Образование институтов советского права: политико-идеологические контуры и организационные основы перестройки системы подготовки юристов

(Зипунникова Н. Н.) («Российский юридический журнал», 2013, N 2) Текст документа

ОБРАЗОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА: ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ

Н. Н. ЗИПУННИКОВА

Зипунникова Наталья Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

The forming of the institutes of soviet law: political and ideological outlines and organizational bases of reconstructing of preparing of jurists sistem N. N. Zipunnikova

Осуществленная в начале 1930-х гг. перестройка (или, как ее называют исследователи, реформа) юридического образования была обусловлена эволюцией политического режима в стране на рубеже 1920 — 1930-х гг. <1>. Подготовка юридических кадров в университетах подверглась резкой критике, на смену ей пришло образование в специализированных профильных учебных заведениях, которые были открыты по стране <2>. Эта перестройка-реформа советского правового образования имела серьезнейшую идеологическую платформу и относительно стройную организационную концепцию, о чем свидетельствует блок приведенных ниже документов. Задачами правового образования, как следует из них (см. документы N 13, 15), провозглашались «правильное усвоение марксистско-ленинской теории права, подготовка научных работников в правовой области, квалифицированных и выдержанных работников юстиции, способных проводить и в теории, и в практике правильную ленинскую линию путем строгой увязки теории с практическими задачами настоящего этапа социалистического строительства». Новые учебные планы должны были изживать такие дефекты правового образования, как многопредметность, слишком большой объем юриспруденции посредством значительного усиления общественно-политических и экономических дисциплин (см. документ N 14). ——————————— <1> Подробнее см.: Советское юридическое образование (1917 — 1930-е гг.) // Изучать юриспруденцию яко прав искусство: Очерки истории юридического образования в России (конец XVII в. — XX в.) / Под общ. ред. В. В. Захарова, Н. Н. Зипунниковой. Курск, 2008. С. 104 — 105 (автор раздела — Т. Ф. Ящук). <2> Перевалов В. Д. Теоретические и исторические аспекты российского юридического образования. Екатеринбург, 2008. С. 48.

Утилитарная образовательная модель на данном этапе была признана политически более эффективной; наркоматы должны были самостоятельно определять потребность в специалистах своего профиля и организовывать их обучение <1>. Соответственно, важнейшей частью реформы стала концентрация системы правового образования в отраслевом ведомстве — Народном комиссариате юстиции РСФСР. Выстраивалась система отраслевого образования — от краткосрочных курсов по переподготовке практических работников до институтов советского права как высшего звена. Созданные институты должны были иметь свой «профиль» и «обслуживать» (термины, используемые в документах. — Н. З.) определенные территории. Идея привязки вуза к территории как управленческая стратегия в образовательной сфере в общем-то не была новой: в императорской России с начала XIX в. функционировала система учебных округов по университетам. Понятно, что Иркутскому институту советского права поручалось обслуживание восточной части страны <2>. ——————————— <1> Советское юридическое образование (1917 — 1930-е гг.). С. 106 — 107. <2> В преддверии характеризуемой реформы Иркутскому университету, для которого 5-летним планом Наркомюста устанавливалась норма ежегодного выпуска — 80 работников для суда и прокуратуры, поручалось обслуживание Сибирского края, Дальневосточного и НКЮ Бурят-Монгольской АССР, Казахской, Киргизской, Якутской АССР и Ойратской автономной области (О подготовке работников юстиции. Циркуляр НКЮ N 6 и НКП N 304/4/1 ректорам Московского, Ленинградского, Иркутского и Саратовского госуниверситетов от 7 января 1930 г. // Сов. юстиция. 1930. N 3 (официальная часть). С. 31).

Острой была проблема подготовки научных кадров, решать которую планировалось путем «правильной» организации аспирантуры с соответствующей партийно-комсомольской прослойкой и рабоче-батрацкими элементами. На заседании Коллегии НКЮ в мае 1930 г. нарком Янсон подчеркивал, что вытеснение старых специалистов из области права и замена их «нашими, новыми» есть «абсолютно правильная тенденция и совершенно необходимая». При этом он также уточнял, что такая смена возможна при наличии подходящих кадров <1>. ——————————— <1> «Нам очень радостно видеть, что молодые силы вырастают, что к замене старых специалистов можно уже в большей степени подходить, но, во-первых, этой смены пока еще количественно недостаточно и, во-вторых, в иных случаях эта смена о себе больше думает, чем она действительно стоит (выделено мной. — Н. З.). Мы за замену старых специалистов, так, чтобы молодые взяли у старых весь тот их опыт, который может быть использован в наших целях, а свою зрелость для самостоятельной работы доказали бы наличием определенных трудов», — сказал в своем выступлении нарком (Перспективы высших юридических курсов (речь тов. Янсона на заседании Коллегии НКЮ 17 мая 1930 г.) // Сов. юстиция. 1930. N 17. С. 3).

Политически и морально выдержанным должен был быть и состав учащихся учебных заведений Наркомюста (см. документ N 15). Формирование контингента учащихся с социально-классовых позиций было важнейшей задачей советского образования, в том числе правового. Так, еще в 1927 г. декан С. Е. Розенберг констатировал, приводя соответствующие данные, что к 10-й годовщине Октябрьской революции и 9-й годовщине существования Иргосуна <1> рабочие и крестьяне составляли большинство на факультете права и хозяйства, из принятых в 1926 — 1927 гг. в студенты было 68,5% членов и кандидатов в члены ВКП(б) и ВЛКСМ <2>. Строгие пропорции устанавливались циркулярами Наркомюста РСФСР и в ходе реформы начала 1930-х гг. <3>. В одном из них обращалось внимание на «чрезвычайно низкую партийно-комсомольскую прослойку в Иркутском ФСП». Подобный недочет следовало исправить при комплектовании вуза <4>. ——————————— <1> Иркутского государственного университета. <2> Розенберг С. Е. Факультет права и хозяйства к 10-й годовщине Октябрьской революции // Наука и труд. Однодневная газета Иркутского государственного университета. 1927. 7 нояб. С. 2 — 3. <3> История юридического факультета Московского университета (1755 — 2010) / Отв. ред. В. А. Томсинов. 2-е изд. М., 2011. С. 222. <4> Об укомплектовании Московского, Ленинградского, Иркутского, Саратовского и Казанского университетов на 1930 — 1931 гг. Циркуляр НКЮ N 88 // Сов. юстиция. 1930. N 22 — 23 (официальная часть). С. 35.

«Как много ни спорили политики и юристы по вопросу о содержании советского права, они были едины в вопросе о кадрах для советского правосудия. Судьи и прокуроры должны были быть членами коммунистической партии, а по социальному происхождению — выходцами из трудящихся классов» <1>, — констатирует П. Соломон. Соответствующую зарисовку встречаем в одном из номеров журнала «Советская юстиция» за 1930 г.: «К анализу кадров работников юстиции необходимо… подойти с несколько иным мерилом. В условиях обострения и усложнения классовой борьбы судебно-прокурорская работа становится все более и более сугубо политической, ответственной, требующей умения самостоятельно ориентироваться в ряде сложных политических проблем, умения зачастую решительно противостоять местным головотяпствам, проводить свою линию, несмотря на подчас значительное противодействие. Для этого совершенно очевидно требуется и значительный политический опыт, классовое чутье, квалификация… Судебно-прокурорский аппарат, призванный охранять и проводить революционную законность, является в отдельных случаях орудием оформления беззаконий. И при последних перегибах в коллективизации суд и прокуратура нередко тяжестью уголовной репрессии усугубляли ошибки и перегибы, происходившие на местах. Вот почему к вопросу о судебно-прокурорских кадрах нужно подходить с повышенными требованиями, вот почему вопрос о социальной прослойке, о партийности, о политической выдержке, подготовке играет такую огромную роль при подборе командного состава органов юстиции (выделено мной. — Н. З.)» <2>. ——————————— <1> Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. М., 1998. С. 30. <2> Нюрина Ф. О кадрах работников юстиции // Сов. юстиция. 1930. N 13. С. 3.

Обеспечение учебных заведений НКЮ, в том числе институтов советского права, помещениями, учебно-методическими пособиями, организация непрерывной производственной практики, студенческих общежитий, а также постановка и решение других важных задач свидетельствовали о выстраивании цельной системы правового образования. Характеризуя представленные документы, следует упомянуть не только единство тематического сюжета, но и нередкие буквальные повторы фрагментов текста. Документ N 14, несмотря на отсутствие даты и точного указания его статуса, показался интересным и важным в связке с двумя другими. Документ N 15 публиковался отдельным изданием <1>. ——————————— <1> Гайшпуйт. Реорганизация правовых вузов и постановка дела подготовки кадров работников юстиции // Органы юстиции на новом этапе (5-е совещание руководящих работников юстиции, июнь 1931 г.). М., 1931.

Публикация документов подготовлена Н. Н.Зипунниковой, кандидатом юридических наук, доцентом.

13

Приложение N 1 к Пр. N 582/15 засед. Коллегии от 01.06.31

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ НКЮ о реорганизации ВУЗ-ов и постановке дела подготовки кадров

СССР вступила <1> в период социализма, но вместе с тем, мы еще находимся в <2> последнем этапе непа <3>. Этот великий перелом требует решительного перелома и в области права. В то время как в буржуазном мире капитализм приводит к небывалому осложнению жизни и соответственно этому и к осложнению правовой надстройки, в социалистическом строе чем [слово написано сверху фиолетовыми чернилами] крупнее успехи социалистического строительства и технической реконструкции, тем проще и всем понятнее становятся общественные отношения, а равно и взаимоотношения людей, вытекающие из этих общественных отношений. Не должно быть сомнения, что соответственно тому и правовые отношения, и вся правовая надстройка /закон, суд и т. д./ должны итти <4> по пути рационализации и упрощения. Однако, в то время как Советское государство, в частности, органы Юстиции идут непреклонно к вовлечению в управление государством поголовно всех трудящихся /нарзаседатели, товарищеские и сельско-общественные суды, работа рабочих с производства в порядке соц. совместительства и т. д./, мы встречаемся с затруднениями, заключающимися в значительной мере в том, что объемистые томы <5> наших законов не соответствуют нашему теперешнему этапу, упростившимися взаимоотношениями <6> людей и в известной степени еще отражают буржуазный взгляд на право и далеко еще не освободились от влияния традиции бюрократизма, саботажа и волокиты. Буржуазная вера в закон, так называемый фетишизм закона, хотя и наглядно превратившиеся на деле в буржуазных государствах в сознательное лицемерие и фашистское издевательство и у нас еще не совсем изжито, еще далеко не повсюду уступил место революционной законности революционному по содержанию закону. ——————————— <1> Так в документе. <2> Так в документе. <3> В документе — «непа». Имеется в виду нэп — новая экономическая политика. <4> Так в документе. <5> Так в документе. <6> Так в документе.

Исходя из этих противоречий нам может дать последовательное применение начал и методов революционного марксизма-ленинизма в правовой области. Первые победные шаги марксистсколенинской <1> теории в области права над буржуазной правовой теорией и формой в своем практическом оформлении, однако, были частично направлены по неверному пути чрезмерной абстракции, в результате чего мы получили некоторый разрыв между теорией и практикой, «тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества» /Ленин/. ——————————— <1> Так в документе.

Задача правового образования должна заключаться в правильном усвоении марксистско-ленинской теории права, в подготовке научных работников в правовой области, квалифицированных и выдержанных работников Юстиции, способных проводить и в теории и в практике правильную ленинскую линию, путем строгой увязки теории с практическими задачами настоящего этапа социалистического строительства. Учтя все это и следуя примеру основных отраслей производства, по которым специальное техническое образование в основном передано в ведение соответствующих хоз. органов, имеющих возможность увязать подготовку квалифицированных работников в области своей специальности, ближайшим с практикой производства, под лозунгом «овладения техникой», ВЦИК решил передать всю систему учебных и прочих заведений по правовому образованию в непосредственное ведение НКЮ. Исходя из этого, коллегия НКЮ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1/ Всю подготовку и переподготовку работников по совправу сосредоточить в учебных заведениях, состоящих в ведении НКЮ и составляющих единую систему по правовому образованию. 2/ Установить следующую сеть учебных заведений по правовому образованию: а/ Институты сов. права, подготавляющие <1> квалифицированных работников, б/ краевые /областные/ юркурсы для переподготовки работников сов. юстиции преимущественно районного масштаба, в/ вечерние юркурсы <2> по краткосрочной подготовке рабочего и колхозного актива дл низовых органов сов. Юстиции. ——————————— <1> Так в документе. <2> Еще в октябре 1930 г. в Циркуляре НКЮ констатировалась неудовлетворительная работа вечерних курсов, организация которых в отношении подготовки резервов для судебно-следственной и прокурорской работы предусматривалась соответствующим Постановлением Коллегии НКЮ от 11 августа 1930 г. Циркулярно предлагалось расширить сеть вечерних юридических курсов, организовав их в крупных районных центрах с количеством слушателей, которое соответствовало бы реальной потребности данного района (Об организации вечерних юридических курсов. Циркуляр НКЮ N 121 от 20 октября 1930 г. // Сов. юстиция. 1930. N 34 (официальная часть). С. 24).

3/ Организовать Институты сов. права: а/ в Москве, с отделениями: судебно-прокурорско-следственным, исправительно-трудовым и хозяйственно-правовым, и международно-правовым, б/ в Ленинграде с отделениями: судебно-прокурорско-следственным, исправительно-трудовым и хозяйственно-правовым, в/ в Саратове, с отделениями судебно-прокурорско-следственным, исправительно-трудовым и хозяйственно-правовым, г/ в Иркутске, с отделениями судебно-прокурорско-следственным и исправительно-трудовым; д/ в Казани, с отделениями судебно-прокурорско-следственным и хозяйственно-правовым. На Институт Сов. права в Казани специально возложить задание по подготовке и переподготовке работников нацменьшинств. Поручить Отделу Кадров договориться с Отделом Национальностей ВЦИК-а о разверстке контингента слушателей Казанского Института сов. права по автономным республикам и областям. Состав слушателей по отделениям должен быть определен уже начиная с 1-го курса, но учебными планами институтов должны быть предусмотрены необходимый минимум предметов обязательных для прохождения особенно на первой стадии учебы всеми отделениями институтов совправа. Судебно-прокурорско-следственное отделение имеет в своем составе специальный цикл по специализации работников следствия. 4/ Организовать при всех указанных выше институтах сов. права дневные и вечерние рабочие факультеты для подготовки к поступлению в институты. 5/ Переподготовку руководящих работников сов. юстиции краевого и областного масштаба сосредоточить в Московском институте сов. права. В соответствии с этим Высшие Юридические курсы при НКЮ <1> и высшие курсы по исправительно-трудовому делу реорганизовать в единые высшие курсы по переподготовке руководящих работников юстиции с [дописано фиолетовыми чернилами] судебно-прокурорским и исправительно-трудовым отделениями, включив их в состав института сов. права. ——————————— <1> В мае 1930 г. нарком Янсон отмечал, что «некоторые товарищи… спорят о том, нужно ли Высшие юридические курсы назвать вузом. В самом деле, человеку в 40 — 45 лет идти в вуз как-то не вяжется, а на курсы пойти — это как-то естественнее. Лучше, если мы это название — курсы для переподготовки работников — оставим». На основании соответствующих постановлений Коллегии НКЮ и Коллегии Наркомпроса 1930 г. Высшие юридические курсы были переданы в ведение Наркомата юстиции. Наркомат народного просвещения сохранил общее программно-методическое руководство (Сов. юстиция. 1930. N 17. С. 1 — 5). В Циркуляре НКЮ N 102 «О порядке укомплектования высших юридических курсов в 1930 — 1931 учебном году» было четко определено, что основная задача курсов состоит в переподготовке работников советской юстиции краевого и областного масштаба, не могущих оторваться на более длительную учебу. «Высшие юридические курсы должны восполнить недостаток вузовского образования у руководящего состава работников юстиции, выковать у них вполне четкую марксистско-ленинскую теоретическую установку в области советского права и улучшить практические навыки использования правовой формы в интересах социалистического строительства на новом этапе социалистической реконструкции», — сказано в документе (Сов. юстиция. 1930. N 31 (официальная часть). С. 31).

6/ Для скорейшей подготовки и переподготовки кадров работников сов. юстиции без отрыва от их непосредственной практической работы организовать в составе Московского и местных институтов совправа заочные курсы по правовому образованию, действующие на основании особого о них Положения. 7/ При НКЮ в Отделе Кадров образуется под председательством директора Московского Института Советского права учебно-методическое совещание для общего руководства учебно-методической работой всех институтов советского права. Число членов определяется и состав совещания утверждается Народным Комиссаром Юстиции. Кандидаты на должности директоров, доцентов и профессоров всех институтов сов. права представляются Отделом Кадров НКЮ на утверждение Наркома Юстиции с обязательным заключением директора Московского Института, который вправе рекомендовать того или иного кандидата или заявить отвод. 8. <1> Организовать при институтах сов. права аспирантские группы для подготовки научно-исследовательских и преподавательских кадров для институтов сов. права, такие же группы организовать при гос. институте по изучению преступности. ——————————— <1> В пп. 8 — 18 после номера пункта стоит точка.

9. Краевые /обл./ юридические курсы и краевые /обл./ исправительно-трудовые школы реорганизовать в единые краевые /обл./ юридические курсы, с отделениями — а/ судебно-следственно-прокурорским <1> и исправительно-трудовым. ——————————— <1> В такой последовательности.

Признавая в принципе необходимым, чтобы в местах нахождения институтов сов. права юр. курсы находились бы при местных институтах, поручить Отделу Кадров разработать этот вопрос. 10. Войти с представлением в правительственные организации об открытии с 1932 года сети областных юркурсов в нац. республиках. 11. Предложить Отделу Кадров доложить Коллегии Н. К.Ю. о работе вечерних юркурсов и мероприятиях, необходимых для их [дописано фиолетовыми чернилами] укрепления и рационализации. 12. Определенный Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1931 г. контингент осеннего приема 1931 г. в ВУЗ»ы и Рабфаки НКЮ распределить следующим образом:

Наименование Отделения Всего: Из них На раб. Вечер — институтов вечерн. фак. них днев.

Суд. Испр. Хоз. Междун. прокур. труд прав прав следств.

Московск… 85 40 45 25 195 50 50 125

Ленинград… 60 35 25 — 120 25 50 125

Саратовск… 50 25 25 — 100 25 25 50

Иркутский … 35 25 — — 60 — 25 50

Казанский … 85 — 40 — 125 — 50 50

13. Утвердить разработанное Отделом Кадров Положение о Московском Институте сов. права и распространить его как типовое на все остальные институты сов. права со внесением изменений, вытекающих из структурных особенностей каждого института. 14. Прием заявлений в Институты сов. права произвести с 15 июня по 1-ое августа. Занятия в институтах начать с 1 сентября. 15. Утвердить разработанные Отделом Кадров условия приема в институты сов. права. 16. Поручить Отделу Кадров в 10-ти дневн. срок разработать порядок проведения приема в институты и прикрепления краев и областей к каждому институту в отдельности. 17. Предложить Отделу Кадров установить для каждого края /области/ нормы приема рабочих, колхозников, националов и женщин, а также обеспечить при осеннем наборе в институты прием не менее 10% практических работников сов. Юстиции. 18. В целях материального обеспечения студентов — практических работников юстиции впредь до определения им комвузовской стипендии, просить Президиум ВЦИК предложить край /обл./ исполкомам выплачивать командируемым в Институты [буква «ы» дописана фиолетовыми чернилами] права работникам органов юстиции, находящимся на местном бюджете, зарплату по занимаемым должностям или разницу между зарплатой и стипендией /начиная с 1/IX-31 г. по 1/I-32 г./ Верно: Подпись к. т. 20/VI.

Постановление Коллегии НКЮ о реорганизации ВУЗов и постановке дела подготовки кадров. Приложение N 1 к пр.[отоколу] N 582/15 заседания Коллегии от 1 июня 1931 г. // Государственный архив Свердловской области. Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 5 — 8. По техническим причинам в N 1 номер фонда был ошибочно указан как 2143. Следует читать: Ф. 2143-р.

14

[Документ без даты] Доклад?

ПОДГОТОВКУ КАДРОВ СОВЕТСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРАВА — НА ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ

В верхнем левом углу написано фиолетовыми чернилами «Шуваевой <1> к делу» ——————————— <1> Как следует из документов, Шуваева — «зав. личным столом университета», т. е. так называемым студенческим столом.

Подпись <1> ——————————— <1> Подпись, предположительно, Ю. М. Позана.

Колоссальные успехи в области индустриализации нашей страны и коллективизации сельского хозяйства, достигнутые в результате правильного проведения генеральной линии партии, выдвигают во весь рост задачу подготовки высоко-квалифицированных <1> кадров для всех областей народного хозяйства и государственного управления. ——————————— <1> Так в документе.

В условиях реконструктивного периода проблема кадров приобретает решающее значение, являясь основной, центральной проблемой социалистического строительства в целом. Сейчас, как никогда, с особенной силой выступает то огромное значение культурного строительства, о котором ЛЕНИН еще в 1922 году писал: «Главное, чего нам не хватает — культурности, умения управлять. Экономически и политически НЭП вполне обеспечивает нам возможность постройки фундамента социалистической экономики. Дело «только» в культурных силах пролетариата и его авангарда». Именно поэтому и Ноябрьский пленум ЦК ВКП/б/ и XVI С»езд нашей партии заострили внимание на вопросе подготовки кадров, придав этому вопросу значение боевой, обще-политической <1> задачи. ——————————— <1> Так в документе.

XVI-й партийный С»езд в резолюции по отчетному докладу ЦК со всей четкостью и ясностью подчеркнул, что «только при дальнейшей мобилизации всей партии и рабочего класса вокруг задачи подготовки кадров из людей рабочего класса, только при решительном сдвиге в этой области, может быть обеспечено дальнейшее проведение большевистских темпов социалистической индустриализации страны». Это положение, совершенно правильно указывающее на огромное значение проблемы подготовки квалифицированных кадров вообще, должно быть целиком и полностью распространено на область подготовки руководящих работников для органов пролетарской диктатуры — Советов, Рабоче-крестьянской инспекции, Судебно-прокурорского аппарата и др. Ответственность задач, стоящих перед всеми указанными органами и сложность обстановки, в которой протекает их работа, ставят со всей настойчивостью вопрос о направлении в эти органы теоретически подготовленных, классово-выдержанных, преданных делу строительства социализма, работников. Отсюда важна вся важность укрепления и дальнейшего развития всей системы советско-правового образования и в том числе ВУЗ»ов Советского строительства и Права, назначением которых является подготовка высоко-квалифицированных <1> политических работников для аппарата пролетарской диктатуры. ——————————— <1> Так в документе.

Ведя решительную, непримиримую борьбу с правым оппортунизмом в области советско-правового образования, находящим свое выражение в стремлении максимально сохранить в высшей школе специфические черты Юридических факультетов «доброго» старого времени, всемерно задержать темпы перестройки высшей школы в соответствии с задачами социалистического строительства, одновременно давая сокрушительный отпор «левому» уклону, выражающемуся в «теории» о том, что прошла пора вообще ликвидировать правые <1> ВУЗ»ы, т. к. наступила эпоха отмирания права и государства и, следовательно, незачем готовить кадры для госаппарата — необходимо добиваться коренного улучшения всей постановки работы ВУЗ»ов Советского строительства и Права в смысле повышения принципиально-теоретического уровня преподавания, внедрения марксистско-ленинской методологии во все преподаваемые дисциплины и достижения полнейшего сочетания теории с активным участием в социалистической стройке. ——————————— <1> Так в документе.

Для того, чтобы высшая школа, готовящая кадры политических работников для органов государственного управления действительно отвечала своему назначению, она должна быть теснейшим образом увязана в своей работе с заинтересованными учреждениями, должна быть максимально приближена к последним. Это может быть достигнуто только путем создания самостоятельной системы Советско-правового образования, путем реорганизации существующих в настоящее время факультетов Советского Строительства и Права в отраслевые институты, с передачей их в ведение центральных органов пролетарской диктатуры — ЦИК-ов союзных республик. Идея построения отраслевых ВУЗов уже претворена в жизнь в отношении всей системы высшего технического и экономического образования; создание Институтов Советского Строительства и Права явится дальнейшим развитием этой идеи, полностью оправдавшей себя на практике. Поэтому совершенно правильными являются решения Оргбюро ЦК ВКП/б/ и Оргкомитета… [текст не читается] Восточно-Сибирского края, говорящие о необходимости реорганизации Иркутского факультета Советского Строительства и Права в самостоятельный Институт. В самом же деле факультет готовит работников для Заподно-Сибирского <1> и Тихо-океанского <2> Краев, Бурято-Монгольской, Якутской, Киргизской, Казанской <3> автономных республик, т. е. обслуживает территорию от Урала до Тихого Океана и от Каспийского моря до Северо-Ледовитого Океана. ——————————— <1> Так в документе. <2> Так в документе. <3> Так в документе.

Уже громадность обслуживаемой территории является показателем необходимости дальнейшего развития ВУЗ»а, готовящего кадры политических работников для целого ряда органов государственного управления. Значительная отдаленность от Центра и своеобразие бытовых и национальных особенностей входящих в состав этой территории государственных образований еще более подтверждают эту необходимость. Нечего и говорить, насколько велика потребность мест в квалифицированных работниках, в особенности теперь, в связи с рассмотрением прав местных советов и необходимого укрепления района, как основного звена социалистического строительства. Уже летом 1930 г. во время последнего выпуска студентов оказалось, что заявки ведомств на необходимых им работников вдвое превысили количество окончивших; несомненно, что в дальнейшем эти заявки будут еще более возростать <1>. Организация Института Советского Строительства и Права, непосредственно связанного в своей работе с заинтересованными в его продукции учреждениями, безусловно явится крупным фактором в деле успешного выполнения пятилетки кадров в области советского аппарата и органов советской юстиции. ——————————— <1> Так в документе.

В настоящее время факультет Советского Строительства и Права имеет все необходимые предпосылки для реорганизации его в самостоятельный ВУЗ. Социально-классовый состав студенчества с каждым годом улучшается. Так в последний, осенний прием по социальному происхождению рабоче-крестьянская часть зачисленных составляет 87%, партийно-комсомольская — 81%. Новые учебные планы, исходя из установки готовить политических работников, делают большой шаг вперед в смысле изживания дефектов правового образования /многопредметность, слишком большой об»ем юриспруденции и т. д./ и значительного усиления общественно-политических и экономических дисциплин. Значительным улучшением качества в области… [текст не читается] работы студенчества и в общей постановке учебно-методической работы. Конечно, наряду с этими положительными сторонами имеется и целый ряд крупнейших недостатков. Производственное обучение поставлено явно неудовлетворительно, пути его только нащупываются. Крайне слаба связь научных работников с оперативно-производственной работой советов и судебных органов. Существенными дефектами страдает ряд учебных программ. Более того, по отдельным специальностям явное неблагополучие: идеологическая невыдержанность преподавания, отсутствие марксистско-ленинской методологии. Задача заключается в том, чтобы не пугаться этих «узких мест не пасовать перед ними, а со всей большевистской энергией и настойчивостью их преодолеть <1>. Реорганизация факультета в самостоятельный ВУЗ — залог успешного разрешения этой задачи. ——————————— <1> Вторых кавычек нет.

Мы уверены, что создание в Иркутске института Советского Строительства и Права, к пополнению ВУЗ»а новыми педагогическими силами из числа практических работников, к дальнейшему улучшению контингента студенчества, — обеспечит быстрейшее и успешное разрешение проблемы кадров для органов пролетарской диктатуры и поднимет на высшую ступень дело советско-правового образования.

Подготовку кадров советского строительства и права — на высшую ступень // Государственный архив Свердловской области. Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 16 — 19.

15

В верхнем левом углу написано фиолетовыми чернилами «К делу» Подпись Ю. М. Позана

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ВУЗОВ И ПОСТ АНОВКА ДЕЛА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАБОТНИКОВ ЮСТИЦИИ

/Тезисы к докладу тов. Гайшпуйта <1> на V-м Совещании руководящих работников органов юстиции РСФСР/.

——————————— <1> Член Коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР, заведующий отделом кадров.

1. СССР вступил в период социализма, но вместе с тем мы еще находимся в последнем этапе нэп»а. Этот великий перелом требует решительного перелома и в области права. В то время как в буржуазном мире капитализм приходит к небывалому осложнению жизни и в соответствии с этим и к осложнению правовой надстройки, в социалистическом строе по мере успехов социалистического строительства и технической реконструкции страны, общественные отношения и вытекающие из них взаимоотношения людей становятся все проще и понятнее. В соответствии с этим и правовые отношения и вся правовая надстройка /закон, суд и т. д./ должны в своей работе итти <1> по пути рационализации и упрощения. Традиции буржуазного мира и у нас еще не сполна изжиты и революционная практика впадает в некоторые противоречия с теорией. ——————————— <1> Так в документе.

Выход из этих противоречий нам может дать только последовательное применение начал и методов революционного марксизма-ленинизма в правовой области. Задача правового образования должна заключаться в правильном усвоении марксистско-ленинской теории права, в подготовке научных работников в правовой области, квалифицированных и выдержанных работников в органах юстиции, способных проводить и в теории, и в практике правильную ленинскую линию путем строгой увязки теории с практическими задачами настоящего этапа социалистического строительства. Все это вызывает необходимость коренной реорганизации всей системы правового образования на началах, обеспечивающих тесную увязку теории с практикой социалистического строительства и единого централизованного руководства всей сетью учебных заведений, готовящих и переподготовляющих кадры работников юстиции в целом. 2. Между тем, крупным недостатком правового образования до самого последнего времени были отсутствие единства в руководстве учебными заведениями и распыление его между рядом разных ведомств. Так, еще два-три месяца тому назад руководство подготовкой и переподготовкой кадров НКЮ делилось между Наркомпросом, осуществлявшим его через государственные университеты, Наркомюстом, руководящим… [текст не читается] и всей сетью краевых /областных/ и вечерних юридических курсов, и Главным управлением милиции, получившим по наследству от Наркомвнудела в составе Института Административного Строительства исправительно-трудовой факультет, в составе Об»единенных Высших Юридических Курсов административных работников — Высшие Курсы по исправительно-трудовому делу и в составе краевых /областных/ школ милиции исправительно-трудовые отделения. Относительно высшего юридического образования отсутствовала какая-либо организационная связь между учебными заведениями и ведомством, для которого в значительной степени учащиеся были предназначены. Все это не могло не влиять на значительное снижение качества подготовки необходимых для НКЮ работников высшей и средней квалификации, так как оно не давало возможности… [текст не читается] поставить и разрешить вопрос централизованного руководства всей сетью учебных заведений по правовому образованию; вообще… [текст не читается]. 4. Передача Наркомюсту правовых ВУЗов и концентрация в его ведении всей сети учебных заведений, готовящих и переподготовляющих кадры работников юстиции, не только устранила наблюдавшийся отрыв учебных заведений от их производственной базы, не только дает возможность теснее увязать теорию учебы с практикой, организовать единый план непрерывной производственной практики, но и обеспечивает через единую учебно-методическую комиссию со стороны Наркомюста твердое методологическое руководство всеми учебными заведениями на основе революционного марксизма-ленинизма и теснейшей увязки теории с конкретными запросами практики в эпоху социалистического строительства. Она содействовала построению единой сети учебных заведений, подготовляющих и переподготовляющих кадры специалистов высшей, средней и массовой квалификации для работы в органах юстиции и тем самым обеспечила НКЮ единое централизованное руководство в полном соответствии со стоящим перед ним задачами. Она вместе с тем способствовала не только повышению контингентов осеннего набора 1931 г., учащихся в ВУЗ»ах на Высших Юридических курсах и краевых /областных/ юридических курсах, но и организации ряда рабфаков при ВУЗ»ах, сети новых курсов /Московские курсы по переподготовке начальников райотделений исправительно-трудовых работ, курсы по переподготовке младшего административно-строевого состава работников исправительно-трудовых учреждений, … [зачеркнуто] и друг./. Наряду с этим она дает возможность значительно сократить некоторые административно-управленческие и хозяйственные расходы по линии обслуживания учащихся об»единенных учебных заведений /исправительно-трудовой факультет б. <1> Института Адм. Строительства с Московским Институтом Совправа, Высших Курсов по исправительно-трудовому делу с ВЮК»ом <2>, краевых /областных/ юридических курсов с исправительно-трудовыми школами/. Наконец, эта передача НКЮ всех учебных заведений по правовому образованию позволяет ему более удовлетворительно разрешить вопрос о подготовке и переподготовке работников для национальных районов. ——————————— <1> Бывшего. <2> Высшие юридические курсы.

Созданная НКЮ сеть учебных заведений по правовому образованию в настоящее время представляется в следующем виде: Высшее звено: А. Институты советского права с 3-х годичным сроком обучения, подготовляющие и переподготовляющие квалифицированных работников по отдельным отраслям советского права: 1. Московский, 2. Ленинградский, 3. Саратовский, 4. Иркутский, 5. Казанский. Б. Высшие курсы по переподготовке руководящих работников юстиции в составе: I / судебно-прокурорского и 2 / исправительно-трудового отделений с I I/2 годичным сроком обучения. Высшие курсы переподготовляют руководящих работников советской юстиции краевого и областного масштаба и входят в состав Московского Института… [в тексте пропущено] права на правах самостоятельного отделения /факультета/. В. Центральные Заочные Курсы по правовому образованию /заочный правовой ВУЗ/, входящие в состав Московского Института совправа на правах отделения /факультета/ и тесно связанные в этой работе /проверка, контроль, местное руководство/ с прочими Институтами. Среднее звено: Краевые /областные/ юридические курсы для переподготовки работников советской юстиции районного масштаба с отделениями: а/ судебно-прокурорским, б/ следственным и в/ исправительно-трудовым, с годичным обучением на каждом из них. Нисшее <1> звено: А. Вечерние юридические курсы по краткосрочной подготовке рабочего и колхозного актива для низовых органов советской юстиции с шестимесячным сроком обучения. ——————————— <1> Так в документе.

Б. Краткосрочные курсы по переподготовке работников младшего административно-строевого состава исправительно-трудовых учреждений с трехмесячным сроком обучения. В. Краткосрочные курсы по переподготовке начальников райотделений исправительно-трудовых работ с месячным сроком обучения. Вышеприведенная сеть учебных заведений по правовому образованию, как видно, не только позволяет об»единить в административно-хозяйственном, политико-воспитательном и учебно-методическом отношениях обслуживание учащихся ряда самостоятельных школ и курсов, но и дает возможность наряду с этим значительно сократить излишние накладные расходы на административно-управленческий и хозяйственный аппарат. Она, вместе с тем, гарантирует им единое твердое методическое руководство на основе марксизма-ленинизма со стороны НКЮ, соответствие учебы требуемым профилям специалистов, концентрирует педагогические кадры работников вокруг этих учебных заведений и парализует угрозу отрыва теории от практики. 6. Установление единой сети учебных заведений НКЮ дает возможность разбить их не только по разным звеньям квалификации подготовляемых и переподготовляемых работников юстиции, не только установить для каждого из них определенный профиль специалистов, но и прикрепить каждое учебное заведение к определенной территории, к определенным краям /областям/ в смысле их обслуживания. Так, Казанскому институту советского права ставится специальная задача подготовки и переподготовки работников суда и прокуратуры для национальных об»единений /Татарская АССР… [текст не читается] <1>, Башкирская АССР, Казанская АССР <2>, Киргизская АССР, Кара-Калпакская автономная область, Чувашская АССР, Вотская автономная область, Марийская автономная область и Мордовская автономная область/. ——————————— <1> Так в документе. <2> По смыслу — Крымская АССР.

К Московскому Институту прикреплены: Московская область, Нижегородский край, Иваново-Промышленная область и Центрально-Черноземная область. К Ленинградскому Институту — Ленинградская область, Западная область, Северный край, область КОМИ, Карельская АССР, Уральская область. К Саратовскому Институту: Нижне-Волжский край, Средне-Волжский край, Республика Немцев Поволжья, Северо-Кавказский край с входящими в него автономными областями /Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Сев-Осетинской, Чеченской, Карачаевской, Черкесской и Ингушской/, Калмыцкая автономная область и Дагестанская АССР. К Иркутскому Институту: Западно-Сибирский край с входящими в него автономными областями /Хакасской и Ойратской/, Восточно-Сибирский край, Бурято-Монгольская АССР, Якутская АССР. 7. Институты советского права по основным своим отделениям и через систему заочного образования готовят руководящих работников преимущественно районного масштаба и переподготовляют работников областного и краевого масштаба в области судебной, прокурорской, следственной и исправительно-трудового дела, а также квалифицированных работников для организационно-правовой работы в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в органах труда, Наркомвнешторге и его органах. В соответствии с такой установкой профилей подготовляемых НКЮ работников Институты совправа имеют в своем составе отделения: а/ судебно-прокурорско-следственное, б/ исправительно-трудовое, в/ хозяйственно-правовое и г/ международно-правовое. Определенный Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1931 г. контингент осеннего приема 1931 г. учащихся в Институты совправа и рабфаки при них распределен Коллегией Наркомюста следующим образом <1>: ——————————— <1> Часть цифр в таблице пропечатана плохо и реконструирована подсчетами и сравнением с данными документа N 13.

Наименование Контингенты осеннего ИТОГО Из них Рабфаки /осенний ВСЕГО Институт. набора 1931 г. по МЕСТ вечер — набор 31 г./ отделениям институтов. них

Суд. Испр. Хоз. Меж — Дне — Вечер — Итого прок. труд. прав. дун. вн. них мест след — прав. ств.

Московски. 85 40 45 25 195 50 50 125 175 370

Ленинград. 60 35 25 — 120 25 50 125 175 295

Саратовск. 50 25 25 — 100 25 25 50 75 175

Иркутский 35 25 — — 60 — 25 50 75 135

Казанский 85 — 40 — 125 — 50 50 100 225

315 125 135 25 600 100 200 400 600 1200

Наркомюстом поставлен перед Правительством в законодательном порядке вопрос о распространении на исправительно-трудовые отделения Институтов совправа прав и положений военно-учебных заведений. Согласно внесенного законопроекта, студенты этих учебных заведений обязаны носить присвоенную им форму обмундирования, соблюдать установленную воинскую дисциплину и по окончании обучения отслужить в исправительно-трудовых учреждениях два месяца за каждый месяц обучения в этих учебных заведениях, но не менее двух лет. 8. Общее руководство и наблюдение за деятельностью институтов совправа осуществляется НКЮ. В частности, к его непосредственному ведению относится: а/ назначение директоров Института и по их представлению их помощников; б/ утверждение профессоров и доцентов; в/ общее руководство программно-методической работой институтов; г/ контроль за постановкой и научно-исследовательской и учебно-педагогической работой Институтов и ее соответствием задачам Институтов; д/ утверждение плана приемов и выпуска студентов; е/ утверждение состава аспирантуры и программы ее работы; ж/ утверждение рабочих планов непрерывной производственной практики и распределение студентов по соответствующим базам практики; з/ утверждение структуры Институтов по отделениям и циклам; и/ установление сроков обучения в Институтах. Непосредственное же руководство и управление научно-учебной, административно-финансовой и хозяйственной работой Институтов совправа возлагается на директоров на основе единоначалия. В компетенцию директора входит: а/ проведение и утверждение постановлений и распоряжений научных, учебных и административно-хозяйственных частей Института; б/ представление на утверждение НКЮ помощников директора и руководителей кафедр, а также назначение и увольнение заведующих отделениями с последующим уведомлением НКЮ; в/ представление кандидатов на должность профессоров и доцентов; г/ назначение и перемещение всех лиц преподавательского и административного персонала, в том числе ассистентов, лаборантов, а равно и технических работников Института; д/ Составление и представление на утверждение НКЮ ежегодно учебно-производственного плана, программ и сметы Института; е/ разрешение вопросов, связанных с проведением в жизнь учебно-производственного плана, учебных программ и сметы Института; ж/ комплектование Института учащимися и выпуск окончивших обучение студентов в соответствии с директивами и планами НКЮ; з/ зачисление в порядке, устанавливаемом Наркомюстом, выдвиженцев для подготовки к научной работе и аспирантов; и/ наложение дисциплинарных взысканий на студентов, вплоть до исключения их из института; к/ наложение дисциплинарных взысканий на всех работников Института в соответствии с правилами внутреннего распорядка; л/ распоряжение кредитами и имуществом института. При директоре Института состоят непосредственно подчиненные ему помощники по отдельным частям, образующие в целом директорат. Во главе отделений Института состоят заведующие, осуществляющие под общим руководством и контролем директора непосредственное заведывание отделениями и отвечающие за постановку и состояние их работы. Для непосредственного руководства учебной и научно-методической работой по отдельным основным дисциплинам или по группе родственных дисциплин образуются кафедры, возглавляемые заведующими. Вся учебная работа Институтов строится на основе: а/ строгого проведения марксо-ленинской <1> методологии и непосредственной увязки теоретической учебы с производственной практикой и конкретными вопросами социалистического строительства; б/ последовательного проведения активных методов преподавания, обеспечивающих в учебной жизни ВУЗ»а максимальную самодеятельность как студенческой массы, так и преподавательского состава путем организации социалистического соревнования встречного плана, создания ударных бригад, проведения академической эстафеты, производственных совещаний и др. форм революционной активности студенчества и преподавательского состава. ——————————— <1> Так в документе.

9. Из сказанного явствует, насколько большие и серьезные требования пред»являются к научно-преподавательскому составу правовых ВУЗ»ов в настоящее время. Между тем, наличные кадры научных работников прежних факультетов совправа Университетов далеко не полностью отвечают этим требованиям как в смысле их партийной и рабоче-батрацкой прослойки, так и в смысле овладения ими активными методами преподавания и освоения ими конкретных задач социалистического строительства в переходный период. В соответствии с этим перед Наркомюстом встает неотложная задача обеспечить свои учебные заведения крепким и политически надежным научно-преподавательским персоналом. В этих целях НКЮ уже в предстоящем 31 — 32 году /учебном/ производит новый набор аспирантов из пролетарской части студенчества. Для обеспечения подведомственных НКЮ научно-исследовательских учреждений /государственный Институт по изучению преступности и его филиалы в Ленинграде, Ростове-на-Дону и в Саратове, и кафедр правовых ВУЗ»ов по общим и специальным правовым научным дисциплинам /пенитенциарн./ криминалистика, криминология и друг./ в 31 — 32 гг. плановыми органами Союза назначается набор аспирантских групп в следующем количестве: а/ по Государственному Институту по изучению преступности — 10 чел.; б/ по Московскому Институту Совправа — 10 человек; по 3 человека в каждом из остальных правовых ВУЗ»ов. Само собой разумеется, что необходимо обеспечить при подборе аспирантуры проведение четкой классовой линии, путем более решительного выдвижения в аспиранты пролетарской части студенчества /в том числе законтрактованных/, а также практических… [предположительно, «работников»] мест с тем, чтобы партийно-комсомольская прослойка аспирантуры при предстоящих приемах была не менее … % и чтобы в общем числе принятых аспирантов было не менее … % рабоче-батрацкого состава /Постановление СНК РСФСР по докладу ЦК РКИ о подготовке научных кадров от 17 июня 30 г./. Надо ответственность за подбор аспирантов возложить на руководителей соответствующих учреждений; окончательное же утверждение принятых аспирантов должно производиться краевой или областной междуведомственной комиссией по подготовке научных работников. Надо реорганизовать систему подготовки аспирантуры путем введения для аспирантов обязательной производственной практики, путем улучшения марксистской подготовки их и возложения персональной ответственности за руководство научной подготовкой аспирантур на директоров Государственного Института по изучению преступности и директоров правовых ВУЗов. Надо в максимальной степени привлечь к работе по подготовке аспирантов широкую пролетарскую общественность путем установления регулярной отчетности научных учреждений пред хозяйственными и общественными организациями и увязки деятельности научных учреждений с работой этих организаций. Надо расширить применение в практике работы научно-исследовательских учреждений коллективных методов научной работы. 10. Не менее остро стоит пред НКЮ вопрос об обеспечении учебных заведений учебниками и учебными пособиями. Используемые в настоящее время в качестве учебников руководства по специальным дисциплинам, предназначенные для ВУЗ»ов, а также отдельные книги и журнальные статьи, в большинстве случаев устарели и по своему содержанию отстают от жизни, не дают правильного, в соответствии с текущими задачами социалистического строительства, методического руководства и недостаточно четко проводят классовую линию. Огромным минусом ВУЗовских учебников по правовым дисциплинам является и то, что все они написаны недостаточно популярно и обычно в форме печатных лекций, т. е. по устаревшему методу, и в силу этого, естественно не могут вызвать должную активность со стороны обучающихся. В них отсутствуют методические указания о том, как надо подойти к изучаемому материалу, где надо искать его, как его проработать. Нечего уже говорить о том, что эти руководства не увязывают своего содержания и построения материала с непрерывной производственной практикой. Между тем недостаточная подготовленность преподавательского персонала к реализации стоящих новых задач в области юстиции и исправительно-трудового дела, особо подчеркивает значение учебника как одного из орудий для создания специальных классово-направленных школ для подготовки и переподготовки работников НКЮ и его местных органов, школ, отвечающих требованиям современности. Исходя из этих соображений, необходимо немедленно приступить к углубленной работе по созданию комплекта учебных книг для учебных заведений НКЮ для каждого года обучения, комплекта, совершенно нового и по составу и по типу по методам проработки, и к составлению входящих в него учебных книг и пособий. Необходимо уже на этом Всероссийском совещании в особой комиссии обсудить и установить перечень учебников, подлежащих написанию в ближайшем году. В случаях, когда составление учебников по данному предмету затягивается, необходимо прибегнуть к срочному составлению хрестоматий из существующего материала. Равняясь на огромные темпы нашего социалистического строительства, учебные заведения НКЮ, даже при пользовании обновленным учебником, в силу его статичности, все же не будут иметь в своем распоряжении достаточно злободневного материала для своей текущей работы. Поэтому необходимо, наряду с подготовкой новых учебников, приступить также к изданию при Отделе Кадров или при Московском Институте Совправа специального ежемесячного «Бюллетеня-учебника» в форме либо приложений к журналу НКЮ «Советская юстиция», либо в форме самостоятельного издания, в котором своевременно освещались бы в популярной форме наиболее актуальные проблемы в области органов юстиции и исправительно-трудовых учреждений. Подобное издание явится необходимым учебным пособием не только для преподавателей и учащихся в учебных заведениях НКЮ, но и для проходящих курсы заочного правового обучения, а равно и для всех практических работников Центрального и местного аппарата НКЮ. Широкий круг обслуживаемых этим изданием лиц обеспечит ему достаточно большой тираж и значительно удешевит его стоимость. Необходимо принять меры к бесплатному снабжению учащихся в подведомственных НКЮ учебных заведениях учебниками и учебными пособиями, как за счет бюджетных, так и общественных ассигнований. 11. Проведение районирования местного аппарата юстиции, чистка и выдвижение рабочих с производства влили в него огромное количество новых людей, совершенно незнакомых с судебно-следственной и прокурорской работой и работой по заведыванию районными бюро исправительно-трудовых работ. Если же прибавить сюда естественную прибыль и обновление аппарата и слабое покрытие потребности в квалифицированных кадрах через Институты и соответствующие курсы по переподготовке, станет ясным, что теоретически подковать эту армию новых работников юстиции без отрыва от ее непосредственной практической работы можно только через систему заочного правового образования /Московский Институт Совправа по заочному отделению и заочные сектора при Ленинградском, Саратовском, Иркутском и Казанском Институтах совправа и при краевых юридических курсах в остальных краевых центрах/. Организация заочного обучения при едином методологическом и руководящем центре в Москве даст возможность обеспечить должное программно-методическое руководство всей системой заочного-правового <1> образования на территории Союза ССР и построить учебную работу на основе сочетания заочного обучения с различными нормами и методами обучения, применяемыми в стационарных учебных заведениях /курсы, конференции, консультации, лабораторные сессии, непрерывная производственная практика и т. п./. Лица, окончившие заочные учебные заведения и выдержавшие испытания в квалификационных комиссиях при соответствующих учебных заведениях приравниваются к правам лиц, окончивших соответствующие стационарные учебные заведения. Но лица, успехи которых по заочному образованию удостоверены контролем над их работой, могут быть квалифицированы при их использовании на самостоятельную работу. В целях активного вовлечения в систему заочного обучения широких масс рабочих и колхозников, а также актива рабочих, группирующихся около судебного и прокурорского аппарата /народные заседатели, члены секций революционной законности и советов, председатели и члены сельских и общественных и товарищеских судов, общественные обвинители, рабкоры и селькоры и друг./ Наркомюст и его хозяйственные учреждения должны принять участие в финансировании дела заочного обучения. ——————————— <1> Так в документе.

Необходимо установить дифференцированную плату за заочное обучение, полностью или частично освобождая от ее взимания определенные группы лиц /премированные ударники, колхозники, лица с заработком ниже 100 рублей в месяц, а также лица, повышающие квалификацию в обязательном порядке по постановлениям директивных и др. организаций/ и снабжая их бесплатно или на особо льготных условиях учебниками, учебными пособиями и проч. В результате получается возможность подбора лучших сил, возможность организации нового типа выдвиженчества. Но вместе с тем необходимо учесть, что организация этой работы является самым трудным и самым неподготовленным делом как в смысле отсутствия надлежащих учебников и учебных пособий и отсутствия всякого опыта, так и в силу потребности громадного количества сил на проверку массовых работ заочников. Организация этого дела трудна также и по простым соображениям экономии времени: студент в институте находится исключительно на этой работе /9 часов в день/; обучающемуся заочнику приходится это время тратить сверхурочно. Это требует с одной стороны, чрезвычайно гибкого и неформального подхода к подбору материала по учебе и устранению всего излишнего, а с другой стороны — умелого и постепенного подбора учебного материала, а также учета предварительной подготовки. Нынешний учебный год надо начать с подготовки или переподготовки ориентировочно 1000 — 1500 лиц средней квалификации /приблизительно I I/2 годичный курс обучения/, а затем приблизительно через полгода организовать подготовку заочников высшей квалификации /приблизительно на 3000 человек/ с 3 I/2 г. сроком обучения, не понижая этой цифры и в следующие годы. Набор слушателей следует провести на основе агитации за добровольную запись на началах ударничества и соцсоревнования, не отказываясь, однако, от указаний, что непринятие этой простой меры к переподготовке и подготовке находящихся на платных должностях лиц может иметь последствием отзыв с должности с предоставлением лучше их подготовленным силам; такое же последствие может иметь явное неуспевание заочников в выполнении заданных работ или лишнее их затягивание. Желательно, где это возможно, организовать и бригадный способ прохождения работ на месте, но с обязательным личным выполнением выданных письменных работ и ответов по вопросникам. 12. Подготовка работников по специальности в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства СССР требует коренного изменения всей учебной жизни ВУЗ»ов. Воспитание советского работника — руководителя, хорошо знающего свое дело, невозможно в замкнутых рамках одного ВУЗ»а, без установления органической связи данного ВУЗ»а с соответствующей отраслью производства. Основной формой такой связи является непрерывная производственная практика, составляющая одно из основных звеньев всей «системы производственного обучения» как в стационарных, так и в заочных учебных заведениях. Она должна вместе с тем содействовать устранению того разрыва между теорией и практикой, который, по выражению В. И. ЛЕНИНА, составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества. Между тем в деле практического проведения непрерывной производственной практики, особенно среди студентов факультетов совправа государственных университетов, имеется до сих пор ряд серьезнейших недостатков. Все еще нет единства методического руководства практикой, нет органической связи теоретического обучения с производственной практикой, отсутствует связь практикантов с факультетом в тех случаях, когда место практики находится за пределами университетского города; все еще слабо поставлен учет непрерывной производственной практики как со стороны ВУЗ»ов, так и со стороны местных органов юстиции. Непрерывная производственная практика студентов Института советского права должна быть построена на основе теснейшей, органической связи с органами юстиции и исправительно-трудового дела, в работе которых студенты должны участвовать как практические работники. В учебном плане Институтов совправа производственной практике должно отводиться не менее 35 — 40 [по смыслу «процентов»] всех учебных занятий студентов. Содержание, методы, порядок и формы проведения непрерывной производственной практики на основе этого принципа должны быть тщательно проработаны на местах всеми кафедрами Институтов совправа в ближайшие же месяцы. При проработке рабочих планов-программ должны учитываться не только целевая установка практики, но постепенность, различные сроки и содержания производственного обучения студентов в зависимости от их квалификации, производственного опыта и технической подготовки. Необходимо упорядочить финансирование и оплату как руководителей производственной практики, так и студентов, проходящих практику, особенно имеющих известный производственный стаж и квалификацию. 13. Отсюда явствует, насколько серьезные, ответственные и неотложные задачи стоят перед НКЮ и его местными руководящими органами в деле предстоящего укомплектования ВУЗ»ов / рабфаков и краевых юридических курсов политически и морально выдержанным составом учащихся. В ближайшие два месяца надо обеспечить набор учащихся во все учебные заведения НКЮ, в пределах установленных норм социального и национального состава: рабочих и детей рабочих не менее 60 — 70%, колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняцким слоям крестьянства, не менее 15 — 20% и служащих советских учреждений и общественных организаций — не более 15 — 20%. Из общего числа установленных контингентов приема должно быть не менее 20% женщин, не менее 20 — 30% националов, работающих в автономных республиках и областях РСФСР, а также не менее 10% практических работников юстиции и исправительно-трудового дела. Ввиду исключительной важности предстоящего отбора кандидатов в учебные заведения НКЮ в текущем году необходимо немедленно создать на местах отборочные комиссии. 14. Далеко не благополучно обстоит дело с обеспечением полученных НКЮ в свое ведение ВУЗ»ов помещениями для учебных занятий и общежитий студентов. Если в 1931 г. при осеннем наборе эту потребность в жилой площади с трудом удастся удовлетворить, то в 1932 г. при двух наборах учащихся, превосходящих по численному составу осенний набор более, чем в два раза, необходимо строить новые специальные здания, НКЮ уже назначена планом капиталовложений на 1932 год подстройка по два здания в каждом из городов, имеющих Институты совправа. Необходимо, чтобы места этот вопрос особо продумали и свои соображения по нему и технические сметы в ближайшее время представили в НКЮ. Если с января 1932 г. в связи с переходом правовых ВУЗ»ов на положение комвузов /Постановление СНК РСФСР от 22 мая 1931 г./ материальное обеспечение научно-преподавательского состава и студенчества значительно улучшится, то материальное благополучие учащихся и учащих в текущем 1931 году оставляет желать много лучшего. Студенческие стипендии до сих пор составляют прежние? — 50 рублей. Необходима помощь в этом деле как путем поддержки за счет центральных и местных средств, так и со стороны хозяйственных организаций и предприятий НКЮ и других ведомств, заинтересованных в выпускаемой правовыми ВУЗ»ами продукции. 15. Все вопросы политико-воспитательного, культурно-бытового и материального обслуживания учебных заведений могут быть удовлетворительно разрешены Наркоматом только при широкой и активной поддержке его начинаний со стороны руководящих органов юстиции и исправительно-трудового дела, а также со стороны общественных и пролетарско-студенческих организаций.

Реорганизация правовых вузов и постановка дела подготовки кадров работников юстиции. Тезисы к докладу тов. Гайшпуйта на V-м Совещании руководящих работников органов юстиции РСФСР // Государственный архив Свердловской области. Ф. 2143-р. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 38 — 49.

——————————————————————

Название документа