Особенности законодательства Республики Таджикистан об охране объектов историко-культурного наследия

(Мартыненко И. Э.) ("Культура: управление, экономика, право", 2013, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

И. Э. МАРТЫНЕНКО

Мартыненко Игорь Эдуардович, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь), кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности законодательства Республики Таджикистан об охране историко-культурного наследия. Приводится классификация памятников, раскрывается содержание применяемых в данной сфере понятий. Излагаются вопросы ответственности за нарушения законодательства.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, культурные ценности, СНГ.

Features of the legislation of the Republic of Tajikistan on the protection of historical and cultural heritage I. E. Martynenko

The article discusses the features of the legislation of the Republic of Tajikistan on the protection of historical and cultural heritage. A classification of monuments, reveals the contents used in the field of concepts. The questions concerning the liability for violations of the law are stated.

Key words: historical and cultural heritage, cultural values, CIS.

Республика Таджикистан - страна с древней культурой и историческими традициями. Согласно данным Министерства культуры в Республике Таджикистан в настоящее время на государственном учете состоят более двух тысяч памятников культуры, охватывающих все периоды человеческой истории. Это 220 городов и городищ, 70 крепостей, 81 древний могильник, 93 древние выработки, 654 неисследованных объекта, 69 мавзолеев, 58 исторических мечетей, 5 караван-сараев, 12 минаретов, 13 медресе, 160 скульптур, 179 монументов <1>. Наиболее значительными архитектурными памятниками наследия Таджикистана являются мавзолеи XI - XIV вв., находящиеся в селении Саят в Южном Таджикистане. В нем сохранились руины архитектурного ансамбля Хаджа Машад, возведенного в X - начале XII в., 2 кубические купольные постройки с узорной кирпичной кладкой, связанные сквозным сводчатым проходом. К архитектурному наследию относятся и памятники Гиссарской долины, и мечеть в Ура-Тюбе (XV в.) <2>. -------------------------------- <1> Мамаджанова С. М., Мукимов Р. С. Архитектурное наследие Худжанда. Душанбе: Мерос, 1993. 126 с. <2> Мамаджанова С. М. Традиции и современность в архитектуре Таджикистана (на примере Душанбе). Душанбе: Ирфон-Мерос, 1993. 368 с.

На сохранение и рациональное использование культурного наследия Таджикистана направлено специальное законодательство, которое основано на Конституции Республики Таджикистан и включает Законы "О культуре" 1997 г., "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" 2006 г. (действует в редакции Закона от 28 декабря 2012 г. N 921), "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" 1998 г., "О библиотечной деятельности" 2003 г., "О музеях и музейном фонде" 2004 г., "О ввозе и вывозе культурных ценностей" 2001 г., а также кодифицированные нормативные правовые акты, указы Президента Республики Таджикистан, постановления Правительства Республики Таджикистан. Исходным звеном в формировании законодательства об охране историко-культурного наследия является Конституция Республики Таджикистан. В соответствии со ст. 40 Конституции Республики Таджикистан каждый гражданин имеет право на свободное участие в культурной жизни общества, художественном, научном и техническом творчестве, использовании их достижений. Культурные и духовные ценности охраняются государством. Согласно ст. 44 Конституции Республики Таджикистан, охрана исторических и культурных памятников - обязанность каждого гражданина. В 2006 г. в Республике Таджикистан принят Закон "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", который определил правовые нормы, относящиеся к охране и использованию объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории Республики Таджикистан и являющихся национальным достоянием. Данный закон сменил действовавший советский Закон, урегулировал группы общественных отношений, возникших в сфере охраны и использования памятников как объектов историко-культурного наследия, для обеспечения их полной сохранности, всестороннего и эффективного использования для настоящего и будущих поколений. Объекты историко-культурного наследия как общенациональное достояние. В законодательстве Республики Таджикистан используются термины "культурное наследие", "национальное культурное наследие", "историко-культурное наследие", "объекты историко-культурного наследия", "национальные культурные ценности", "культурные ценности", "памятники истории и культуры". Законом от 28 декабря 2012 г. N 921 в Закон "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" внесены существенные изменения и дополнения, уточнены понятия и определения. Так, этот Закон вводит новый термин - "объекты историко-культурного наследия", под которыми понимаются объекты движимого и недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также иными предметами материальной культуры, имеющими определенную ценность с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, этнологии, антропологии (ст. 3 Закона). Объекты историко-культурного наследия классифицируются по различным основаниям. Так, по признаку культурной значимости они подразделяются на объекты (памятники) общегосударственного (ранее именовались - общереспубликанского), местного и международного значения (т. е. включенные в Список всемирного культурного и природного наследия, такой объект в Таджикистане всего один - древнее городище Саразм). Однако в законодательстве Республики Таджикистан нет критериев, в соответствии с которыми памятники относятся к той или иной категории культурной значимости Культурное наследие - это совокупность культурных ценностей, имеющих национальное и государственное значение и являющихся исключительной собственностью Республики Таджикистан. Национальное культурное наследие - культурные ценности, имеющие историко-культурное значение и внесенные в Государственный реестр объектов национально-культурного наследия. Такое определение приведено в ст. 1 Закона "О культуре". В соответствии со ст. 8 Закона "О культуре" к национальным культурным ценностям относятся: археологические находки, памятники истории и культуры, коллекции редких и старинных предметов и произведений искусства (картины, полотна, рисунки, скульптурные произведения, топонимы исторического значения, произведения дизайна, рукописные издания, манускрипты и авторские рукописи, литографии), исторические документы, редкие издания, места захоронения известных личностей, сады, природные ландшафты, имеющие культурное значение. Определение культурных ценностей содержится в различных нормативных правовых актах Республики Таджикистан. Так, в соответствии со ст. 1 Закона "О культуре" под культурными ценностями понимаются материальные и духовные средства, имеющие светские и религиозные особенности, а также другие ценности, имеющие историческое, научное, художественное и культурное значение. Согласно ст. 1 Закона "О музеях и музейном фонде", культурные ценности - это экспонаты, отражающие национальную и общечеловеческую историю и культуру, которые коллекционируются и хранятся в государственных, негосударственных музеях и в личных коллекциях. В ст. 3 Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" культурные ценности определяются как движимые предметы материального мира, представляющие национальную, историческую, художественную, научно-познавательную, духовно-нравственную и иную культурную значимость. Движимые памятники подразделяются на единичные и комплексные объекты. Единичными объектами являются археологические находки, предметы древности, расчлененные элементы недвижимых памятников, антропологические и этнологические материалы, исторические реликвии, художественные произведения, находящиеся в различных государственных и негосударственных музеях, фондах, библиотеках, хранилищах, коллекциях, а также документальные материалы, хранящиеся в Национальном архивном фонде. Комплексные объекты - это исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции указанных единичных объектов, представляющие единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции, обладающие естественнонаучной ценностью, имеющие целостное историческое значение. Недвижимые памятники, в свою очередь, подразделяются на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, а также ландшафты. В соответствии со ст. 29 Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" на территории объектов историко-культурного наследия, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и внесенных в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия, могут быть созданы особо охраняемые историко-культурные территории двух видов. Так, историко-культурным заповедником является территория или часть территории, на которой расположены памятники и ландшафты и установлен особый режим охраны объектов историко-культурного наследия в единстве с окружающей их исторической средой и территориальной целостностью историко-культурного заповедника. В случае создания музеев на объектах историко-культурного наследия, относящихся к историко-культурному заповеднику и связанному с ним природному ландшафту, он получает статус музея-заповедника. Примером данного вида историко-культурной территории может служить Гиссарский историко-культурный заповедник <3>. -------------------------------- <3> Ранов В. А., Филимонова Т. Г. Изучение Гиссарской культуры и неолитический слои поселения Кангуртут // Памятник Кангурттута в Юго-Западном Таджикистане (эпоха неолита и бронзового века). М., 2008.

Историческим местом является территория, на которой располагаются объекты историко-культурного наследия, обладающие исторической, эстетической, социальной, культурной, археологической, архитектурной и градостроительной ценностью, имеющие значение для сохранения самобытной ценности народа и вносящие определенный вклад в мировую цивилизацию. Культурное наследие подразделяется на материальное и нематериальное. Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан "О культуре" от 28 июня 2011 г. N 734 введено новое определение "нематериальное культурное наследие", под которым понимаются традиции и устные средства выражения, в том числе язык, обычаи, обряды и торжества, знания и навыки, связанные с природой и традиционными ремеслами. Государственное управление охраной и использованием объектов историко-культурного наследия. Вопросы охраны и использования объектов историко-культурного наследия регламентированы в гл. 2 Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия". Корреспондирующие ему нормы содержатся и в других актах законодательства. Полномочия Правительства Республики Таджикистан определены в ст. 8 Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", Законе "О Правительстве Республики Таджикистан" и Указе Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 г. N 9 "О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан". Так, Правительство Республики Таджикистан реализует основные направления государственной политики в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; утверждает программы охраны и содержания, исследования, регенерации и использования объектов историко-культурного наследия. Органом специальной компетенции в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия является Министерство культуры Республики Таджикистан, в составе которого образован отдел охраны и использования историко-культурного наследия. Именно министерство культуры организует и осуществляет историко-культурную экспертизу, обеспечивает государственный контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, подготавливает и ведет Государственный реестр объектов историко-культурного наследия. Полномочия местных органов государственной власти по охране и использованию историко-культурного наследия заключаются в следующем. Они выявляют объекты историко-культурного наследия, обеспечивают их учет, охрану, реставрацию и использование. Местные органы государственной власти обеспечивают соблюдение законодательства Республики Таджикистан об охране и использовании историко-культурного наследия. Объекты, обладающие историко-культурной ценностью, включаются в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия уполномоченным государственным органом на основании представления органов государственной власти, а также юридических и физических лиц за счет средств государства, о чем в десятидневный срок сообщается собственнику. Наиболее значимые из них могут быть отнесены к объектам всемирного культурного наследия путем их включения в Список всемирного культурного наследия. Так, первым памятником Таджикистана, включенным в Список всемирного культурного и природного наследия, является древнее городище Саразм. Четыре памятника наскального искусства Таджикистана - Акджильга (Мургаб), Лангар (Ишкашим), Шахта (Мургаб) и Сойи Сабог (Матчинский район) - включены в предварительный список объектов всемирного культурного наследия <4>. -------------------------------- <4> Мартыненко И. Э. Всемирное культурное наследие: понятие, статус, перспективы включения объектов из стран СНГ // Ахбори Академияи силсилаи филология ва . 2010. N 4. С. 87 - 93.

В законодательстве Республики Таджикистан предусматривается обязательное проведение историко-культурной экспертизы, в новой норме (ст. 1-1, которая введена Законом от 28 декабря 2012 г. N 921) дается ее определение. Однако этот Закон не определяет принципов историко-культурной экспертизы, что затрудняет ее проведение. В соответствии со ст. 19 Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" с целью сохранения особенностей объекта материального культурного наследия, не подлежащих изменению, и его исторической среды на сопряженной с ним территории устанавливаются охранные зоны. Согласно п. 1 Правил порядка использования охранных зон недвижимых объектов историко-культурного наследия, утвержденных Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 г. N 664, предусматриваются следующие зоны охраны недвижимых объектов историко-культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застроек, зона охраняемых объектов природы или исторических ландшафтов. Правовое регулирование порядка исследования памятников археологии. В Республике Таджикистан нет специального закона об охране археологического наследия. Данные вопросы регулируются Законом "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия". На практике также применяется принятая еще в советские времена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (1986 г.). В Республике Таджикистан выявлено более ста значимых памятников археологии: древнеземледельческое поселение (IV в. до н. э.) Саразм в Пенджикентском районе Согдийской области; городище древнего Пенджикента (V - VIII вв. н. э.); мавзолей-медресе Ходжа Машад в Шаартузском районе (X - XII вв.); храм Окса на городище Тахти Сангин (II в. до н. э.); буддийский монастырь "Аджинатепа" в Вахшском районе (VII - VIII вв.) и др. <5>. -------------------------------- <5> Бобомуллоев С. Г. История изучения археологических памятников Южного Таджикистана (XX - начало XXI вв.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Душанбе, 2010. 41 с.

Объекты подводного археологического наследия в Республике Таджикистан на государственном учете не состоят. При строительстве крупных гидротехнических сооружений археологам предоставляется право археологического исследования зоны будущего затопления, после чего выдается разрешение на затопление изученных археологических объектов, например, так было при строительстве Кайраккумского, Нурекского и других водохранилищ. Согласно данным Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Академии наук Республики Таджикистан при раскопках на этих водохранилищах были обнаружены древние земледельческие культуры эпох неолита, бронзы и раннего железного века <6>. -------------------------------- <6> Архив Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за 2013 г. Материалы проекта "Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия стран СНГ".

Исследования памятников археологии проводятся только по разрешению уполномоченного органа на основе представления Академии наук Республики Таджикистан. В случае освоения территории зон (строительство жилья и промышленных объектов, каналов и дорог, затопление зон и т. д.) строительная организация обязана обратиться к уполномоченному органу для проведения исследования необходимой зоны с целью охраны объектов историко-культурного наследия. Право и формы собственности на культурные ценности в Республике Таджикистан. Как определено в ст. 8 Закона "О культуре", национально-культурные ценности Республики Таджикистан могут находиться в общественной, кооперативной, смешанной, совместной и частной собственности. Закон "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" в ст. 25 уточняет, что объекты историко-культурного наследия могут находиться в государственной и частной собственности. Эта норма соответствует Конституции Республики Таджикистан и ст. 236 Гражданского кодекса этой страны. Одним из оснований приобретения права собственности является обнаружение клада. Согласно ст. 257 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, клад - это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы. В случае его обнаружения либо обнаружения памятников истории и культуры пользователь земельного участка, собственник строения и т. п., в которых был сокрыт клад, а также иные лица, обнаружившие клад или памятники истории и культуры, обязаны передать их государству. В то же время пользователь земельного участка или собственник другого имущества, в которых был сокрыт клад, и лицо, обнаружившее его, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в соответствии с соглашением сторон, а в случае недостижения соглашения - по решению суда. Данная гражданско-правовая норма не имеет точного соответствия с положениями специального законодательства. Так, согласно ст. 24 Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", лицо, обнаружившее ценный предмет, имеет право на получение от уполномоченного государственного органа вознаграждения в размере до двадцати процентов от стоимости этой находки. В Гражданском кодексе используется термин "памятник истории и культуры", хотя специальный закон оперирует понятием "объекты историко-культурного наследия". В данном случае, как представляется, эти понятия совпадают. В Гражданском кодексе Республики Таджикистан нет положения, направленного на предотвращение нелегального кладоискательства, т. е. не указывается, что правила ст. 257 Гражданского кодекса не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада. Законом от 28 декабря 2012 г. N 921 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" данная норма (ст. 24) дополнена новой частью следующего содержания: лицо, обнаружившее ценный предмет, обязано передать его уполномоченному государственному органу. Ответственность за нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия. Физические и юридические лица, нарушающие положения Закона "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Административная ответственность установлена в нормах Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях (далее - КоАП) за совершение следующих правонарушений: 1) нарушение правил охраны и использования объектов историко-культурного наследия (ст. 245 КоАП); 2) осквернение и повреждение исторических и культурных ценностей (ст. 246 КоАП); 3) необоснованный снос, перемещение, ремонтирование без разрешения уполномоченных органов, незаконная реализация или изменение исторических и культурных памятников, а также мемориальных сооружений (ст. 247 КоАП); 4) Незаконный захват территории объектов историко-культурного наследия (ст. 248 КоАП). Уголовная ответственность установлена в нормах Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее - УК) за совершение следующих преступлений. 1. В ст. 242 УК установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. 2. В ст. 251 УК установлена ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую ценность. 3. В ст. 289 УК установлена ответственность за контрабанду исторических, археологических или других культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан. Квалифицированный состав контрабанды исторических, археологических или других культурных ценностей представляет те же деяния, совершенные: 1) повторно; 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения; 3) с применением насилия или его угрозы к лицу, осуществляющему таможенный контроль; 4) путем прорыва таможенной границы (ч. 2 и ч. 3 ст. 289 УК); 5) организованной группой. 4. В ст. 290 УК установлена уголовная ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию Республики Таджикистан предметов художественного, исторического или археологического достояния народов Республики Таджикистан и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законами Республики Таджикистан. Напомним, что аналогичная норма в российском уголовном законодательстве Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" изменена, в ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей. 5. В ст. 403 УК установлена уголовная ответственность за умышленное нарушение норм международного гуманитарного права, совершенное в ходе вооруженного конфликта по признаку превращения в объект нападения, уничтожения или повреждения исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов, вероломного использования защитных знаков и сигналов, признаваемых в соответствии с международным гуманитарным правом. 6. В ст. 243 УК установлена уголовная ответственность за надругательство в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо могил участников борьбы с фашизмом. Подведем итоги. Законодательство Республики Таджикистан об охране историко-культурного наследия сформировано в советский период. После провозглашения Республикой Таджикистан 9 сентября 1991 г. независимости на территории государства длительное время, до марта 2006 г., применялись нормы Закона Таджикской ССР (Республики Таджикистан) от 19 июля 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры". В настоящее время приняты и исполняются Законы "О культуре", "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", "О библиотечной деятельности", "О музеях и музейном фонде", "О ввозе и вывозе культурных ценностей", "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях". В Республике Таджикистан не приняты специальные законы об охране археологического наследия, об охране нематериального культурного наследия, на практике применяются положения советского законодательства об учете и охране археологических находок и предметов. В Уголовном кодексе не установлена ответственность за надругательство (вандализм), совершенное по отношению к объекту историко-культурного наследия и за хищения клада.

Литература

1. Бобомуллоев С. Г. История изучения археологических памятников Южного Таджикистана (XX - начало XXI вв.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Душанбе, 2010. 41 с. 2. Мамаджанова С. М., Мукимов Р. С. Архитектурное наследие Худжанда. Душанбе: Мерос, 1993. 126 с. 3. Мамаджанова С. М. Традиции и современность в архитектуре Таджикистана (на примере Душанбе). Душанбе: Ирфон-Мерос, 1993. 368 с. 4. Мартыненко И. Э. Всемирное культурное наследие: понятие, статус, перспективы включения объектов из стран СНГ // Ахбори Академияи силсилаи филология ва . 2010. N 4. 5. Ранов В. А., Филимонова Т. Г. Изучение Гиссарской культуры и неолитический слой поселения Кангуртут // Памятник Кангурттута в Юго-Западном Таджикистане (эпоха неолита и бронзового века). М., 2008. 6. Архив Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за 2013 г. Материалы проекта "Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия стран СНГ".

------------------------------------------------------------------

Название документа