Голос как один из каналов невербальной коммуникации

(Есин И. Б.)

(«Юридическая психология», 2008, N 3)

ГОЛОС КАК ОДИН ИЗ КАНАЛОВ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

И. Б. ЕСИН

Есин И. Б., кандидат психологических наук, следователь.

Невербальная коммуникация — важнейшее и недостаточно изученное средство общения и взаимопонимания людей. Проблема исследования феномена невербальной коммуникации является одной из основных в психологии, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук. Она имеет большое значение не только в системе общения «человек — человек», но и в системах «человек — машина» (область инженерной психологии), в решении сложных научно-технических вопросов распознавания речи (Манеров, 1990; Морозов, 1988; Ли, 1983), идентификации и верификации личности говорящего (Рамишвили, 1974; Женило, 1988), психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях (Фролов, 1987). Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Поэтому различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. «Коммуникация — способ сообщения какой-либо информации всем или многим с помощью технических средств; сообщение или передача средствами языка содержания высказывания» (БТС, 1998). Г. М. Андреева определяет «процесс коммуникации как процесс обмена информацией» (Андреева, 2004).

В отечественной психологии В. П. Морозов определяет «невербальную коммуникацию» как «систему неязыковых (несловесных) форм и средств передачи информации» (Морозов, 1998). Он вводит принципиальные отличия невербальной от вербальной коммуникации, а также отмечает, что это и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. Особенности эти следующие:

1. Полисенсорная природа НК, т. е. реализация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.).

Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода). Каждая из этих сенсорных систем или анализаторов информации внешнего мира состоит их трех основных частей: периферической (рецепторной), проводниковой (чувствительный нерв) и центральной, т. е. соответствующих областей мозга, где информация внешнего мира, воспринятая рецепторами, преобразуется (декодируется) в зрительные, слуховые, кожно-тактильные, обонятельные, тепловые ощущения и представления. Центральные области или центры разных сенсорных систем размещены в разных областях мозга (коры головного мозга и подкорки), т. е. пространственно разделены (слуховые — в височной области, зрительные — в затылочной и т. п.). В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики, т. е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемые дистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире. При этом несмотря на то, что зрением воспринимается большая часть информации внешнего мира (около 80%), значение слуха для формирования интеллектуальной сферы человека гораздо существеннее. Это связано с формированием через слух речевых центров Брока и Вернике, обусловливающих возможность овладения человеком звуковой речью, абстрактно-символическими формами мышления и познания.

2. Эволюционно-историческая древность по сравнению с вербальной речью.

Среди теорий происхождения языка значительная их часть рассматривает невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи (Рыданова, 1989; Akert, Panter, 1988).

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) является также свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5 — 2-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят прежде всего к потере вербальной речи и, во вторую очередь, к нарушению невербальной коммуникации как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям.

3. Независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса — другое).

Невербальные свойства речи, как правило, созвучны с ее вербальным смыслом. Вместе с тем канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т. п.); б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном).

Психоакустические методы — сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной и невербальной информации через правое и левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии, проведенные В. П. Морозовым и его сотрудниками, показали, что вербальная информация, например, по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом, так как адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике. А невербальная информация, например, по критерию узнавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом, так как в этом случае адресуется в правое полушарие мозга. Разделение функций полушарий не является абсолютным, так как между полушариями имеется сильная взаимосвязь благодаря соединяющим их нервным проводникам. Каждое из полушарий в определенной мере может выполнять функции другого, используя свой собственный механизм обработки информации. Например, логическое левое полушарие может распознать эмоциональную интонацию по характерным для нее акустическим признакам, а правое — опознать знакомое слово по его интегральной спектрально-тембровой картине. Невербальную информацию (например, эмоциональный контекст речи) преимущественно воспринимает левое ухо (правое полушарие) (Морозов, Вартанян, Галунов, 1988).

В. П. Морозов и его сотрудники исследовали роль функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации и установили, что она проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков у слушателей, так и в механизмах ее формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в теоретической модели системы коммуникации в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Между вербальным и невербальным каналами имеет место теснейшее взаимодействие и взаимовлияние. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Вместе с тем канал невербальной коммуникации функционально независим от вербальной. Это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавания личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т. п.); б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном). Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации (Морозов, 1998; Bryden, Laterality, 1982).

Специфичность вербального и невербального каналов речевого общения определяется также и особенностями обработки мозгом этих видов информации. Отечественными психологами Г. А. Голицыным, О. Н. Даниловой, В. М. Петровым и другими в результате проведенных исследований было установлено, что «аналитический, рационально-логический, последовательный, оперирующий локальной информацией и т. п. характер процессов отвечает доминированию левополушарного типа психической деятельности (Л-тип), а синтетический, интуитивный, симультанный, оперирующий глобальной информацией и т. п. характер — доминированию правополушарного типа психической деятельности (П-тип). Но каждый из них соответствует относительному преобладанию процессов того или иного характера, а не абсолютному подавлению одних процессов другими» (Голицин, Данилова, Петров, 1977). Из теоретического анализа и эмпирических данных следует, что феномен функциональной асимметрии имеет одно очень важное проявление — периодическое чередование доминирования Л — и П-типов. Период такого чередования составляет около 48 — 50 лет. Проявления феномена можно сравнительно легко измерить посредством несложных психологических экспериментов, разработан также индекс асимметрии, который может быть использован в работе и дальнейших исследованиях (Маслов, 1983; Петров, 1986).

4. Значительная непроизвольность и подсознательность.

Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность восприятия и формирования экстралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый «аккомпанемент» звуковой речи является как бы вторым планом нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют более древнее эволюционное происхождение и, соответственно, более глубоко расположенные области мозгового представительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истинные намерения и мнения говорящего, противоречащие его словам.

5. Независимость от языковых барьеров.

Всеобщая, независимая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода позволяет людям объясняться и понимать друг друга при незнании языков. Предметно-образным эмоциональным слухом обладают практически все люди, но в существенно разной степени. Научные психологические исследования подтверждают межъязыковую универсальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением эмоций: радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха представителям разных языковых культур и просили их определить характер выражаемых эмоций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные различия между языковыми культурами опрошенных (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер, 1988).

В отечественной психологии феномен невербальной коммуникации достаточно хорошо исследован в таких областях психологической науки, как теория общения (Ломов, 1984; Леонтьев, 1997), теория субъекта (Брушлинский, 1994), восприятие и понимание человека человеком (Бодалев, 1983; Бодалев, Шорохова, 1983), психология личности, социальная психология (Абульханова-Славская, 1986; Цуканова, 1996), психология речи (Рыданова, 1989; Никонов, 1974), психология индивидуальности (Светозарова, 1982; Голубева, 1993), диагностика психических состояний (Бехтерева, 1980; Бодров, 1995), а также лингвистики (Златоустова, Потапова, 1986). Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений — мимики, жестов, пантомимики (Лабунская, 1986; Фестингер, 2000; La France, Mayo, 1978). Кинетические аспекты невербального поведения, сопровождающие речевое общение, проанализированы А. А. Леонтьевым (Леонтьев, 1997).

Кроме того, изучению невербальной коммуникации как основы художественного творчества и музыкального искусства в отечественной психологии посвящено достаточно много исследований (Михалкович, 1986; Жданов, 1996). Это связано с тем, что невербальная информация доминирует в большинстве видов искусства и апеллирует к эмоционально-образной сфере человека и к его подсознанию (Гребенникова, Васильева, Удачина, 1995). Именно на этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства. В этом смысле искусство является специфической формой невербальной коммуникации и представляет собой могущественное средство эстетического и нравственно-идеологического формирования личности. Но данный аспект невербальной коммуникации является далеко не полностью разработанным, в частности, недостаточно исследованы невербальные эмоционально-экспрессивные особенности речи, чему и посвящена данная работа.

Традиционно принято считать, что основным средством общения является речь, т. е. слова. Однако речь не только сводится к языку. Иногда речь отождествляют не только с вербальной, но и с невербальной коммуникацией. Один из вариантов различия в понимании «вербальное» и «невербальное» приведен в табл. 1 (Матюхина, 2003).

Таблица 1. Отличия вербального от невербального

Вербальное речевое сообщение Невербальное, не является речью

Восприятие происходит через Восприятие и отражение происходят

органы слуха одновременно через разные органы

чувств

В большей степени осознанны В большей степени неосознанность,

и поддаются оценке и анализу спонтанность проявления

Возможно четко разложить на Разделение на единицы анализа

единицы анализа (кодировка) представляется затруднительным

В онтогенезе речь появляет — Проявляется с рождения, базирует —

ся к 1,5 — 2 годам жизни ся на древних структурах мозга

ребенка (подкорке)

Зависимость понимания речи Независимость понимания речи

от языковых барьеров от языковых барьеров

Однако в нашей работе нужно более тонко подойти к данной проблематике, поэтому сейчас поговорим о разнообразии терминов, применяемых исследователями для описания невербальных процессов в жизни человека, и приведем их к интересующему нас единому знаменателю. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая (Колшанский, 1974) или экстралингвистическая коммуникация (Горелов, 1980). Разные специалисты вкладывают несколько различный смысл в вышеупомянутые термины. В то же время не существует даже единого взгляда на модальность информационного экстралингвистического канала. По Дж. Трайгеру (Trager, 1964) это информация, передаваемая только голосом. А в работах Т. Себеока (Sebeok, 1976) это голос плюс кинесика. В. П. Морозов говорит: «Что касается терминов «невербальная» и «экстралингвистическая» коммуникация, то второе понятие, означая практически то же, что и первое, характеризует все формы невербального поведения человека не вообще, а в процессе речевого общения» (Морозов, 1998). В данной работе мы будем использовать термин «экстралингвистический», подразумевая под ним неязыковые аспекты речи — интонацию, высоту голоса, темп, ритм, наличие пауз и звуков, не являющихся словами, отдельных гласных, заикания, запинания и других неречевых звуков. Мы знаем, что в речи человека помимо ее логической, вербальной составляющей выражается и психологическое состояние говорящего: усталость, раздражительность, гнев, в общем, любые эмоциональные состояния, которые выражаются именно в экстралингвистической информации (неязыковой). В отношении языковой, опосредованной речи: человек, используя вербальный ее компонент, может, например, говорить одно, а его экстралингвистический аспект речи будет «звучать» совсем по-иному. Этот аспект дает нам то, что нельзя выразить словами, а значит, скрыть или переврать. Поэтому нам очень интересно исследовать, насколько данный феномен выражен у представителей различных профессий.

Также у других авторов существуют и другие определения терминов «паралингвистическая коммуникация» и «экстралингвистическая коммуникация». У Экмана эти два термина иногда обозначаются как просодика. Паралингвистика — это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека. Экстралингвистика — включение в речь пауз или, например, покашливания, плача, смеха или это сам темп речи. Паузы подчеркивают особую значительность текста, иногда они значат больше, чем сам текст. Проявление этих знаковых систем трудно поддается контролю, поэтому допускает различные интерпретации, в частности, в случае рассогласования названных механизмов со звучащей речью, что используется при исследованиях лжи (Экман, 2000). Но в нашей работе, как уже говорилось выше, мы будем подразумевать под термином «экстралингвистика» невербальные (неязыковые) аспекты речи человека.

Что касается речи человека, то она выявляет психический облик и эмоциональное состояние личности. В психологии различаются две задачи:

1. Определение по голосу устойчивых личностных характеристик человека.

2. Определение по звучанию голоса человека его эмоционального состояния.

Для нас наиболее актуальной является именно вторая задача. Эмоциональное состояние человека изменяет акустические характеристики его голоса и речи. В процессе речевого высказывания говорящего по интонации, тембру, громкости, пространственности, объемности, высоте и другим характеристикам его голоса через слуховой канал слушателям передается некоторая часть невербальной информации. «Это и является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем» (Морозов, 1998).

В психологии традиционно выделяются три основные субъективные характеристики звуковых ощущений: громкость, высота, тембр.

Высота звука — это субъективная характеристика, распределяющая звуки по некоторой шкале от низких к высоким. На воспринимаемую высоту звука влияет главным образом частота основного тона (выделяющаяся по амплитуде частотная составляющая спектра звука или просто период колебаний), при этом могут оказывать влияние и общая форма звуковой волны, и ее сложность (форма периода). Высота звука может определяться слуховой системой для сложных сигналов, но только в том случае, если основной тон сигнала — периодический (например, в звуке хлопка или выстрела тон не является периодическим, и слух не способен оценить его высоту). Амплитуда звуковой волны определяет интенсивность звука. От частоты звуковой волны зависит высота слышимого звука, т. е. будет ли данный звук восприниматься как высокий (если число колебаний в секунду велико) или (в противном случае) как низкий. Чем выше звук, тем плотнее спектр (тем большая часть спектра звука попадает в область наивысшей чувствительности слуха). Эти две характеристики звуков взаимосвязаны. Высокие звуки кажутся более интенсивными, чем низкие, даже если их волны имеют одинаковую амплитуду. Ощущение высоты связано с восприятием плотности спектра, с возможностью уха дифференцировать спектральный состав звука, выделять в нем характерные свойства и элементы. Изменяется высота звука — изменяется плотность спектра (Годфруа, 1996).

Тембром звука называется такое качество восприятия звука, которое независимо от частоты и амплитуды позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр голоса — это его «окраска» (Юрасов Н. Н.). Тембр звука зависит от общего спектрального состава звучания и интенсивности спектральных составляющих, т. е. от общего вида звуковой волны, и фактически не зависит от высоты основного тона. Немалое влияние на тембр звучания оказывает инерционность слуховой системы. Это выражается, например, в том, что на распознавание тембра слуху требуется около 200 миллисекунд.

Частотный анализ звука осуществляется ухом, а различение тембральных компонентов звука осуществляет кора головного мозга, где происходит синтез тембрового ощущения. По тембру голоса человека — «звенящему, шипящему, серебристому» — можно судить о его эмоциональном состоянии, характере, психическом тонусе, здоровье, отношении к собеседнику и т. д. Поэтому одни и те же произнесенные слова могут иметь разный психологический смысл. Такая чувственная характеристика тембровой окраски голоса связана со структурой спектра и соотношением его составляющих. Это явление уже длительное время исследуется представителями различных наук. Принято считать, что голос человека является тонким индикатором его состояний и свойств, однако до настоящего времени не найдена система речевых характеристик, закономерно связанных с теми или иными эмоциональными состояниями.

Высота голоса и ее изменения во времени выступают носителями не только эмоциональной, но и других видов информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизической основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и массивности его голосовых связок (Медведев, Савина, Суханова, 1959).

В. П. Морозов вывел формулу, которая описывает данное соотношение:

———

F0 = k \/ CP / LM,

где F0 — частота колебаний голосовых складок (Гц), т. е. частота основного тона, P — величина подсвязочного давления в трахее, С — степень жесткости (или натяжения) голосовых связок, L — длина колеблющейся части, М — колеблющаяся масса, k — коэффициент пропорциональности (Морозов, 1977). У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса соответственно выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и массивные люди имеют, как правило, более крупную гортань и соответственно более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой. Экстралингвистическая информация голоса оказывается более помехоустойчивой (по сравнению с лингвистической) не только по отношению к действию шума, но и по отношению к частотному ограничению спектра. Исследования показывают, что ограничение высоких частот до 400 Гц почти полностью разрушает лингвистическую информацию (разборчивость слов снижается до 5,5%), определение же эмоций в таком сигнале в значительной степени (около 70%) сохраняется (Морозов, 1989).

Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношение к собеседнику, предмету разговора, самому себе и т. п. «Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать. По известной американской формуле А. Меграбяна (Меграбян, 2001) при первой встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% — паралингвистическим и лишь на 7% — содержанию речи» (Годфруа, 1996). Б. Ф. Ломов назвал проблему общения «логическим центром» всех психологических проблем (Ломов, 1981). Он также указал, что несмотря на то, что проблема общения является базовой, она является недостаточно разработанной, в том числе и в плане невербальных средств общения. В отечественной психологии А. А. Крылов определил общение как «процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются в современном обществе межличностные отношения» (Крылов, 1998). Г. М. Андреева полагает, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией). Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель — достижение изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (Бодалев, 1981).

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Невербальные средства общения делятся на:

1) визуальные: кинесика (движения рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (в частности, смены поз относительно словесного текста и эмоционального состояния); кожные реакции (покраснение, появление пота); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения. В том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые) средства общения: паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т. д.);

3) тактильно-кинестетические (связанные с прикосновением) средства общения: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, похлопывание по плечу и т. п.);

4) ольфакторные средства общения: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека и т. п.

Согласно получившей широкое распространение схеме К. Шеннона (Шеннон, 1983) любая система коммуникации, в том числе и экстралингвистическая, представляет собой, по мнению В. П. Морозова, взаимодействие трех основных частей (Морозов, 1998):

1. Источника информации, в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию.

2. Сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса).

3. Приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя)). В. П. Морозов отмечает, что «в свете системного подхода ни одна из этих трех составных частей, взятая в изолированном виде, не может быть понята и объяснена даже при самом тщательном изучении. Поэтому необходимо рассмотрение специфических и общих свойств не только каждой из указанных трех частей экстралингвистической коммуникационной системы, но и их взаимодействия. В целом определение этих взаимосвязей дает возможность понять, как тот или иной вид информации, отражающий то или иное психофизическое состояние человека, через акустику его речи и голоса передается субъекту восприятия. Как у последнего создается достаточно адекватный образ психофизического состояния говорящего, его отношения к предмету разговора, слушателю, самому себе и в конечном итоге существенно скорректированное и уточненное представление о сущности его высказывания» (Морозов, 1998).

Экспериментальные исследования, проведенные В. П. Морозовым и его коллегами, показали высокую степень надежности распознавания людей на основе индивидуально-личностной информации голоса: до 98% и более на выборке в несколько десятков магнитофонных записей знакомых и незнакомых голосов (Пашина, Морозов, 1990). Существенно, что высокая надежность опознавания знакомых голосов сохраняется и при инвертированном во времени звучании, что свидетельствует о большой помехоустойчивости данного вида информации.

Из теории речеобразования известно, что изменение размера и формы ротового отверстия как излучателя звука и составной части ротового резонатора существенно влияет на спектральные характеристики речи, что отражается в изменениях тембровых качеств речевых звуков (Фестингер, 2000). В. П. Морозов и его сотрудники провели ряд исследований, которые позволили сделать вывод, что разрешающие возможности слуховой системы человека при определении ширины рта говорящего по звуку его голоса составляют в среднем около +6 мм (с учетом трудноучитываемых погрешностей). Такого рода изменение ширины рта уже приводит к едва заметным на слух изменениям тембра голоса говорящего, что объективно соответствует определенным изменениям спектральных характеристик речевых звуков (при расширении рта происходит относительное повышение уровня высокочастотных составляющих спектра, а при сужении — их понижение, пропорционально степени расширения или сужения) (Морозов, 1998). Социально-типологическая информация характеризует, в частности, национальность говорящего. Это отражается в акценте, т. е. в особенностях произношения фонетических элементов чужой речи, в манере (фонетическом укладе), характерной для родного языка говорящего и обусловленной национально-историческими традициями языковой культуры (Зиндер, 1979).

В речи человека определяется его социально-иерархический статус (ранг) по отношению к слушателю: начальственный, поучительный, покровительственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника или робкий, зависимый, а то и льстивый, угоднический, самоуничижительный тон подчиненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особенностей речи может определяться как диапазоном ранговых различий, так и психологическими характеристиками коммуникантов, прежде всего выраженностью чувства собственного достоинства.

В. П. Морозов выделяет в системе речевого общения до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенностям и звукопроизношения, т. е. средствами фонации: 1) эмоциональная; 2) эстетическая; 3) индивидуально-личностная; 4) биофизическая; 5) социально-групповая; 6) психологическая; 7) пространственная; 8) медицинская; 9) информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответствующим числом словесных определений и характеристик (Морозов, 1998).

Эмоциональная информация, характеризующая эмоциональное состояние индивида в процессе общения (радость, печаль, гнев, страх, удивление, различные сложные чувства), является одной из важнейших. С. Л. Рубинштейн писал, что «для подлинного понимания не только текста речи, но и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуации, очень существенно понимание эмоционально-выразительного подтекста, а не только текста» (Рыданова, 1989).

Эстетическая информация, которую передают речь и голос, носит оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый, чистый — хриплый и т. п. Важнейшей особенностью эстетической информации является ее образность и метафорность. Эстетические характеристики голоса как акустического явления не ограничиваются чисто акустическими определениями (звонкий — глухой, высокий — низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений, например зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) или мышечных (легкий — тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т. п., а также характеризуют физиологические особенности образования звука в голосовом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый) и даже состояние здоровья (болезненный), утомленный (усталый) и т. п. Слушатели могут наделить голос человека даже нравственными категориями, например, назвать его «благородным», если человек обладает голосом с приятным тембром, интонацией и т. п.

Эстетическая информация близка по своей природе к эмоциональной и потому нередко объединяется под термином эмоционально-эстетическая. Она играет особую роль в различных видах изобразительного искусства, а также сценического. Например, в вокальном искусстве различные типы певческих голосов — бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано, контральто — являются, по сути дела, эстетическими категориями с определенными звуковысотными и тембровыми характеристиками, обеспечивающими создание определенных сценических образов музыкально-художественных произведений, характеризующихся яркой индивидуальностью. По критериям эмоционально-эстетической информации различаются также разные жанры и виды вокально-музыкального искусства (академическое, оперно-концертное, эстрадное, церковное, хоровое, сольное, ансамблевое пение и т. п.). В вокальном искусстве эмоционально-эстетическое воздействие осуществляется как вербальными средствами — словом, так и невербальными средствами, т. е. особым характером акустического строения речи: а) увеличением длительности гласных, б) большим диапазоном изменения силы (более 30 дБ) и высоты голоса (до 2 и более октав), наличием вибрато (амплитудно-частотных модуляций голоса с периодичностью 5 — 7 Гц), д) особым певческим тембром, характеризующимся повышенной звонкостью и полетностью, что определяется наличием в спектре певческого голоса так называемой высокой певческой форманты (зоны значительно усиленных обертонов в области 2300 — 3000 Гц), е) особым использованием фонетических средств эмоционально-эстетического воздействия.

Индивидуально-личностная информация, позволяющая узнавать знакомых по голосу (например, по телефону), принадлежит к числу наиболее специфических характеристик для каждого конкретного человека. В этом отношении она является уникальной. Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи определяется характерными для каждого человека особенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также характерных атипичных речевых проявлений: покашливание, смех, особенности фонетики, нарушения речеобразования, заикание, картавость и т. п. Звуковысотные и тембральные особенности голоса обусловлены неповторимыми индивидуальными различиями в строении гортани, голосовых связок, их длины, толщины, жесткости, объема и формы резонаторных полостей, влияющих на тембр. Существенное влияние на голос оказывают также индивидуальные психофизиологические особенности личности: тип нервной системы, темперамент, пол, возраст и т. п.

Указанная особенность невербальной, в частности, эмоциональной информации позволяет моделировать ее средствами инструментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-модулированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории минор и мажор являются следствием этой закономерности.

Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слушателя и т. п.). В основе пространственного восприятия лежит бинауральный механизм слуха, т. е. восприятие двумя ушами. Установлено, что смещение источника звука в сторону по отношению к фронтальному центру восприятия, например вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). Величина запаздывания определяется разностью расстояний от источника звука до правого и левого уха, деленной на скорость звука в воздухе (340 м/с). Этого запаздывания достаточно, чтобы человек идентифицировал источник звука либо немного справа, либо немного слева. Важным психологическим свойством пространственного восприятия говорящего слушателем является так называемый эффект направленного внимания. Он состоит в том, что при наличии многих говорящих вокруг слушателя человек способен сознательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, избирательно улучшать восприятие его речи при одновременном подавлении речи других говорящих людей. Опыты, проведенные Альтманом, показали, что эффект избирательного пространственного восприятия (т. е. обострения слуха) составляет свыше 10 дБ (Альтман, 1972).

Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также немаловажна для слушателя. Помехи могут быть различного происхождения. Например, электроакустические шумы в телефонной сети, никак не связанные с личностью говорящего, являются индифферентной помехой. Шумы же в помещении, откуда ведется телефонный разговор, могут быть значимой помехой, т. е. нести уже определенную информацию о говорящем, свидетельствуя о взаимодействии его с другими людьми, его местонахождении, например, на вечеринке (гул голосов, музыка) или на улице (шумы транспорта) и т. п.

С определенной вероятностью каждый из перечисленных видов психологической информации присутствует в речи человека или проявляется в соответствующих ситуациях общения. Исследования, проведенные в лаборатории В. П. Морозова, показали, что в речи человека различаются (как лингвистически, так и невербально) такие важные психологические черты личности, как чувство собственного достоинства и чувство превосходства (Морозов, 1995). При этом невербальные средства общения — интонация, тембр голоса, кинесика поведут себя различным образом: если в первом случае они составят гармонический ансамбль с учтивыми словами, то во втором случае будут оставаться нейтральными или даже будут противоречить словам (в случае реально низкой оценки собеседника говорящим).

Психологическая информация также охватывает и широкий круг личностных характеристик человека, которые в той или иной степени могут проявляться в невербальных (как, впрочем, и в вербальных) особенностях речи. Еще в середине XX в. в экспериментальной психологии Ликляйдером и Миллером (Ликляйдер, Миллер, 1963) были предприняты попытки установить по голосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, экстраверсия — интроверсия, доминантность, общительность, интеллект, неискренность и др. В свете современных психологических исследований говорящий человек также предстает перед нами не только как независимый от субъекта восприятия источник невербальной информации о себе, а как весьма заинтересованный в том, чтобы в чем-то убедить слушателя и побудить его к определенным действиям (например, речь кандидата в депутаты перед избирателями). Речевое общение в результате представляется как весьма сложная картина субъект — субъектных отношений между говорящим и слушателем, где невербальные характеристики речи говорящего несут информацию и об особенностях таких отношений (Брушлинский, Поликарпов, 1990; Асмолов, 1989).

Таким образом, как показали психологические исследования, экстралингвистическая составляющая общения позволяет человеку получать и передавать большую часть информации помимо вербального компонента речи.

——————————————————————