Православные корни идеи правды в эпоху Средневековья на Руси

(Уткин Г. Н.) («История государства и права», 2007, N 24)

ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ ИДЕИ ПРАВДЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА РУСИ

Г. Н. УТКИН

Уткин Г. Н., соискатель Московского университета МВД России.

Становление и развитие отечественного права и правовой культуры подчиняется общим законам, по которым развивалась правовая культура любого другого народа, но общее не исключает единичного, поэтому в русской правовой культуре, как, впрочем, и в любой другой конкретной правовой культуре, имеются свои особенности и специфические черты. Русский народ не столкнулся с правовыми формами раннеклассового общества, что нашло отчетливое выражение в славянской мифологии, они не сохранились в мифологической памяти этноса. Уже на первых этапах развития нашего этноса мы сталкиваемся с отсутствием правовых форм в общественном сознании, что создает в дальнейшем благоприятную почву для их осмысления как навязанных извне и не соответствующих духу русского народа, вполне заменимых другими регуляторами общественных отношений (религией, моралью, обычаями, патриархально-семейными традициями). Фактически в правовой культуре укореняется представление о большей значимости других социальных норм, нежели правовых, которые в принципе тоже необходимы, но не в силу экзистенциальной потребности человека, а по внешней необходимости и в силу принуждения. Как отмечает В. Н. Синюков, «ценность права в русском правосознании не в обеспечении формальной законности, а в достижении ею тождества с глубинным образом собственного жизнепонимания. Поэтому массовое правосознание в России может легко отказаться от правовой формы, если она перестает быть формой именно его жизненного уклада» <1>. В период становления государства на Руси такое правопонимание только начинает формироваться, и огромное влияние на это процесс оказывает христианство, принятое на Руси в X в. ——————————— <1> Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 217.

Отечественное правопонимание и правовая культура формировались как на почве мифологического славянского комплекса, так и под влиянием православной культуры. Вплоть до петровских времен православно-христианская парадигма становится основополагающей. Она идеологически обеспечивает самодержавную власть и обслуживает политику централизованного Московского государства. Православное христианство формировало соответствующее мировоззрение, которое определяло как политическое мышление, так и правосознание. Помимо этого, благодаря православной религиозной культуре Россия приобщалась к тем духовным ценностям, которые были выработаны в «Империи Ромеев» — Византии. Одна из отличительных черт Византии — воцерковленность. Культура и государственность Восточной Римской империи почивали на церковной основе. Византийцы считали себя носителями идеи вселенской империи, чувствовали себя «вторым Римом». Столица «второго Рима» — Константинополь — была неповторимым городом <2>, который св. Григорий Богослов называл «оком вселенной», а патриарх Фотий — «царицей царствующих городов», «взаимным уделом Востока и Запада». Жителей Константинополя отличал интерес к богословию, который проникал на площади, ипподромы и даже на базары и в бани. Уголовное наказание всегда имело религиозную окраску, ибо преступление осмыслялось как повреждение правды Божией. ——————————— <2> См.: Арх. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. Т. III. М., 1966. С. 16.

На Руси относительно хорошо были известны идеи и взгляды, выработанные в Византии. Но, распространяясь исключительно в среде образованного слоя, они не полностью подчиняли себе его сознание и не смогли сгладить то своеобразие, которое сложилось на Руси ранее. Как отмечает В. А. Томсинов, «византийская политико-правовая идеология сама неизбежно реформировалась на русской почве, приспосабливаясь к реалиям русской общественно-политической жизни» <3>. Византийская политико-правовая идеология была не однообразна, противоречива, сложна, поэтому русские мыслители, приобщаясь к ней, выбирали те идеи и концепции, которые они полагали наиболее адекватными отечественной политико-правовой действительности. После падения Византийской империи в русском народе стало формироваться самосознание, основанное на представлении о том, что русское православие остается единственным оплотом истинной веры, а русский народ — единственный носитель богооткровенной, православной веры. Это привело к тому, что в Московском государстве религиозное и национальное начала соединились, срослись, как это произошло с сознанием древнерусского человека. При этом уже в условиях Киевской Руси в русском политическом и правовом сознании вырабатывается представление о том, что князья, которые из всего многообразия конфессий выбрали именно православие, и должны строго следовать его канонам. ——————————— <3> Томсинов В. А. История русской политической и правовой мысли. X — XVIII вв. М.: Зерцало, 2003. С. 16.

Другим важным моментом, характеризующим правовую культуру того времени, является тот факт, что на Руси христианская церковь в отличие от церкви на Западе выступала за усиление и централизацию государственной власти, всячески содействуя единству государственной организации. Церковные деятели Киевской Руси в своих молитвах воздавали должное не только православным христианам и святым, но и земле Русской. На протяжении всей эпохи раздробленности церковные деятели неустанно призывают русских князей к единству. Когда при патриархе Никоне началось исправление ошибок в богослужебных книгах по греческим образцам и незначительные изменения в обряде, то это вызвало бурный протест народной религиозности. В XVII в. происходит религиозный раскол старообрядчества, когда в народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере, и православное царство уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером, которая была особенно популярна среди еретиков и раскольников того времени. В легенде рассказывается об обществе изобилия, социальной справедливости и всеобщего равенства. Народ ищет град Китеж. Сказочно-фольклорная форма этого произведения способствовала его широкому распространению среди населения. Раскол делается явлением, характерным для русской жизни. И в русском народе, и в среде русской интеллигенции XIX в. будет искание царства, основанного на правде. Церковная реформа Никона показательна еще и тем, что ее противники не могли согласиться с тезисом, что «сильные пишут правду». По священным правилам Стоглава был нанесен удар, и именно царская власть стала инициатором этого удара по вере. Споры исследователей о содержании понятия «правда» ведутся продолжительное время, но чаще всего доминирует подход, согласно которому это понятие рассматривается как преимущественно светское, политическое по содержанию. Вместе с тем анализ религиозной культуры Руси позволяет сделать вывод, что вплоть до XVIII в. идея правды возникала в отечественной правовой культуре в контексте религиозного мировоззрения. Поэтому истоки данной идеи тесно связаны с развитием православия. При этом, как отмечает С. В. Ефимова, «многие русские философы обращали внимание на достаточно сильное влияние Ветхого Завета на сознание русского православного люда» <4>. В Ветхом Завете с правдой связаны правосудие и справедливость. А. Л. Юрганов в книге «Категории русской средневековой культуры» пишет, что в синодальном переводе Библии слово «правда» упоминается 347 раз. При этом в Ветхом Завете это слово встречается 298 раз, а в Новом — всего 49. Отсюда исследователь делает вывод, что в современной русской Библии правда — слово ветхозаветное <5>. ——————————— <4> Ефимова С. В. Смыслы правды как формы социальной справедливости (на материалах русской культуры) // Международные юридические чтения, ч. I. Омск, 2003. С. 95. <5> См.: Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. С. 35.

Нормы догосударственного периода плавно врастают в право. Примечательно, что право у славян обозначалось общим термином «правда». Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа. А. Л. Юрганов приводит следующие интересные трактовки правды, которые были изложены в Историческом лингвистическом словаре: «Правда» — «справедливость (как свойство праведника, а также как соответствие действий и поступков требованиям морали и права); установление, принцип; правда истина; добродетель, добрые дела, праведность; благочестивость; исполнение божественных заповедей, долга; правость, правота, отсутствие вины; доброе имя; честность; обет, обещание; присяга; повеление, заповедь; постановление (установление), правило; свод правил, законы; договор, условия договора; право; права; признание прав; оправдание; суд; судебное испытание; право суда; судебные издержки, пошлина за призыв свидетеля; свидетель; подтверждение, доказательство; правдивые, справедливые слова, речи; правдивость, честность; оправдание; дела, важные обстоятельства, вопросы» <6>. ——————————— <6> Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. С. 36 — 37.

Словами «правда» или «неправда» («кривда») в средневековой Руси можно было обозначить практически любые деяния человека. «Правду» можно было дать, т. е. отнестись справедливо, либо принести клятву. «Правду» можно было взять, например, в суде, если бросают жребий, надеясь на волю Божью. «Правду» можно было затерять, утратив представления о добре и зле. Ее можно было иметь, относясь справедливо, и погубить — собственной виной. Человек мог жить по «правде», потому что она — Божьи заповеди и церковные правила. И мог судиться по ней, потому что «правда» — суд, а также судебные испытания и даже пошлина за призыв в суд свидетеля <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 44 — 45.

В эпоху Киевской Руси правда выступала и как закон, что отразилось в документе славянского права Русская Правда. Русская Правда занимает центральное место среди нормативно-правовых документов Древней Руси. Будучи памятником светского права, она включает в себя нормы различных отраслей, но основное число норм посвящено уголовному и процессуальному праву. Идея правды была теснейшим образом связана с представлениями о справедливости, в том числе и о справедливости как законе власти. В 1551 г. состоялся церковно-земский собор, который принял Стоглав — памятник канонического права, отразивший наиболее существенные черты отечественного мировоззрения XVI в. В Стоглаве правда является синонимом Слова Божия, которую следует воплощать в практической жизни, поэтому исполнение Слова Божия — тоже правда («всяка правда»). И. Ш. Шифман отмечает: «Правда является, по представлениям эпохи, основой и сущностью государственной власти и выполняемых ею властных, распорядительных и судейских функций» <8>. ——————————— <8> Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М.: Политиздат, 1987. С. 45.

По мнению С. В. Ефимовой, «православная традиция разводит понятия «Правда Божья» и «Божественная правда», что позволяет определить Правду Божью как правду внутреннюю, субъективную, а Божественную правду — как абсолютную» <9>. В православной культуре в общественном сознании идея правды служила эквивалентом понятию «идеал». Правда Божья охватывает все отношения человека с Богом. Бог — абсолютное и чистое бытие, и этим обусловлено его отношение к людям. Божья Правда выполняет две функции — исправляющую и воздающую. Исправляющая функция есть главное проявление Божьей Правды, а воздающая функция второстепенна и дополнительна. Божья Правда выступает как одно из свойств Божественной воли, она чрезвычайно близка Божественной любви, поэтому святые отцы Божью Правду обычно называют человеколюбием. Следовательно, любовь содержит в себе правду, которая понимается как справедливость. Божья Правда состоит тем самым в исправлении того, что сотворил Бог, и в этом ее главное предназначение. ——————————— <9> Ефимова С. В. Смыслы правды как формы социальной справедливости (на материалах русской культуры) / Международные юридические чтения, ч. I. Омск, 2003. С. 102.

Воздаяние же тесным образом связано с Божьим судом. И здесь мы также не можем обойти идею правды, поскольку она включает в себя идею справедливого отношения Бога к человеку. Эта справедливость основывается всецело на Божественном всеведении и провидении, которое, естественно, превосходит самопознание и самосознание человека, его проникновение в собственный внутренний индивидуальный мир. Правда есть высшее благо, совершенство, полнота удовлетворения, а следовательно, ее можно и должно искать. Идея правды имеет в православной культуре божественное содержание и выступает как общественный идеал, к которому следует стремиться. И это положение расширяет границы правды и придает ей напряженную смысловую нагруженность. Бог не только устанавливает мировой порядок, но и дает человеку законы, по которым ему следует жить, предписывает нормы поведения, другими словами, указывает человеку, что есть правда и в чем ее смысл. Поэтому тот, кто строит свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими, оказывается человеком праведным, а жизнь его становится праведной. Но Бог, создав человека по образу и подобию своему, наделил человека и свободой воли. Поэтому человек может увидеть свою правду, не совпадающую с Божественной. Естественно, в таком случае человеческая правда, отличная от Божественной правды, уже не будет считаться истинной, а жизнь такого человека праведной. Бог, выделив человека из всего тварного мира, поставил его над ним, придав человеку определенную автономность. В этом заключается постоянная дихотомия Божественной правды и правды человеческой, как дихотомия сущего и должного. На самом деле в христианской парадигме есть только одна правда — Божья. И если правда Бога есть истинная правда, то правда дьявола есть лживая и порочная правда, поскольку она намеренно искажает замысел Божий. Поиск правды, правдоискательство вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлениями о лучшем устройстве социума и месте человека в нем, о России как о единственно оставшейся православной стране, несущей Правду Божью. В православной культуре носители правды должны обладать совокупностью определенных качеств, таких как приверженность духовной жизни и пренебрежение жизнью материальной, плотской как грешной; подвижничество и открытость подвигу, способность принять мучение за веру, пострадать за нее; аскетизм и служение. Искатели и носители правды должны осознавать несоответствие реальной действительности представлениям о том, что есть правда и каким образом она должна быть представлена на земле. В Пятикнижии практикуется постоянное обращение к правде и справедливости, которые должны воплощать власть и суд. Особенно это касается слабых и незащищенных в социальном отношении — сирот, вдов, батраков, неполноправных «жильцов и поселенцев». Правда есть мировой порядок, соблюдать который следует беспрекословно. Нарушение этого правила может привести к катастрофическим последствиям, как для всего мироздания, так и для социума, поскольку угрожает его стабильности и защищенности. Это в какой-то мере объясняет чрезвычайную суровость наказаний. Даже за, казалось бы, не столь серьезные нарушения следовала смерть, т. е. устранение преступника из земного мира и удаление его в мир потусторонний. Идея правды тесно связана в русской православной культуре с идеей святости. Идеал высшей правды есть превращение идеала в святыню. XIV — XV вв. есть время расцвета святости, именно в это время и рождается образ «Святая Русь». Поиск и нахождение смысла жизни человека — жить по правде, по справедливости, по совести — приводили к восстановлению Святой Руси и были ориентирами, способствовавшими преодолению тупиковых ситуаций. В культуре северо-восточной Руси идея правды становится центральной и определяющей по отношению ко всем ценностям жизни. Конечно, неоспоримо укоренение христианской парадигмы в русской культуре, но произошло это бытовым, стихийным образом. И тем не менее, приобщаясь к христианской культуре, русские приобретают категориально выраженный аппарат для формирования новых фундаментальных построений. Это касается и понятия правды, которое через византийскую православную традицию выражает высший нормативный порядок: закон и законность, правоту и справедливость. Правда выражает должное, то, что должно быть, поэтому проблема поиска правды выливается в процесс поиска идеала, должного, что определяется Богом, который определяет правду и судит по ней.

——————————————————————