневники, которые представляют собой индивидуальные веб-страницы пользователей, заполняемые различным содержанием (записями, фотографиями, музыкой, видеороликами, ссылками на другие ресурсы и т. д.). В отличие от обычного дневника, блог чаще всего является доступным для остальных пользователей, что открывает уникальные возможности для взаимодействия, обмена комментариями и установления отношений с другими блогерами (людьми, ведущими блог). Таким образом, отдельные блоги складываются в огромные социальные сети, в общей сложности охватывающие тысячи и даже миллионы пользователей из самых разных уголков планеты <5>. ——————————— <5> Шляпников В., Меренкова Н. Возраст случайных связей // Дети в информационном обществе. М., 2010. N 6. С. 38.

В июне 2010 г. в рамках изучения роли Интернета в освещении деятельности органов внутренних дел Фонд общественного мнения (ФОМ) по заказу МВД России провел экспресс-исследование среди блогеров, для которых сеть Интернет стала неотъемлемой частью профессиональной и личной жизни. Исследование проводилось в форме обсуждения в онлайн-режиме в течение нескольких дней. Участники онлайн-дискуссии сообщили, что часто обращаются к поисковым системам (прежде всего Yandex и Google), новостным лентам, сайтам, связанным с их профессиональными и персональными интересами. По их мнению, с одной стороны, распространение в сети Интернет какой-либо информации и активное ее обсуждение способны повлиять на процессы реальной жизни, мнение граждан. Это приводит к тому, что общественное мнение «расслаивается» на «обычное» мнение населения, как мы уже привыкли его обозначать, и мнение социально активных граждан, которое в ряде случаев отличается остротой оценок и максимализмом суждений. Это так называемое «интернет-мнение» целевых групп. Оценка содержания материалов интернет-дискуссии показывает, что деятельность органов внутренних дел относится к числу активно обсуждаемых в интернет-пространстве тем. Было бы преувеличением сказать, что это наиболее обсуждаемая проблема, поскольку, по заявлению некоторых участников, она их абсолютно не интересует, хотя большинство так или иначе к ней обращались. Необходимо отметить, что названная тема обсуждается в сети Интернет преимущественно (а может быть, даже исключительно) в негативном контексте. Отчасти это, по-видимому, связано не со спецификой самой темы, а со спецификой негативной «модной» мотивации, которая побуждает людей обсуждать что-либо в блогосфере. Как указывали участники исследования, источник этой мотивации — наличие определенной проблемы (личной или общественной), неблагополучия или конфликта. В противном случае вряд ли у человека возникнет потребность выходить с данной (да и другой) темой в анонимный виртуальный мир. Неслучайно поэтому в сети Интернет доминирует негативный образ сотрудника органов внутренних дел, а самый распространенный повод поговорить о ней дают события, в которых сотрудники правоохранительных органов действовали ненадлежащим образом. Несмотря на наличие негативных оценок деятельности органов внутренних дел со стороны части интернет-сообщества, за последнее время МВД России реализован ряд мероприятий, нацеленных на улучшение взаимопонимания и конструктивное сотрудничество с гражданским обществом. Так, в обсуждении законопроекта «О полиции» приняли активное участие более 25 тыс. пользователей сети Интернет. Использованная процедура сетевого форума, выбранная в качестве технологии сбора информации о ходе общественной дискуссии о содержании законопроекта «О полиции», позволила обеспечить в целом его легитимное обсуждение и способствовала формированию у наиболее социально активной части населения ответственной гражданской позиции по вопросам модернизации правоохранительной системы. Кроме того, набирает популярность созданная в социальной сети «ВКонтакте» интернет-страница МВД России <6>. На ней в открытом доступе рассматриваются различные вопросы о правоохранительной деятельности, благодаря чему граждане — а это преимущественно молодежная аудитория — получают возможность высказывать свое мнение, предлагать проблемы для обсуждения. ——————————— <6> Количество участников группы составляет 67,1 тыс. человек (по состоянию на июнь 2012 г.).

В августе 2011 г. на портале www. youtube. com открыт официальный канал МВД России, где размещаются информационные и профилактические материалы <7>. Пользователи могут увидеть разнообразные ролики с советами, как не стать жертвами преступлений и как защитить себя и своих близких от криминальных посягательств. МВД России подготовлено также несколько роликов о детской безопасности, интернет-мошенничествах и борьбе с преступлениями, совершаемыми в транспорте. ——————————— <7> Количество просмотров предлагаемых видеороликов составило 346,2 тыс. (по состоянию на июнь 2012 г.).

Немаловажным аспектом формирования положительного мнения общества о деятельности полиции является осуществление МВД России комплекса мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. N 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет». В настоящее время создан единый формат сайтов всех 82 территориальных подразделений МВД России на базе домена mvd. ru <8>, который содержит в своем названии соответствующий автомобильный код региона России. К примеру, сайт ГУ МВД России по Алтайскому краю доступен по адресу: www.22.mvd. ru, а сайт Управления МВД России по Пензенской области — по адресу: www.58.mvd. ru. Несомненно, принятые меры способствуют предоставлению гражданам страны быстрого и удобного доступа к унифицированным разделам и сервисам, а также повышению информативности ресурсов. В настоящее время на любом сайте органов внутренних дел доступны следующие виды информации: актуальная лента новостей, сведения о руководстве и сотрудниках подразделения, необходимые справочные данные и контактная информация, включая телефоны экстренной помощи. Также на обновленных ресурсах размещена дополнительная полезная информация, например, о том, как поступить на службу или что делать в критических ситуациях. В свою очередь, функцию патриотического воспитания несет в себе раздел «Гордость полиции», включающий подразделы «Наши герои», «Доска памяти» и «Календарь мужества». ——————————— <8> Для создания типовой версии сайта территориальных подразделений ведомства была заимствована общая структура и стилистика официального федерального ресурса МВД России. URL: www. mvd. ru.

Как показывает проведенный анализ, на уже запущенных интернет-ресурсах наибольшей популярностью у граждан пользуются такие разделы, как «Новости» и «Руководство». В среднем сайты территориальных органов внутренних дел ежедневно посещает около 1000 человек, а портал столичной полиции — до 2,5 тыс. пользователей <9>. ——————————— <9> URL: http://www. mvd. ru/ news/show_104593.

Представляется, что существующие и создаваемые интернет-ресурсы, призванные укрепить доверие общества к полиции, «не могут сделать сразу бывших милиционеров идеальными полицейскими» <10>. Данный вопрос требует тщательной проработки, понимания того, что такое современные интернет-ресурсы, особенно в российском интернет-пространстве, в какой форме они проявляются в процессе формирования общественного мнения по тематике, связанной с органами внутренних дел, какие формы взаимодействия с интернет-сообществом могут быть применены органами внутренних дел для донесения информации о своей деятельности и продвижения в общество идей правопорядка и законности. ——————————— <10> URL: http://www. rg. ru/2012/ 03/01/nurgaliev-poln. html.

Таким образом, сеть Интернет в настоящее время является тем инструментом, который при рациональном использовании в интересах органов внутренних дел может не только обеспечить эффективное взаимодействие с гражданским обществом, но и способствовать укреплению авторитета полиции, повышению доверия граждан к ней.

——————————————————————

Название документа