Правовое регулирование оказания услуг по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах

(Малеина М. Н.) («Журнал российского права», 2013, N 3) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МАССОВЫХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ <*>

М. Н. МАЛЕИНА

——————————— <*> Статья выполнена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Малеина Марина Николаевна, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Рассматривается особая группа зрелищных услуг — услуги по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах. Раскрывается статус, а также права и обязанности организатора и участников массовых мероприятий. Выдвинуты предложения об изменении законодательства о последствиях одностороннего отказа исполнителя и заказчика от исполнения договора возмездного оказания зрелищных услуг.

Ключевые слова: массовое культурно-зрелищное мероприятие, договор возмездного оказания услуг, разрешение на проведение массового мероприятия, организатор массового мероприятия, законодательство о культуре.

Legal regulation of provision of services on organizing and carrying out of mass cultural and entertainment events in open public places M. N. Maleina

The article deals with a special group of entertainment services — services on organizing and conducting of mass cultural and entertainment activities in open public places. There are expended status and rights and obligations of the organizer and participants of public events. The author makes proposals for changes in legislation on the consequences of unilateral withdrawal of contractor or customer from the contracton providing paid entertainment services.

Key words: mass cultural and entertainment activity, the contract on providing paid services, permission to conduct public event, the organizer of public event, legislation on culture.

Отношения по организации массового отдыха граждан и пользованию благами культуры занимают особое место в социальной сфере. Речь идет о мероприятиях, именуемых как культурно-зрелищные, культурно-массовые, культурно-просветительные, театрально-зрелищные, массовые развлекательные и т. п., которые могут проводиться под открытым небом в общественных местах, доступных для посещения неопределенного круга лиц, или в специализированных учреждениях. Таким образом, критериями разграничения массовых мероприятий выступают содержание (характер), место проведения, количество участников. Примерами культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах (улица, площадь города, парк, акватории рек и водоемов) являются фестиваль, карнавал, фейерверк, народное гулянье, праздничный концерт, авиашоу, театрализованное представление, дискотеки, мото — и велогонки, авторалли вне спортивных объектов. Соответственно, отношения по проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий, имеющих плановый характер, в специализированных учреждениях и стационарных сооружениях, отвечающих назначению их использования (театр, кинотеатр, цирк, спортивный стадион, а также корпоративные вечера в помещении), составляют отдельную группу и в данной статье не рассматриваются. Организация открытого массового культурно-зрелищного мероприятия предполагает функционирование комплекса отношений разной отраслевой принадлежности: 1) между организатором и органом исполнительной власти возникают административные отношения в силу указания об этом в нормативном акте субъекта Федерации или муниципального образования <1>; 2) между организатором и третьими лицами (театрально-зрелищная организация, подрядчик, арендодатель, частная охранная организация и др.) — гражданские отношения по проведению мероприятия; 3) между организатором и участниками — гражданские отношения по оказанию услуг в связи с проведением мероприятий. ——————————— <1> Характеристика административных отношений между организатором и органом исполнительной власти дана в статье М. Н. Малеиной «Организация проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах: основные понятия, правовое регулирование» (Культура: управление, экономика, право. 2008. N 4).

Юридическая природа оснований отношений между организатором и участниками массовых культурно-зрелищных мероприятий зависит от наличия или отсутствия согласования сторонами условий оказания услуг. О заключении гражданского договора можно говорить, если территория проведения мероприятия ограждена, проход осуществляется по пригласительным билетам, пропускам (другим документам) или дополнительно введена плата. В этом случае оферта организатора состоит в совершении действий по подготовке массового мероприятия, в извещении о времени, месте, правилах проведения, выдаче необходимого для прохода документа. Акцепт участника осуществляется путем конклюдентных действий (предъявление документа, проход на огражденную для мероприятия территорию). Соответственно, договор заключается в устной форме и по своей природе относится к группе договоров по оказанию зрелищных услуг. По договору оказания услуг по организации и проведению открытого массового культурно-зрелищного мероприятия в форме публичного показа и (или) исполнения организатор обязуется продемонстрировать гражданину результаты творческой деятельности, специально подготовленные объекты (экспонаты) или определенную деятельность в просветительных, информационных, эстетических, культурных целях, обеспечить благоприятные условия отдыха, а гражданин вправе пользоваться благами культуры, иными результатами деятельности организатора с учетом установленных правил бесплатно или за плату. Специфика предмета любого договора по оказанию зрелищных услуг состоит в том, что одна услуга предоставляется одновременно большому количеству лиц, рассчитана на восприятие массового участника (посетителя, зрителя), хотя с каждым из них заключен отдельный договор. Приобщение к праздничным массовым мероприятиям в случае организации народных гуляний, концертов на площадях, улицах населенных пунктов, в парках без ограждения территории и взыскание платы имеют место без заключения договора. Обязанности и права организатора возникают в силу двух юридических фактов: получение разрешения на проведение массового мероприятия (административный акт) и заключение односторонней сделки организатором, направленной на организацию и проведение мероприятия для неопределенного круга лиц. При этом обязанности исполняются организатором независимо от того, какое количество участников придет на мероприятие, будет ли это сознательный выбор граждан или они окажутся в месте проведения мероприятия случайно, с какого момента граждане присоединятся к мероприятию и станут его участниками, знают ли они полную программу мероприятия и порядок ее проведения (начало и конец шоу, правила интерактивного участия в представлении и проч.). Поэтому, на наш взгляд, основанием прав и обязанностей гражданина как участника мероприятия является юридический поступок, поскольку в таких ситуациях в отличие от сделки направленность воли гражданина на наступление определенных правовых последствий не требуется. Соответствующие права и обязанности гражданина закреплены в нормативных актах субъекта Федерации или муниципального образования и возникают с момента присоединения гражданина к мероприятию. В некоторых муниципальных образованиях принимаются стандарты качества муниципальной услуги «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» <2>, действие которых распространяется на услуги муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается муниципальное задание (заказ). Незначительное количество нормативных актов принято субъектами РФ <3>. В них преобладают нормы, регулирующие отношения между организатором и органом исполнительной власти. ——————————— <2> См., например: Постановление мэрии г. Ярославля от 13 августа 2010 г. N 3275 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг в сфере культуры». <3> См., например: Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве, утв. распоряжением мэра Москвы от 5 октября 2000 г. N 1054-РМ.

Однако на федеральном уровне отсутствуют нормы, регулирующие отношения между организатором и участником в связи с предоставлением услуг по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий. Законодательство РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях не может быть автоматически распространено на регулирование проведения других массовых мероприятий. Актуальным является вопрос о порядке применения норм ГК РФ. Полагаем, что гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ не может учитывать специфики разных услуг, например аудитора или туроператора. Поэтому вряд ли в дальнейшем целесообразно выделение общей части о возмездном оказании услуг и отдельных параграфов о каждом договоре, как это предлагают сделать некоторые юристы <4>. Каждый тип договора услуг должен регулироваться специальной главой, включая параграфы, посвященные отдельным видам договоров. По такому правилу построены в ГК РФ и нормы о договорах по передаче имущества в собственность или во временное пользование, договорах по выполнению работ. Следует также учесть, что часть услуг может оказываться как возмездно, так и безвозмездно. Для некоторых видов зрелищных договоров дополнительно потребуется принятие отдельных нормативных актов. ——————————— <4> См.: Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 10, 29.

Сторонами отношений по организации и предоставлению массовых культурно-зрелищных услуг (как договорных, так и иных) выступают организатор и участник. Организатор — лицо, являющееся инициатором массового мероприятия и осуществляющее организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения. Организатором может быть коммерческая организация, осуществляющая разовое или многократное проведение массовых мероприятий. Иногда организатор — государственный или муниципальный орган или государственное предприятие, учреждение. Так, организатором III Межрегионального рок-фестиваля «Антифабрика», проведенного 25 июня 2011 г. на территории бульвара Кокуй г. Иванова, стало правительство Ивановской области. Реже организатором выступает некоммерческая организация. Например, некоммерческое партнерство «Мотоклуб «Крепость» являлось организатором мото-рок-фестиваля «Железный конь-2011» на острове Краснофлотский (территория конного клуба). В соответствии с актами государственных и муниципальных образований в качестве организатора может выступать физическое лицо. Полагаем, что при совершенствовании законодательства о культуре следовало бы ограничить круг организаторов только юридическими лицами в связи с большим количеством договоров, заключаемых организатором с участниками, третьими лицами, обеспечивающими организацию мероприятия, и, соответственно, необходимостью надлежащего исполнения этих договоров. Участники (посетители, зрители) культурно-зрелищных мероприятий — это любые граждане, их число может достигать нескольких десятков тысяч. Существуют отдельные ограничения, касающиеся участия несовершеннолетних лиц, в целях обеспечения безопасности их жизни и здоровья, нравственного развития и охраны общественного порядка. Законами субъектов РФ могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 18 лет, в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (в том числе на территориях) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Так, Законом Республики Бурятия от 10 декабря 2009 г. N 1182-IV «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия» к общественным местам отнесены спортивные, игровые площадки на территории микрорайонов, а ночное время обозначено как время с 22 часов до 6 часов местного времени, в период с 25 мая по 1 сентября — с 23 часов до 6 часов местного времени. Организатор и участник массового культурно-зрелищного мероприятия по отношению друг к другу выступают как юридически равные субъекты. Независимо от основания возникновения отношений между организатором и участником массового культурно-зрелищного мероприятия у каждого субъекта возникают определенные права и обязанности. Содержание одних обязанностей сторон раскрывается в нормативных актах, наименование и содержание других обязанностей и прав в нормативных актах не приводятся, поэтому они сформулированы нами исходя из обычаев, принципов гражданского права и модели договора об оказании услуг. В обязанности организатора входит: предоставление информации о времени и месте проведения культурно-массового мероприятия, правилах поведения на территории публичного показа (исполнения), в афишах, специальных программах, средствах массовой информации; отдельные выдержки из правил могут быть приведены на входных билетах. Например, ежегодный парад цветов в Голландии преодолевает маршрут в 40 км от Нордвейка до Харлема. Расписание движения колонны анонсируется заранее в прессе и на официальном сайте фестиваля поминутно; обеспечение качества публичного исполнения и показа, своевременного начала и окончания представления; подготовка технического оснащения места проведения мероприятия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к временно предназначенным объектам, включая оборудование ограждений, установку сцены, мест для зрителей, оборудование звукоусиливающей аппаратурой; обеспечение безопасности проведения мероприятия исходя из противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических и других правил, а также внешних опасностей (террористических актов, экстремистских проявлений, беспорядков и иных опасных противоправных действий). Например, для г. Краснодара установлены нормы предельной заполняемости территорий в месте проведения публичного мероприятия: территории у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров и на других площадях — не более 0,8 чел./кв. м; на тротуарах, площадках у административных и торговых центров, театров и рынков — не более 0,3 чел./кв. м (Постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 29 июля 2011 г. N 5482 «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия на территории муниципального образования город Краснодар»). Подобные нормы установлены и во многих других муниципальных образованиях; организация в месте проведения массового мероприятия предоставления медицинской помощи, работы пунктов питания, выездной торговли, камер (пунктов) хранения, туалетов. Эти услуги оказываются в связи с длительностью зрелищного мероприятия под открытым небом. Организатор вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством РФ предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг, составлять программу мероприятия, выбирать исполнителей, он должен предусматривать изменение программы в связи с ухудшением погоды. При бесплатном посещении зрелищного мероприятия организатор несет расходы самостоятельно или они оплачиваются муниципальным образованием, субъектом РФ. Например, организатором проведения 9 мая 2007 г. праздничного концерта на территории Поклонной горы в г. Москве было ОАО «ТВ «Центр», а финансирование затрат осуществлялось согласно смете расходов за счет средств резервного фонда, предусмотренного в бюджете г. Москвы на 2007 г. <5>. ——————————— <5> См.: распоряжение Правительства Москвы от 7 мая 2007 г. N 860-РП «О задачах городских служб по подготовке и проведению на Поклонной горе праздничного концерта, посвященного Дню Победы».

Участник имеет право свободно проходить на объект проведения массового мероприятия, если иное не предусмотрено порядком его проведения (наличие документов, пригласительных билетов, аккредитации) или если оно не проводится на платной основе (при наличии билетов). Соответственно, участник (зритель) вправе требовать размещения согласно билетам (пропускам). В отдельных случаях право пройти на мероприятие подтверждается наличием документа, разрешающего находиться на определенной территории. Например, на одной из станций метрополитена в Мадриде перед пассажирами несколько дней выступали драматические и танцевальные коллективы. Для зрителей были установлены кресла и предусмотрены стоячие места. Представления можно было смотреть бесплатно при наличии билета или абонемента на проезд в метро. Участник обязан соблюдать правила проведения мероприятия и общественный порядок. Так, требуется предъявлять представителям администрации объекта проведения мероприятия билеты или документы, дающие право для входа на массовое мероприятие, а также пропуска на въезд автотранспорта на территорию места проведения массового мероприятия, если это предусмотрено порядком его проведения, и занимать места, указанные в приобретенных билетах или заменяющих их документах. В некоторых случаях участие предполагает следование определенному маршруту движения. При входе на территорию проведения некоторых мероприятий необходимо пройти специальный контроль. Посещение возможно в обозначенные часы работы. Как правило, гражданам не разрешается проносить на территорию проведения мероприятия алкогольные напитки, любые виды оружия или предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, крупногабаритные свертки и сумки, мешающие зрителям, а также нормальному проведению массового мероприятия. В связи с этим устанавливается требование сдавать в камеру хранения крупногабаритные предметы. Участникам запрещается самостоятельно использовать петарды, ракеты, фейерверки, огнеопасные изделия. В отдельных муниципальных актах формулировка требований к участнику может вызвать неоднозначное толкование. Так, в п. 3.2 Стандарта качества муниципальной услуги «Организация массовых мероприятий», утвержденного Постановлением администрации г. Сургута от 7 февраля 2007 г. N 344, установлено, что житель или гость города Сургута при оказании услуги не должен находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, от его одежды не должен исходить резкий неприятный запах, его одежда не должна иметь выраженные следы грязи, которые могут привести к порче (загрязнению) одежды других участников мероприятия, проводимого вне помещения. Очевидно, что степень опьянения, загрязнения одежды, вид запаха воспринимаются индивидуально. Несоблюдение указанных выше обязанностей влечет гражданскую, административную или уголовную ответственность. Нарушения организатором обязательств перед участником проявляются в отсутствии информации о возрастных ограничениях массового мероприятия, опоздании начала проведения шоу или преждевременном его окончании, в необоснованном прерывании мероприятия, непринятии мер, обеспечивающих безопасность зрителей, посетителей, в постановке развлекательного мероприятия, не соответствующего нормам закона и морали. Посетителю, зрителю может быть причинен как имущественный, так и неимущественный вред. Имущественный вред — это стоимость билетов, проезда до места проведения мероприятия, судебные издержки в связи со спором; неимущественный вред выражается в переживании из-за неполучения согласованных (или ожидаемых при бездоговорных отношениях) результатов культурной деятельности или из-за публичного исполнения ненадлежащего качества. В некоторых ситуациях, которые могут быть вызваны непринятием мер по обеспечению безопасности, использованием некачественного сценического и другого технического оборудования, убытки выражаются в затратах на лечение пострадавших зрителей (посетителей), а неимущественный вред — в испытании боли. Так, в 2002 г. на авиашоу под Львовом в программе были заявлены выступления спортивных и боевых самолетов. При выполнении очередной фигуры высшего пилотажа истребитель-бомбардировщик врезался в зрителей. Погибли 83 человека, 116 были ранены. Комиссия сделала заключение, что к трагедии привели серьезные просчеты при организации демонстрационных мероприятий, устроители авиашоу не выдержали минимально безопасную высоту и необходимое удаление от зрительских трибун <6>. ——————————— <6> См.: Катастрофа самолета Су-27 на авиашоу. URL: http://crash. worldwebspot. com/ aviakatastrofy/ katastrofa-samoleta — su-27-na-aviashou. html.

Непосредственно в российской практике гражданка К. обратилась в суд с иском к кинотеатру «Салют» о возмещении материального и морального вреда, указывая, что 27 августа 1997 г. ее дочь посетила бесплатную дискотеку, организованную ответчиком на открытой площадке, прилегающей к кинотеатру. В связи с недостаточностью освещения и большим скоплением народа на площадке девочка не заметила подвальную яму кинотеатра глубиной свыше полутора метров, которая не была ограждена, и упала в нее. В результате падения потерпевшая получила телесные повреждения, а также психическую травму, вызванную стрессом. Суд, признавая вину ответчика, не обеспечившего безопасность массового мероприятия, организованного им, удовлетворил исковые требования К., взыскав с ответчика в счет возмещения материального вреда 245 руб. и компенсации морального вреда в размере 5000 руб. <7>. ——————————— <7> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 28 апреля 1998 г.

Конечно, при определении размера ответственности во внимание принимается и вина самих участников мероприятия. Например, во время ежегодного фестиваля Сан-Фермин в г. Памплона (Испания) главным аттракционом считается преследование быками бегущих по улицам города людей. Мэрия города как организатор мероприятия обеспечивает ограждение маршрута пробега, посыпает тротуары специальным составом, организует оказание скорой медицинской помощи. По установленным правилам отбиваться от животных можно только свернутой газетой. После каждого забега несколько человек обращаются за медицинской помощью <8>. Поскольку некоторые участники не знают маршрута забега, не имеют необходимой физической подготовки, находятся в состоянии опьянения, решение о материальной и иной ответственности организатора принимается после исследования всех обстоятельств участия пострадавших в мероприятии. ——————————— <8> См.: Начинаются празднования Сан-Фермин в Памплоне. URL: http://www. corrida. ru/news/ nachinayutsya-prazdnovaniya — san-fermin-v-pamplone.

Прекращение и приостановление оказания услуги по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий имеют свою специфику. Имущественные последствия такой меры зависят от того, были ли услуги возмездными или нет и по чьей вине произошло неисполнение обязанности. Согласно п. 3 ст. 781 ГК РФ, если невозможность исполнения возмездного обязательства услуг возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Представляется, что в таких ситуациях риск неблагоприятных последствий в связи с неисполнением открытых массовых культурно-зрелищных мероприятий должен все-таки нести исполнитель (организатор). Организатор и так получил денежные средства при продаже билетов за услугу, которую не исполнил полностью или в части. Кроме того, участник может не явиться, если о невозможности исполнения обязательства было заявлено заранее, или явиться к началу несостоявшегося представления, но покинуть место проведения, не оставив информации. Таким образом, исполнение правила, сформулированного в п. 3 ст. 781 ГК РФ, вызывает сложности при заключении любого возмездного зрелищного договора. Поэтому следует дополнить законодательство нормой, согласно которой участник (заказчик) не возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы при невозможности исполнения возмездного обязательства услуг по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает. Примером обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, может быть угроза террористического акта, объявление в городе Дня траура в связи с масштабной катастрофой, введение режима чрезвычайной ситуации, эпидемия. В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется правильным для обязательств по организации и проведению массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах установить недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора (кроме случаев, предусмотренных законом) при объективной возможности оказания услуги, поскольку одновременно нарушаются интересы и права огромного количества участников, собравшихся в одном месте. Если организатор не приступил к оказанию услуги, то следует закрепить обязанность возмещения участнику мероприятия (заказчику) убытков в полном объеме, а если нарушения организатора выражаются в форме приостановления или прекращения исполнения названной услуги, то предусмотреть в законе обязанность возмещения реальных убытков. Примером подобной ситуации является не состоявшийся в июле 2011 г. в Нижегородской области всероссийский трехдневный фестиваль под открытым небом «Rock-лето 2011», на который планировало приехать около 10 000 человек. Оказалось, что организаторы продавали билеты и распространяли рекламу, не имея разрешения на проведение мероприятия. Об угрозе срыва было сообщено на пресс-конференции в «Комсомольской правде» за сутки. Организаторы обещали вернуть деньги за билеты <9>. ——————————— <9> См.: Кинчев Р. Организаторы несостоявшегося «Рок-лета» обещают вернуть деньги за билеты на следующей неделе. URL: http://kp. ru/daily/ 25723/2715519/?geo=1.

Если же услуга по организации и проведению массового культурно-зрелищного мероприятия оказывается бесплатно, то считаем, что отказ организатора от исполнения обязательства при наличии его вины должен повлечь возмещение участнику реальных убытков. В отдельных нормативных актах указывается, что основанием приостановления услуги являются неблагоприятные климатические условия (например, п. 6.2 Стандарта качества муниципальной услуги «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий», утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от 13 августа 2010 г. N 3275). Ухудшение погоды не зависит от поведения конкретного организатора. Однако современный уровень метеорологии позволяет предварительно получить сведения о погодных условиях и принять меры по воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, либо перенести место и (или) время проведения мероприятия, либо внести изменения в программу мероприятия, либо отказаться от организации массового мероприятия до объявления о его проведении. Поэтому в ряде случаев следует говорить о вине организатора в форме неосторожности, а не о невозможности исполнения услуги организатором (исполнителем). Согласно действующему законодательству односторонний отказ заказчика от исполнения возмездного договора оказания услуг влечет обязанность оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Полагаем, что правило о возможности и последствиях одностороннего отказа заказчика от исполнения договора не должно распространяться на все договоры возмездного оказания услуг. В договорах оказания услуг в виде организации и проведения массового культурно-зрелищного мероприятия отказ участника от просмотра мероприятия не отменяет исполнение услуги, организатор все равно расходует средства в полном объеме независимо от количества присутствующих посетителей, зрителей. Если участник (гражданин) вообще не придет на массовое культурно-зрелищное мероприятие и не заявит свое притязание на стоимость билета, то организатор в связи с неизвестностью имени участника не может реализовать свое право взыскать фактически понесенные расходы. Таким образом, правило п. 1 ст. 782 ГК РФ о возмещении исполнителю (организатору) фактически понесенных расходов при отказе заказчика (зрителя, посетителя) от исполнения возмездного договора не может быть в некоторых случаях реализовано. Поэтому, на наш взгляд, в закон требуется ввести указание о неприменении этой нормы в такой редакции к возмездным обязательствам по организации и проведению массовых культурно-зрелищных услуг. Если же услуга по организации и проведению массового культурно-зрелищного мероприятия оказывается бесплатно, то отказ организатора от исполнения обязательства при наличии его вины должен повлечь возмещение участнику реальных убытков.

Библиографический список

Катастрофа самолета Су-27 на авиа-шоу. URL: http://crash. worldwebspot. com/ aviakatastrofy/ katastrofa-samoleta-su-27-na-aviashou. html. Кинчев Р. Организаторы несостоявшегося «Рок-лета» обещают вернуть деньги за билеты на следующей неделе. URL: http://kp. ru/daily/ 25723/2715519/?geo=1. Малеина М. Н. Организация проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах: основные понятия, правовое регулирование // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 4. Начинаются празднования Сан-Фермин в Памплоне. URL: http://www. corrida. ru/news/ nachinayutsya-prazdnovaniya-san-fermin-v-pamplone/. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *